Положение об отделах по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности (РУОП) (утв. Генеральной прокуратурой РФ от 26 марта 1998 г.)

Положение
об отделах по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности (РУОП)
(утв. Генеральной прокуратурой РФ от 26 марта 1998 г.)

ГАРАНТ:

Настоящее Указание применяется в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"

1. Отделы по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности образуются во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.97 N 67, являются самостоятельными структурными специализированными подразделениями соответствующих прокуратур субъектов Российской Федерации. Действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, другими законодательными актами, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и настоящим Положением под личным контролем соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации и под непосредственным руководством отдела по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на всей территории, обслуживаемой соответствующим РУОП. В своей деятельности взаимодействуют с управлениями и отделами прокуратур, научными, экспертными и другими учреждениями.

2. Задачей отделов является непосредственное осуществление надзора за законностью рассмотрения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлений, поступивших в РУОП, дознания и оперативно-розыскной деятельности РУОП (при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений), доставления, задержания работниками РУОП граждан, за законностью расследования конкретных наиболее актуальных уголовных дел об организованной преступности (п. 4 ст. 35 УК РФ).

3. Отделы осуществляют координацию деятельности РУОП с подразделениями других правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие организованной преступности, в том числе с подразделениями прокуратур (территориальных, специализированных, транспортных, военных) на всей территории, обслуживаемой соответствующим РУОП, на основе анализа практики исполнения законов по борьбе с организованной преступностью путем разработки планов, наиболее эффективных форм и методов совместной деятельности, проведения координационных и оперативных совещаний, внесения предложений об их осуществлении прокурорам и руководителям РУОП, других подразделений органов внутренних дел. Взаимодействуют со специальными прокурорами (подразделениями, группами) в прокуратурах там, где они выделены (образованы) для усиления борьбы с организованной преступностью, в том числе с осуществляющими надзор за деятельностью территориальных управлений по организованной преступности (УОП, РООП и т. д.).

4. Отделы осуществляют надзор за законностью учета и регистрации в РУОП преступлений, совершенных организованными преступными группами, сообществами, организациями, проверяют достоверность статистической отчетности. Принимают меры по устранению нарушений закона при учете и регистрации таких преступлений.

5. Отделы по указанию прокурора субъекта Российской Федерации, по своей инициативе или ходатайству начальников РУОП истребуют и изучают материалы РУОП и уголовные дела, возбужденные по их материалам и разработкам, независимо от подследственности, в том числе находящиеся под надзором или в производстве прокуратур субъектов Российской Федерации, территориальных, специализированных, транспортных и военных прокуратур, вносят соответствующим прокурорам предложения об отмене незаконных постановлений, даче указаний, принятии или санкционировании процессуальных решений или действий, контролируют их исполнение непосредственно или через соответствующих прокуроров, дают предложения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, проводят проверки в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР.

6. По поручению руководства Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации отделы осуществляют надзор за расследованием конкретных уголовных дел в полном объеме, принимают их к своему производству, поддерживают по ним государственное обвинение. При этом осуществляют функции уголовного преследования путем полного, всестороннего и объективного расследования преступлений на основе неуклонного соблюдения законности, прав и интересов граждан.

7. Отделы по надзору за законностью деятельности РУОП возглавляют начальники - старшие помощники прокуроров субъектов Российской Федерации. В составе отделов имеются старшие прокуроры и прокуроры, которые самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные ст. 211 УПК РСФСР, на всей территории соответствующей прокуратуры субъекта Российской Федерации. На территории других субъектов Российской Федерации, входящих в зону обслуживания РУОП, отделы действуют через соответствующих территориальных, специализированных, военных, транспортных прокуроров, прокуроров субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости - через отдел по надзору за исполнением законов по борьбе в организованной преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Всем работникам отделов в установленном порядке оформляется допуск к работе с секретными документами, производится доплата за секретность, а также за особые условия труда.

ГАРАНТ:

См. Положение о работе с секретными материалами, документами, делами, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 1998 г. N 33


8. Полномочия и обязанности работников отделов.

8.1. Начальники отделов:

- назначаются на должности и освобождаются от должности с согласия руководства Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствующими прокурорами - субъектов Российской Федерации из числа наиболее подготовленных работников, имеющих достаточный опыт прокурорско-следственной работы;

- в своей служебной деятельности подчиняются непосредственно руководству Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и лично - соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, осуществляют общее руководство отделами, отвечают за организацию их работы, обеспечивают дисциплину и законность деятельности подчиненных;

- распределяют обязанности между старшими прокурорами и прокурорами отделов, при необходимости дают им поручения независимо от распределения обязанностей, осуществляют контроль за их исполнением;

- обеспечивают совместно с управлением кадров подбор кадров, согласовывают их назначение на должность и перемещение с прокурором субъекта Российской Федерации, представляют аттестации подчиненных сотрудников, ставят перед прокурором субъекта Российской Федерации вопросы о поощрении и наказании сотрудников отдела, принимают меры к созданию надлежащих условий труда и быта;

- при выполнении обязанностей по надзору за оперативно-розыскной деятельностью РУОП (за законностью выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений) требуют от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представления оперативно-служебных документов, послуживших основанием для проведения этих мероприятий в случаях поступления в отдел материалов, информации и обращений граждан о нарушении законов при проведении (с момента начала и до окончания) оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений;

- при выявлении нарушений закона, влекущих уголовную ответственность, для решения вопросов о привлечении к ответственности или освобождении от нее лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, требуют от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений об их личности, в том числе и поступившие от них рукописные сообщения, или изымают их в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

- по своей инициативе принимают меры к наиболее полному всестороннему и объективному производству предварительного следствия по конкретным уголовным делам, возбужденным по материалам РУОП. Проверяют уголовные дела этой категории, отменяют незаконные процессуальные решения, дают письменные указания. Вносят предложения прокурорам (территориальным специализированным, военным, транспортным, субъектов Российской Федерации) или отделу по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации о производстве следственных действий, обеспечивают контроль за их исполнением независимо от территориальной или предметной подследственности, истребуют уголовные дела, ставят вопросы о передаче их другому следователю или другому органу расследования;

- принимают решения о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении уголовных дел по своим материалам и материалам РУОП на территории всех субъектов Федерации, входящих в зону обслуживания регионального управления;

- ставят перед территориальными, специализированными, военными, транспортными прокурорами, прокурорами субъектов Российской Федерации, а в случае отказа - перед Главным следственным управлением вопросы об аресте, продлении сроков следствия и содержания под стражей, о прекращении или приостановлении расследования. Самостоятельно определяют отнесение уголовных дел к категории дел об организованной преступности, а в случаях разногласий с прокурорами согласовывают такие вопросы с Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- в необходимых случаях лично участвуют в производстве следственных действий либо по поручению руководства Главного следственного управления проводят расследования в полном объеме или поддерживают по ним государственное обвинение, дают предложения о поручении расследования по наиболее сложным, многоэпизодным делам группе следователей, вносят предложения о создании следственных групп с включением в них оперативных работников для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением следователей прокуратур субъектов Российской Федерации, территориальных, специализированных, транспортных и военных прокуратур, следователей МВД, ФСБ, налоговой полиции России;

- ставят лично перед прокурором субъекта Российской Федерации (там, где образованы отделы) вопросы о санкционировании неотложных процессуальных действий по делам РУОП или по делам, принятым к своему производству (производству отдела) независимо от предметной или территориальной подследственности, а при необходимости в случае отказа санкционирования - перед Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- проводят оперативные совещания, заслушивают сообщения отчеты и объяснения работников отделов нижестоящих прокуратур и органов внутренних дел;

- организуют взаимодействие с другими управлениями и отделами в пределах своей компетенции, а также исполнение и подготовку поручений, вытекающих из международных обязательств и договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам;

- рассматривают жалобы на подчиненных сотрудников, работников прокуратур, на действия работников РУОП и следователей по расследуемым делам указанной категории, за которыми ими установлен надзор;

- организуют ежемесячный сбор сведений о деятельности поднадзорных РУОП, анализируют и обобщают в целом по территории его обслуживания статистические и иные данные, характеризующие состояние организованной преступности, законности деятельности РУОП, прокурорского надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью всех территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью (УОП, РООП и т.д.). На этой основе вносят прокурорам (территориальным, специализированным, военным, транспортным, субъектов Российской Федерации) и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации предложения по укреплению законности и повышению эффективности работы в пределах своей компетенции самостоятельно принимают меры по устранению нарушений законности, регулярно отчитываются о результатах работы перед руководством Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- дают заключения по ходатайствам РУОП о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий в случаях, предусмотренных законом;

- осуществляют контроль за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегий и оперативных совещаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации (в которых отделы образованы) по вопросам надзора за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью рассмотрения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

8.2. Старшие прокуроры, прокуроры отделов:

- назначаются по представлению начальников отделов прокурорами субъектов Российской Федерации из числа наиболее профессионально подготовленных работников;

- в соответствии с распределением обязанностей проверяют законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений;

- проверяют законность рассмотрения РУОП заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, порядок регистрации и учета преступлений, проверяют законность доставления в РУОП, задержания работниками РУОП граждан;

- принимают меры по устранению нарушений законности самостоятельно или через соответствующих прокуроров;

- рассматривают ходатайства РУОП о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, дают предварительные заключения об их законности, проверяют законность их проведения;

- готовят заключения о законности и обоснованности процессуальных решений по материалам РУОП. По поручению начальников отделов устанавливают надзор за расследованием уголовных дел, возбужденных по материалам РУОП, вносят предложения об отмене незаконных решений о возбуждении уголовных дел, о направлении расследования, прекращении, приостановлении, производстве процессуальных и оперативно-розыскных действий, о передаче дел в производство в другой орган или другому следователю;

- по поручениям начальников отделов принимают к своему производству уголовные дела, расследуют их в полном объеме или поддерживают по ним государственное обвинение;

- рассматривают заявления, сообщения и жалобы граждан на действия работников РУОП и на действия следователей, ведущих расследование уголовных дел, за которыми установлен надзор, принимают в установленном порядке граждан и представителей организаций;

- ведут учет выполняемой работы, представляют начальникам отделов отчеты по установленной форме;

- осуществляют сбор сведений, накопление и анализ информации о результатах деятельности РУОП, разрабатывают мероприятия по повышению ее эффективности, совершенствованию организации надзора, устранению нарушений законности;

- по делам, за которыми осуществляется надзор, рассматривают постановления следователей о применении ареста в качестве меры пресечения, продлении сроков следствия и содержания под стражей и дают по ним заключения;

- участвуют в судебных проверках законности и обоснованности арестов или продления сроков содержания обвиняемых под стражей.

9. Делопроизводство отделов осуществляется работниками особой и общей части соответствующих прокуратур субъектов Федерации.


Начальник управления по надзору
за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью
в органах внутренних дел
государственный советник юстиции 2 класса

П.В.Вилков


Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник юстиции 1 класса

М.Б.Катышев



Положение об отделах по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности (РУОП) (утв. Генеральной прокуратурой РФ от 26 марта 1998 г.)


Текст положения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.