Приказ МВД РФ от 5 июля 1996 г. N 362 "Об информатизации образовательных учреждений МВД России"

Приказ МВД РФ от 5 июля 1996 г. N 362
"Об информатизации образовательных учреждений МВД России"


Во исполнение решения коллегии МВД России от 10 марта 1995 г. N 2 км "О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел" - приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию информатизации образовательных учреждений МВД России (приложение 1).

1.2. План реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России (приложение 2).

1.3. Типовой проект комплексной компьютеризации образовательного учреждения МВД России (приложение 3).

3. ГУК (Пузанову Ю.П.), УСиА Главного штаба (Кузнецову В. М.) МВД России:

2.1. Обеспечить проведение организационно-технических мероприятий по реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России.

2.2. Осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения плана реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России.

3. Начальникам образовательных учреждений МВД России принять меры по реализации Концепции информатизации.

4. ГУК (Пузанову Ю.П.), УСиА Главного штаба (Кузнецову В.М.), ФЭУ (Ямщикову Ю.С.) МВД России определить объемы поставок информационной техники, источники финансирования и разработать программу оснащения образовательных учреждений МВД России.

5. ГУМТиВС МВД России (Коваленко В. И.) обеспечить оснащение образовательных учреждений МВД России современными средствами информационной техники.

6. Ответственность за организацию исполнения данного приказа возложить на заместителя Министра - начальника Главного управления кадров МВД России генерал-лейтенанта милиции Федорова В. И.


Министр
генерал армии

А. Куликов


Приложение 1

к приказу МВД РФ

от 5 июля 1996 г. N 362


Концепция информатизации образовательных учреждений МВД России


1. Общие положения


Настоящая Концепция информатизации образовательных учреждений МВД России (далее "Концепция") представляет собой систему положений, определяющих основные цели, задачи, принципы и направления информатизации образовательных учреждений МВД России. Информатизация - процесс внедрения технологий обработки, передачи и хранения информации с помощью современных технических средств. Информатизация образовательных учреждений МВД России является одним из важнейших элементов информатизации МВД России.

При разработке данного документа за основу взята Концепция информационного обеспечения органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г. N 229, и Концепция информатизации высшего образования России, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 28 сентября 1993 г.


2. Анализ состояния процесса информатизации образовательных учреждений
МВД России


Действующая в настоящее время Концепция системы информационного обеспечения органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г. N 229, посвящена главным образом организации системы информационного обеспечения органов внутренних дел и не в полной мере учитывает интересы образовательных учреждений МВД России.

Главным преимуществом указанной Концепции является детальная проработка системы сбора, обработки и использования информации для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Основной задачей процесса информатизации считается обеспечение прямого доступа сотрудников органов внутренних дел к информации интегрированных банков данных. Несомненно, что данный документ необходим для организации подготовки и переподготовки кадров в плане обучения правильного использования ими информационных фондов различных уровней.

Наиболее полно учитывает интересы высших образовательных учреждений Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. Однако, в указанных документах не представлены в полной мере интересы ведомственных образовательных учреждений:

- использование информационных технологий в обучении специальным дисциплинам сводится, как правило, к обучению работе с базами и банками данных;

- не в полной мере учитывается опыт работы зарубежных образовательных и научно-исследовательских учреждений, опыт отечественных предприятий, учреждений и организаций;

- не решаются вопросы обеспечения информационной поддержки научных исследований в ведомственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- внедрение новых информационных технологий для преподавания учебных дисциплин гуманитарного и юридического профиля не учитывает специфики образовательных учреждений МВД России.

Актуальность настоящей Концепции состоит в необходимости разработки единой информационно-технической политики в области профессионального образования МВД России.

В настоящей Концепции предлагается объединить основные положения нормативных актов МВД России и Госкомвуза России в приложении к образовательным учреждениям МВД России и осуществить расстановку акцентов в области использования вычислительной техники в системе ведомственных образовательных учреждений.


3. Основные принципы информатизации образовательных учреждений
МВД России


Информатизация образовательных учреждений МВД России является составной частью информатизации органов внутренних дел и включает в себя информатизацию:

- учебно-воспитательного процесса;

- научных исследований;

- служб, обеспечивающих учебный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения;

- процесса координации деятельности образовательных учреждений.

