Программа совершенствования кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России на период 2004-2006 годы (утв. Минюстом РФ 23 декабря 2003 г.)

Программа совершенствования кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России на период 2004-2006 годы
(утв. Минюстом РФ 23 декабря 2003 г.)


Паспорт Программы


Основания и дата
принятия решения на
разработку
Протокол оперативного совещания руководящего
состава ГУИН Минюста России при заместителе
Министра юстиции Российской Федерации от 29
сентября 2003 г. N 22-К (п. 1)
Основные исполнители УБ, НИИ УИС Минюста России, УИТОСВ, УК, УРЛС,
ФЭУ, УКС, УМТО, УПОН, федеральные и
территориальные органы УИС
Основная цель Совершенствование кадрового и
материально-технического обеспечения отделов
безопасности учреждений и органов УИС Минюста
России
Система контроля Рассмотрение результатов реализации Программы:
в ГУИН Минюста России - один раз в год;
в федеральных округах УИС - один раз в
полугодие;
в территориальных органах УИС - один раз в
полугодие
Сроки 2004-2006 годы

1. Основание для разработки Программы


Обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы является основной задачей исправительных колоний. Работа персонала исправительных учреждений по ее выполнению представляет собой систему организационно-практических мероприятий, основным из которых является обеспечение надзора за осужденными.

В целом выполнение специальных задач по организации и осуществлению надзора возложено на личный состав структурных подразделений безопасности (управления, отделы, отделения, группы)*.

В соответствии с указанием руководства Минюста России в настоящее время необходимо дальнейшее совершенствование системы надзора с целью повышения эффективности деятельности исправительных колоний территориальных органов УИС, управлений УИС по федеральным округам и Главного управления исполнения наказаний Минюста России. Решаемые задачи связаны прежде всего с выработкой мер, обеспечивающих достижение главной цели надзора, - изоляции осужденных, профилактики преступлений и правонарушений с одновременным приведением порядка и условий отбывания и исполнения наказаний в виде лишения свободы в соответствие с общепринятыми международными стандартами и правилами обращения с осужденными.

Повышение эффективности работы отделов безопасности невозможно без дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения.

Негативное влияние на кадровое обеспечение оказывает ряд факторов, в том числе: увеличение служебной нагрузки на личный состав службы, вызванной дефицитом ее численности, а также ухудшением криминогенного состава осужденных; бесперспективность получения жилья; слабая социальная защищенность сотрудников; отсутствие надлежащих условий для несения службы. В ряде регионов это привело к оттоку кадров, ослаблению профессионального ядра службы.

Недостаток численности персонала надзора создал значительные трудности в надлежащем функционировании ИК УИС. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 812 она должна составлять 6% от среднесписочной численности осужденных. В среднем по России данный показатель составил лишь 4,1%, а в 34 регионах - еще меньше.

В результате нарушения пропорции установленных нормативов штатной численности и фактической численности персонала ИК и персонала надзора ИК допускается дефицит численности отделов безопасности. Штатная численность сотрудников, непосредственно выполняющих функции надзора за осужденными, необоснованно занижается в территориальных органах УИС.

Для обеспечения эффективности надзора в действующих 756 исправительных колониях согласно установленным требованиям закона и ведомственных нормативных правовых актов необходимо 9078 суточных постов надзора. При установленной норме 5,5 человека на один суточный пост требуется 49896 единиц персонала надзора. Существующей численностью 29367 единиц выполнить этот объем службы невозможно.

В таком положении для выполнения задач по надзору за осужденными в дежурные смены назначаются сотрудники других отделов и служб, систематически отвлекаясь от выполнения своих прямых должностных обязанностей, что в итоге существенно снижает эффективность работы исправительных учреждений в целом.

Одной из причин, предопределяющих низкую эффективность осуществления надзора, является недостаточная оснащенность отделов безопасности и сотрудников дежурных смен ИК специальными средствами, средствами связи, техническими средствами надзора и контроля. Укомплектованность сотрудников дежурных смен носимыми радиостанциями составляет 51,6%, изделиями ПР-73 - 67,2%, изделиями БР - 57,6%. Наличие специальных средств типа "Сирень" не составляет и половины положенности, причем более трети из них подлежит списанию. Аудиовизуальные средства надзора применяются в отделах безопасности ИК в единичных случаях. Пульты связи оперативных дежурных выработали свой ресурс.

Определенные трудности в осуществлении контроля за несением службы дежурными сменами ИК вызывает отсутствие автотранспорта в отделах безопасности территориальных органов УИС.

Все перечисленные факторы обусловили разработку настоящей Программы.


2. Основные мероприятия Программы


Кадровое обеспечение


2.1. В целях совершенствования организации работы по обеспечению режима отбывания лишения свободы и надзора за осужденными в исправительных учреждениях внести предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры Управления безопасности ГУИН Минюста России и отделов безопасности территориальных органов УИС в соответствии с возложенными на них задачами, функциями, объемом деятельности.

Отв.: УБ, УК.

Срок: 1 полугодие 2004 года.

2.2. Для обеспечения контроля за выполнением территориальными органами УИС постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 812 в годовом плане по численности персонала, содержащегося по смете УИС, предусматривать указание отдельной графой численности персонала надзора в исправительных колониях.

Управлению безопасности ГУИН Минюста России ежегодно доводить показатели данной численности до территориальных органов УИС.

Отв.: ФЭУ, УБ.

Срок: ежегодно.

2.3. В установленном порядке внести дополнения в приказ ГУИН Минюста России от 1 августа 2003 г. N 243 "О внесении изменений и дополнений в формы статистической отчетности 4-ИУ и 6-ИУ", предусмотрев в данных формах отчетности сведения о фактической численности персонала надзора ИК.

Отв.: ФЭУ.

Срок: 1 полугодие 2004 года.

2.4. Разработать и согласовать в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о повышении должностных окладов сотрудникам УИС, проходящим службу в подразделениях безопасности, специального назначения, оперативных, оперативно-технических и других приравненных к ним подразделениях и на отдельных должностях (по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2003 г. N 521).

Отв.: заинтересованные службы.

Срок: 2004 год.

2.5. Осуществлять дифференцированный подход при установлении размера процентной надбавки за сложность, напряженность, дополнительную нагрузку и специальный режим работы сотрудникам дежурных смен.

Отв.: территориальные органы УИС.

Срок: постоянно.

2.6. В целях стимулирования сотрудников отделов безопасности руководству исправительных учреждений обеспечить рассмотрение их рапортов о предоставлении дополнительных ежегодных отпусков продолжительностью до десяти суток за особые условия службы.

Отв.: территориальные органы УИС.

Срок: постоянно.

2.7. За достижение высоких результатов в службе, личный вклад в организацию режима и обеспечение надзора за осужденными рассматривать возможность представления лиц начальствующего состава отделов безопасности УИС по истечении установленного срока выслуги в имеющемся специальном звании к специальным званиям на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности.

Отв.: территориальные органы УИС.

Срок: постоянно.

2.8. разработать квалификационные характеристики сотрудников отделов безопасности УИС Минюста России.

Отв.: НИИ УИС.

Срок: 2004 год.

2.9. Обеспечить проведение учебно-методических сборов сотрудников отделов безопасности УИС с обязательной подготовкой их для несения службы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, установив нормы и сроки проведения сборов для различных категорий персонала.

Отв.: УБ, УУИС по федеральным округам, территориальные органы УИС.

Срок: постоянно.

2.10. С целью повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников отделов безопасности учреждений и органов УИС, совершенствования их очного и заочного обучения разработать перспективный план подготовки и издания учебных пособий, методических рекомендаций, обзоров и учебных фильмов. Обеспечить приоритет сотрудникам отделов безопасности при поступлении в учебные заведения на заочную форму обучения для получения специального образования. Ввести во Владимирском, Самарском юридических институтах Минюста России и филиалах специализацию "Обеспечение режима и надзора в исправительных учреждениях".

Отв.: НИИ УИС, УПОН, образовательные учреждения, территориальные органы УИС.

Срок: 2004-2005 годы.

2.11. Кандидатуры сотрудников на должности начальников отделов безопасности территориальных органов УИС Минюста России согласовывать с Управлением безопасности ГУИН Минюста России.

Отв.: территориальные органы УИС.

Срок: постоянно.

2.12. В целях создания профессионального ядра сотрудников отделов безопасности провести конкурсы профессионального мастерства, а также смотр-конкурс на лучшее оборудование и содержание помещений для несения службы дежурными сменами в исправительных колониях.

Отв.: УРЛС, УБ, территориальные органы УИС.

Срок: 2004 год.


Материально-техническое обеспечение


2.13. Дообеспечить ИК специальными средствами (наручниками, резиновыми палками, аэрозольными распылителями "Резеда-10, 10М", Зверобой-10, 10М") до расчетной численности дежурных смен до конца 2005 года.

Отв.: УИТСОВ, территориальные органы УИС.

Срок: 2004-2005 годы.

2.14. Обеспечить дежурные смены ИК стационарными и носимыми радиостанциями в течение двух лет.

Отв.: УИТСОВ, территориальные органы УИС.

Срок: 2004-2005 годы.

2.15. Установить в дежурных частях ИК пульты автоматических телефонных станций с интегральной системой обслуживания (пульты оперативной связи).

Отв.: УИТСОВ, территориальные органы УИС.

Срок: 2005-2006 годы.

2.16. В целях недопущения нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных установить в ИК системы видеонаблюдения, в первую очередь в помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях.

Отв.: УИТСОВ, территориальные органы УИС.

Срок: 2005-2006 годы.

2.17. Провести испытания интегрированной системы безопасности "Рубеж-060" на базе УИН Минюста России по Волгоградской области с целью использования данного изделия в качестве системы безопасности ШИЗО, ПКТ в учреждениях УИС.

Отв.: УИТСОВ.

Срок: 2004 год.

2.18. Провести исследования рынка технических средств в целях внедрения новых образцов в практическую деятельность исправительных колоний и использование их в надзоре за осужденными.

Отв.: НИИ УИС.

