Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 15 марта 2002 г. N 240
Концепция
развития Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации
См. Концепцию общественной безопасности в РФ, утвержденную Президентом РФ 20 ноября 2013 г.
1. Общие положения
Общественная безопасность в Российской Федерации определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями.
Цели и задачи обеспечения общественной безопасности определяются характером потенциальных и имеющихся угроз, то есть условий и факторов, создающих реальную или потенциальную опасность жизни, здоровью, гражданским и политическим правам и свободам граждан, собственности, государственным и общественным институтам, функционирование которых обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности граждан, общества и государства.
Общественная безопасность обеспечивается совокупностью мер экономического, политического, правового, организационного, научного и иного характера, реализуемых федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной властей, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, гражданами и общественными объединениями.
Служба общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - СОБ МВД России), являясь составной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляет в пределах своих полномочий защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Концепция развития Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Концепция) закрепляет систему теоретических и практических взглядов, оперативно-тактических и стратегических мер и средств СОБ МВД России, направленных на укрепление общественной безопасности в Российской Федерации.
Целью деятельности СОБ МВД России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Российской Федерации от имеющихся и потенциальных угроз путем практической реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и координации деятельности общественных объединений и граждан в сфере обеспечения общественной безопасности.
Деятельность СОБ МВД России включает совокупность правовых и организационных мер по:
предупреждению угроз общественной безопасности в пределах компетенции СОБ МВД России;
адекватной реакции на возникновение угроз общественной безопасности;
ликвидации последствий проявления угроз общественной безопасности.
Правовой основой деятельности СОБ являются Конституция Российской Федерации, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, и нормативные правовые акты МВД России, регулирующие вопросы обеспечения общественной безопасности и определяющие полномочия субъектов в данной сфере.
2. Угрозы общественной безопасности, нейтрализация которых входит в компетенцию СОБ МВД России
Угрозу общественной безопасности в современных условиях представляют экономическая, социальная, политическая и правовая нестабильность современного российского общества, коррупция в органах власти, в том числе правоохранительных органах, недооценка этих и других факторов и условий при формировании стратегии и тактики противодействия преступности, недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение. В частности, отмечается возрастание таких угроз общественной безопасности как:
криминализация наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества (экономика, политика, социальная и культурная сферы), возрастание тяжести и масштабов последствий преступных действий;
политический экстремизм и терроризм, действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка и вооруженных конфликтов, рост террористических акций в отношении представителей органов государственной власти, в том числе судебных органов, органов внутренних дел, налоговой полиции и других правоохранительных и контролирующих органов;
рост преступности, в том числе корыстных преступлений против личности, эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений, появление новых квалифицированных видов преступлений, усиливающаяся вооруженность и техническая оснащенность лиц (групп), осуществляющих преступные деяния;
значительное возрастание проблемы наркомании, особенно среди несовершеннолетних;
активная консолидация преступных группировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, провоцирование в своих интересах социальных и межнациональных конфликтов, усиление влияния "воров в законе" и "авторитетов" преступной среды, повышение криминальной активности несовершеннолетних и молодежи;
усиление активности международных преступных сообществ по использованию необустроенности государственной границы Российской Федерации, несовершенства пограничного и таможенного контроля, неконтролируемых миграционных процессов, использование несовершенства этих процессов для контрабанды наркотиков, оружия, "отмывания" преступных доходов и других;
недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, нерешенности проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения;
снижение уровня доверия населения к государственным (в том числе и правоохранительным) и муниципальным органам, неверие в способность обеспечения ими защиты от противоправных посягательств, рост незаконной вооруженности населения и других;
разрушение привычных для Российской Федерации стереотипов поведения, норм морали и нравственности, возросшее безразличие общества к антиобщественным явлениям (пьянство, наркомания, хулиганство и другие);
прогрессирующий износ средств производства, технологического оборудования, транспортных средств, снижение уровня контроля за состоянием систем безопасности, массовые хищения цветных металлов (линии электропередач, связи, разукомплектование ценного оборудования, навигационных приборов и других), что в конечном итоге приводит к росту числа аварий, катастроф и дорожно-транспортных происшествий.
3. Задачи и приоритеты Службы общественной безопасности МВД России
Основными задачами СОБ МВД России являются:
оценка состояния общественной безопасности Российской Федерации, прогнозирование тенденций ее развития, информирование руководства страны, органов государственной власти, общественности и населения о положении дел в данной области;
выявление и оценка угроз объектам общественной безопасности, разработка стратегии, тактики действий по устранению либо нейтрализации источников угроз, предложений по правовому, финансовому, материальному и иному обеспечению общественной безопасности;
создание, развитие и поддержание сил и средств в состоянии, адекватном угрозам общественной безопасности;
упреждающая защита личной и имущественной неприкосновенности, прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение нормальной деятельности организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение к ответственности лиц, совершивших противоправные посягательства на объекты общественной безопасности;
подготовка и сопровождение комплексных целевых программ по вопросам обеспечения общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных и местных;
укрепление общественной безопасности путем привлечения к этой деятельности граждан и общественных объединений;
разработка основных принципов и направлений взаимодействия СОБ МВД России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основными приоритетами СОБ МВД России являются:
обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
обеспечение охраны имущества юридических и физических лиц;
нейтрализация и устранение факторов, порождающих преступность либо способствующих ее росту, укрепление правопорядка и формирование правовой культуры;
создание эффективной системы прогнозирования, предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий (в пределах компетенции МВД России).
4. Субъекты Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации
Субъектами СОБ МВД России являются:
Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП); Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГУГИБДД);
Главное управление вневедомственной охраны (ГУБО);
Главное управление внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам (ГУВДТиС);
Главное управление внутренних дел на режимных объектах (ГУВДРО);
Паспортно-визовое управление (ПВУ).
Организационная структура субъектов СОБ МВД России определяется характером выполняемых задач и функций.
СОБ МВД России формируется и развивается как составная часть МВД России и служит основным средством обеспечения эффективного функционирования органов внутренних дел для целей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
На федеральном уровне СОБ МВД России в пределах своей компетенции осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Наиболее значимыми формами деятельности являются:
подготовка и проведение операций по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами; борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, предотвращение и недопущение возникновения вооруженных конфликтов;
непосредственное осуществление правоохранительной деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию наиболее опасных преступлений, посягающих на общефедеральные или межрегиональные интересы в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на объектах транспорта.
На региональном уровне осуществляется:
раскрытие и расследование наиболее сложных преступлений, а также преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс;
обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий федерального значения;
оказание помощи горрайорганам внутренних дел в ликвидации массовых беспорядков;
управление силами и средствами органов внутренних дел региона при возникновении чрезвычайных ситуаций.