Основополагающими принципами информатизации являются:

1. Комплексность внедрения информационных технологий на всех фазах учебно-воспитательного процесса и на всех уровнях системы подготовки кадров.

2. Универсальность используемых информационных технологий для всех образовательных учреждений МВД России.

3. Полнота информации.

4. Оперативность контроля качества подготовки специалистов на всех этапах учебного процесса.

5. Оптимальность организации управленческого и педагогического труда.

Под комплексностью внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс понимается использование информационных технологий как в процессе проведения занятий, так и в процессе самоподготовки и контроля знаний на всех учебных дисциплинах. Процесс информатизации проводится начиная с начальных уровней подготовки и продолжается, по мере приобретения навыков работы с информационной техникой, на всех последующих уровнях подготовки, с учетом его профессионального направления.

Универсальность информационных технологий заключается в использовании единой технической политики для образовательных учреждений МВД России.

Полнота информации в учебно-воспитательном процессе обеспечивается предоставлением обучаемым и профессорско-преподавательскому составу полной информации (информационных фондов) по имеющемуся методическому обеспечению, компьютерных программах, видеофильмах, проводимых научных исследованиях по изучаемой тематике, отечественному и зарубежному опыту.

Оперативность контроля качества подготовки специалистов предполагает создание эффективной "обратной связи" воздействия учебного процесса на обучаемого путем оперативного тестирования по изучаемому предмету и выдаче информационной системой рекомендаций по корректировке процесса обучения.

Оптимальность организации управленческого и педагогического труда достигается за счет максимальной автоматизации повседневных операций.


4. Цели и задачи информатизации образовательных учреждений МВД России


Основная цель информатизации образования состоит в повышении эффективности и качества подготовки специалистов согласно Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной решением коллегии МВД России от 10 марта 1995 г. N 2 км.

Ключевыми задачами информатизации образовательных учреждений МВД России следует считать:

- применение информационных технологий для организации учебно-воспитательного процесса;

- информатизацию научных исследований в образовательных учреждениях МВД России;

- создание современной информационной среды системы образования и науки;

- оснащение образовательных учреждений МВД России техническими средствами информатизации;

- оперативное обеспечение образовательных учреждений МВД России нормативно-правовой информацией;

- разработку и внедрение автоматизированных систем управления в деятельность образовательных учреждений и отдельных его служб;

- информационную интеграцию образовательных учреждений МВД России в мировую систему образования.

Каждая из задач информатизации направлена на решение взаимосвязанных проблем, что обеспечит переход ведомственной системы образования на качественно новый уровень.

Применение информационных технологий для организации учебно-воспитательного процесса предполагает:

- кардинальное обновление научной и учебно-методической информационной базы образовательных учреждений МВД России;

- разработку и применение современных методов интенсификации и повышения эффективности учебного процесса;

- разработку методического обеспечения для эффективного применения систем компьютерного обучения и контроля знаний;

- наличие системной интеграции новых информационных технологий, внедрение их в сложившиеся учебные процессы и организационные структуры;

- разработку общей научно-методической и технологической базы для создания учебных компьютерных курсов;

- сертификацию и оценку качества программных средств учебного назначения.

Информатизация научных исследований в образовательных учреждениях МВД России предполагает:

- разработку единой информационно-технической политики в ведомственных образовательных учреждениях МВД России;

- создание концептуальных и методических основ информатизации научных исследований;

- проведение научно-исследовательских работ в области информационных сред и ресурсов;

- организацию эффективной информационной поддержки научных исследований, проводимых в системе образовательных учреждений МВД России;

- создание и использование сети баз данных и баз знаний в учебном и научно-исследовательском процессах.

Создание современной информационной среды системы образования и науки предполагает:

- разработку и введение в действие функциональных комплексов на базе локальных вычислительных сетей для автоматизации управленческой деятельности различных уровней и направлений;

- создание централизованных информационно-справочных систем в различных областях знаний;

- создание единой информационной сети образовательных учреждений МВД России;

- разработку экспертных систем, электронных учебников, обучающих и контролирующих компьютерных программ на основе новейших компьютерных технологий;

- компьютеризацию библиотечного дела в системе образовательных учреждений МВД России;

- создание информационных сетей для дистанционного обучения;

- разработку сетевых информационных технологий и информационных услуг в образовательных учреждениях МВД России.