Срок: 2004 год.

2.19. Проанализировать наличие автотранспортных средств в отделах безопасности территориальных органов УИС Минюста России, подготовить предложения об обеспечении их автотранспортом с учетом штатной положенности территориальных органов УИС.

Отв.: УБ, УГИ.

Срок: 2003 год.

2.20. Для обеспечения отделов безопасности территориальных органов УИС Минюста России автотранспортными средствами направлять на эти цели финансовые средства, ежегодно предусматривая приобретение до 15 автомобилей типа УАЗ, ВАЗ.

Отв.: УГИ.

Срок: 2004-2006 годы.

2.21. Предусмотреть в программах капитального и текущего ремонтов объектов УИС в территориальных органах на 2004 год и последующие годы ремонт помещений для несения службы дежурными сменами.

Отв.: УКС, территориальные органы УИС.

Срок: 2004 год.

2.22. Принять меры по обеспечению помещений для несения службы дежурными сменами необходимым оборудованием и инвентарем согласно нормам положенности, а также технологическим оборудованием для организации горячего питания личного состава в период несения службы.

Отв.: УМТО, территориальные органы УИС.

Срок: 2004 год.

2.23. В целях укомплектования управлений, отделов безопасности центрального и территориальных органов УИС профессионально грамотными сотрудниками рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для приобретения (строительства) и обеспечения их жильем.

Отв.: ГУИН Минюста России, территориальные органы УИС.

Срок: 2004-2006 годы.


3. Финансовое обеспечение Программы


Основными источниками финансирования являются:

ассигнования из федерального бюджета, выделенные для уголовно-исполнительной системы Минюста России;

внебюджетные средства;

средства собственного производства.

В сфере обеспечения материальными ресурсами потребителей необходимо сочетать формы централизованного снабжения с прямыми хозяйственными связями, максимально используя собственные производственные мощности предприятий УИС.


4. Организационно-практические мероприятия по реализации Программы


В целях выполнения мероприятий настоящей Программы:

4.1. НИИ УИС Минюста России совместно с УБ разрабатывает нормативные правовые и методические документы по реализации основных направлений Программы.

4.2. УБ, УК, УИТОСВ, УМТО, УКС, УГИ предусматривают в планах работ совместные выезды в территориальные органы УИС для оказания практической помощи и осуществления контроля за ходом реализации мероприятий.

4.3. Заместители начальников ГУИН Минюста России по федеральным округам и начальники территориальных органов УИС Минюста России в соответствующих планах работ планируют конкретные мероприятия по реализации настоящей Программы с учетом складывающихся условий.


5. Организация контроля за выполнением мероприятий Программы


5.1. Контроль за выполнением мероприятий настоящей Программы возлагается на первого заместителя начальника ГУИН Минюста России, курирующего Управление безопасности ГУИН Минюста России.

5.2. Исполнителями вносятся необходимые коррективы и дополнения в планы работы на 2004 год и учитываются мероприятия настоящей Программы при подготовке планов на последующие годы.

5.3. При подготовке планов работы Минюста России, ГУИН Минюста России, федеральных округов, территориальных органов УИС Минюста России необходимо предусматривать регулярное рассмотрение хода и итогов выполнения мероприятий настоящей Программы на оперативных совещаниях и коллегиях не менее одного раза в каждом учетном году.

5.4. Начальники территориальных органов УИС Минюста России к 1 декабря каждого отчетного года направляют в федеральные округа УИС Минюста России отчеты с анализом хода выполнения мероприятий Программы и предложения по их реализации. Выполнение мероприятий отражается отдельной справкой в пояснительной записке к отчету формы 25-ИУ.

5.5. Начальники федеральных округов УИС Минюста России к 20 декабря каждого отчетного года направляют в ГУИН Минюста России отчеты с анализом хода выполнения мероприятий Программы и предложения по их реализации.

5.6. УБ ГУИН Минюста России к 15 марта каждого года представляет руководству ГУИН Минюста России отчеты с анализом хода выполнения мероприятий Программы и предложения по их реализации.

5.7. В первом полугодии 2005 года на совместном совещании УБ, ИТОСВ, ФЭУ, УК, УМТО следует рассмотреть итоги реализации мероприятий настоящей Программы с приглашением представителей из УУИС федеральных округов, территориальных органов УИС.


6. Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы


Реализация Программы позволит улучшить кадровое и материально-техническое обеспечение отделов безопасности; решить проблему распределения и профессиональной подготовки персонала надзора; создать соответствующие условия для несения службы сотрудниками дежурных смен; совершенствовать систему надзора за осужденными в исправительных учреждениях УИС Минюста России.


Первый заместитель начальника ГУИН
Минюста России
генерал-лейтенант милиции

В.К.Краев


29 ноября 2003 г.


Начальник ГУИН Минюста России
генерал-полковник внутренней службы

В.У.Ялунин


23 декабря 2003 г.


------------------------------

* Далее - отделы безопасности.



Программа совершенствования кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России на период 2004-2006 годы (утв. Минюстом РФ 23 декабря 2003 г.)


Текст программы опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2004 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение