Указания Главного военного прокурора РФ от 24 декабря 1996 г. N 1у-1150 "О дальнейшем совершенствовании надзорной деятельности в органах военной прокуратуры"

Указания Главного военного прокурора РФ от 24 декабря 1996 г. N 1у-1150
"О дальнейшем совершенствовании надзорной деятельности в органах военной прокуратуры"


Внесенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и изданный в его развитие приказ Генерального прокурора России от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" поставили перед прокуратурой дополнительные задачи, внесли коррективы в надзорную деятельность, потребовали определенных изменений в организации этой работы.

Состояние преступности и законности в войсках и силах флота свидетельствует о нарастании негативных тенденций. Повсеместно нарушается законодательство о социальной защите военнослужащих, охране их жизни и здоровья, не сокращаются травматизм и гибель людей. Со ссылками на недостаточное финансирование до них не доводятся положенные нормы довольствия, в то время как многие командиры и начальники заключают заведомо невыгодные сделки на поставку продовольствия и вещевого имущества, строительство и закупку жилья, сдачу в аренду недвижимости, мер правового характера к недобросовестным нанимателям не применяют, полученные по договорам денежные средства расходуют не по назначению.

В Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках получили широкое распространение нарушения жилищного законодательства, особенно со стороны высших должностных лиц, отвлечение подчиненного личного состава на строительство дач, гаражей, ремонт квартир. В результате безответственности командиров и начальников растаскивается и разворовывается имущество, являющееся федеральной собственностью, высвобождаемые материальные ценности, в том числе военные городки, установленным порядком не реализуются.

Во многих воинских частях не перекрыты каналы для утраты оружия и боеприпасов, приобретения и сбыта наркотических веществ. Медленно решаются проблемы искоренения неуставных проявлений в воинских коллективах.

Занимая важное место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в войсках и силах флота, органы военной прокуратуры не сумели в полной мере обеспечить выполнение возложенных на них функций.

Не все военные прокуроры владеют обстановкой в поднадзорных войсках, а поэтому работают по старинке не на упреждение нарушений законов, а только по свершившимся фактам.

Не являются подлинными организаторами активной и наступательной надзорной деятельности руководители прокуратур, их заместители и отделы надзора военных прокуратур окружного звена.

С учетом изложенного, предлагаю:

1. Военным прокурорам округов, флотов, группы и видов войск, МГВП, объединений и гарнизонов основные усилия в надзорной работе направить на обеспечение социальной защиты военнослужащих, охраны их жизни и здоровья, полного материально-бытового обеспечения, соблюдения жилищных и иных прав.

В этой деятельности улучшить взаимодействие и координацию с территориальными правоохранительными органами, шире использовать предоставленные законом возможности обращаться в судебные органы за защитой прав военнослужащих.

2. Не допускать необоснованного сужения функций военных прокуратур по разрешению обращений военнослужащих, членов их семей и других граждан. Иметь в виду, что обращение в суд с обжалованием действий органов военного управления и воинских должностных лиц является правом военнослужащего (гражданина), наравне с его правом обращаться по этим вопросам в органы военной прокуратуры.

Содержащиеся в письмах, заявлениях и жалобах, а также публикациях средств массовой информации сведения о нарушениях законов рассматривать как основание для организации и проведения надзорных мероприятий в конкретных воинских частях, учреждениях, организациях и на предприятиях.

3. Надзор за законностью правовых актов органов военного управления, воинских частей, предприятий и учреждений, соблюдением законодательства при разрешении писем, жалоб и заявлений осуществлять в плановом порядке, а законность содержания арестованных на гауптвахтах, в комнатах временно задержанных - проверять не реже 1 раза в месяц.

Добиваться немедленной отмены противоречащих закону правовых актов, в необходимых случаях обращаться в судебные органы для признания их недействительными.

При выявлении случав издания незаконных актов на основании приказов, директив и распоряжений руководства Министерства обороны, его главных и центральных управлений, министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, все материалы проверки с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Главную военную прокуратуру.

4. Усилить надзор за исполнением законов, направленных на предупреждение бесхозяйственности, участия военнослужащих в коммерческой деятельности, обеспечение сохранности военного имущества, оружия, боеприпасов и боевой техники, соблюдение природоохранительного законодательства. Наладить деловые отношения с органами МВД, ФСБ, таможенными, налоговыми и другими контрольными службами.

Не оставлять без реагирования факты несвоевременного направления в органы прокуратуры материалов о хищениях, недостачах и иных злоупотреблениях, выявленных контрольно-ревизионными органами.

В процессе проверок выяснять, как выполняются должностными лицами требованиями законодательства о взыскании с причинителей вреда материального ущерба, содействует ли активному использованию правовых средств в этом деле юридическая служба.

5. Исключить из практики работы военных прокуроров факты подмены органов военного управления и дублирования контролирующих органов, дополнять и усиливать их влияние на укрепление законности и правопорядка в войсках мерами прокурорского надзора.

Обращаясь в арбитражные суды за защитой государственных интересов, повысить спрос с руководителей органов военного управления, воинских частей, организаций и предприятий за непринятие конкретных мер по выполнению хозяйственного законодательства и взысканию задолженности с недобросовестных участников договорных отношений.

6. Акцентировать внимание на надзоре за исполнением должностными лицами вышестоящих штабов и управлений обязанностей по обеспечению режима законности в подчиненных и подконтрольных войсках и силах флота. В ходе проверок исследовать вопрос о их деятельности по выявлению пресечению правонарушений, своевременному и полному принятию мер по устранению причин и условий, способствующих беззаконию.

7. Для устранения выявленных нарушений законов, невзирая на должностное положение, полнее использовать полномочия, предоставленные военным прокурорам Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Добиваться фактического устранения нарушений законности, реального восстановления прав военнослужащих, членов их семей и других граждан, исполнения требований военного прокурора. Активно практиковать проведение контрольных проверок. При наличии оснований немедленно возбуждать уголовные дела.

8. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние надзорной работы в прокуратурах и результаты выносить на обсуждение коллегий (оперативных совещаний) для выработки конкретных мер по ее улучшению.

9. Повысить организацию и направляющую роль заместителей военных прокуроров и отделов надзора военных прокуратур окружного звена, ужесточить с них спрос за состояние и эффективность надзорной работы в органах военного управления округов, флотов, видов и родов войск, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях и на предприятиях.

Решительно пресекать распыление сил и средств на проведение мероприятий, не оказывающих реального воздействия на состояние законности и правопорядка в поднадзорных войсках и силах флота.

Продолжать совершенствовать качество документов прокурорского реагирования. Не допускать направление командованию и другим должностным лицам представлений и протестов без надлежащей их проработки и подготовленных наспех.

Оценку работы прокуроров давать исходя из знания ими фактического положения дел, своевременности и полноты реагирования на выявленные нарушения законов в поднадзорных воинских частях и на кораблях. При этом учитывать инициативу и самостоятельность, умение доводить начатое дело до логического конца, твердое отстаивание принципов законности.

10. Управлению надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями (т. Мережко К.А.) улучшить надзор за исполнением законов в деятельности главных и центральных органов военного управления, постоянно оказывать методическую и практическую помощь в надзорной деятельности военным прокурорам на местах. В целях обучения передовым формам и методам работы подмечать и активнее распространять положительный опыт в организации и проведении надзорных мероприятий, проводить стажировки офицеров с мест в Главной военной прокуратуре. Наиболее отличившихся прокурорских работников поощрять.

11. Указания начальника Главного управления по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах от 16 марта 1993 г. N УОН-1033 считать утратившими силу.

Контроль за исполнением настоящих указаний возложить на первого заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Носова Г.Н.


Генерал-полковник юстиции

В.Н.Паничев



Указания Главного военного прокурора РФ от 24 декабря 1996 г. N 1у-1150 "О дальнейшем совершенствовании надзорной деятельности в органах военной прокуратуры"


Текст указаний официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.