Письмо Минюста РФ от 28 февраля 2003 г. N 18/54/5-148 "О работе ведомственного финансового контроля в 2002 году"

Письмо Минюста РФ от 28 февраля 2003 г. N 18/54/5-148
"О работе ведомственного финансового контроля в 2002 году"


Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России проведен анализ статистической отчетности контрольно-ревизионных органов УИС ф. 1-ревизия "Отчет о работе ведомственного финансового контроля" за 2002 год.

В нарушение указания ГУИН Минюста России от 9 июня 1999 г. N 18/42-303 отчеты о работе ведомственного финансового контроля за 2002 год были представлены с опозданием УИН Минюста России по Еврейской автономной области (и.о. А.Т.Завражин), Чеченской Республике (А.З.Ирисханов), Магаданской области (И.П.Пилипенко).

Допускалось представление отчетов ф. 1-ревизия с арифметическими ошибками: ГУИН Минюста России по Алтайскому краю (А.П.Семенюк), УИН Минюста России по Липецкой (Ю.В.Щедрин), Кировской (В.М.Петров) областям.

Имели место случаи некачественного составления отчетов ф. 1-ревизия. Сумма остатка по строке 06 "Не возмещено ущерба к началу отчетного периода" переносилась неправильно в отчетах ГУИН, УИН Минюста России по Республике Адыгея (А.Т.Самогов), Алтайскому краю (А.П.Семенюк), Тульской (А.Г.Полбенников), Псковской (С.К.Иконников), Сахалинской (А.В.Копытов), Томской (А.А.Сальников), Костромской (и.о. В.Г.Собровин) областям, Тавдинского УЛИУ (Б.Я.Левитин), в результате чего искусственно завышались результаты работы контрольно-ревизионных органов по возмещению причиненного ущерба.

Анализ представленных отчетов показывает, что фактическая численность контрольно-ревизионных подразделений не соответствует количеству подлежащих обревизованию объектов. Так, в ГУИН Минюста России по Алтайскому краю (А.П.Семенюк) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 5 человек проведено в 2002 году 8 ревизий, в ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике (И.М.Хабеков) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 1 человек проведена 1 ревизия, в УИН Минюста России по г. Москве (и.о. Н.В.Папичев) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 2 человека проведено 4 ревизии, в УИН Минюста России по Московской области (А.В.Кравченко) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 1 человек проведена 1 ревизия, в УИН Минюста России по Омской области (А.И.Власов) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 2 человека проведено 4 ревизии, в УИН Минюста России по Пензенской области (А.А.Довыденко) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 3 человека проведено 7 ревизий, в Камском УЛИУ (В.Ф.Ермолаев) при фактической численности контрольно-ревизионного аппарата 3 человека проведено 5 ревизий.

Кроме того, количество планируемых ревизий также не соответствует нормативу. Так, в ОИН Минюста России по Республике Алтай (О.М.Попов) на 2002 год запланирована лишь 1 ревизия вместо 5. Аналогичная ситуация сложилась в ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике (И.М.Хабеков), УИН Минюста России по Калининградской (В.Ф.Маленчук), Магаданской (И.П.Пилипенко) областям, г. Москве (и.о. Н.В.Папичев), Камском УЛИУ (В.Ф.Ермолаев). В УИН по Республике Северная Осетия-Алания (А.В.Хаболонов) контрольно-ревизионная работа в 2002 году вообще не планировалась и не проводилась.

Представленная отчетность свидетельствует о сложной ситуации с комплектованием ревизионного аппарата территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нарушение требований указания заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 464-ЮК и приказа ГУИН Минюста России от 20 января 1999 г. N 55 начальниками 16 территориальных органов УИС не приняты необходимые меры по укомплектованию штатов ревизионного аппарата, что, безусловно, сказывается на качестве контрольно-ревизионной работы и росте числа и объемов финансовых нарушений в данных подразделениях. Средняя укомплектованность ревизионных служб составила 92%, в результате чего в 2002 году из запланированных 1088 документальных ревизий проведено только 996 (92%). Из-за некомплекта ревизорского состава не были проведены запланированные ревизии в УИН Минюста России по республикам Калмыкия (О.Т.Чеканов), Северная Осетия - Алания (А.В.Хаболонов), Еврейской автономной области (и.о. А.Т.Завражин), Московской области (А.В.Кравченко).

Требует коренного изменения отношение к организации ведомственного финансового контроля в ГУИН Минюста России по Приморскому краю (В.С.Иноземцев), Челябинской области (В.С.Жидков), УИН Минюста России по республикам Калмыкия (О.Т.Чеканов) и Татарстан (Д.З.Хамадишин), Хабаровскому краю (В.Г.Конецких), Московской (А.В.Кравченко) и Костромской (и.о. В.Г.Собровин) областям, Учреждении ЖХ-385 (М.М.Побудилин) Уральском УЛИУ (В.И.Сундуков). Не приведены в соответствие с объемами и объектами финансового контроля штаты контрольно-ревизионных служб в ГУИН Минюста России по Свердловской области (Н.Е.Ткачев), УИН Минюста России по Вологодской (Ю.С.Белков) и Камчатской (В.М.Рачков) областям, Вятском УЛИУ (В.Ю.Таиров) и др.

В то же время, благодаря должному пониманию роли финансового контроля в профилактике экономических нарушений в УИС в ГУИН Минюста России по Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин), УИН Минюста России по Липецкой (Ю.В.Щедрин), Рязанской (М.В.Сысоев), Ярославской (И.А.Мудров), Калининградской (В.Ф.Маленчук) и Тамбовской (Ю.Е.Рылков) областям в истекшем году за счет собственной численности были введены дополнительные должности ревизоров.

Не выполнены планы по проведению документальных ревизий в УИН Минюста России по Республике Бурятия (Н.Н.Аникеев), Пензенской (А.А.Довыденко), Московской (А.В.Кравченко), Тюменской (А.В.Асметкин) областям, Микуньском УЛИУ (С.И.Бойко), Учреждении ЖХ-385 (М.М.Побудилин).

Руководители ряда подразделений, имеющие штатный ревизионный аппарат, не акцентировали его внимание на злободневные проблемы финансовой и хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионную работу должным образом не организовали, не уделяли достаточного внимания вопросам укомплектования должностей ревизоров, планы и установленную периодичность проведения ревизий и проверок не соблюдали. В служебные задания не включались актуальные вопросы контроля за расходованием денежных средств. Не всегда материалы ревизий и проверок рассматривались первыми руководителями. Меры, принимаемые к нарушителям финансовой дисциплины, в ряде случаев были неадекватны нарушениям в финансовой и хозяйственной деятельности или не принимались вообще. Подтверждением отмеченных недостатков служат факты серьезных финансовых нарушений, утрат, и нецелевых расходов материальных и денежных средств, выявленных сотрудниками УРФК при ГУИН Минюста России в период проведения плановых ревизий и контрольных проверок.

В соответствии с указанием ГУИН Минюста России от 25 августа 1999 г N 18/42-484 внутренняя проверочная комиссия обязана проводить документальную проверку финансового хозяйства учреждения (предприятия) два раза в год - за первое и второе полугодия. Однако в нарушение данного указания проверки финансово-хозяйственной деятельности внутрипроверочными комиссиями за 2002 год не планировались и не проводились в УИН Минюста России по Чеченской Республике (А.3.Ирисханов), Еврейской автономной области (и.о. А.Т.Завражин), Камчатской (В.М.Рачков), Кировской (В.М.Петров) областям, Онежском УЛИУ (А.Н.Соколов), Учреждении ЖХ-385 (М.М.Побудилин).

Данные некоторых представленных отчетов вызывают сомнения в количестве реально проведенных проверок. Так, в УИН по Республике Татарстан (Д.3.Хамадишин) при 21 юридическом лице, входящем в систему проведено якобы 1054 проверки, ГУИН по Свердловской области (Н.Е.Ткачев) при 42 юридических лицах - 1160 проверок, УИН по Тюменской области (А.В.Асметкин) при 13 юридических лицах - 1289 проверок, Красноярском УЛИУ (А.И.Курач) при 14 юридических лицах - 1436 проверок.

Контрольно-ревизионными службами территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России в 2002 году проведено 2385 документальных ревизий и проверок производственной и финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС, в результате чего выявлено финансовых нарушений на сумму более 82 млн. рублей, из них: хищений, недостач, переплат и незаконных расходов материальных и денежных средств на сумму 48,7 млн. рублей. На начало отчетного периода надлежало принять решений по финансовым нарушениям на сумму 14,9 млн. рублей. За 2002 год возмещено за счет виновных лиц 7,6 млн. рублей и списано на результаты финансово-хозяйственной деятельности 18,3 млн. рублей. По результатам ревизий и проверок контрольно-ревизионных служб территориальных органов УИС привлечены к дисциплинарной ответственности 2347 человек, к материальной ответственности - 2924 человека, освобождены от занимаемых должностей 117 человек.

В сравнении с 2001 годом наблюдается увеличение суммы вскрываемых финансовых нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных ассигнований (с 6,7 млн. рублей в 2001 году до 14,9 млн. рублей в 2002 году). Самые большие суммы нецелевого использования бюджетных ассигнований были выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Дагестан (Т.А.Дибиров) - 791 тыс. рублей, Саха (Якутия) (С.С.Ян) - 3509 тыс. рублей, Алтайскому краю (А.П.Семенюк) - 1140 тыс. рублей, Рязанской области (М.В.Сысоев) - 766 тыс. рублей, Камском УЛИУ (В.Ф.Ермолаев) - 2014 тыс. рублей, Учреждении ЖХ-385 (М.М.Побудилин) - 792 тыс. рублей.

Не в полной мере подразделениями УИС обеспечивается сохранность товарно-материальных ценностей, в результате чего было выявлено хищений и недостач на сумму более 37,5 млн. рублей (45% от общей суммы финансовых нарушений), что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 28%. Из-за отсутствия предварительного и последующего контроля за начислением и выплатой денежного довольствия и заработной платы нарушений в применении нормативных актов и указаний ГУИН Минюста России по вопросам оплаты труда в отчетном периоде было допущено переплат и неположенных выплат, выявленных контрольно-ревизионными службами территориальных органов УИС, на сумму более 4,2 млн. рублей (5% от общей суммы финансовых нарушений).

Ввиду ослабления контроля за оприходованием материальных ценностей материально ответственными лицами, ведением складского учета при проведении ревизий и проверок были выявлены излишки ТМЦ на сумму более 5,1 млн. рублей (6% от общей суммы финансовых нарушений), а также недостачи материальных средств на сумму более 37,6 млн. рублей. Наибольшие суммы недостач выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) (С.С.Ян) - 257,2 тыс. рублей, Пермской (В.Ф.Злодеев) - 31495 тыс. рублей, Челябинской (В.С.Жидков) - 423 тыс. рублей областям, г. Москве (и.о. Н.В.Папичев) - 275 тыс. рублей, Вятском УЛИУ (В.Ю.Таиров) - 658 тыс. рублей.

Наличие излишков товарно-материальных ценностей создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц и хищений материальных ценностей.

Наибольшие суммы финансовых нарушений были самостоятельно выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) (С.С.Ян) на сумму 4523 тыс. рублей, Новосибирской (В.И.Соломатин) - 5080 тыс. рублей, Пермской (В.Ф.Злодеев) - 33433 тыс. рублей, Ульяновской (А.В.Федотов) - 2010 тыс. рублей областям, Камском УЛИУ (В.Ф.Ермолаев) - 3173 тыс. рублей.

Общая сумма финансовых нарушений, по которым материалы переданы в следственные органы, составила 36,9 млн. рублей.

Неудовлетворительно была организована работа по возмещению ущерба, причиненного государству недостачами, хищениями и незаконными расходами материальных и денежных средств, в том числе выявленных в 2002 году: в УИН Минюста России по Республике Марий Эл (В.А.Шевнин) возмещено 3%, ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (В.А.Заборовский) возмещено 4%, ГУИН Минюста России по Пермской области (В.Ф.Злодеев) возмещено 2%, УИН Минюста России по Сахалинской области (А.В.Копытов) возмещено 5%. Не принимались меры к возмещению ущерба в Вятском УЛИУ (В.Ю.Таиров).

Практически всеми руководителями территориальных органов УИС Минюста России не выполнено требование указания ГУИН Минюста России N 18/54-518 "Об организации проведения обязательного аудита", п. 2.3 которого определено, что справку с результатами анализа проведения обязательных аудиторских проверок следует направлять в УРФК при ГУИН Минюста России как приложение к ф. 1-ревизия. Требование данного указания выполнено лишь начальниками УИН Минюста России по Республике Адыгея (А.Т.Самогов), ГУИН Минюста России по Новосибирской области (В.И.Соломатин), УИН Минюста России по Тульской (А.Г.Полбенников), Читинской (В.А.Филиппов) областям.

Выявляемые в период проведения ревизий нарушения финансовой дисциплины явились результатом:

невыполнения рядом руководителей Положения о ведомственном финансовом контроле в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации по организации предварительного и последующего контроля за наличием, обеспечением сохранности и расходованием денежных средств и материальных ценностей, а в ряде случаев - необоснованного делегирования функций контроля за финансово-хозяйственной деятельностью своим заместителям;

грубых просчетов в подборе и расстановке кадров на должности, связанные с материальной ответственностью, а также персонала бухгалтерий, финансовых, тыловых, ревизионных и оперативных служб;

упущений в организации контрольно-ревизионной работы в подразделениях, имеющих собственный ревизионный аппарат;

нарушений положений по ведению бухгалтерского учета и кассовых операций, отсутствия контроля за работой бухгалтерии и материально ответственных лиц со стороны руководителей подразделений, невыполнения функциональных обязанностей соответствующими должностными лицами, формального проведения годовых инвентаризаций и внезапных проверок мест хранения материальных и денежных средств.

В целом в 2002 году начальниками территориальных органов УИС Минюста России улучшены организация и эффективность управления деятельностью контрольно-ревизионными службами, усилено их влияние на организацию и результаты работы в вопросах борьбы с хищениями материальных и денежных средств.

Наряду с учреждениями и органами УИС, в которых имеются указанные недостатки, есть регионы, где начальники территориальных органов, имеющие в штатах ревизионный аппарат, серьезно относятся к его комплектованию, наладили систему внутреннего финансового контроля. В таких подразделениях последующими ревизиями и проверками, проводимыми УРФК, сторонними контролирующими органами, не выявлено серьезных финансовых нарушений, их руководители лично принимали участие в организации и становлении контрольно-ревизионных органов, изучали материалы проведенных ревизий, создали условия ревизорам для работы в учреждениях с привлечением оперативных и других служб, не скрывали выявленные финансовые нарушения, а самостоятельно их выявляли и принимали меры по их устранению.

Это - Управление УИС по Уральскому федеральному округу (С.В.Пересторонин), ГУИН, УИН Минюста России по Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин), Красноярскому (В.К.Шаешников), Приморскому (В.С.Иноземцев) и Краснодарскому (М.В.Яров) краям, Воронежской (Н.А.Белогорцев), Саратовской (Л.Г.Шостак), Ростовской (В.И.Хижняк), Оренбургской (А.П.Тарнавский), Курганской (А.В.Богданов) областям.

С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины и улучшению организации контрольно-ревизионной работы требую:

1. Начальникам территориальных органов УИС Минюста России до 1 мая 2003 года укомплектовать вакантные должности ревизорских служб квалифицированными сотрудниками, о чем доложить в объяснительной записке к отчету ф. 1-ревизия за первое полугодие 2003 года.

2. Проанализировать недостатки в организации внутреннего финансового контроля, принять решения по всем выявленным недостачам, утратам и хищениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по проведенным ревизиям и проверкам финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС.

3. Основными задачами территориальных контрольно-ревизионных органов на 2003 год считать;

завершение укомплектования контрольно-ревизионных служб сотрудниками в соответствии с их штатной численностью;

повышение самостоятельности в работе контрольно-ревизионных органов, что позволит усилить эффективность и действенность внутреннего контроля за состоянием финансового и бухгалтерского учета, проведение его постоянного анализа;

поднятие статуса ревизора и создание нормальных условий работы;

обучение персонала ревизионных служб, овладение современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств;

обеспечение выполнения утвержденного Плана документальных ревизий, обревизование всех подразделений, как правило, комплексным методом, с привлечением специалистов финансово-экономических служб и служб материально-технического обеспечения;

инвентаризацию всех материалов по финансовым нарушениям, по которым не приняты решения. Проведение по ним служебных расследований и внесение предложений о принятии в установленном порядке решений по возмещению ущерба;

организацию эффективного взаимодействия с оперативными и другими службами при проведении совместных ревизий (проверок);

создание и распространение программы "АРМ ревизора" (автоматизированное рабочее место ревизора) в территориальных органах УИС.

4. По каждому факту отмеченных в данном письме нарушений и недостатков в организации финансового контроля вместе с отчетом ф. 1-ревизия за первое полугодие 2003 года представить в ГУИН Минюста России подробную пояснительную записку о принятых мерах и проделанной профилактической работе по предотвращению недостач, растрат и хищений, повышению качества и эффективности предварительного и последующего финансового контроля.

5. Начальникам территориальных органов УИС Минюста России до 1 мая с.г. спланировать и организовать проведение дополнительных занятий с личным составом контрольно-ревизионных органов по правилам и порядку составления, заполнения и представления отчетности в вышестоящие органы.

6. Заместителям начальника ГУИН Минюста России по федеральным округам взять под контроль организацию системы ведомственного финансового контроля в территориальных органах УИС, вопросы комплектования КРО УИС, проведение мероприятий по повышению их специальной подготовки.


Начальник
генерал-полковник внутренней службы

В.У.Ялунин



Письмо Минюста РФ от 28 февраля 2003 г. N 18/54/5-148 "О работе ведомственного финансового контроля в 2002 году"


Текст приказа опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2003 г., N 8


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.