На местном уровне подразделения милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований, а также линейных органов внутренних дел непосредственно осуществляют:
меры по обеспечению личной безопасности граждан, охране собственности, общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории района, города, иного муниципального образования, объектах транспорта;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников;
исполнение административного законодательства, отнесенного к компетенции милиции общественной безопасности органов внутренних дел;
оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.
5. Поэтапная реализация основных направлений деятельности субъектов СОБ МВД России по обеспечению общественной безопасности
5.1. В сфере деятельности Главного управления обеспечения общественного порядка (ГУООП)
5.1.1. По линии участковых уполномоченных милиции необходимо:
На первом этапе (до 2003 года)
Разработать Концепцию деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и комплекс мер по ее реализации.
Организовать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доработку и принятие проекта федерального закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений".
Осуществить комплекс организационных и практических мер по воссозданию единой многоуровневой системы профилактики правонарушений.
Инициировать разработку и принятие на федеральном уровне законодательных актов по профилактике бродяжничества и попрошайничества, установлению ограничений для лиц, за поведением которых в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации осуществляется (либо должен осуществляться) контроль со стороны органов внутренних дел.
Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотрев закрепление статуса участкового уполномоченного милиции с определением его правового положения, задач, функций, порядка финансирования, условий и механизма предоставления льгот и гарантий правовой и социальной защиты, материально-технического обеспечения.
Систематизировать и кодифицировать нормативную правовую базу, регулирующую правоотношения в сфере деятельности участковых уполномоченных милиции. Разработать и издать новый юридический справочник для участкового уполномоченного милиции с включением в него процессуальных и иных информационных материалов, используемых в его практической деятельности.
Обеспечить реализацию комплекса организационных и практических мер по доведению численности участковых уполномоченных милиции до оптимальных нормативов.
По линии кадровой работы определить постоянно действующий резерв, обеспечивающий своевременное замещение вакантных должностей участковых уполномоченных милиции за счет положительно зарекомендовавших себя сотрудников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего (среднего) профессионального образования, включая образовательные учреждения МВД России. Усовершенствовать систему первоначальной и курсовой подготовки, а также переподготовки участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних, акцентировав образовательный процесс на усвоении методики и тактики розыскной работы и установлении контакта с населением.
Завершить разработку и организовать внедрение спецавтомобилей для участковых уполномоченных милиции, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях города и сельской местности (на базе ВАЗ-2110 и УАЗ-3160). С учетом финансирования подготовить график снабжения ими органов внутренних дел.
Обеспечить на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации координацию действий по повышению качества взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в осуществлении предупредительно-профилактической работы, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
Реализовать в системе органов внутренних дел дополнительные комплексные меры, направленные на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных милиции.
На втором этапе (до 2005 года)
В целях закрепления кадров, обеспечения заинтересованности сотрудников в работе на обслуживаемых участках, исключения необоснованного перемещения в другие подразделения либо увольнения со службы, перейти к системе комплектования должностей участковых уполномоченных милиции преимущественно на контрактной основе. Разработать комплекс мер по повышению заинтересованности сотрудников органов внутренних дел в прохождении службы в должности участковых уполномоченных милиции.
Для улучшения материально-технического обеспечения внести соответствующие изменения и дополнения в нормы положенности обеспечения участковых уполномоченных милиции техническими, специальными и транспортными средствами в сторону их расширения.
Разработать и утвердить в установленном порядке положение о статусе нагрудного знака "Заслуженный участковый уполномоченный милиции".
На третьем этапе (до 2010 года)
В целях повышения уровня координации деятельности подразделений органов внутренних дел, выполняющих задачи по предупреждению преступлений и правонарушений, принимая во внимание "сквозной" характер функции предупреждения преступлений, проработать вопрос о целесообразности создания в составе СОБ МВД России специализированного подразделения по организации профилактической деятельности. Одновременно предусмотреть создание самостоятельных подразделений (групп) для обеспечения данного вида деятельности в главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, горрайлинорганах внутренних дел.
5.1.2. По линии профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних
На первом этапе (до 2003 года)
Разработать комплексную программу совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002-2003 годы.
Совместно с федеральными органами исполнительной власти определить и реализовать меры по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Внести изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(1) и "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(2) в части расширения категории несовершеннолетних, помещаемых в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, обеспечения необходимой медицинской помощи несовершеннолетним.
При участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти осуществить дополнительные мероприятия по профилактике наркомании несовершеннолетних, в том числе по оказанию экстренной медицинской помощи подросткам, находящимся в состоянии наркотического опьянения или употребляющим психотропные вещества.
Согласовать с Министерством образования Российской Федерации вопросы о введении в школьные программы курсов основ правовых знаний и профилактики правонарушений.
Определить механизм участия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в устранении выявленных причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, предусмотреть меры по повышению эффективности указанного механизма.
Разработать порядок комплексного контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти, других субъектов системы профилактики за несовершеннолетними, имеющими судимость, в том числе условно-досрочно освобожденными из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, или от отбывания этих наказаний, а также за несовершеннолетними, которым судом назначены принудительные меры воспитательного воздействия.
Скорректировать межведомственные меры по пресечению практики распространения в средствах массовой информации и кино-видеопрокате культа насилия, потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, порнографии, включая подготовку предложений о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации "О рекламе"*(3) и "О средствах массовой информации"*(4), и обеспечить их реализацию.
Проработать вопрос о целесообразности введения в системе образовательных учреждений МВД России специализированной подготовки сотрудников органов внутренних дел для подразделений по делам несовершеннолетних и центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Разработать и внести в установленном порядке предложения по внесению изменений и дополнений в Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации краевых, областных бюджетов, краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209*(5), в части уменьшения количества обслуживаемого подросткового населения до 2,5-3 тысяч на одного инспектора по делам несовершеннолетних.
На втором этапе (до 2005 года)
Обеспечить развитие практики проведения региональных конкурсов профессионального мастерства сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
С учетом расширения задач предупредительно-профилактического характера в отношении несовершеннолетних оптимизировать систему подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности.
Разработать при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления комплексную программу, предусматривающую, в частности, доведение до необходимого уровня сети специализированных учреждений для несовершеннолетних (учреждений социального обслуживания для детей, оставшихся без попечения родителей, специальных, в том числе коррекционных, учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), отвечающих современным требованиям. Определить и конкретизировать роль и место в этой работе соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На третьем этапе (до 2010 года)
Осуществить в пределах своей компетенции дополнительные меры, направленные на расширение в регионах сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе коррекционных, учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных, центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей и так далее.
С учетом наработанной практики, методики и тактики работы подразделений по делам несовершеннолетних принять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, включая ведомственные.
5.1.3. В сфере деятельности подразделений дознания
На первом этапе (до 2003 года)
С учетом принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации организовать методическое обеспечение расследования новых составов преступлений, разработку по ним криминалистических методик, выработку управленческих решений, направленных на повышение качества дознания, сокращение сроков его проведения.
Разработать и реализовать комплекс мер по укреплению кадрового ядра и профессионального уровня подразделений дознания, внести коррективы в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации дознавателей.
Обеспечить выработку и реализацию на всех уровнях управления системы органов внутренних дел организационных и практических мер по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины при принятии и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
На втором этапе (до 2005 года)
С учетом практики реализации уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации проработать вопрос об оптимизации в СОБ МВД России подразделения дознания как организационного и методического центра для подразделений всех органов внутренних дел, осуществляющих процессуальную деятельность и входящих в состав подразделений милиции общественной безопасности. Предусмотреть создание в структуре такого подразделения органа по расследованию уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно, представляющих повышенную сложность либо имеющих значительный общественный резонанс.
В связи с вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего существенное изменение подследственности дознания органов внутренних дел, а также наделение милиции функцией поддержания обвинения у мирового судьи, осуществить комплекс мероприятий, направленных на организационно-штатное укрепление подразделений дознания МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, территориальных и линейных органов внутренних дел.
Предусмотреть в программах первоначальной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучение сотрудников органов дознания, специализирующихся по поддержанию обвинения у мирового судьи, вопросам тактики и методики организации этой работы.
Определить перечень образовательных учреждений МВД России, где будет проводиться их специализированное обучение.
На третьем этапе (до 2010 года)
Осуществить организационные и практические меры, направленные на дальнейшее укрепление их материально-технической базы, комплектование специалистами, имеющими юридическое образование, обладающими навыками производства дознания.
Осуществить на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России подготовку методик расследования преступлений, включенных в подследственность подразделений дознания органов внутренних дел.
Осуществить комплекс мероприятий по повышению мотивации службы, в том числе ее престижа и материальной заинтересованности, сотрудников подразделений дознания.
5.1.4. В сфере деятельности подразделений охраны общественного порядка и конвоирования
На первом этапе (до 2003 года)
Основные усилия сосредоточить на практической работе по выполнению решения коллегии МВД России от 30 октября 2001 г. N 3 км/2 "О совершенствовании уровня управления подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск в обеспечении общественного порядка на улицах и в других общественных местах" (объявлено приказом МВД России от 23 ноября 2001 г. N 1027) и на этой основе оптимизировать систему управления патрульно-постовыми нарядами и координацию их действий в системе единой дислокации, повышать оперативное реагирование на осложнение обстановки.
Обеспечить сотрудников патрульно-постовой службы милиции (далее - ППСМ) современными автоматизированными средствами связи и передачи информации, повысить их участие в раскрытии преступлений по горячим следам, предупреждении и пресечении правонарушений на постах и маршрутах, задержании лиц, находящихся в розыске.
Создать в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации диспетчерские центры (пункты) управления нарядами ППСМ, обеспечивающие эффективное руководство всеми силами и средствами, задействованными на службе. Развернуть при них региональные и локальные электронные вычислительные сети, обеспечивающие доступ к информационным центрам МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и автоматизированных информационно-поисковых систем (далее - АИПС) различного назначения. Обеспечить диспетчерские центры (пункты) средствами связи в достаточном количестве и в пределах выделенных ассигнований.
Осуществить комплекс организационно-практических мер по развитию сети стационарных постов милиции, оснастить их компьютерной техникой, средствами связи и обеспечить сотрудникам, несущим службу, оперативный доступ к информационным системам. Осуществить проектирование и строительство типовых помещений для стационарных постов милиции.
Увеличить количество передвижных пунктов милиции, подвижных милицейских групп, патрульных участков. Считать их основной формой охраны общественного порядка в городах.
Разработать и утвердить комплексные программы технического переоснащения подразделений ППСМ средствами связи и специализированным патрульным транспортом, строительства и реконструкции изоляторов временного содержания (далее - ИВС) и оборудования их современными инженерно-техническими средствами охраны. Предусмотреть повсеместное использование в охране общественного порядка электронно-вычислительной техники, промышленного телевидения и других технических средств.
Совместно с заинтересованными структурными подразделениями МВД России провести в 2002 году эксперимент:
в трех - пяти МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по созданию и использованию центров управления нарядами милиции общественной безопасности (далее - МОБ) и внутренних войск МВД России (далее - ВВ);
на базе ГУВД Ростовской области - по совершенствованию управленческой деятельности и организационной структуры милиции общественной безопасности.
Подготовить и представить на утверждение руководству МВД России новую редакцию Устава патрульно-постовой службы, обратив особое внимание на проработку положений по совершенствованию механизма координации и управления патрульно-постовыми нарядами, закрепление новых форм и способов несения службы, видов нарядов.
Внести в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о доведении штатной численности сотрудников ППСМ до установленных нормативов, а также выделении средств на приобретение и содержание необходимого количества служебных собак и лошадей, закупку экипировки и снаряжения для милиционеров-кинологов и милиционеров-кавалеристов.
При формировании федерального бюджета на очередной год по статьям расходов МВД России обосновать и истребовать выделение (перераспределение) дополнительных ассигнований на увеличение штатной численности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел (далее - ОМОН) пропорционально сокращению численности специальных моторизованных воинских частей ВВ.
Разработать и утвердить Концепцию развития ОМОН на период до 2005 года.
С учетом опыта выполнения задач при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, обеспечения правопорядка в условиях осложнения оперативной обстановки и проведения массовых мероприятий внести необходимые корректировки в нормативные правовые акты, регламентирующие использование ОМОН, и учебные программы по подготовке должностных лиц и личного состава.
В соответствии с федеральными и региональными программами осуществить установку на улицах, спортивных объектах, на транспортных узлах и в других общественных местах технических средств визуального контроля и устройств экстренной связи "гражданин-милиция".
Обеспечить разработку и сопровождение проекта постановления Правительства Российской Федерации об увеличении численности подразделений охранно-конвойной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета, на 12,5 тысяч штатных единиц.
С учетом возросшего объема задач, выполняемых подразделениями охранно-конвойной службы, и в первую очередь по конвоированию арестованных, своевременно корректировать служебную нагрузку, осуществлять перераспределение функций и штатной численности подразделений. Особое внимание уделить созданию нормальных условий для выполнения службы, проведению мероприятий по реабилитации и обеспечению социальной защищенности сотрудников спецучреждений и подразделений конвоирования.
Оборудовать в соответствии с требованиями приказа МВД России от 26 января 1996 г. N 41дсп ИВС при районных органах внутренних дел (далее - РОВД) в административных районах Чеченской Республики.
Разработать и осуществить дополнительные меры по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников и укреплению кадрового ядра строевых подразделений милиции и подразделений конвоирования, повышению роли младшего начальствующего состава, обратив особое внимание на выработку наиболее эффективных форм и методов их работы. В учебном процессе особое внимание уделять усвоению сотрудниками практических навыков работы сотрудников милиции, осуществлению предупредительно-профилактической работы с населением. Расширить правомочия сотрудников милиции по составлению материалов об административных правонарушениях.
На втором этапе (до 2005 года)
Основные усилия сосредоточить на повышении качественных параметров оперативно-служебной деятельности строевых подразделений и специальных учреждений милиции, укреплении кадрового ядра сотрудников, повышении уровня их профессиональной подготовки и социальной защищенности.
Осуществить дополнительные меры по информационному обеспечению подразделений охраны общественного порядка, в первую очередь ППСМ.
Совместно с ГУГИБДД, ГУВДТиС ГУВДРО СОБ, ГКВВ МВД России скорректировать взаимодействие подразделений ППСМ, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Обобщить опыт участия общественных объединений и населения в правоохранительной деятельности. Обеспечить дальнейшее сопровождение в инстанциях проекта федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Реализовать мероприятия по совершенствованию управленческой деятельности и организационной структуры милиции общественной безопасности, созданию и использованию центров управления нарядами МОБ и ВВ.
Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и осуществить меры по привлечению и использованию бюджетных и иных средств для оснащения строевых подразделений милиции и подразделений конвоирования вооружением, боеприпасами, техническими средствами, а также строительства, ремонта, оборудования и эксплуатации помещений, учебной базы и городков для их размещения.
Осуществить мероприятия, предусмотренные Концепцией развития отрядов милиции особого назначения на период до 2005 года.
Завершить строительство новых и реконструкцию имеющихся ИВС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
На третьем этапе (до 2010 года)
Основные усилия сосредоточить на всестороннем совершенствовании деятельности подразделений ППСМ, ОМОН, специальных учреждений милиции и подразделений конвоирования, повышении их технической оснащенности, совершенствовании организационно-штатной структуры, выработке и внедрении передовых форм и способов их применения, позволяющих выйти на новый уровень результатов оперативно-служебной деятельности.
Продолжить дальнейшее развитие и повышение роли подразделений ППСМ в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Продолжить выполнение мероприятий по дальнейшему развитию и повышению роли охранно-конвойной службы и специальных учреждений милиции в обеспечении общественного порядка.
5.1.5. В сфере деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы
На первом этапе (до 2003 года)
Расширить практику проведения целевых региональных и федеральных мероприятий, направленных на изъятие оружия, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий из незаконного оборота, повышение эффективности проводимых мероприятий, пресечение противоправных действий частных детективов и охранников, работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, контроль за деятельностью которых отнесен к компетенции подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел (далее - ЛРР).
Сформировать в системе органов внутренних дел АИПС "Оружие-МВД".
Проанализировать существующий порядок распределения и использования средств, получаемых за выдачу разрешающих документов. Реализовать комплекс мер по его усовершенствованию, созданию действенного механизма распределения указанных средств в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России и системы контроля за их целевым использованием.
Повысить уровень контроля за выполнением подразделениями ЛРР требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих вопросы оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, обращения взрывчатых материалов и пиротехнических изделий гражданского и двойного назначения.
Укрепить взаимодействие подразделений ЛРР с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями в области контроля за оборотом оружия, деятельностью частных охранных и детективных предприятий, с целью привлечения их к охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего и инспекторского состава подразделений ЛРР МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ГУВДТиС, ГУВДРО СОБ МВД России и горрайлинорганов внутренних дел.
Разработать проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, связанных с оборотом оружия, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, частной детективной и охранной деятельностью, в том числе в части приведения их в соответствие с едиными требованиями по осуществлению органами внутренних дел лицензионно-разрешительной работы.
Отработать межведомственный порядок учета, документирования, идентификации, передачи и хранения оружия, патронов, боеприпасов и взрывчатых материалов, изъятых, найденных и добровольно сданных в ходе контртеррористических операций, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и обмена соответствующей информацией.
На втором этапе (до 2005 года)
Повысить уровень аналитической работы и информационно-методического обеспечения подразделений ЛРР, прогнозирования развития ситуаций в сфере оборота оружия, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, частной детективной и охранной деятельности, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также контроля за соблюдением ими лицензионных требований и условий.
Оптимизировать работу с гражданами, создать благоприятные условия для приема посетителей, усовершенствовать формы консультативной и информационной помощи населению, шире использовать в этих целях средства массовой информации и иные возможности.
Внедрить в практику деятельности подразделений ЛРР новые формы и методы взаимодействия с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими государственными и правоохранительными органами по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с оборотом оружия, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, частной детективной и охранной деятельностью, а также лицензионными требованиями и условиями.
Создать на базе АИПС "Оружие-МВД" единый федеральный автоматизированный комплекс учета оружия и его пользователей.
Отработать механизм использования возможностей частных охранно-сыскных предприятий в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью.
Систематизировать и кодифицировать существующую нормативную правовую базу, регулирующую лицензионно-разрешительную работу в органах внутренних дел.
Создать целостную систему обучения сотрудников подразделений ЛРР и повышения уровня их профессиональной подготовки. В этих целях на базе образовательных учреждений МВД России открыть отделения по подготовке таких специалистов.
Способствовать привлечению граждан к сотрудничеству в качестве доверенных лиц и установлению с ними доверительных отношений.
Проработать вопрос о введении в структуру подразделений ЛРР органов внутренних дел должностей оперативных уполномоченных, на которых возложить функции оперативного обслуживание объектов разрешительной системы и частных охранно-сыскных предприятий.
С учетом планомерного поэтапного развития форм и методов деятельности подразделений ЛРР проработать и внести коррективы в нормы нагрузки на сотрудников этих подразделений. Обеспечить их нормативное закрепление.
Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения об усилении уголовной и иной ответственности за преступления, связанные с хищением, утратой, незаконным изготовлением, приобретением, передачей, продажей и хранением оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и их компонентов, нарушениями лицензионных требований и условий.
На третьем этапе (до 2010 года)
Разработать и внедрить научно обоснованные формы и методы оперативного, выборочного (внезапного), периодического и постоянного (автоматизированного) контроля за оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий промышленного назначения, средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, а также деятельностью охранно-сыскных структур.
Сформировать единую правовую систему контроля за оборотом оружия, специальных средств, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, частной детективной и охранной деятельностью, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, выполнением лицензионных требований и условий, а также иных предметов и веществ объектами лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел.
5.1.6. В сфере потребительского рынка
На первом этапе (до конца 2003 года)
Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование деятельности и усиление влияния органов внутренних дел на состояние правопорядка в сфере торговли и услуг, активизацию борьбы с нарушением прав потребителей, распространением поддельной, некачественной и контрафактной продукции.
Принять и ввести в действие программу организационных и практических мер по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке.
Обеспечить на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации разработку и реализацию комплексных программ декриминализации потребительского рынка на 2002-2005 годы, предусмотрев в них меры правового, организационного, ресурсного и методического обеспечения такой деятельности.
