Письмо Минюста РФ от 5 марта 2002 г. N 18/20-45 "Об итогах работы органов технического надзора УИС"

Письмо Минюста РФ от 5 марта 2002 г. N 18/20-45
"Об итогах работы органов технического надзора УИС"


Направляя обзор о деятельности органов технического надзора уголовно-исполнительной системы и состоянии опасных производственных объектов в 2001 году, предлагаю:

1. Результаты работы подведомственных подразделений по обеспечению промышленной безопасности в 2001 году обсудить на оперативных производственных совещаниях, обратив особое внимание на устранение причин и условий, порождающих нарушения правил безопасности и возникновение очагов аварийности и производственного травматизма. Информацию о выполнении представьте во 2 квартале текущего года.

2. В соответствии с действующим законодательством привлекать к строгой ответственности руководителей и инженерно-технических работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты и не обеспечивающих должных мер безопасности при производстве работ на указанных объектах, определенных в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и не выполняющих предписания органов технического надзора УИС.

3. Обеспечить регистрацию опасных производственных объектов в ведомственном разделе государственного реестра и своевременное ежеквартальное представление информации в кустовые инспекции, инспекции технического надзора, в зону обслуживания которой входит ваш регион, о зарегистрированных объектах в соответствии с требованиями приказа ГУИН Минюста России от 9 ноября 1999 г. N 310 "О ведении ведомственного раздела государственного реестра регистрации опасных производственных объектов".

4. Руководителям территориальных органов УИС (республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край, Ивановская, Иркутская, Московская, Оренбургская, Пермская, Ростовская области) выполнить в месячный срок требование п.2 приказа ГУИН Минюста России от 9 ноября 1999 г. N 310 "О ведении ведомственного раздела государственного реестра регистрации опасных производственных объектов", а именно обеспечить кустовые инспекций, инспекции технического надзора территориальных органов УИС персональными компьютерами.

5. Руководителям территориальных органов УИС (Ставропольский край, Кировская, Московская, Оренбургская области) выполнить в месячный срок требование приказа ГУИН Минюста России от 16 июня 1999 г. N 232 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН МВД России от 16 января 1998 г. N 3 "Об утверждении штатов бюджетного транспорта для подразделений УИС", а именно выделить кустовым инспекциям, инспекциям технического надзора, обслуживающим указанные территориальные органы УИС, легковые автомобили.

6. Руководителям территориальных органов УИС (республики Бурятия, Татарстан, Липецкая, Магаданская, Пермская, Читинская области) активизировать работу по страхованию опасных производственных объектов за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте, согласно требованиям ст.15 п.1 Федерального закона от 20 июля 1997 г. N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Реквизиты вышеназванного Федерального закона следует читать как "от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"


7. В соответствии с утвержденными планами подготовки опасных производственных объектов к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 годов обеспечить приведение их в надлежащее техническое состояние.

8. В связи с многочисленными нарушениями правил, норм и инструкций по безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования во 2 квартале 2002 года провести повторную аттестацию инженерно-технических работников и персонала, связанного с работой и эксплуатацией опасных производственных объектов, не сдавших экзамены во 2 полугодии 2001 года.


Заместитель начальника
генерал-майор внутренней службы

В.А.Букин


Обзор
деятельности органов технического надзора и состояния опасных производственных объектов
в уголовно-исполнительной системе Минюста России в 2001 году


В 2001 году деятельность центральной инспекции технического надзора ГУИН Минюста России, а также 32-х кустовых инспекций, инспекций территориальных органов УИС была направлена на реализацию:

- Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- приказа ГУИН Минюста России от 9 ноября 1999 г. N 310 "О ведении ведомственного раздела государственного реестра регистрации опасных производственных объектов";

- приказа ГУИН Минюста России от 7 августа 2000 г. N 139 "Об утверждении Инструкции о порядке расследования аварий на опасных производственных объектах";

- приказа ГУИН Минюста России от 22 июня 1999 г. N 239 "Об обеспечении безопасной эксплуатации опасных производственных объектов";

- обеспечения надзора за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов (далее - ОПО);

- обследования подразделений, эксплуатирующих ОПО, и освидетельствования оборудования, подлежащего регистрации в органах технического надзора, в соответствии с согласованными планами работы;

- проведения анализа причин возникновения аварий и инцидентов, происшедших при эксплуатации поднадзорного оборудования, и ведения контрольно-профилактической работы по их предупреждению.

