Приказ Минюста РФ от 9 июля 2002 г. N 194 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации"

Приказ Минюста РФ от 9 июля 2002 г. N 194
"Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации"


1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2002 г. "О состоянии работы службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению установленного порядка деятельности судов".

2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений центрального аппарата, федеральных управлений по федеральным округам, территориальных органов и учреждений юстиции Российской Федерации обеспечить исполнение решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Довести решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации до работников органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации в части, их касающейся.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра - главного судебного пристава Российской Федерации А.Т. Мельникова.


Министр

Ю.Я.Чайка


Приложение

к приказу Минюста РФ

от 9 июля 2002 г. N 194


Решение коллегии Минюста РФ от 28 мая 2002 г.
"О состоянии работы службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению установленного порядка деятельности судов"


Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев вопрос о состоянии работы службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС), отмечает следующее.

В настоящее время штатная численность судебных приставов по ОУПДС составляет 8,2 тыс. единиц, из них свыше 7,9 тыс. единиц (97%) укомплектованы. Служба обеспечена необходимыми спецсредствами почти на 83%, средствами связи - на 80%, боевым оружием и боеприпасами - в среднем на 40%. В ближайшее время будут приняты на вооружение новые образцы оружия.

За отчетный период службой достигнуты определенные положительные результаты.

Возросло количество судов, взятых под охрану. В 2001 году по сравнению с 2000 г. оно увеличилось на 26%. В 35 субъектах Российской Федерации взято под охрану 100% зданий судов.

За прошлый год судьями подано 638,5 тыс. заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний и участников судебного процесса, из которых судебными приставами по ОУПДС исполнено 607,5 тыс. (95%), или на 9% больше по сравнению с 2000 г. Более чем в 1,6 раза увеличилось количество лиц, принудительно доставленных к судьям или к судебным приставам-исполнителям.

В 2001 году обеспечена физическая защита судебных приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий по 562,4 тыс. исполнительных производств, что на треть больше, чем в 2000 г.

Судебными приставами по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей в 2001 г. предупреждено и пресечено 5,8 тыс. правонарушений, в том числе 145 преступлений. За все время существования службы судебными приставами по ОУПДС в зоне их ответственности не допущено ни одного факта причинения со стороны правонарушителей физического вреда судьям, заседателям, участниками # судебного процесса и свидетелям.

При выполнении служебных обязанностей судебными приставами по ОУПДС не совершено ни одного нарушения законности. Из 24 жалоб на их действия, рассмотренных судами, ни одна не была признана обоснованной.

Департаментом судебных приставов в отчетный период проведена определенная работа по организационно-методическому руководству деятельностью судебных приставов по ОУПДС. Издано около 20 приказов Минюста России и поручений руководства, регулирующих работу службы, направлены на места учебно-методические пособия. Ежегодно проводятся всероссийские межрегиональные совещания-семинары главных судебных приставов и начальников отделов организации работы судебных приставов по ОУПДС по проблемам повышения эффективности обеспечения безопасности судей. Дважды такие совещания прошли в Москве, а также в г.Липецке, г.Кирове, г.Ростове-на-Дону, г.Хабаровске.

Работниками Департамента судебных приставов в прошлом и текущем годах в целях проверки и оказания практической помощи в организации работы судебных приставов по ОУПДС осуществлены выезды в 18 субъектов Российской Федерации.

Положительных результатов в работе по обеспечению установленного порядка деятельности судов добились службы судебных приставов Республики Карелия, Ставропольского и Хабаровского краев, Архангельской, Белгородской, Волгоградской и Курганской областей. В этих регионах несение службы судебными приставами по ОУПДС организовано в соответствии с предъявляемыми требованиями, на должном уровне ведется обучение личного состава, разрабатываются и внедряются в практику необходимые методические материалы, в коллективах создан нормальный психологический климат.

Вместе с тем для ряда главных судебных приставов субъектов Российской Федерации вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов еще не стали приоритетными. Имеющиеся проблемы недостаточно прорабатываются, редко инициируется их рассмотрение на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях. Слабо организован контроль за деятельностью подчиненных отделов организации работы судебных приставов по ОУПДС и старших судебных приставов подразделений, много недостатков имеется в методической работе.

Такие факты выявлены при проверке служб судебных приставов Приморского края, Астраханской, Ярославской областей, Санкт-Петербурга. За серьезные упущения в работе по обеспечению установленного порядка деятельности судов ряд главных судебных приставов в истекшем году был привлечен к дисциплинарной ответственности, а главные судебные приставы Астраханской области В.А.Махотин, Мурманской области В.П.Ракитин, и.о. главного судебного пристава Чеченской Республики О.А.Сайдулаев - освобождены от занимаемых должностей.

До настоящего времени не удалось сформировать высокопрофессиональное ядро кадров судебных приставов по ОУПДС. В результате низкой заработной платы и недостаточной социальной защищенности велика текучесть кадров. В прошлом году она составила 18%, что на 3% ниже, чем в 2000 г. Ежегодно из службы увольняется около 1400 человек и около 2500 принимается.

