Письмо Минюста РФ от 29 августа 2003 г. N 18/54/-718 "О работе ведомственного финансового контроля в первом полугодии 2003 года"

Письмо Минюста РФ от 29 августа 2003 г. N 18/54/-718
"О работе ведомственного финансового контроля в первом полугодии 2003 года"


Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России проведен анализ статистической отчетности контрольно-ревизионных органов УИС (форма 1-ревизия) "Отчет о работе ведомственного финансового контроля" за 1 полугодие 2003 года.

В нарушение указания ГУИН Минюста России от 9 июня 1999 г. N 18/42-303 отчеты о работе ведомственного финансового контроля за 2003 год были представлены с опозданием и с арифметическими ошибками: УИН Минюста России по Республике Татарстан (Д.3.Хамадишин), Брянской (Р.М.Пирожок), Ивановской (В.Г.Павлов), Кировской (В.М.Петров), Сахалинской (С.Л.Гавро) областям, г. Москве (В.Ф.Злодеев), Учреждением И-299 (Б.Л.Левитин).

Имели место случаи некачественного составления отчетов по форме 1-ревизия. Сумма остатка по строке 06 "Не возмещено ущерба к началу отчетного периода" переносилась неправильно в отчетах ГУИН, УИН Минюста России по Приморскому (В.С.Иноземцев), Хабаровскому (В.Г.Конецких) краям, Курганской (А.В.Богданов), Оренбургской (А.П.Тарнавский), Челябинской (В.С.Жидков) областям, г.Москве (В.Ф.Злодеев), в результате чего искусственно завышались результаты работы контрольно-ревизионных органов по возмещению причиненного ущерба.

Анализ представленных отчетов показал, что планы проведения документальных ревизий и проверок по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности не выполняются в ряде регионов. Так, в ГУИН Минюста России по Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин) планировалось провести 13 ревизий, фактически проведено 11; в УИН Минюста России по Владимирской области (А.Ф.Ладик) - 9 и 6 соответственно; по Псковской области (С.К.Иконников) - 6 и 2 соответственно. Кроме того, в ГУИН Минюста России по Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин), в УИН Минюста России по республикам Коми (В.М.Урявин), Саха (Якутия) (С.С.Ян) и ряде других регионов проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности на первое полугодие 2003 года не планировались.

Представленная отчетность свидетельствует о сложной ситуации с комплектованием ревизионного аппарата территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нарушение требований указания заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 18/3070-ЮК и начальника ГУИН Минюста России от 16 апреля 2003 г. N 18/54/1-13 начальниками 17 территориальных органов УИС не приняты необходимые меры по укомплектованию штатов ревизионного аппарата, что, безусловно, сказывается на качестве контрольно-ревизионной работы, росте числа и объемов финансовых нарушений в данных подразделениях УИС. Средняя укомплектованность ревизионных служб составила 90%, в результате чего в первом полугодии 2003 года из запланированных 568 документальных ревизий проведена только 521 (91,7%). Из-за некомплекта ревизорского состава не были проведены запланированные ревизии в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин), Вологодской (Ю.С.Белков), Калининградской (В.Ф.Маленчук), Псковской (С.К.Иконников), Свердловской (Н.Б.Ткачев) областям, Учреждении ОУ-250 (И.В.Болотин).

В нарушение указания ГУИН Минюста России от 25 августа 1999 г. N 18/42-484 проверки финансово-хозяйственной деятельности внутрипроверочными комиссиями на первое полугодие 2003 года не планировались и не проводились в ГУИН, УИН Минюста России по Приморскому краю (В.С.Иноземцев), Кировской области (В.М.Петров), Учреждении ЖХ-385 (М.М.Побудилин), что свидетельствует о формальном подходе к вопросам внутреннего контроля и низкой требовательности со стороны руководства к вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Данные некоторых представленных отчетов вызывают сомнения в количестве реально проведенных проверок. Так, УИН по Оренбургской области (А.П.Тарнавский) при 32 юридических лицах по отчету проведено 739 проверок.

Контрольно-ревизионными службами территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России в первом полугодии 2003 года была проведена большая работа по профилактике финансовых нарушений, выявлению нерациональных и незаконных бюджетных расходов, проведено 458 документальных ревизий и проверок производственной и финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС, в результате которых выявлено финансовых нарушений на сумму более 39,8 млн. рублей. Из них: хищений, недостач, переплат и незаконных расходов материальных и денежных средств - на сумму 11,4 млн. рублей. На начало отчетного периода надлежало принять решений по финансовым нарушениям на сумму 55,9 млн. рублей. За первое полугодие 2003 года возмещено за счет виновных лиц 6,8 млн. рублей и списано на результаты финансово-хозяйственной деятельности 25,9 млн. рублей. По результатам ревизий и проверок контрольно-ревизионных служб территориальных органов УИС привлечены к дисциплинарной ответственности 2177 человек, к материальной ответственности - 1889 человек, освобождены от занимаемых должностей 44 человека.

Из-за нарушений в применении нормативных актов и указаний ГУИН Минюста России по вопросам оплаты труда, отсутствия предварительного и последующего контроля за начислением и выплатой денежного довольствия и заработной платы в отчетном периоде было допущено переплат и неположенных выплат, выявленных контрольно-ревизионными службами территориальных органов УИС, на сумму 2,7 млн. рублей (5% от общей суммы финансовых нарушений).

Ввиду слабого контроля за оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС, ревизиями и проверками были выявлены излишки товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) на сумму более 4,9 млн. рублей, недостачи ТМЦ - на сумму более 5,7 млн. рублей. Наибольшие суммы недостач выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Калмыкия (О.Т.Чеканов) - 607,9 тыс. рублей, Республике Северная Осетия - Алания (А.В.Хаболонов) - 488 тыс. рублей, Красноярскому краю (В.К.Шаешников) - 407 тыс. рублей, Волгоградской области (И.В.Сизов) - 211,6 тыс. рублей, Кемеровской области (В.С.Должанцев) - 214,8 тыс. рублей, Магаданской области (И.П.Пилипенко) - 516 тыс. рублей, Челябинской области (В.С.Жидков) - 321,3 тыс. рублей, Учреждении ВК-240 (В.Ф.Ермолаев) - 252,5 тыс. рублей, Учреждении У-235 (А.И.Курач) - 195 тыс. рублей, Учреждении И-299 (Б.Я.Левитин) - 221 тыс. рублей.

Наличие излишков товарно-материальных ценностей создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц и хищений материальных ценностей.

Наибольшие суммы финансовых нарушений были самостоятельно выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Калмыкия (О.Т.Чеканов) на сумму 1296 тыс. рублей, Республике Северная Осетия - Алания (А.В.Хаболонов) - 3364 тыс. рублей, Республике Татарстан (Д.3.Хамадишин) - 3630 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г.Конецких) - 1273 тыс. рублей, Воронежской области (Н.А.Белогорцев) - 1361 тыс. рублей, Магаданской области (И.П.Пилипенко) - 3932 тыс. рублей, Орловской области (В.А.Суровцев) - 1446 тыс. рублей, Свердловской области (Н.Е.Ткачев) - 1973 тыс. рублей.

Общая сумма финансовых нарушений, по которым материалы переданы в следственные органы, составила более 2,4 млн. рублей.

Неудовлетворительно была организована работа по возмещению ущерба, причиненного государству недостачами, хищениями и незаконными расходами материальных и денежных средств, в том числе выявленных в первом полугодии 2003 года: в ГУИН, УИН, ОИН Минюста России по Республике Алтай (О.М.Попов) возмещено 2,3 тыс. рублей, Республике Башкортостан (В.В.Шалыгин) - 59,2 тыс. рублей, Республике Бурятия (Н.Н.Аникеев) - 0,5 тыс. рублей, Республике Коми (В.М.Урявин) - 34 тыс. рублей, Республике Марий Эл (М.А.Айрян) - 21,8 тыс. рублей, Республике Тыва (Р.Ч.Алмазов) не возмещено, Республике Саха (Якутия) (С.С.Ян) возмещено 13,7 тыс. рублей, Приморскому краю (В.С.Иноземцев) - 3,5 тыс. рублей, Калининградской области (В.Ф.Маленчук) - 4 тыс. рублей, Калужской области (В.С.Трошин) - 13 тыс. рублей, Костромской области (В.И.Ларионов) не возмещено, Курганской области (А. В. Богданов) не возмещено, Московской области (А.В.Кравченко) возмещено 5,7 тыс. рублей, Омской области (А.И.Власов) - 6,3 тыс. рублей, Сахалинской области (С.Л.Гавро) - 7,9 тыс. рублей, Читинской области (П.А.Филиппов) - 2 тыс. рублей, Ямало-Ненецкому автономному округу (А.С.Замша) - 5,7 тыс. рублей, Еврейской автономной области (А.Т.Завражин) не возмещено.

Основными причинами роста финансовых нарушений являются:

отсутствие должного контроля со стороны руководителей территориальных органов УИС за выполнением подчиненными им должностными лицами обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств;

упущения в организации контрольно-ревизионной работы в территориальных органах, имеющих собственный ревизионный аппарат;

отсутствие надлежащего взаимодействия и координации в работе ревизионных и оперативных служб;

формальный подход к осуществлению внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

некомплект ревизионного аппарата.

С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины и улучшению организации контрольно-ревизионной работы требую:

1. Привести численность контрольно-ревизионных органов в соответствие с объемами и объектами контроля, укомплектовать их высококвалифицированными и принципиальными сотрудниками, при этом всесторонне учитывать их морально-деловые качества.

2. Проанализировать недостатки в организации внутреннего финансового контроля, принять решения по всем выявленным недостачам, утратам и хищениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по проведенным ревизиям и проверкам финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС.

3. Принять необходимые меры к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, тщательно разбираться с каждым случаем хищений, недостач и незаконных расходов материальных и денежных средств с привлечением виновных к материальной и дисциплинарной ответственности.

4. По каждому факту отмеченных в данном письме нарушений и недостатков в организации финансового контроля представить в составе отчетности по форме 1-ревизия за 2003 год в ГУИН Минюста России подробную пояснительную записку о принятых мерах и проделанной профилактической работе по предотвращению недостач, растрат и хищений, повышению качества и эффективности предварительного и последующего финансового контроля.

5. С целью систематизации данных о работе контрольно-ревизионных органов округов и для анализа выявленных финансовых нарушений представлять в УРФК при ГУИН Минюста России сведения по форме и в срок, предусмотренный указанием ГУИН Минюста России от 20 июля 2001 г. N 18/54-382, начиная с годового отчета за 2003 год.

6. В целях профилактики финансовых нарушений в УИС, усиления борьбы с бесхозяйственностью, нерациональными и незаконными расходованиями бюджетных средств в каждом территориальном органе УИС разработать планы совместных действий ревизионных и оперативных служб по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

7. Заместителям начальника ГУИН Минюста России по федеральным округам взять под личный контроль организацию системы ведомственного финансового контроля в территориальных органах УИС, вопросы комплектования контрольно-ревизионных отделов УИС, проведение мероприятий по повышению их специальной подготовки.


И.о. начальника
генерал-лейтенант внутренней службы

Н.И.Баринов



Письмо Минюста РФ от 29 августа 2003 г. N 18/54/-718 "О работе ведомственного финансового контроля в первом полугодии 2003 года"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2003 г., N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.