Анализ итогов деятельности органов технического надзора свидетельствует о значительном объеме работ по обеспечению надзора за безопасной эксплуатацией подконтрольного оборудования в 794 подразделениях УИС и контролю за выполнением требований Правил промышленной безопасности.

Обеспечен квалифицированный контроль за техническим состоянием 6012 единиц оборудования. За отчетный период обследовано 6703 объекта, в том числе повторно - 691 объект, освидетельствовано 1244 объекта надзора. При освидетельствованиях и обследованиях было выявлено 602 единицы технически неисправного оборудования, 271 единица законсервированного и неэксплуатируемого из-за отсутствия производственной необходимости, 156 единиц подлежит диагностированию с привлечением специализированных организаций, 139 единиц находятся в ремонте, в 260 случаях выявлен неудовлетворительный надзор за эксплуатацией подконтрольного оборудования со стороны его владельцев.

По указанным и прочим причинам 1426 единиц поднадзорного оборудования было запрещено к дальнейшей эксплуатации, чем предотвращены возможные случаи аварий и несчастных случаев.

При проведении проверок сотрудниками органов технического надзора выявлены и предписаны к устранению 5416 нарушений правил и норм по безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования (Ставропольский край - 181, Ростовская - 324, Свердловская - 266, Тульская - 174 области, Учреждение М-222-244 и другие), в том числе по объектам котлонадзора - 3437 нарушений, по подъемным сооружениям - 1979 нарушений, приостановлено производство работ продолжительностью более смены в 1103 случаях (Иркутская область - 105, Ставропольский край - 32, учреждение ЖХ-385 - 40 и другие).

По представлению органов технического надзора за нарушение требований правил, норм и инструкций по безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования привлечен к дисциплинарной и административной ответственности 231 работник УИС. Освобождены или понижены в должности 11 сотрудников (Волгоградская, Оренбургская области, учреждения АБ-239, ЖХ-385, М-222), материалы на 8 человек (Учреждение М-222) переданы в следственные органы для привлечения их к ответственности.

При осуществлении выездов в подразделения с участием сотрудников органов технического надзора проверены знания правил, норм и инструкций по безопасности у 12017 работников подразделений, в том числе руководителей и специалистов - 4515 человек и 7502 человека обслуживающего персонала.

Из числа проверенных оказались неподготовленными 161 руководитель и специалист, а также 647 рабочих (Кировская, Свердловская области, учреждения АБ-239 и М-222 и другие).

В части организации технического надзора за ОПО в учреждениях изданы приказы, которыми назначены все категории лиц, ответственных за организацию надзора над подконтрольным оборудованием. Но не во всех учреждениях ответственные лица выполняют возложенные на них обязанности на должном уровне, что ведет к неудовлетворительному состоянию технадзора за эксплуатацией оборудования на практике.

Кроме того, отсутствие должного внимания со стороны руководителей территориальных управлений уголовно-исполнительной системы к состоянию технического надзора со стороны непосредственных владельцев поднадзорного оборудования приводит к возникновению потенциальных очагов аварийности и травматизма при эксплуатации опасных объектов.

По указанной выше причине в 2001 году в целом по УИС при эксплуатации поднадзорного оборудования произошло 3 чрезвычайных происшествия (Вологодская, Псковская области, Учреждение М-222) и 1 инцидент - "хлопок" водогрейного котла (Московская область), из которых подлежат учету по линии Госгортехнадзора России 2 аварии (Вологодская область и Учреждение М-222).