Оснащение образовательных учреждений техническими средствами информатизации предполагает:

- проведение анализа основных направлений и особенностей развития зарубежных и отечественных технических средств информатизации образования и обоснование потребности в них образовательных учреждений МВД России;

- оснащение образовательных учреждений МВД России средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, компьютерными издательскими системами и комплексами;

- обеспечение образовательных учреждений МВД России лицензионными и сертифицированными программными средствами и предоставление услуг по их сопровождению.

Оперативное обеспечение образовательных учреждений МВД России информативно-правовой информацией предполагает:

- создание банка данных нормативных документов для использования его по компьютерным каналам связи образовательных учреждений МВД России;

- создание эффективной системы сбора и обработки информации о результатах исполнения нормативных документов, планов и распоряжений руководства Министерства в ведомственных образовательных учреждениях МВД России.

Разработка и внедрение автоматизированных систем управления деятельностью образовательного учреждения включает:

- создание административных информационных сетей каждого образовательного учреждения МВД России;

- разработку, развитие и совершенствование информационных комплексов, предназначенных для обеспечения управления деятельностью образовательными учреждениями МВД России.

Информационная интеграция образовательных учреждений МВД России в мировую систему образования предполагает:

- объединение единой информационной сети образовательных учреждений МВД России с информационными сетями зарубежных полицейских образовательных учреждений;

- организацию международного обмена опытом использования новых информационных технологий в образовании;

- проведение международных семинаров и телеконференций по информационным сетям.


5. Ожидаемые результаты реализации Концепции информатизации
образовательных учреждений МВД России


Предполагается, ввиду сложности и многогранности решаемых задач, осуществление реализации Концепции в два этапа:

Первый этап (1996-2000 гг.) - внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, создание локальных сетей образовательных учреждений МВД России.

Второй этап (2001-2003 гг.) - создание информационной сети образовательных учреждений МВД России, их интеграция в международную вычислительную сеть.

Ожидаемые результаты выполнения первого этапа реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России:

- оперативность информирования образовательных учреждений о нормативных материалах, имеющемся программном и методическом обеспечении для организации учебного процесса;

- повышение заинтересованности сотрудников во внедрении вычислительной техники в учебный процесс;

- полная информация об оснащенности образовательных учреждений учебно-методическими материалами и техническими средствами,

- обеспечение устойчивой компьютерной связи с образовательными учреждениями МВД России в рамках магистральной сети передачи данных МВД России;

- начало планомерного, технически обоснованного оснащения образовательных учреждений МВД России компьютерной техникой;

- образование головных центров по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс;

- оптимизация штатной численности управленческого аппарата образовательных учреждений МВД России, за счет ликвидации дублирования и автоматизации процесса подготовки управленческих решений;

- создание информационной системы отчетности в образовательных учреждениях МВД России;

- наличие единого нормативного банка данных и единой информационно-технической политики в системе подготовки кадров;

- практическое внедрение научно-методической деятельности в учебный процесс;

- информационное сближение и взаимопроникновение учебных дисциплин и оказание взаимовыгодного влияния друг на друга.

Ожидаемые результаты выполнения второго этапа реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России:

- создание единой информационной сети образовательных учреждений МВД России;

- интеграция информационной сети образовательных учреждений МВД России в международную информационную сеть и организация всестороннего обмена опытом;

- возможность осуществления руководством Министерства оперативного анализа состояния и деятельности системы подготовки кадров, прогнозирования и программирования развития сети образовательных учреждений.

В целом реализация Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России направлена на достижение конкретных конечных результатов:

- повышение качества и эффективности профессионального образования;

- профессиональное использование новых информационных технологий в интересах различных служб органов внутренних дел;

- создание механизма прогнозирования и государственного регулирования подготовки специалистов по различным уровням, направлениям и специальностям;

- увеличение вклада образовательных учреждений МВД России в развитие и распространение научных знаний, повышение эффективности и качества научных исследований при единстве научно-учебного процесса;

- индивидуализация образования, усиление его развивающего характера, смещение приоритетов с простого усвоения знаний и информации на развитие личности;

- осуществление мониторинга образовательной среды;

- создание единой информационной системы и баз данных в области ведомственного профессионального образования;

- обеспечение открытости системы образования Российской Федерации для международного сотрудничества и интеграция образовательных учреждений МВД России в мировое академическое сообщество, развертывание полноценных и эффективных интеллектуальных коммуникаций.

Достижение ожидаемых результатов реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России позволит не только повысить качество подготовки курсантов и слушателей, но и в конечном счете будет способствовать повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.


Приложение 2

к приказу МВД РФ

от 5 июля 1996 г. N 362


План реализации Концепции информатизации образовательных учреждений МВД России


Концепция информатизации образовательных учреждений МВД России является неотъемлемой частью плана реализации Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной решением коллегии МВД России от 10 марта 1995 года N 2 км.

Концепция реализуется в два этапа в период с 1996 по 2003 гг.:

Первый этап (1996-2000 гг.) - внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, создание локальных сетей образовательных учреждений МВД России.

Второй этап (2001-2003 п.) - создание информационной сети образовательных учреждений МВД России, их интеграция в международную вычислительную сеть.


1. Реализация первого этапа информатизации (1996-2000 гг.)


1.1. Информационно-техническим подразделениям совместно с кафедрами (циклами) организовать рабочие группы по разработке на основе типового проекта оснащения образовательного учреждения МВД России рабочего проекта информатизации образовательного учреждения. Проекты по информатизации представить в Методический центр профессионального образования и координации научных исследований (далее МЦПОиКНИ) при ГУК МВД России до 1 сентября 1996 г.

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 1996 г.

1.2. Закончить процесс создания кафедр и циклов Информатики (Естественно-научных дисциплин).

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 2 полугодие 1996 г.

1.3. Организовать цикл занятий с постоянным составом образовательных учреждений МВД России по изучению направлений возможного использования компьютерной техники, переходу на безбумажную технологию с использованием возможностей электронной почты и локальных вычислительных сетей

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 2 квартал 1996 г., далее постоянно.

1.4 Реорганизовать подразделения технических средств обучения (ТСО) в информационно-технические подразделения образовательных учреждений.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 4 квартал 1996 г.

1.5. Создать информационные справочные фонды учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Исп.: ГУК МВД России.

Срок: 4 квартал 1996 г.

1.6. Обеспечить постоянно действующую связь на уровне электронной почты с образовательными учреждениями МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 3 квартал 1996 г.

1.7. Проработать вопрос о подготовке для подразделений МВД России специалистов с высшим профессиональным образованием в области защиты информации и борьбы с компьютерными преступлениями. Разработать учебно-программную документацию по курсу "Защита информации в органах внутренних дел" (примерную учебную программу, учебно-методические пособия и т. д.).

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1997 г.

1.8. Разработать план оснащения образовательных учреждений МВД России информационной техникой согласно техническим проектам информатизации образовательных учреждений МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, ГУМТиВС МВД России, УСиА Главного штаба МВД России, ФЭУ МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 3 квартал 1996 г.

1.9. Создать на базе ведущих образовательных учреждений МВД России головные подразделения по разработке и внедрению в учебный процесс новых информационных технологий по направлению специализации.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 3 квартал 1997 г.

1.10. Разработать учебно-методические материалы по использованию компьютерной техники и новых информационных технологий на преподаваемых дисциплинах.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 4 квартал 1997 г.

1.11. Основываясь на опыте работы Госкомвуза России и ведущих образовательных учреждений зарубежных стран, организовать ежегодный конкурс на лучшее компьютерное программное обеспечение и учебно-методические издания в области применения новых информационных технологий в учебном процессе.

Исп.: ГУК МВД России, ФЭУ МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1997 г., далее постоянно.

1.12. Завершить работы по созданию электронного библиотечного каталога образовательных учреждений МВД России.

Исп. ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1998 г.

1.13. Завершить работы по созданию автоматизированных систем отчетной о деятельности кафедр (циклов) и других служб.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1998 г.

1.14. Информационно-техническим подразделения совместно с преподавателями кафедр (циклов) создать обучающие компьютерные курсы по преподаваемым дисциплинам.

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 1998 г.

1.15. Провести научно-исследовательские работы по разработке инструментальных средств создания обучающих и контролирующих компьютерных программ.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1999 г.

1.16. Завершить развертывание, монтаж и ввод в эксплуатацию локальных вычислительных сетей образовательных учреждений МВД России.

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.

1.17. Разработать и внедрить в системе подготовки кадров программу электронного документооборота и провести работы по созданию информационно-поисковых систем согласно типовому проекту комплексной компьютеризации образовательных учреждений МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.

1.18. Информационно-техническим подразделениям МВД России осуществить комплекс мероприятий по созданию комплексов по реализации возможности проведения дистанционного обучения.

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.

1.19. Проработать вопрос применения систем виртуальной реальности на дисциплинах специализаций, в особенности при подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.

1.20. Организовать сертификацию и оценку качества обучающих и контролирующих компьютерных программ, используемых в учебном процессе образовательных учреждений системы МВД.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1998 г.

1.21. Обеспечить привлечение курсантов и слушателей к разработке обучающих компьютерных программ. Разработать формы поощрения и создать фонды премирования таких курсантов и слушателей.

Исп.: ГУК МВД России, ФЭУ МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1997 г.

1.22. Создать на базе МЦПОиКНИ при ГУК МВД России компьютерный тренинг-центр, являющийся одновременно демонстрационным залом по применению новых информационных технологий в учебном процессе.

Исп.: ГУК МВД России, ГУМТиВС МВД России, УСиА Главного штаба МВД России

Срок: 1998 г.

1.23. Создать постоянно действующую систему удаленного доступа образовательных учреждений МВД России к центральным информационным фондам в единой информационной сети образовательных учреждений.

Исп.: ГУК МВД России, УсиА Главного штаба МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1999 г.

1.24. Разработать и внедрить единые нормативно-технические требования к информационным технологиям обучения с использованием компьютерной и другой техники.

Исп.: ГУК МВД России, УСиА Главного штаба МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1999 г.

1.25. Создать нормативную правовую базу информатизации образовательных учреждений МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, ПУ Главного штаба МВД России

Срок: 1997 г.

1.26. Завершить создание систем статистической отчетности и анализа основных показателей работы и жизнедеятельности образовательных учреждений МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 1999 г.

1.27. Организовать разработку и создание методов и средств проектирования автоматизированных систем научных исследований (АСНИ).

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.

1.28 Решить вопрос о подключении информационных сетей образовательных учреждений МВД России к сетям главных управлений (управлений) МВД России по соответствующим направлениям.

Исп: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2000 г.


2. Реализация второго этапа информатизации (2001-2003 гг.)


2.1. Провести работы по связи локальных вычислительных сетей образовательных учреждений с информационными сетями региональных информационных центров.

Исп.: образовательные учреждения МВД России

Срок: 2001 г.

2.2. Провести работы по объединению информационной сети образовательных учреждений МВД России с информационными сетями ведущих образовательных учреждений России.

Исп: ГУК МВД России, УСиА Главного штаба МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2001 г.

2.3 Организовать проведение занятий, конференций, консультаций между образовательными учреждениями МВД России с использованием системы удаленной компьютерной связи.

Исп: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2002 г.

2.4. Провести работы по интеграции информационной сети образовательных учреждении МВД России в международную вычислительную сеть.

Исп: УСиА Главного штаба МВД России, ГУК МВД России

Срок: 2003 г.

2.5 Обеспечить создание, развитие и совершенствование информационных комплексов для руководящих органов на основе информационной сети образовательных учреждений МВД России.

Исп.: ГУК МВД России, образовательные учреждения МВД России

Срок: 2003 г.


Приложение 3

к приказу МВД РФ

от 5 июля 1996 г. N 362


Типовой проект комплексной компьютеризации образовательного учреждения МВД России


1. Назначение и цели создания системы комплексной компьютеризации
образовательного учреждения МВД России


Система предназначена для автоматизации учебных, научно-методических и производственных процессов образовательного учреждения МВД России.

Целями создания системы являются:

1) повышение производительности деятельности сотрудников образовательного учреждения МВД России за счет автоматизации выполнения повседневных операций и использования принципа однократного ввода информации;

2) повышение уровня использования новых информационных технологий, предоставляемых возможностями вычислительной техники в учебном процессе;

3) обеспечение руководства образовательного учреждения МВД России оперативной информацией по всем аспектам жизнедеятельности образовательного учреждения МВД России;

4) создание автоматизированной информационно-поисковой системы, сокращающей время поиска и получение интересующих сведений, образующихся в результате деятельности подразделений образовательного учреждения МВД России;

5) постепенное вытеснение бумажной технологии, переход на автоматизированные и автоматические режимы обработки информации;

6) создание в рамках системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) в целях эффективной системы контроля исполнительской дисциплины.

В конечном счете создаваемая система позволит повысить эффективность деятельности сотрудников образовательного учреждения МВД России, разгрузив их рабочее время от выполнения повседневных операций и высвободив для проведения научно-исследовательских работ, позволит проводить оперативный качественный анализ состояния подразделений образовательного учреждения МВД России и их деятельности.

Предлагаемая автоматизированная система является открытой, что позволяет, использованием резерва ресурсов и наращиванием системы, в перспективе значительно расширить объем функций, в частности, за счет коммуникации с информационными центрами других предприятий, учреждений и организаций.


2. Принципы создания системы


Основными принципами создания системы являются:

1) однократность ввода данных и многовариантность их использования;

2) универсальность;

3) оперативность;

4) совершенствуемость;

5) модульность;

6) поэтапность создания;

7) преемственность.

Однократность ввода данных и многовариантность их использования является одним из основополагающих принципов в информатике, позволяет устранить дублируемые в различных подразделениях операции (в том числе по сбору и вводу данных, по их обработке).

Универсальность создаваемой системы определяется широким спектром решаемых задач различного уровня сложности и алгоритмов реализации.

Совершенствуемость системы предусматривает возможное проведение работ по совершенствованию функционирования отдельных составных частей системы по мере набора статистических данных и приобретению навыков у сотрудников работы с использованием новой информационной технологии в процессе эксплуатации системы, возможное расширение функций отдельных подразделений, возможное изменение во внешней, по отношению к системе, среде.

Модульность при создании системы предусматривает создание программных продуктов, модификация одного из которых не требует доработок остальных.

Поэтапность создания системы выражается первоочередным проведением работ по автоматизации наиболее значимых, с точки зрения образовательного учреждения МВД России, производственных процессов, а также недостатком средств на финансирование разработки системы в полном объеме.

Преемственность при создании системы предусматривает использование положительного многолетнего опыта деятельности сотрудников образовательного учреждения МВД России.


3. Требования к системе


3.1. Требования к структуре и функционированию


Система должна иметь распределенную структуру комплекса технических средств (КТС) и строиться на базе персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ), объединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС).

Система должна обеспечивать формирование сообщений и запросов пользователю:

- о необходимости введения индивидуального пароля в начале каждого сеанса работы с системой;

- об ошибочных действиях пользователя;

- о результатах поисковых процедур;

- о необходимости ожидания при вводе очередного запроса (при необходимости) в отсутствии готовности системы к выполнению запросов пользователей;

- о неисправности компонентов системы и результатах тестовых процедур.

Система должна обеспечивать выполнение комплексов задач и задач общего назначения. Комплексы задач должны быть ориентированы на обеспечение выполнения учебных и производственных процессов, характерных для отдельных подразделений. Задачи общего назначения должны обеспечивать выполнение функций системы, характерных для нескольких подразделений образовательного учреждения МВД России.

Система должна обеспечивать выполнение следующих комплексов задач:

- Учебный класс;

- Расписание;

- Работа с кафедрами;

- Электронный журнал;

- Вещевая служба;

- Арттехслужба;

- Продовольственная служба;

- Смета;

- Медицинская служба;

- Наука;

- Кадры;

- Личный состав учебно-строевого подразделения;

- Информационно-техническое подразделение;

- Кафедра;

- Руководство;

- Инспектор факультета переподготовки кадров;

- Библиотека;

- Спецбиблиотека (возможный вариант в виде подсистемы к задаче "Библиотека");

- Инспектор факультета заочного обучения.

Система должна обеспечить выполнение следующих задач общего назначения:

- Делопроизводство;

- Электронная почта.

В системе должна быть предусмотрена защита от несанкционированного доступа, которая должна включать:

- ограничение прав доступа на узлы локальной сети, которые могут иметь выход к защищаемому банку данных;

- возможность задания пароля для получении доступа к ресурсу;

- ограничение действий, которые можно производить с ресурсом.


3.2. Требования к задачам, выполняемым системой


Комплекс задач Учебный класс должен обеспечивать процесс обучения курсантов и слушателей по учебным дисциплинам. Данный комплекс должен включать программные продукты:

- по дисциплинам специализаций, используемым отраслевыми главными управлениями (управлениями) МВД России и органами внутренних дел;

- обучающие и контролирующие программы по учебным дисциплинам;

- аудиовизуальные системы, выполненные с применением мультимедиа технологий, способные работать в интерактивном режиме обучения и предназначенные как для учебного процесса, так и для самоподготовки.

Комплекс задач Расписание должен обеспечивать автоматизированное составление, корректировку и печать расписания (на уровне системы подготовки решения), ведение справочников занятости преподавателей, аудиторного фонда, учебных дисциплин. При этом должна быть обеспечена выдача и печать справочной информации на основе составленного расписания.

Комплекс задач Работа с кафедрами должен обеспечивать проверку тематических планов кафедр, планов методической работы, анализ методической работы кафедр.

Комплекс задач Электронный журнал должен обеспечивать формирование электронного журнала посещаемости и успеваемости слушателей и выдачу соответствующей справочной информации.

Комплекс задач Вещевая служба должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод, корректировку, удаление информации в базе данных материальных ценностей;

- формирование отчета расхода материальных ценностей;

- составление заявки на материальные ценности;

- печать накладных, ведомостей, аттестатов и других формализованных документов.

Комплекс задач Арттехслужба должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод, корректировку, удаление информации в базе данных "Вооружение и боеприпасы" и картотеку учета вооружения;

- формирование отчета.

Комплекс задач Продовольственная служба должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод, корректировку, удаление информации в базе данных "Продукты";

- автоматизированное составление меню, распечатку накладных и других формализованных документов;

- формирование отчетов.

Комплекс задач Ремонтно-строительная группа должен обеспечивать расчет смет на ремонтные работы.

Комплекс задач Медицинская служба должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод, корректировку, удаление информации в базе данных "Медикаменты";

- автоматизированное ведение журнала амбулаторного приема, формирование отчетов;

- формирование справок по состоянию здоровья.

Комплекс задач Наука должен обеспечивать:

- автоматизированное формирование плана научной работы, контроль за выполнением плана;

- автоматизированное ведение картотеки научных сотрудников, выдачу справок по картотеке.

Комплекс задач Кадровый состав должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод информации в базу данных;

- многоаспектный поиск в базе данных по известным пользователю значениям поисковых элементов.

Комплекс задач Личный состав учебно-строевого подразделения должен обеспечивать:

- автоматизированный ввод, корректировку, удаление информации в базе данных;

- формирование справок по успеваемости и посещаемости занятий, по дисциплинарной практике отдельного слушателя и группы в целом.

Комплекс задач Информационно-техническое подразделение должен обеспечивать:

- автоматизированное ведение архива программных продуктов, применяемых кафедрами (циклами) в учебном процессе;

- автоматизированное ведение архива динамических изображений, записей фонотеки;

- автоматизированное ведение журнала учета применения технических средств обучения в учебном процессе, формирование справок по применению технических средств обучения различными кафедрами (циклами) в учебном процессе;

- автоматизированное ведение карточки учета материальных ценностей.

Комплекс задач Кафедра должен обеспечивать:

- автоматизированное составление тематических планов;

- автоматизированное составление планов научной и методической работы и отчет по ним;

- формирование отчета по учебной нагрузке преподавателей;

- получение справок по расписанию из учебного отдела.

Комплекс задач Руководство должен обеспечивать:

- контроль исполнительской дисциплины;

- представление данных по состоянию основных контрольных показателей служб учебного заведения.

Комплекс задач Инспектор факультета переподготовки кадров должен обеспечивать:

- автоматизированную регистрацию работников МВД, прибывших на курсы повышения квалификации;

- автоматизированное формирование и распечатку необходимых журналов, ведомостей, приказов и иных формализованных документов;

- составление отчетов;

- составление (подготовка) расписания.

Комплекс задач Библиотека должен обеспечивать:

- ведение электронного каталога;

- поиск изданий в электронном каталоге;

- автоматизированное составление списков литературы, необходимых для занятий по теме дисциплины, указанной в расписании.

Комплекс задач Спецбиблиотека должен обеспечивать функции, аналогичные задаче Библиотека при обеспечении санкционированности доступа.

Комплекс задач Электронная почта должен обеспечивать обмен сообщениями между подразделениями, объединенных локальной сетью.

Комплекс задач Делопроизводство должен обеспечивать:

- автоматизированную регистрацию входящей и исходящей корреспонденции;

- представление списков входящей и исходящей корреспонденции за интересующий пользователя период с представлением полных регистрационных записей;

- контроль исполнения работ по входящей, исходящей, внутренней корреспонденции;

- представление списков документов с конкретным сроком выполнения работ (с указанием ответственных исполнителей данных работ, а также характера данных работ).

Комплекс задач Инспектор факультета заочного обучения должен обеспечивать:

- автоматизированное ведение личных дел слушателей;

- ведение электронного журнала посещаемости и успеваемости слушателей;

- автоматизированное составление (подготовка) расписания.

Данные комплексы задач должны быть реализованы в виде автоматизированных рабочих мест сотрудников, организованных на базе персональных компьютеров в подразделениях образовательного учреждения МВД России.


3.3. Структура комплекса технических средств


Локальная сеть может быть выполнена в виде нескольких подсетей, реализующих соответственно задачи учебного процесса и организационные задачи. В каждой из подсетей предполагается иметь выделенные серверы.

Для связи с информационными центрами других предприятий, учреждений и организаций необходим сервер удаленного доступа, включенный в административную сеть образовательного учреждения МВД России, и факсмодем.

Каждая локальная сеть должна быть оснащена лазерным принтером общего пользования. Необходимость подключения локальных принтеров к ПЭВМ определяется образовательным учреждением МВД России.


3.4. Требования к математическому и программному обеспечению


Математическое обеспечение должно обеспечивать эффективную реализацию всех функций системы.

При разработке математического обеспечения должна в максимальной мере применяться унификация и типизация алгоритмов. В то же время математическое обеспечение должно создаваться с учетом сложности функций и требований к надежности их выполнения. В составе контрольных примеров проверки алгоритмов должны быть данные, обеспечивающие возможность комплексного тестирования системы.

В качестве сетевого программного обеспечения предполагается применение операционной системы, обеспечивающей наивысшую прозрачность сети, сохранность данных и универсальность, а также имеющееся встроенное прикладное программное обеспечение (рекомендуется Windows NT).


4. Типовой набор компьютерных средств


Для перехода к активному внедрению новых информационных технологий в учебный процесс необходимо оснащение образовательных учреждений МВД России информационной техникой, обеспечивающей решение задач комплексной компьютеризации образовательных учреждений МВД России (рекомендуемый вариант оснащения техническими средствами приведен в таблице 1). Данные наименования компьютерных средств могут изменяться в связи с развитием вычислительной техники и средств информатизации. На втором этапе реализации Концепции возможна переработка рекомендуемого перечня технических средств с учетом внедрения технологии виртуальной реальности, развитием систем удаленной компьютерной связи и формированием единого информационного пространства.

Таблица 1.

N Наименование
1 Компьютер Pentium-100,RAM 32Mb,HDD 1Гб,FDD 3.5"+5.25", CD-ROM, SVGA
0.28 color MPR II, mouse, клавиатура, сетевое оборудование (сервер)
2 Компьютер Pentium-75, RAM 8 Mb, HDD 540, FDD 3.5 SVGA 0.28 color,
VRAM 1 Mb, mouse, клавиатура, сетевое оборудование (рабочая станция)
3 Lan UPS 600 VA, Back-up, w/board
4 Факс-модем 19200/9600 Kbps и выше
5 Лазерный принтер HP LJ ОЗУ 2 Мб

5. Расчет потребности компьютерной техники


Количество персональных компьютеров, необходимых для учебного процесса, определяется по формуле:

                   ТО
        N = ----------------
              0,75'S'D'R'K,

N - количество единиц аппаратуры;

Т - время работы на этой технике, т. е. время обучения с использованием компьютерной техники (в часах);

О - количество обучаемых;

0,75 - коэффициент загрузки технического средства в учебном процессе;

К - число обучаемых на единицу технических средств (для индивидуального пользования К=1),

S - количество семестров обучения;

D - количество рабочих дней в семестре;

R - количество часов работы технических средств в день (без времени на подготовку и профилактику).

Количество компьютеров для административно-хозяйственной деятельности определяется руководителем образовательного учреждения.



Приказ МВД РФ от 5 июля 1996 г. N 362 "Об информатизации образовательных учреждений МВД России"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.