В результате Министерство несет значительные материальные издержки, связанные с обучением судебных приставов по ОУПДС, которые через непродолжительное время увольняются. Данное положение оказывает негативное влияние на качество несения службы молодыми судебными приставами по ОУПДС, отрицательно сказывается на обеспечении порядка в здании судов и, в конечном счете, подрывает авторитет службы судебных приставов.

В Чувашской Республике, республиках Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Ростовской и Тульской областях количество судебных заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний превышает средний показатель по России в 2-5 раз. Главные судебные приставы указанных регионов не наладили надлежащего взаимодействия с судейским корпусом, не смогли согласовать с судьями условия и порядок привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности судебных заседаний с тем, чтобы в случае отсутствия соответствующих криминогенных обстоятельств не привлекать их к несению службы.

Не решены на сегодняшний день проблемы, связанные с осуществлением принудительного привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Необходимо наладить конструктивное взаимодействие между главными судебными приставами, судьями и руководителями органов внутренних дел. Речь идет об исключении случаев, когда судебные приставы используются для вручения повесток или когда судьи оформляют принудительный привод без достаточных на то оснований. Особенно важна помощь милиции в отдаленных районах и в тех местах, где в судах отсутствуют судебные приставы по ОУПДС.

В ряде регионов страны (Республика Алтай, Приморский край, Мурманская, Псковская, Смоленская, Тульская области, Коми-Пермяцкий АО) часто отмечается неоправданное привлечение судебных приставов по ОУПДС к совершению исполнительных действий. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации следует усилить контроль за использованием судебных приставов по ОУПДС для силовой поддержки приставов-исполнителей при совершении ими исполнительных действий, не допускать случаи необоснованного их использования.

С 1 июля 2002 г. вступает в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Выполнение требований нового Кодекса повлечет за собой непосредственное участие судебных приставов по ОУПДС в осуществлении противодействия административным правонарушениям, в их пресечении и оформлении административных протоколов на лиц, совершивших эти правонарушения. В этой связи необходимо повысить требовательность при решении вопросов о кадровом обеспечении службы судебных приставов, юридическую грамотность судебных приставов по ОУПДС, уровень их профессиональной подготовки и переподготовки.

В целях совершенствования работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов коллегия решила:

1. Работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов считать одним из приоритетных направлений деятельности службы судебных приставов Минюста России.

2. Заместителю Министра - главному судебному приставу Российской Федерации А.Т.Мельникову, начальникам федеральных управлений Минюста России по федеральным округам, территориальных органов Минюста России, главным судебным приставам субъектов Российской Федерации реализовать комплекс организационных и практических мер по повышению эффективности работы в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, охраны зданий судов, а также безопасности судей при отправлении ими правосудия, обеспечения исполнительных действий, предупреждения и пресечения правонарушений, проведения дознания и осуществления административной практики.

Выполнение задач, возложенных на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлять в тесном взаимодействии с территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, органами прокуратуры, внутренних дел, МЧС России.

Особое внимание обратить на качество отбора кадров на должности судебных приставов по ОУПДС, создание действенного резерва на замещение вакансий на эти должности, улучшение профессиональной подготовки кадров, воспитания работников, развития у них чувства высокой ответственности за результаты труда, формирование надлежащего психологического климата в подразделениях.

3. Заместителю Министра - главному судебному приставу Российской Федерации А.Т.Мельникову:

3.1. Совершенствовать организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Повысить качество принимаемых управленческих решений, обеспечить их надлежащую аналитическую проработку, а также действенный контроль за реализацией. Регулярно рассматривать вопросы работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на заседаниях Совета главных судебных приставов субъектов Российской Федерации при Главном судебном приставе Российской Федерации, Оперативного совещания при Главном судебном приставе Российской Федерации. Особое внимание уделять выявлению и распространению положительного опыта работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Максимально использовать для пропаганды и внедрения передовых форм и методов работы "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации".

3.2. В целях повышения эффективности работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дальнейшего укрепления взаимодействия с судейским сообществом внести в срок до 1 августа 2002 г. предложения в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации о введении в состав коллегии территориальных органов данного департамента главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а руководителей территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - в состав оперативных совещаний при главных судебных приставах субъектов Российской Федерации.

4. Департаменту судебных приставов (А.П.Герасимов):

4.1. Подготовить совместно с Департаментом законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности (С.И.Никулин) и Департаментом социального и гражданского законодательства (П.В.Шахорский) в IV квартале 2002 г. Программу совершенствования правового обеспечения деятельности судебных приставов по ОУПДС.

4.2. Представить в III квартале 2002 г. согласованные с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации проекты:

4.2.1. Соглашения между Министерством юстиции Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации о взаимодействии при обеспечении установленного порядка деятельности судов.

4.2.2. Изменений и дополнений в форму статистической отчетности, используемую для оценки работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

4.3. Подготовить и направить в сентябре 2002 г. в МВД России предложения о порядке временного хранения оружия судебных приставов по ОУПДС подразделений судебных приставов, в которых не оборудованы оружейные комнаты, в городских, районных органах внутренних дел.

4.4. Совместно с Финансово-экономическим департаментом (М.В.Соснина) до 1 сентября 2002 г. внести предложения по порядку осуществления приводов лиц по определениям судов из одного субъекта Российской Федерации в другой.

4.5. Осуществить (по отдельному графику) выезды в службы судебных приставов субъектов Российской Федерации для изучения положительного опыта работы в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов. По результатам подготовить и направить на места соответствующие обзоры и методические рекомендации.

5. Департаменту судебных приставов (А.П.Герасимов), Центру общественных связей (Б.А.Калягин) изучить в срок до 1 ноября 2002 г. вопрос о возможности создания учебных видеофильмов по методике действий судебных приставов по ОУПДС по наиболее важным направлениям их служебной деятельности.

6. Департаменту государственной службы и кадров (Н.Н.Привалов), Департаменту судебных приставов (А.П.Герасимов) в двухмесячный срок совместно с Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации внести изменения в тематические планы и учебные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров судебных приставов по ОУПДС в соответствии с изменениями в уголовно-процессуальном и административном законодательстве.

7. Департаменту судебных приставов (А.П.Герасимов), Департаменту материально-технического обеспечения (Г.Б.Лопатин) в срок до 1 сентября 2002 г.:

7.1. Подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1584.

7.2. Подготовить приказ о внесении изменений в приказ Минюста России от 19 декабря 2001 г. N 335 "Об обеспечении форменной одеждой работников центрального аппарата, органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, имеющих классные чины" в части обеспечения форменной одеждой судебных приставов по ОУПДС до присвоения им классного чина.

8. Департаменту судебных приставов (А.П.Герасимов), Научному центру правовой информации (Д.Н.Усенко), Главному управлению исполнения наказаний (В.У.Ялунин) в срок до 1 сентября 2002 г. в целях совершенствования учета вооружения, боеприпасов, специальных средств и средств связи в службе судебных приставов разработать соответствующее программное обеспечение.

9. Главному управлению исполнения наказаний (В.У.Ялунин) в целях повышения эффективности функционирования системы связи в службе судебных приставов Чеченской Республики внести в срок до 1 августа 2002 г. предложения об установлении ретрансляторов.

10. Финансово-экономическому департаменту (М.В.Соснина) при формировании предложений в проект бюджета на 2003 г. учесть заявки Департамента судебных приставов на командировочные расходы, закупку автотранспорта и ГСМ для служб судебных приставов субъектов Российской Федерации.

11. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:

11.1. Проанализировать в срок до 1 августа 2002 г. существующую дислокацию судебных приставов по ОУПДС и при необходимости пересмотреть ее по согласованию с руководителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и представителями судейского сообщества с целью оптимальной расстановки имеющихся сил и средств для усиления охраны зданий, занимаемых судами, и безопасности судей.

11.2. Организовать во втором полугодии 2002 г. совместно с территориальными органами внутренних дел и Государственной противопожарной службы проведение проверок технической укрепленности и пожарной безопасности зданий и помещений судов.

11.3. Ежемесячно организовывать проведение сверок показателей деятельности судебных приставов по ОУПДС с данными территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

11.4. Сформировать резерв для назначения на должности судебных приставов по ОУПДС, главным образом из числа лиц, ранее проходивших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других силовых структурах, органах суда и прокуратуры, имеющих профильное образование.

11.5. В профессиональной подготовке судебных приставов по ОУПДС сделать упор на активные формы обучения (практические занятия, деловые игры, учения, тактико-специальные тренировки), в ходе которых отрабатывать у работников навыки и умения действовать в чрезвычайных ситуациях. Планировать и осуществлять совместные занятия с сотрудниками органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, военнослужащими внутренних войск, других силовых структур по отработке конкретных вопросов обеспечения охраны зданий судов и безопасности судей.

Регулярно проводить смотры-конкурсы профессионального мастерства, поощрять работников за инициативное и добросовестное отношение к службе, достижение высоких результатов в выполнении служебных обязанностей. Возродить институт наставничества.

11.6. Обратить особое внимание на вопросы обучения судебных приставов по ОУПДС тактике и методике осуществления административной практики. К проведению занятий по этим вопросам активнее привлекать работников органов прокуратуры, судей, профессорско-преподавательский состав юридических вузов.

11.7. Принять меры к изучению и внедрению передового опыта работы в сфере деятельности судебных приставов по ОУПДС. Пропагандировать положительно зарекомендовавшие себя формы и методы работы судебных приставов по ОУПДС, организации взаимодействия с судейским сообществом и другими заинтересованными структурами на страницах печатных изданий Минюста России.


Председатель коллегии - Министр

Ю.Я.Чайка



Приказ Минюста РФ от 9 июля 2002 г. N 194 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации"


Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2002 г., N 8



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение