Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-12922/2015

 

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года апелляционное представление помощника Домодедовского городского прокурора и апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года по делу по заявлению Домодедовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании подпунктов "в","г","д","е","ж","и","к" пункта 2.6.1, пунктов 1.2.1 и 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения прокурора Козловой О.А.,

УСТАНОВИЛА:

Домодедовский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований - л.д. 90-96) об оспаривании подпунктов "в","г","д","е","ж","и","к" пункта 2.6.1, пункта 2.7.1 (полностью), а также пункта 1.2.1

Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, в той части, в какой он ограничивает круг лиц, имеющих право на обращение в администрацию городского округа с заявлением о получении муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" только юридическими и физическими лицами, имеющими во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представителями.

По мнению прокурора, оспариваемые нормоположения противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, ч. 6 ст. 43, ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В судебном заседании помощник Домодедовского городского прокурора поддержал уточненные требования в полном объеме.

Представитель Администрации городского округа Домодедово Московской области требования прокурора не признал.

Решением Домодедовского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года заявление Домодедовского городского прокурора удовлетворено частично: признан недействующим со дня принятия пункт 1.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, в части указания, что заявителями могут быть "лица, имеющие во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представители", полностью недействующим со дня принятия п. 2.7.1 Административного регламента, в остальной части заявление Домодедовского городского прокурора оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении помощник Домодедовского городского прокурора, принимавший участие в рассмотрении дела судом 1 инстанции, ставит вопрос об отмене данного решения в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующими со дня принятия подпункта "в" (в части предоставления копий документов, устанавливающих права на здание (строение, сооружение), если право на здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП), подпунктов "г" и "ж" п. 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883.

С указанным решением в части удовлетворения требований прокурора не согласилась Администрация городского округа Домодедово, подав апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации городского округа Домодедово не явился. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Из материалов дела усматривается, что

постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" (л.д. 40-42). Данное постановление было опубликовано в Информационном вестнике Совета депутатов и администрации городского округа Домодедово только 23.10.2014.

Пунктом 1.2.1 указанного Административного регламента предусмотрено, что заявителями муниципальной услуги являются юридические лица, физические лица, имеющие во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представители, наделенные соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Согласно пункту 2.7.1 Регламента, основанием для отказа в приеме документов является: обращение лица, не относящегося к категории лиц, указанных в п. 1.2.1 настоящего Административного регламента.

По смыслу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

По смыслу вышеприведенных норм, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Действующее градостроительное законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе документов, свидетельствующих о наличии на данном земельном участке объектов недвижимости, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающими требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, - выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящихся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).

Разрешая заявленные прокурором требования в части признания пунктов 1.2.1, 2.7.1 Регламента недействующим со дня их принятия, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые прокурором положения муниципального правового акта противоречат вышеупомянутым нормам федерального законодательства, поскольку необоснованно ограничивают круг лиц, имеющих право на обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана (любые лица, имеющие заинтересованность в получении градостроительного плана), только физическими и юридическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков либо расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Вместе с тем, признавая частично недействующим п. 1.2.1 и полностью недействующим п. 2.7.1 Регламента, суд не учел, что данные пункты напрямую взаимосвязаны: если за получением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана вправе обратиться любое заинтересованное лицо (физическое или юридическое), соответственно, в принятии документов от лиц, не имеющих заинтересованности в выдаче градостроительного плана, может быть отказано.

Кроме того, судебная коллегия находит, что признавая недействующим со дня принятия пункт 1.2.1 Административного регламента в части указания, что заявителями могут быть "лица, имеющие во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представители", суд не учел, что оставшаяся действующей часть указанного пункта ("Заявителями муниципальной услуги являются юридические лица, физические (далее - заявитель), наделенные соответствующими полномочиями в установленном законом порядке") лишена какого-либо юридического смысла и возможности практического применения.

В этой связи судебная коллегия считает необходимым постановленное по делу решение отменить в части удовлетворения требований прокурора и постановить в указанной части новое решение, которым заявление Домодедовского городского прокурора удовлетворить частично, признав недействующим со дня принятия пункт 1.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, в той части, в какой он ограничивает круг лиц, имеющих право на обращение в Администрацию городского округа Домодедово с заявлением о получении муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", только юридическими и физическими лицами, имеющими во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представителями, а также пункт 2.7.1 указанного Административного регламента в той части, в которой он предусматривает отказ в приеме документов от юридических и физических лиц или их представителей только по основанию, что они не имеют во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации городского округа от 11.12.2013 N 4883, определен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана, в том числе, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости: копии документов, устанавливающих права на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копии документов, устанавливающих права на здание, если право на здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт "в"); действующая (актуализированная) топографическая съемка территории земельного участка на бумажном и электронном носителе (подпункт "г"); кадастровый паспорт земельного участка (подпункт "д"); кадастровый план территории (подпункт "е"); технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (подпункт "ж"); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт "и"); сведения о содержании правоустанавливающих документов (пункт "к").

Отклоняя требования прокурора в части признания недействующими пп. "д","е","и","к" пункта 2.6.1 Административного регламента, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по представлению документов, предусмотренных вышеупомянутыми подпунктами, не возложена на заявителя муниципальной услуги, - эти документы получаются лицом, оказывающим муниципальную услугу, в порядке меж- и внутриведомственного взаимодействия.

Соглашаясь с выводами суда в указанной части, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении соответствующих требований прокурора.

Вместе с тем, разрешая возникший спор и отклоняя заявленные прокурором требования относительно подпунктов "в","г","ж" пункта 2.6.1 Административного регламента, суд первой инстанции не учел, что в силу пункта 2.6.2 того же Регламента к документам, получаемым в результате меж- и внутриведомственного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, относятся только справка о содержании правоустанавливающих документов (пп. "к"), кадастровый паспорт земельного участка (пп. "д"), кадастровый план территории (пп. "е"), выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. "и"). Документы, указанные в подпунктах "в","г","ж", как следует из содержания данного пункта, должны получаться и предоставляться заявителем самостоятельно, что противоречит указанным выше положениям Градостроительного кодекса РФ.

Следует отметить, что в силу пункта 2.8.1 Административного регламента в предоставлении услуги будет отказано в связи с непредоставлением или предоставлением не в полном объеме документов, указанных в п. 2.6 настоящего Регламента, за исключением документов, указанных в графе 1 Таблицы 1 в п. 2.6.2, т.е. документов, получаемых в результате меж- и внутриведомственного взаимодействия.

При таких данных постановленное по делу решение в части отклонения требований прокурора о признании недействующими со дня принятия подпунктов "в","г","ж" пункта 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, заявленные прокурором требования - удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Домодедово не могут быть приняты во внимание, так как направлены на переоценку выводов суда и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года в части отказа в удовлетворении требования прокурора о признании недействующими со дня принятия подпунктов "д","е","и","к" пункта 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, оставить без изменения.

В остальной части решение Домодедовского городского суда Московской области от 12 февраля 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Домодедовского городского прокурора удовлетворить частично:

- признать недействующими со дня принятия подпункты "в","г","ж" пункта 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883;

- признать недействующими со дня принятия пункт 1.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 11.12.2013 N 4883, в той части, в какой он ограничивает круг лиц, имеющих право на обращение в Администрацию городского округа Домодедово с заявлением о получении муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", только юридическими и физическими лицами, имеющими во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово или их представителями, а также пункт 2.7.1 указанного Административного регламента в той части, в которой он предусматривает отказ в приеме документов от юридических и физических лиц или их представителей только по основанию, что они не имеют во владении, пользовании, распоряжении земельные участки, здания, строения, сооружения на территории городского округа Домодедово.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.