Совместно с представителями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции на потребительском рынке, выработать организационные и практические меры по повышению эффективности контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами. Внести на рассмотрение органов исполнительной власти Российской Федерации согласованные предложения по упорядочению деятельности рынков различного назначения, введению типовых требований по их обустройству с ликвидацией мест стихийной и неорганизованной торговли.
Расширить практику проведения на федеральном и региональном уровнях комплексных профилактических мероприятий по укреплению правопорядка и пресечению правонарушений на объектах потребительского рынка.
Разработать и реализовать комплекс целевых мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности в сфере рыночной торговли преступных группировок, в том числе сформированных на этнической основе.
Осуществить меры по укреплению и развитию специализированных подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, включая наделение их полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
На втором этапе (до 2005 года)
Разработать меры по оптимизации организационной структуры подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка с учетом расширения их полномочий и объемов решаемых задач.
Организовать систему специализированного обучения сотрудников милиции общественной безопасности методике и тактике борьбы с экономическими правонарушениями.
Обеспечить материально-техническое оснащение подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка с учетом объема и специфики выполняемых ими функций.
Изучить возможность образования в составе Службы общественной безопасности МВД России оперативно-профилактического бюро по координации деятельности оперативных подразделений МОБ, осуществляющих борьбу с преступностью на потребительском рынке, а также осуществляющих с использованием средств и методов оперативно-розыскной деятельности непосредственное выявление и раскрытие экономических преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно.
На третьем этапе (до 2010 года)
Осуществить дальнейшее совершенствование деятельности милиции общественной безопасности по защите граждан от противоправных посягательств в сфере торговли и услуг, оптимизацию структуры и функций специализированных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, уточнение их роли и места в системе органов внутренних дел.
5.2. В сфере деятельности Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГУГИБДД)
На первом этапе (до конца 2003 года)
Продолжить реформирование деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД):
уделить особое внимание психологической адаптации личного состава к работе в условиях новых экономических, правовых и организационных отношений;
обеспечить организационное единство всех подразделений ГИБДД, расположенных на одной территории, путем оперативного подчинения сил и средств главному государственному инспектору безопасности дорожного движения соответствующего административно-территориального образования;
усилить субординационную вертикаль подчиненности главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;
осуществить переориентацию в деятельности дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) от надзора за обеспечением безопасности дорожного движения к обеспечению безопасного и бесперебойного дорожного движения, выявлению и пресечению нарушений, являющихся основными причинами дорожно-транспортных происшествий;
усилить контроль и надзор за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России непосредственно на объектах транспортно-дорожного комплекса;
осуществить комплекс мер организационно-штатного реформирования ДПС, имея в виду совершенствование структуры всей системы ДПС, перевод личного состава ДПС на должности среднего и старшего начальствующего состава милиции.
Активизировать участие в работе по совершенствованию правовых основ деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и реализации положений вновь изданных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов МВД России.
Принять необходимые меры по устранению параллелизма в деятельности ГИБДД и других государственных контрольных и надзорных органов, прежде всего Российской транспортной инспекции.
Обеспечить сопровождение проекта федерального закона о ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и разработать механизм его реализации.
Активизировать участие ГИБДД в формировании организационно-правовых основ решения вопросов создания эффективной системы организации движения транспорта и пешеходов в населенных пунктах.
Принять участие в реализации мероприятий по информационной совместимости баз данных ГИБДД с базами данных криминальных учетов.
На втором этапе (до 2005 года)
Усовершенствовать систему законодательного и нормативного правового регулирования деятельности ГИБДД как органа государственного контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения. Для этого:
провести сравнительный правовой анализ законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на предмет их соответствия федеральному законодательству;
разработать нормативные правовые акты, определяющие цели, задачи, полномочия и структуру подразделений ГИБДД, и на их основе переработать должностные инструкции основных категорий сотрудников.
В целях повышения уровня организационно-управленческой деятельности:
обеспечить повышение значимости аналитической работы при определении мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
продолжить работу по созданию Федеральной информационной системы ГИБДД с учетом интеграции ее в единое информационное, пространство МВД России, создать дополнительно подсистемы "Учет автомототранспорта", "Водитель", "Административная практика", "Нормативные правовые акты".
Повысить эффективность влияния ГИБДД на безопасность состояния транспортных средств, дорожных условий и профессиональную подготовку водителей:
активизировать участие ГИБДД в развитии системы сертификации транспортных средств, запасных частей к ним и предметов дополнительного оборудования, технических средств ГИБДД и организации дорожного движения; обеспечить развитие в органах внутренних дел сети станций государственного технического осмотра, оснащенных средствами диагностирования и системами по документированию результатов осмотра;
повысить уровень требований к работам по проектированию схем организации дорожного движения в городах, а также деятельности, связанной со всем циклом работ по обслуживанию технических средств организации движения;
осуществить переход на современные технические средства для оценки состояния улично-дорожной сети и контрольную аппаратуру организации дорожного движения:
разработать единый образец национального водительского удостоверения и организовать работу по выдаче новых документов;
оптимизировать процесс регистрации и технического осмотра транспортных средств, приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Усилить разъяснительно-пропагандистскую работу. В этой связи:
организовать систему дифференцированного информирования различных социальных и возрастных групп населения о действующем законодательстве в области обеспечения безопасности дорожного движения и деятельности ГИБДД;
активизировать деятельность отрядов юных инспекторов движения;
продолжить практику систематического проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий по вопросам предупреждения дорожно-транспортного травматизма, конкурсов, телевизионных, радиопрограмм и публикаций в прессе, а также печатной продукции по освещению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения;
подготовить и реализовать предложения по привлечению общественных объединений к работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, развивать и совершенствовать работу общественных советов при органах управления ГИБДД.
Завершить комплекс административно-технических и иных мероприятий по переводу ДПС на новую организационно-штатную структуру.
Обеспечить повышение эффективности контрольной деятельности за соблюдением Правил дорожного движения его участниками:
осуществить переход от преимущественно визуального наблюдения к использованию специальных технических средств, исключающих субъективные оценки, конфликтные ситуации с участниками дорожного движения;
оптимизировать дислокации стационарных постов ГИБДД, оснастить их модернизированными техническими средствами, совершенствовать тактику использования сил и средств, задействованных на этих постах;
повысить мобильность подразделений ДПС, расширить практику патрулирования с использованием мотоциклов.
Совершенствовать работу с кадрами, повысить уровень профессионализма, служебной дисциплины:
разработать систему первоначальной и периодической оценки профессиональной пригодности сотрудников;
повысить уровень работы с резервом кадров на выдвижение и совершенствовать работу с руководящим составом, в том числе по вопросам психологии и педагогики;
обеспечить эффективную деятельность системы контроля за соблюдением сотрудниками дисциплины и законности при осуществлении ими должностных обязанностей.
Обеспечить концентрацию имеющегося научного потенциала на решении наиболее актуальных проблем деятельности ГИБДД:
расширить объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ на основе заявок подразделений ГИБДД субъектов Российской Федерации;
усилить научно-методическую поддержку управленческих решений, активизировать работу по изучению общественного мнения об оперативно-служебной деятельности ГИБДД.
На третьем этапе (до 2010 года)
Обеспечить разработку и реализацию мероприятий:
по внедрению в Российской Федерации требований к конструкции и техническому состоянию транспортных средств, соответствующих предписаниям, действующим в промышленно развитых государствах;
по финансированию подразделений ГИБДД, осуществляющих функции государственного контроля и надзора на федеральных автомобильных дорогах, за счет средств федерального бюджета.
Разработать и внедрить организационно-правовой механизм усиления влияния ГИБДД на качество подготовки водителей.
Осуществить организационно-практические меры по созданию специализированных строевых подразделений ДПС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, на основных магистральных федеральных автомобильных дорогах.
Завершить создание межрегиональной оперативно-поисковой, заградительной системы. Обеспечить каждый контрольный пост милиции компьютерной техникой, средствами связи, позволяющими наряду с решением задач по обнаружению разыскиваемого транспорта использовать информационные базы данных о разыскиваемых лицах и оружии.
Создать в структуре строевых подразделений ДПС специализированные подразделения (группы) по контролю за соблюдением требований безопасности при перевозке тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
Организовать разработку и принятие нормативов, предусматривающих более высокие требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог по критериям безопасности дорожного движения.
Разработать и внедрить организационно-правовой механизм усиления влияния ГИБДД на качество подготовки водителей в образовательных учреждениях.
5.3. В сфере деятельности Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО)
На первом этапе (до конца 2003 года)
Завершить разработку и сопровождение проекта Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. После его утверждения постановлением Правительства Российской Федерации, переработать ведомственную нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность подразделений вневедомственной охраны.
Завершить оптимизацию структур и штатов подразделений вневедомственной охраны.
Продолжить работу по сокращению административно-управленческого аппарата за счет автоматизации рабочих мест и объединения малочисленных и экономически бесперспективных отделов (отделений) в межрайонные подразделения.
На основе новых охранных технологий разработать методику и тактику действий структурных подразделений УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обеспечению охраны и безопасности имущества юридических и физических лиц, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.
Обеспечить усиление профилактического влияния подразделений вневедомственной охраны на уровень преступности имущественной направленности.
Обеспечить дальнейший устойчивый рост количества охраняемых объектов, квартир и других мест хранения личного имущества и проживания граждан, в том числе путем активизации работы по установке на объектах и в квартирах кнопок экстренного вызова милиции.
Снизить уровень дебиторской задолженности за счет совершенствования расчетов с собственниками и внедрения современных форм претензионно-исковой работы.
Повысить уровень организационно-управленческой деятельности путем использования новых информационных технологий. Поднять значимость аналитической работы при подготовке управленческих решений.
На втором этапе (до конца 2005 года)
Повысить роль вневедомственной охраны в обеспечении безопасности собственности, предупреждении имущественных преступлений и решении задач борьбы с преступностью во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.
Разработать единые критерии безопасности и антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения, особой важности и повышенной опасности. Подготовить предложения по совершенствованию взаимодействия в этом направлении подразделений вневедомственной охраны с другими подразделениями органов внутренних дел. Принять участие в разработке и внедрении стандартов безопасности от преступлений и правонарушений.
Обеспечить развитие централизованной охраны с помощью инженерно-технических средств на основе комплексного обеспечения защищенности объектов собственности с применением интегрированных систем безопасности, внедрения гаммы технических средств охраны с использованием радиоканала, а также приборов, использующих для передачи извещений физические каналы, альтернативные телефонным линиям.
Организовать выполнение комплекса работ по созданию и внедрению системы безопасности нетелефонизированных объектов, индивидуальных домов, коттеджей. Продолжить модернизацию радиосистем охраны с учетом снижения стоимости объектового оборудования.
Расширить научно-методическое и информационное обеспечение подразделений вневедомственной охраны за счет более эффективного использования потенциала научно-исследовательского центра (далее - НИЦ) "Охрана" ГУВО СОБ МВД России.
Усилить научно-методическую поддержку НИЦ "Охрана" ГУВО СОБ МВД России управленческих решений, принимаемых ГУВО СОБ МВД России по реализации главной задачи - развития централизованной охраны объектов и мест хранения личного имущества граждан с помощью инженерно-технических средств.
Разработать новое поколение аппаратуры централизованной охраны, совместимой с цифровыми каналами передачи данных.
Использовать новые сетевые технологии передачи данных для организации централизованной охраны объектов и квартир.
На основе анализа причин несанкционированного проникновения на охраняемые объекты расширить объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для внедрения в охрану инженерно-технических средств нового поколения.
На третьем этапе (до конца 2010 года)
На основе развитой инфраструктуры вневедомственной охраны создать и внедрить единый универсальный многофункциональный комплекс технических средств централизованной охраны, обеспечивающий безопасность объектов различных форм собственности, а также возможность раннего обнаружения угроз различного типа.
Сформировать единый ведомственный банк данных хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, вступавших в договорные отношения с подразделениями вневедомственной охраны и допустивших недобросовестность в исполнении договорных обязательств или причинивших ущерб интересам или имиджу подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
5.4. В сфере деятельности Главного управления внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам (ГУВДТиС)
На первом этапе (до конца 2003 года)
Осуществить необходимые организационно-штатные мероприятия, формирование нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование подразделений органов внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам в современных условиях, обеспечить эффективное оперативное сопровождение структурно-экономических преобразований на федеральном железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, на морском и речном транспорте, осуществляемых в рамках соответствующих государственных концепций и федеральных целевых программ, в том числе касающихся воинских и специальных перевозок.
Стабилизировать оперативную обстановку в зоне ответственности управлений внутренних дел на водном, железнодорожном и воздушном транспорте (далее - УВДТ).
На втором этапе (до конца 2005 года)
В результате осуществления комплексных мер коренным образом улучшить результаты обеспечения общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью на объектах транспорта.
Создать единую систему оперативного обслуживания объектов всего транспортного комплекса. При этом сохранить и упрочить управляемость системы органов внутренних дел на транспорте и вертикаль подчинения.
Задачами, решением которых обеспечивается достижение намеченной цели, определены:
а) выведение из зоны ответственности территориальных органов внутренних дел морских в том числе рыбных и речных портов и их передача в оперативное обслуживание органов внутренних дел на транспорте;
б) проработка вопросов:
о возложении на специализированные подразделения УВДТ функции пожарного надзора на объектах транспорта;
о передаче в оперативное обслуживание органов внутренних дел на транспорте магистрального трубопроводного транспорта;
о передаче органов внутренних дел на транспорте функций контроля за оборотом служебного оружия на объектах транспорта, выдачи лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью на объектах транспорта организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
в) создание нормативной правовой базы для осуществления на договорной основе органами внутренних дел на транспорте охраны имущества собственников на объектах транспорта;
г) усиление контроля за работой служб авиационной безопасности в процессе досмотра пассажиров и грузов.
Основной целью совершенствования организационно-штатных структур органов внутренних дел на транспорте являются реорганизация и укрепление подразделений, непосредственно обеспечивающих общественную безопасность и осуществляющих борьбу с преступностью.
Представляется целесообразным:
а) создание подразделений:
антитеррористических;
в ГУВДТиС СОБ МВД России - по обеспечению применения в органах внутренних дел на транспорте автоматизированных информационных систем (далее - АИС);
по организации использования и совершенствования АИС в УВДТ;
криминальной информации (аналитической разведки);
пожарного надзора (в порядке эксперимента);
по осуществлению оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий;
по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности;
кинологической службы;
контрольно-ревизионных;
вневедомственной охраны (в порядке эксперимента);
инженерно-технических;
по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, входящих в систему Минтранса России;
лицензионно-разрешительной системы;
участковых уполномоченных милиции;
б) дальнейшее совершенствование деятельности подразделений:
по борьбе с экономическими преступлениями;
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
по сопровождению пассажирских поездов;
информационно-аналитических;
по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
оперативно-розыскных бюро;
в) восстановление системы линейных органов внутренних дел на объектах транспорта Чеченской Республики,
Обеспечить внедрение в деятельность органов внутренних дел на транспорте современных информационных технологий. В этих целях предусматривается решить задачи:
улучшения результативности в предупреждении, выявлении, раскрытии преступлений и розыске преступников;
повышения оперативности взаимодействия между органами и подразделениями органов внутренних дел с помощью современных систем коммуникации, особенно при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий и возникновении чрезвычайных ситуаций (крушение поездов, блокирование транспортных коммуникаций, утечка перевозимых взрывоопасных веществ и другие).
Осуществить мероприятия по совершенствованию автоматизированной информационной системы выявления в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске, а также представляющих оперативный интерес (АИС "Розыск-Магистраль").
Инициировать вопрос об установлении порядка именного оформления проездных документов на морском и речном транспорте с последующим внедрением идентификационной системы в соответствующих органах внутренних дел на транспорте.
Изучить возможности применения программно-технического комплекса, действующего в сфере грузовых перевозок и его совместимости с АИС "Розыск-Магистраль".
Консолидировать информационные потоки, учетные информационные базы данных всех заинтересованных правоохранительных и контролирующих органов с тем, чтобы иметь возможность контролировать передвижение всех представляющих оперативный интерес лиц и грузов.
Осуществить комплекс согласованных мер по созданию единого информационного пространства органов транспортной милиции (полиции) государств-участников СНГ.
С целью развития системы связи органов внутренних дел на транспорте привести ее в состояние, позволяющее обеспечить возросшие потребности транспортной милиции в своевременной, достоверной и конфиденциальной информации.
На третьем этапе (до 2010 года)
Приоритетной задачей считать развитие всех видов связи в линейных органах внутренних дел Южного федерального округа.
Кроме того, необходимо:
расширить сеть шифрованной связи;
осуществить последовательный переход от локальных радиосетей к транковым системам радиосвязи, с помощью которых повысить эффективность взаимодействия линейных органов внутренних дел с подразделениями транспорта, а также нарядами сопровождения поездов;
совместно с администрациями транспортных предприятий расширить сеть и усовершенствовать устройства экстренной связи "пассажир-милиция";
места массового скопления пассажиров оборудовать системами видеонаблюдения с выводом мониторов на дежурные части милиции, детекторами химических и биологических аэрозолей, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ, досмотра багажа и ручной клади.
В целях совершенствования нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел на транспорте пересмотреть действующие положения об управлениях внутренних дел на транспорте и разработать для каждого из них статусные документы, отвечающие их новым задачам и функциям. Разработать и осуществить сопровождение проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об органах внутренних дел на водном, воздушном и железнодорожном транспорте".
Обеспечить законодательное закрепление:
прав и возможностей по созданию в структуре органов внутренних дел на транспорте подразделений противопожарного надзора и вневедомственной охраны;
права сотрудников органов внутренних дел на транспорте на избирательный досмотр багажа и ручной клади пассажиров на железнодорожном и водном транспорте;
проведение совместно с уполномоченными органами неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в зонах таможенного и пограничного контроля.
Совместно с федеральными органами управления транспортом разработать целевые программы обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью на объектах транспорта.
Разработать базовые законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов управления и хозяйствующих субъектов на объектах транспорта, в том числе процессы перевозки грузов и пассажиров, вопросы совместного использования открытых автоматизированных банков данных, режима и пропускной системы на железнодорожном транспорте, в морских, речных и аэропортах, пользования землями транспорта и государственным имуществом, установления и использования тарифов и сборов, содержащих запрет на прием лома цветных и черных металлов от физических лиц.
Для эффективного решения указанных задач создать фонд нормативных правовых документов о транспорте и обеспечении правопорядка на его объектах.
В связи с комплектованием образовательных учреждений МВД России по территориальному принципу создать в образовательных учреждениях МВД России, расположенных в регионах с развитой транспортной инфраструктурой, факультеты по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) специалистов для органов внутренних дел на транспорте или ввести соответствующую специализацию.
Преобразовать учебные центры УВДТ с развитой учебно-методической и материально-технической базой в межрегиональные учебные центры.
Для полного и объективного освещения деятельности органов внутренних дел на транспорте учредить периодическое издание - журнал "Транспортная милиция", предусмотрев его распространение не только в системе МВД России, но и среди пассажиров и работников транспортного комплекса.
Ввести в практику направление в порядке обмена опытом работы сотрудников органов внутренних дел на транспорте в соответствующие подразделения зарубежных государств с развитой системой коммуникаций и органов правопорядка на транспорте.
Проработать вопрос об обязательном прохождении личным составом органов внутренних дел на транспорте не реже одного раза в пять лет на базе учебных центров УВДТ, транспортных факультетов образовательных учреждений МВД России курсов повышения квалификации (по мере комплектования групп - переподготовки).
5.5. В сфере деятельности Главного управления внутренних дел на режимных объектах (ГУВДРО)
На первом этапе (до 2003 года)
С целью предотвращения террористических актов и иных чрезвычайных ситуаций на объектах ядерного комплекса и других особо важных и режимных объектах отработать вопросы практического взаимодействия с МЧС России и главными управлениями МВД России по федеральным округам.
С принятием новой редакции Положения о вневедомственной охране МВД России осуществить комплекс мероприятий по оптимизации структуры подразделений охраны органов внутренних дел на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.
На втором этапе (до 2005 года)
Проработать, возможность заключения отдельных соглашений с Минатомом России по вопросам организации охраны и сопровождения радиоактивных материалов силами сотрудников органов внутренних дел на договорной основе, а также создания центров по обучению сотрудников органов внутренних дел действиям в экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть при осуществлении указанной деятельности.
Проработать на основе консультаций с соответствующими органами Республики Казахстан вопросы дополнительной правовой регламентации по различным направлениям оперативно-служебной деятельности на комплексе Байконур.
Осуществить дополнительные меры по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2001 г. N 735 "Об организации охраны объектов комплекса Байконур органами внутренних дел Российской Федерации"*(6).
Для совершенствования взаимодействия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности на территориях закрытых воинских гарнизонов с органами военного управления, с учетом современных условий, организовать разработку и принятие совместных директив с командованием Ракетными войсками стратегического назначения, Военно-Космическими Силами, Военно-Воздушными Силами, Военно-Морским Флотом Российской Федерации и 12 Главным управлением Министерства обороны Российской Федерации.
Организовать комплекс действенных мер по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и радиоактивных материалов стратегического назначения. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ВВ обеспечить защиту объектов оружейного комплекса и ядерно-опасных объектов от возможных проявлений терроризма.
Для обобщения и систематизации информации о произведенном, реализуемом и утилизируемом оружии на территории Российской Федерации обеспечить внедрение, расширение и совершенствование применения АИПС "Оружие".
Совместно с администрациями закрытых административно-территориальных образований осуществить:
внедрение в практику деятельности органов внутренних дел систем видеоконтроля за состоянием правопорядка в местах массового пребывания граждан;
создание достаточной материально-технической базы кинологической службы.
На третьем этапе (до 2010 года)
С учетом изменения количественных и качественных показателей объектов обслуживания организовать и провести комплекс мер по повышению эффективности управления и развитию организационных структур как вновь создаваемых подразделений, так и системы ГУВДРО СОБ МВД России в целом.
В целях улучшения кадрового состава, повышения уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности сотрудников милиции общественной безопасности, при содействии органов местного самоуправления и администраций обслуживаемых объектов разработать и реализовать комплекс дополнительных мер.
5.6. В сфере деятельности Паспортно-визового управления
На первом этапе (до 2003 года)
Подготовить проект новой Инструкции об организации адресно-справочной работы органов внутренних дел.
Осуществить подготовку и проведение переписи населения на закрытых объектах МВД России.
Провести мероприятия по обмену паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации.
Обеспечить сопровождение в органах законодательной (представительской) власти Российской Федерации проекта федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Подготовить предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию типового программного обеспечения для приоритетных подсистем автоматизированной информационной системы паспортно-визовой службы (на основе оценки состояния автоматизации паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел и изучения передового опыта).
На втором этапе (до 2005 года)
Принять меры по организационно-методическому обеспечению совершенствования процесса формирования и ведения учетов деятельности паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел.
Усовершенствовать систему оставления иностранных граждан на постоянное жительство в Российской Федерации и их документирования видами на жительство. Разработать проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с четко определенными критериями оставления иностранных граждан на постоянное жительство в Российской Федерации, которыми будут руководствоваться сотрудники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, принимающих решения по рассматриваемому вопросу.
Работу по развитию и формированию учетов иностранных граждан вести на основании положений проекта федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Принять участие в межведомственных работах по формированию учетов иностранных граждан в соответствии с принятым федеральным законом.
В составе рабочей группы экспертов доработать проект федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" с учетом возможных поправок, а также разработать проекты Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и соответствующего указа Президента Российской Федерации о его утверждении.
На основании принятых законодательных актов разработать проект новой редакции Инструкции об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации и подготовить проект приказа МВД России об ее утверждении.
Организовать планомерное внедрение приоритетных подсистем автоматизированной информационной системы паспортно-визовой службы.
Подготовить обоснования о необходимости создания в ряде образовательных учреждений МВД России специализированных факультетов по подготовке квалифицированных сотрудников паспортно-визовых подразделений.
На третьем этапе (до 2010 года)
Осуществить полномасштабное внедрение автоматизированной информационной системы паспортно-визовой службы. Обеспечить ее взаимодействие с автоматизированными системами других федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых связана с учетами населения Российской Федерации и пребывающими на территории России иностранными гражданами.
Усовершенствовать работу с кадрами, добиться повышения уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и научной организации труда, обеспечения социальной защиты личного состава.
7. Ресурсное, финансовое и кадровое обеспечение Службы общественной безопасности МВД России
Недостаточная эффективность деятельности подразделений Службы общественной безопасности МВД России обусловлена в том числе и недостаточным уровнем профессиональной подготовки сотрудников в связи с оттоком профессиональных кадров в негосударственные сферы деятельности, отсутствием должной исполнительской дисциплины сотрудников, их злоупотреблениями и нарушениями законности, нерешенностью проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения.
Негативное влияние на общую ситуацию имеют: рост некомплекта, ухудшение качественных параметров комплектования, увеличение текучести кадров, числа уволенных сотрудников.
Укрепление кадрового потенциала, преодоление негативных тенденций в комплектовании и сокращение текучести кадров неразрывно связаны с необходимостью осуществления комплекса мер по решению задач социальной защиты личного состава.
При проведении военной реформы и снятии с ВВ задач по обеспечению общественного порядка предусмотреть адекватное увеличение штатной численности подразделений СОБ МВД России и МОБ в целом.
Для эффективного выполнения поставленных перед СОБ МВД России задач численный и качественный состав подразделений СОБ МВД России и МОБ должен быть доведен до оптимального уровня.
Возложенные на СОБ МВД России задачи требуют особого внимания при подготовке специалистов для субъектов этой Службы. Необходимы комплексные мероприятия по оптимизации и дифференциации уровней подготовки специалистов СОБ МВД России (за счет увеличения доли выпускников со средним специальным образованием для замещения должностей, не требующих наличия высшего образования). Таким образом, за счет экономии бюджетных средств, времени и перераспределения преподавательских и учебно-материальных ресурсов возможно создать предпосылки реального увеличения объема выпуска специалистов для подразделений СОБ МВД России и МОБ в целом.
В силу приоритетности сфер деятельности субъектов СОБ МВД России первым шагом в этом направлении должно стать установление жесткого контроля со стороны органов государственной власти Российской Федерации за практической реализацией льгот и гарантий, предусмотренных федеральным законодательством для сотрудников подразделений СОБ.
На основе анализа состояния дел и научно обоснованных нормативов инициировать принятие решений о поддержании необходимого для эффективной работы СОБ уровня материально-технического и финансового обеспечения подразделений и сотрудников Службы.
Обеспечить подготовку и внедрение системы материально-технического обеспечения СОБ, включающей порядок заказа и поставки технических средств в новых социально-экономических условиях, проведения научно-технической экспертизы при закупках импортной техники, разработки табелей положенности оснащения подразделений оперативно-техническими средствами, а также предложений по совершенствованию системы финансирования подразделений СОБ.
-----------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333.
*(5) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 562; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6010.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4112.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.