Письмо Департамента речного транспорта Минтранса РФ от 6 февраля 1996 г. N 06 О "Положении об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации"

Письмо Департамента речного транспорта Минтранса РФ
от 6 февраля 1996 г. N 06


При этом направляется "Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации" утвержденное директором Департамента речного транспорта Минтранса России 17.01.96 г.

Прошу указанное "Положение" довести до всех работников, связанных с плаванием морских судов по внутренним судоходным путям России.

Приложение: указанное в тексте на 9 листах.


Заместитель директора

Ю.В.Бочаров


Приложение


Положение
об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации
(утв. Минтрансом РФ 17 января 1996 г.)


"Положение" вводится в действие на внутренних водных путях Российской Федерации с 1 апреля 1996 года взамен "Протокола по установлению условий, которым должны отвечать морские суда при плавании по внутренним водным путям РСФСР", 1986 года.


1. Общие положения


1.1. "Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации" (далее "Положение") распространяется на все самоходные и несамоходные морские суда (кроме судов военных, не используемых для коммерческих целей) независимо от их принадлежности, форм собственности и флага, а также на экипажи этих судов.

В настоящем "Положении" под морским судном понимается судно, имеющее судовые документы и укомплектованные экипажем согласно Кодексу торгового мореплавания.

1.2. Настоящее "Положение" распространяется также на суда смешанного "река-море" плавания, не состоящие в государственном судовом реестре органов судоходного надзора Российской Федерации.

1.3. Плавание по внутренним судоходным путям Российской Федерации морских судов под иностранным флагом допускается:

- на основе межправительственных соглашений Российской Федерации;

- на участках судоходных путей, открытых в установленном порядке, для иностранных судов.

Отдельные проходы иностранных судов по внутренним судоходным путям, не открытым для плавания иностранных судов, осуществляются по решению Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об организации плавания иностранных судов по внутренним водным путям Российской Федерации см. письмо Минтранса РФ от 9 июля 1993 г. N 53


1.4. Настоящее "Положение" действует на внутренних водных путях Российской Федерации в тех же границах, где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами Департамента речного транспорта Минтранса России. Границами внутренних судоходных путей, где действуют Правила плавания, и устьевых участков с морским режимом судоходства, где действуют МППСС-72, являются (если иное не установлено обязательными постановлениями по портам):

- р. Волга - п. Бертюль;

- р. Дон - 2 км ниже г. Азова;

- р. Нева - мост Лейтенанта Шмидта;

- Беломорско-Балтийский канал - нижний подходной канал шлюза N 19;

- р. Большая Северная Двина - железнодорожный мост - о. Межевой - 200 м выше верхнего причала Архангельского бумажного комбината;

- р. Печора - 100 км от устья;

- Обская и Тазовская губы - линия проходящая через мыс Каменный - мыс Трехбугорный;

- р. Енисей - г. Игарка (исключительно);

- р. Лена - Быков мыс;

- р.р. Яна и Индигирка - от изобаты 5 м;

- р. Колыма - 133 км от устья;

- р. Амур - г. Николаевск-на-Амуре (2 км Нижнего Амура).

Примечание: В соответствии с действующими обязательными постановлениями в портовых водах порта Астрахань действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации за исключением Астраханского морского рейда, где действуют МППСС-72.


1.5. Надзор за безопасностью плавания морских судов по внутренним судоходным путям осуществляется Государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Контроль за плаванием и стоянкой морских судов на акваториях устьевых и приравненных к ним портов и портов, открытых для захода иностранных судов, осуществляется службой капитана порта.


2. Требования к судам


2.1. Морские суда, заходящие на внутренние судоходные пути, или выходящие из мест их постройки, расположенных на внутренних водных путях, должны удовлетворять требованиям Правил плавания на внутренних водных путях Российской Федерации и требованиям Правил Российского Речного Регистра по номенклатуре и количеству огней, приборам подачи звуковых сигналов и радиооборудованию.

Вместо свето-импульсных отмашек допускается установка и использование световых отмашек.

Частоты радиостанций (радиотелефонной связи) должны соответствовать Правилам радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации.

2.2. Морские суда при плавании по внутренним судоходным путям по своему классу должны соответствовать району предстоящего плавания.

Разовые переходы морских судов, класс которых не соответствует району предстоящего плавания, осуществляется на условиях, назначенных Российским Речным Регистром.

2.3. На борту судна должны находиться:

- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом и праве собственности на судно;

- свидетельство о годности судна к плаванию;

- судовая роль;

- судовой журнал;

- машинный журнал;

- санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство;

- пассажирское свидетельство (для судов, перевозящих 12 пассажиров и более);

- журнал операций по предотвращению загрязнения водоемов;

- лицензия судовой радиостанции;

- навигационные карты по маршруту перехода;

- Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации;

- местные правила плавания бассейнов по маршруту перехода;

- общие правила плавания и стоянки судов в речных портах Российской Федерации;

- правила радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации и указания по организации судовой радиосвязи в бассейне (районе);

- правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы;

- копия судовой лицензии (если это предусмотрено национальными правилами);

- документы на перевозимый груз.

2.4. Суда по своим габаритным размерениям должны удовлетворять требованиям Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Правилам пропуска судов, составов и плотов через шлюзы (запасам по длине, ширине, высоте, запасам воды под днищем).

В случае необходимости проводки через шлюзы морских судов с запасами по габаритам меньшими, чем установлено Правилами пропуска судов, составов и плотов, через шлюзы, судовладельцем разрабатываются мероприятия по обеспечению сохранности шлюзов, мостов и судов.

Указанные мероприятия согласовываются судовладельцем с соответствующими Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и реализуются им за свой счет.


3. Экипаж судна


3.1. Морские суда, заходящие на внутренние судоходные пути, должны иметь на борту экипаж, удовлетворяющий по численности, составу и квалификации специалистов требованиям действующих на речном транспорте нормативных документов, обеспечивающих безопасность судна, а также надлежащее его техническое и санитарное состояние.

3.2. Для морских судов, заходящих на внутренние судоходные пути, штатные расписания утверждаются собственником судна или судовладельцем с учетом особенностей района плавания на основе установленных компетентным органом нормативов по минимальному составу экипажей транспортных самоходных судов. Без наличия на борту судна минимального состава экипажа выход его на внутренние судоходные пути не допускается.

ГАРАНТ:

См. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 138


3.3. Командный состав судов, систематически заходящих на внутренние судоходные пути в устьевые речные порты и порто-пункты в городах Азов, Ростов, Астрахань, Санкт-Петербург, Беломорск, Ямбург, Салехард, Нижнеянск, могут комплектоваться из лиц, имеющих морские дипломы (свидетельства) на право занятия соответствующей должности и вкладыши. При этом судоводители должны иметь справки о проверке знаний Правил плавания по внутренним водным путям и обязательных постановлений по портам, выданные в установленном порядке органами Государственной речной судоходной инспекции или капитанами портов речного транспорта.

Другим морским судам, заходящим в устьевые порты с моря, разрешается плавание в портовых водах в сопровождении лоцмана, если обязательными постановлениями по порту не предусмотрено иное.

3.4. Командный состав морских судов, заходящих на внутренние водные пути за пределы портовых вод (портов, указанных в пункте 3.3.), должен иметь соответствующие занимаемой должности дипломы на звание специалиста речного флота, выданные в соответствии с Положением о дипломировании командного состава самоходных судов, эксплуатирующихся на внутренних судоходных путях Российской Федерации. Кроме того, эти лица должны иметь удостоверение (справку) о проверке знаний, которое выдается органами Государственной судоходной инспекции в установленном Департаментом речного транспорта Минтранса России порядке.

3.5. Для круглосуточного движения судна при переходе по внутренним судоходным путям продолжительностью более 5 суток речные дипломы должны быть у капитана, старшего и второго помощников капитана.

3.6. Для круглосуточного движения судна при переходе по внутренним судоходным путям продолжительностью 5 и менее суток речные дипломы допускается иметь капитану и старшему помощнику капитана.

3.7. При наличии у судоводителей только морских дипломов судну разрешается плавание на буксире или под проводкой специалистов речного транспорта судоводительской специальности, имеющих речные дипломы, соответствующие типу и группе данного судна.

Члены экипажа речной проводки назначаются судовладельцем.

В порядке исключения допускается "принудительная" лоцманская проводка иностранных судов лоцманами Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (государственными лоцманами). Указания лоцмана относительно управления судном, в этом случае для капитана обязательны.

ГАРАНТ:

См. Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса РФ от 3 февраля 1995 г. N 11


3.8. Радиоспециалист, имеющий морской диплом, должен пройти в предприятии (организации) связи речного транспорта инструктаж об особенностях радиосвязи на внутренних судоходных путях Российской Федерации и порядке получения навигационной и гидрометеорологической информации. Прохождение инструктажа подтверждается справкой.

При отсутствии в штате судна радиоспециалиста инструктаж проходит капитан или старший помощник капитана.


4. Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности плавания

ГАРАНТ:

О мерах по повышению безопасности мореплавания см. приказ Минтранса РФ от 26 июля 1994 г. N 63


4.1. При движении и стоянке на внутренних судоходных путях суда должны выполнять Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, местные правила соответствующих бассейнов, правила и указания по судовой радиосвязи, Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы, требования об охране водной среды, указания диспетчеров по регулированию движения судов.

4.2. Самоходное судно обязано получать гидрометеорологическую и путевую (навигационную) информацию.

ГАРАНТ:

См. Положение об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса РФ от 30 мая 1995 г. N 32


Судовладелец обеспечивает получение и наличие на судне официального рейсового прогноза погоды и волнения при выходе в районы водных путей разряда "М" и "О".

4.3. При обнаружении в рейсе дефектов или повреждений корпуса, механизмов, систем, устройств или оборудования, а также при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, капитан, одновременно с принятием мер силами экипажа, должен сообщить об этом судовладельцу, который обязан принять меры по устранению выявленных недостатков и уведомить об этом органы технического и судоходного надзора бассейна.

4.4. При проводке по внутренним судоходным путям морских судов на буксире между судном буксировщиком и буксируемым судном (владельцем буксируемого судна) должна быть обеспечена двухсторонняя радиотелефонная связь.

4.5. О транспортном происшествии капитан морского судна должен немедленно сообщить в ближайший линейный отдел Государственной речной судоходной инспекции, диспетчерам порта и района водных путей и судоходства, а также судовладельцу, с указанием характера происшествия, его причин и последствий, принимаемых мер и требуемой помощи.

4.6. В случае аварийного повреждения судна при плавании по внутренним судоходным путям оно должно быть предъявлено инспекции Российского Речного Регистра для определения возможности и условий продолжения рейса или разового перехода к месту ремонта.

4.7. Случаи транспортных происшествий с морскими судами на внутренних судоходных путях расследуются и классифицируются органами Государственной речной судоходной инспекции бассейна в соответствии с Положением о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации.


5. Оформление выхода морских судов на внутренние судоходные пути


5.1. Оформление на выход морских судов из порта или из пункта постройки, расположенного на внутренних водных путях, осуществляется Государственной речной судоходной инспекцией бассейна. Оформление производится при наличии на судне действительных судовых документов и навигационных пособий, указанных в пункте 2.3 "Положения".

5.2. Готовность судна к выходу проверяется органами судоходного и пожарного надзора, санитарно-карантинной службы. Капитан должен предъявить судно для осмотра.

5.3. Для оформления выхода из порта капитан судна предъявляет в порядке и в сроки, установленные обязательными постановлениями по порту, представителю Государственной речной судоходной инспекции бассейна (линейного отдела) - непосредственно или через агентирующую фирму:

- заявление на право отхода с указанием пункта назначения;

- судовую роль;

- дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа;

- свидетельство о годности судна к плаванию;

- список пассажиров;

- свидетельство об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;

- журнал нефтяных операций;

- подтверждение обеспеченности лоцманской проводкой (если она требуется).

5.4. Несамоходному морскому судну разрешение на проход по внутренним судоходным путям оформляется в таком же порядке как и самоходному, но дополнительно указывается наименование буксировщика (толкача). При наличии на судне экипажа разрешение оформляет шкипер, а при отсутствии экипажа капитан буксировщика (толкача).

5.5. Всякое морское судно, намеревающееся осуществить плавание по внутренним судоходным путям Российской Федерации, может быть проверено на соответствие его установленным требованиям, обеспечивающим безопасность плавания по внутренним водным путям, по техническим и другим вопросам, уполномоченным на то компетентным органом.

5.6. Оформление разрешения на выход из порта производится при отсутствии препятствий со стороны санитарно-карантинного контроля и органов пожарного надзора.

5.7. При соответствии морского судна, судовых документов и экипажа указанным выше требованиям инспектор Государственной речной судоходной инспекции бассейна оформляет разрешение записью в двух экземплярах судовой роли (для судна и судоходной инспекции).

При неготовности судна к заходу на внутренние судоходные пути инспектор ГРСИ бассейна составляет об этом акт (по форме, предусмотренной в книге единого осмотра судна) в двух экземплярах с указанием даты и времени, выставленных требований, один экземпляр под роспись в своем экземпляре вручается капитану судна.


Начальник Государственной
речной судоходной инспекции

Российской Федерации

М.А.Беляев


Начальник Главной Государственной
морской инспекции Департамента
морского транспорта

А.Н.Быстров



Письмо Департамента речного транспорта Минтранса РФ от 6 февраля 1996 г. N 06


Текст письма официально опубликован не был




Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.