Указание Генеральной прокуратуры РФ от 4 ноября 1996 г. N 64/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы"

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 4 ноября 1996 г. N 64/7
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы"


Генеральной прокуратурой Российской Федерации обобщено состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Выявлены серьезные нарушения требований Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18.06.92 N 3061-1. Закон прежде всего не исполняется органами государственной власти и местного самоуправления.

Органы Минсоцзащиты России, несмотря на неоднократные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, вопреки требованиям законодательства, рассчитывали и выплачивали до 02.03.96 пенсии инвалидам-ликвидаторам без учета коэффициента, повышающего в 2,5 раза сумму их заработка, получаемого до 1 января 1992 г.

Вышеназванные нарушения создают социальную напряженность и вынуждают многих инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС отстаивать свои права и интересы в судебном порядке.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не осуществляют надлежащий контроль за ходом реализации Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Финансовыми органами с 24 января 1994 г. незаконно приостановлена выдача всех видов льготных и беспроцентных кредитов на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуальных жилых домов и организацию подсобного хозяйства, предусмотренных законодательством.

Отделения Сбербанка России повсеместно необоснованно отказывают инвалидам-ликвидаторам в выделении денежных ссуд для строительства жилья. В прошлом году они не выдавались в Астраханской, Ленинградской, Свердловской, Тюменской и других областях.

Местные органы исполнительной власти слабо контролируют состояние учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и соблюдение порядка предоставления жилой площади участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В то же время проверками вскрыты факты, когда жилье предоставляется лицам, не относящимся к данной категории граждан. Такие случаи имели место в Брянской и Волгоградской областях.

В ряде мест выявлены факты неисполнения законодательства в части обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев, имеющих право на бесплатное предоставление благоустроенной жилой площади в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Несмотря на дефицит бюджетных средств в некоторых регионах они используются не по назначению.

Так, АО "Градостроитель" Орловской области в нарушение требований Закона, предписывающего строгое целевое использование бюджетных средств, выделил 21 коттедж, построенный за счет этих средств, лицам, не принимавшим участия в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и не признанным в законном порядке лицами, пострадавшими от воздействия радиации.

В Брянской области ревизией управления "Брянскчернобыльстройзаказчик" установлено, что средства, предназначенные для ликвидации последствий чернобыльской аварии, расходовались на финансирование коммерческой организации, содержание излишней численности штата управления. В этой области более 3 млрд. руб., выделенных на проведение диспансеризации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, закупки для них "чистых" продуктов питания. Комитетом по здравоохранению области и Новозыбковским оптово-розничным предприятием были направлены на хозяйственные нужды, а часть из них израсходована на приобретение спиртных напитков. Общая сумма незаконных расходов, хищений и других нарушений по области составила более 1,6 млрд.руб. По указанным фактам возбуждены уголовные дела и ведется следствие. Подобного рода нарушения вскрыты в Краснодарском крае, Калужской, Курской, Ростовской и некоторых других областях.

Установлены многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего порядок оказания медицинской помощи лицам, проживающим на загрязненных территориях, и участникам ликвидации последствий аварии.

Возмущение чернобыльцев вызывают нарушения ст.ст.14, 15 Закона в части предоставленного им права пользования при выходе на пенсию или перемене места работы поликлиниками, к которым они ранее были прикреплены, а также бесплатного обеспечения необходимыми для лечения лекарствами, изготовления и ремонта зубных протезов. В настоящее время в связи с передачей многих лечебных учреждений и аптек в частную собственность, ликвидаторов повсеместно открепляют от поликлиник.

Ввиду крайне неудовлетворительного финансирования льготного лекарственного обеспечения и зубопротезирования и недостатка средств в местных бюджетах субъектов Российской Федерации вынуждает администрации самостоятельно вводить различные виды незаконных ограничений. В Архангельской, Московской, Новгородской, Псковской, Тверской областях льготный отпуск лекарств ограничивают перечнями жизненно важных препаратов. Потребности в бесплатных медикаментах для ликвидаторов в Курской, Свердловской и Челябинской областях обеспечиваются на 50-60%. Задолженность аптечным учреждениям в Брянской области исчисляется десятками миллионов рублей. Органами прокуратуры приняты меры к устранению выявленных нарушений.

В ряде регионов неудовлетворительно выполняется целевая государственная программа "Дети Чернобыля". Так, в ходе проверки в Ульяновском районе Калужской области в детских дошкольных учреждениях, средних школах и специальной школе-интернате выявлены факты необеспечения детей экологически чистыми продуктами, включая пищевые добавки, способствующие ослаблению влияния радионуклидов на организм, необходимым набором лекарственных препаратов, специальными молочными продуктами. По требованию прокурора указанные нарушения устранены, виновные привлечены к ответственности.

В некоторых регионах из-за отсутствия надлежащего учета ликвидаторов и контроля за оформлением и правильным использованием документов, дающих право на получение льгот, широко распространены различного рода злоупотребления. Например, в Тульской области правоохранительными органами привлечен к уголовной ответственности ряд лиц, которые по поддельным удостоверениям незаконно получили в Сбербанке России беспроцентные ссуды.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы Генеральной прокуратурой Российской Федерации 18.10.96 направлены соответствующие информации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

В сложившейся ситуации органами прокуратуры ряда территорий, загрязненных радиацией, принимались меры по устранению выявленных нарушений данного законодательства. Только прокурорами Белгородской, Брянской, Калужской, Курской, Орловской и Тульской областей по результатам проверок в целях устранения выявленных нарушений внесено 40 представлений, опротестовано 10 незаконных правовых актов, в защиту интересов ликвидаторов предъявлено 35 исков, возбужден ряд уголовных дел.

Однако состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы еще не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Прокуроры Республики Мордовия, Чувашской Республики, Ленинградской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Ульяновской и других областей необоснованно, ссылаясь на экономические и финансовые трудности в стране, существенно ослабили надзор за исполнением законодательства по защите данной категории граждан.

Учитывая общегосударственную важность рассматриваемого вопроса, руководствуясь приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.05.96 N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", предлагаю:

1. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и руководителями предприятий и учреждений независимо от форм собственности.

Особое внимание обратить на законность издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления нормативных актов и исполнением требований законодательства в данной сфере.

2. Систематически проверять соблюдение требований Закона финансовыми органами, органами социальной защиты населения, Сбербанка России. При этом обратить внимание на правомерность расходования денежных средств, выделенных на реализацию законодательства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

3. Незамедлительно реагировать на факты нарушений указанного законодательства, остро ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц вплоть до привлечения к уголовной ответственности и взыскания причиненного ущерба.

О наиболее серьезных фактах нарушений Закона информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.


Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
государственный советник юстиции 2 класса

В.И.Давыдов



Указание Генеральной прокуратуры РФ от 4 ноября 1996 г. N 64/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы"


Текст указания официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.