Данные чрезвычайные происшествия произошли в результате грубейших нарушений требований правил, норм и инструкций по безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования как со стороны руководящего состава подразделений, так и со стороны обслуживающего персонала.

По всем чрезвычайным происшествиям в установленном порядке проведены расследования, виновные лица наказаны соответствующими приказами в дисциплинарном порядке.

Выезд сотрудников органов технического надзора в подразделения и регулярный анализ состояния работы по организации технического надзора со стороны владельцев над подконтрольным оборудованием показал, что имеют место случаи грубейшего нарушения правил и норм по промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

К ним относятся:

- работа на оборудовании, запрещенном к эксплуатации органами технического надзора (Учреждение М-222);

- допуск администрацией подразделений к работе на объектах надзора обслуживающего персонала, не прошедшего соответствующего профессионального обучения (Красноярский край, Ленинградская, Свердловская области, учреждения ЖХ-385, М-222);

- отсутствие надзора со стороны владельца оборудования (Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Липецкая области);

- отсутствие или неудовлетворительное состояние лабораторий по проведению анализов котловой и питательной воды (республики Татария, Чувашия, Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Сахалинская области);

- эксплуатация незарегистрированного в установленном порядке оборудования (Учреждение М-222);

- отсутствие или ненадлежащее состояние технической документации (более чем в 17 регионах).

При осмотре оборудования работниками органов технического надзора выявлено, что большинство отклонений от требований правил, норм и инструкций имеют общий характер: не в полном объеме выполняются требования актов-предписаний, выданных органами технического надзора, нерегулярно ведутся проверки опасных производственных объектов силами его владельцев, несвоевременно проводится техническое освидетельствование объектов с истекшим нормативным сроком эксплуатации или подвергавшихся изменениям в конструкции.

Службами главного инженера региональных управлений ослаблен контроль за ходом проведения в подразделениях ремонтных и регламентных работ по приведению поднадзорного оборудования в надлежащее техническое состояние и устранением недостатков, отмеченных в актах-предписаниях, выданных органами технического надзора.

В отдельных подразделениях уделяется недостаточно внимания к разработке и выполнению планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

В своей повседневной работе кустовые инспекции, инспекции территориальных органов УИС сталкиваются с определенными проблемами, мешающими осуществлять мероприятия, направленные на проведение своевременного и качественного надзора за ОПО.

К ним относятся:

- необеспеченность до настоящего времени городской телефонной связью ряда кустовых инспекций технического надзора (Орловская, Самарская области), что лишает инспекции постоянной связи с курируемыми подразделениями, а это, в свою очередь, влечет за собой невозможность оперативного обмена информацией по вопросам служебной деятельности;

- отсутствие, в нарушение приказа от 16 июня 1999 г. N 232 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН МВД России от 16 января 1998 г. N 3 "Об утверждении штатов бюджетного транспорта для подразделений УИС", в кустовых инспекциях автомобилей (Ставропольский край, Кировская, Московская, Оренбургская области);

- рядом руководителей территориальных органов УИС (республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край, Ивановская, Иркутская, Московская, Оренбургская, Пермская, Ростовская области) не выполнено требование п.2 приказа N 310 от 9 ноября 1999 г., а именно не созданы автоматизированные рабочие места для работы с компьютерной программой для сотрудников кустовых инспекций технического надзора. Это может привести к срыву реализации требований постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

Необходимо также отметить, что руководителями региональных управлений УИС (республики Бурятия, Татарстан, Липецкая, Магаданская, Пермская, Читинская области) до настоящего времени не проведена работа по страхованию опасных производственных объектов за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте, таким образом, не выполнено требование ст.15 п.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".


Центральная инспекция
технического надзора ГУИН
Минюста России



Письмо Минюста РФ от 5 марта 2002 г. N 18/20-45 "Об итогах работы органов технического надзора УИС"


Текст письма опубликован в "Ведомостях уголовно-исполнительной системы", 2002 г., N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение