Приказ Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 23 января 2004 г. N 25 "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год"

Приказ Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 23 января 2004 г. N 25
"Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год"


Проведенная в 2003 году работа в целом обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации. В целях совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы приказываю:

1. Утвердить:

Итоги работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации за 2003 год (приложение 1);

Основные направления деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004 год (приложение 2).

2. Заместителям начальника ГУИН Минюста России по федеральным округам, начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы и управлений ГУИН Минюста России включить в планы работ на 2004 год мероприятия по решению задач, поставленных в Основных направлениях деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004 год, и обеспечить контроль за ходом их выполнения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника ГУИН Минюста России генерал-майора внутренней службы С.Н.Болткова.


Начальник генерал-полковник

внутренней службы

В.У.Ялунин


Приложение 1

к приказу Главного управления

исполнения наказаний Минюста РФ

от 23 января 2004 г. N 25


Итоги работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации за 2003 год


Министерством юстиции Российской Федерации в 2003 году осуществлялись мероприятия по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) в направлении гуманизации уголовных наказаний, соблюдения прав человека, обеспечения стабильной обстановки в учреждениях, улучшения правопорядка и финансового положения.

Успешно решены многие проблемы, возникшие в деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Несмотря на ухудшение криминогенной характеристики спецконтингента, общее количество преступлений, совершенных в учреждениях УИС Минюста России, осталось на уровне 2002 года, число тяжких преступлений сократилось на 31%, в том числе убийств - на 60%, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 21%. На треть уменьшилось количество побегов, в том числе из-под охраны исправительных колоний - на 36,4%.

Почти наполовину снизилась численность лиц, находящихся в розыске. Количество преступлений, раскрытых по информации учреждений УИС Минюста России, возросло на 13,3%.

В целях совершенствования организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы проведена реорганизация оперативных подразделений центрального и территориальных органов УИС.

Осуществлен комплекс организационно-практических мероприятий по обеспечению деятельности Оперативной группы УИС Минюста России на Северном Кавказе, возложенные на нее задачи выполнены качественно и в полном объеме. Продолжались работы по восстановлению деятельности органов уголовно-исполнительной системы в Чеченской Республике.

Для обеспечения поставленных задач по охране и конвоированию спецконтингента в прошедшем году назначено более 44 тыс. караулов, которыми по различным основаниям отконвоировано около 2 млн. человек, 931 объект УИС оборудован инженерно-техническими средствами охраны и надзора различной категории, приняты меры по поддержанию их в рабочем состоянии. Завершено разделение функций охраны и режима в воспитательных колониях.

Продолжена работа по совершенствованию системы управления и организационно-штатной структуры органов и учреждений УИС. Осуществлены мероприятия по переподчинению Уральского и Тавдинского управлений лесных исправительных учреждений ГУИН Минюста России по Свердловской области.

Завершено становление системы ведомственного контроля за соблюдением законности и прав человека в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, института помощников начальников территориальных органов УИС по правам человека.

В 2003 году вопросы уголовно-исполнительной системы рассмотрены на заседании коллегии по безопасности при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и заседании Правительства Саратовской области.

Минюстом России совместно с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам помилования осуществляется работа по совершенствованию механизма реализации конституционного права Президента Российской Федерации осуществлять помилование.

Обеспечена реализация постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистии в честь принятия Конституции Чеченской Республики.

Реализация политики государства по гуманизации уголовного законодательства, исполнения уголовных наказаний привела к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы с мая 2000 года (когда содержалось наибольшее число подозреваемых, обвиняемых и осужденных) по настоящее время, на 245 тыс. человек (22,4%), в том числе в следственных изоляторах - на 123 тыс. (45,3%). В целом с учетом осужденных, стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, численность спецконтингента в УИС сократилась на 330 тыс. человек.

В 2003 году Федеральным Собранием Российской Федерации приняты внесенные по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина поправки в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Данные федеральные законы предусматривают снижение максимальных сроков лишения свободы для несовершеннолетних, а также смягчение условий отбывания наказаний. Сужается понятие особо опасного рецидива преступности, иным стал порядок назначения наказания по совокупности преступлений. При подготовке этих законов учтены и предложения Минюста России по гуманизации исполнения наказаний.

Реализация этих изменений повлечет в течение 2004 года уменьшение численности осужденных в местах лишения свободы ориентировочно на 150 тыс. человек, в том числе на 30 тыс. - в следственных изоляторах.

Минюстом России разработаны проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации, необходимые для введения и организации исполнения новых видов наказаний без изоляции от общества, таких как обязательные работы и ограничения свободы. По прогнозам, такие наказания будут назначаться судами 110-120 тыс. человек в год.

Проведена работа по реализации подпрограммы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, предусматривающей ввод 46 тыс. мест к 2006 году, активизирована деятельность по привлечению средств субъектов Российской Федерации. За счет открытия 3 новых следственных изоляторов, перепрофилирования 5 тюрем и реконструкции действующих изоляторов лимит наполнения СИЗО увеличен на 10 тыс. мест.

Это позволило довести средний размер камерной площади на одного человека в следственных изоляторах (с учетом помещений, функционирующих в режиме СИЗО) практически до установленных законом нормативов. В результате существенно улучшились материально-бытовые условия в учреждениях УИС, размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

С привлечением средств местных бюджетов и использования собственных внебюджетных источников в следственных изоляторах проводятся работы по ремонту режимных корпусов, замене коммуникаций, электропроводки. Во всех следственных изоляторах сняты с окон металлические жалюзи. В настоящее время строится 11, реконструируется и расширяется 75 СИЗО.

Объем государственных инвестиций в строительство следственных изоляторов и тюрем, исправительных колоний и жилья для сотрудников увеличился в 2003 году по сравнению с 2002 годом в 1,2 раза и составил 706,2 млн. рублей. Кроме этого, от местных органов власти привлечено средств на сумму более 164 млн. рублей.

Для улучшения размещения осужденных введены 4 новые исправительные колонии на 3120 мест и 3 колонии-поселения на 600 мест. Перепрофилировано 17 исправительных колоний с общим лимитом наполнения 22,7 тыс. мест в колонии особого и строгого режимов, лечебное исправительное учреждение для осужденных, больных туберкулезом.

Увеличено финансирование УИС с 34 млрд. рублей в 2002 году до 46 млрд. рублей в 2003 году (35,3%). Производственным комплексом выпущено продукции на 14 млрд. рублей, что на 8,6% больше, чем за 2002 год. Количество неработающих осужденных снизилось на 21 тыс. человек. С целью экономии бюджетных средств реализуется программа по самообеспечению УИС продуктами питания, вещевым имуществом и предметами коммунально-бытового назначения. За счет этого сэкономлено более 500 млн. рублей.

В целях координации взаимодействия учреждений и органов УИС с международными неправительственными и российскими общественными организациями, религиозными конфессиями, использования их потенциала при обеспечении дальнейшего реформирования УИС создан Общественный совет при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности УИС.

Более эффективно осуществлялся процесс социальной адаптации осужденных. Развивается их обучение по заочной и дистанционной формам в высших учебных заведениях. Впервые в Москве в "Олимпийской деревне" 24 октября 2003 года состоялся финальный концерт победителей Всероссийского конкурса "Калина красная" на лучшее исполнение песен среди осужденных исправительных учреждений. Проводятся спортивные мероприятия среди осужденных. Футбольные команды исправительных учреждений участвуют в региональных чемпионатах.

Совершенствовалась противопожарная безопасность объектов УИС, число пожаров сократилось на 2,6%, гибель людей на них - на 12,5%.

Продолжалась работа по улучшению медико-санитарного обеспечения и укреплению противотуберкулезной службы. Обеспечена деятельность центральной и региональных бактериологических лабораторий, ведутся работы по организации таких лабораторий еще в девяти субъектах Российской Федерации. Улучшилось обеспечение УИС основными лекарственными формами для лечения больных туберкулезом. Количество больных активным туберкулезом уменьшилось на 13 тыс. человек. Открыто 8 лечебно-профилактических учреждений для сотрудников УИС.

С начала 2003 года на службу в УИС приняты 33,5 тыс. сотрудников начальствующего состава, уволены 27,2 тыс. человек. Укрепилась дисциплина среди личного состава, на 9% сократилось количество нарушений законности, на 18,9% - преступлений и на 11,6% - нарушений служебной дисциплины.

Для подготовки специалистов УИС новой формации функционирует собственная научная и учебная база, состоящая из 6 высших учебных заведений (Академия права и управления - г.Рязань, Владимирский юридический институт, Вологодский институт права и экономики, Самарский юридический институт, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации, Псковский юридический институт) с 6 филиалами, 3 средних учебных заведений, научно-исследовательского института, кадетской школы-интерната ("Московский кадетский корпус юстиции"). В 2003 году открыта Карсунская кадетская школа-интернат ("Симбирский кадетский корпус юстиции").

Развивается взаимодействие с зарубежными пенитенциарными системами. Реализуются проекты сотрудничества с Советом Европы, а также с пенитенциарными администрациями более чем 10 стран.

Положительные результаты реформирования УИС Минюста России, улучшение условий содержания в местах лишения свободы отмечены в специальном обращении заместителя Генерального секретаря Совета Европы Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову 24 июля 2003 года. Аналогичная оценка высказывалась в заявлениях ЕКПП о положении дел с правами человека в местах содержания под стражей в Чеченской Республике.

В 2003 году наилучших результатов в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности добились территориальные органы УИС республик Адыгея (А.Т.Самогов), Кабардино-Балкария (А.С.Абидов), Красноярского края (В.К.Шаешников), Курской (В.М.Федичев), Ростовской (В.И.Хижняк), Самарской (В.С.Яковлев), Саратовской (Л.Г.Шостак), Тверской (А.М.Савихин) областей.

Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительной системы сохраняется ряд проблемных вопросов, на решении которых будет сконцентрирована деятельность Минюста России в 2004 году.

Несмотря на снижение численности осужденных, увеличилось количество зарегистрированных преступлений, в том числе на 50% - по дезорганизации нормальной деятельности учреждений. Допущен побег осужденного из-под охраны встречного караула по конвоированию на обменном пункте (УИН по Республике Коми). На 66,7% возросло число побегов из-под охраны в воспитательных колониях.

Положение дел в воспитательных колониях свидетельствует о недостаточном внимании отдельных руководителей территориальных органов УИС к организации работы данных учреждений. В 2003 году в воспитательных колониях допущено 35 преступлений (в 2002 году - 30), в том числе 4 - в Новосибирской ВК, захват заложника в Судской ВК (Вологодская область), чрезвычайные происшествия в Колосовской (Калининградская область) и Казанской (Республика Татарстан) воспитательных колониях. В ходе проверки воспитательных колоний, проведенной органами прокуратуры в июле-сентябре 2003 года, выявлены серьезные нарушения требований действующего законодательства.

Сохраняется напряженность в размещении больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, осужденных пожизненно или при особо опасном рецидиве.

Значительное переполнение имеется в следственных изоляторах Владимирской, Нижегородской, Свердловской, Тульской, Тверской и Читинской областей, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Не решена проблема улучшения финансового состояния государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы. Медленно решаются вопросы трудоустройства осужденных, наращивания объемов производства, ликвидации убыточности в работе предприятий, особенно в лесных учреждениях.

В Республике Калмыкия, Московской, Омской и Тюменской областях, Санкт-Петербурге и Ленинградской области выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств, их разбазаривания, случаи хищений.

Медленно принимаются необходимые меры по ужесточению учета расходования воды учреждениями уголовно-исполнительной системы и самообеспечению артезианскими водными ресурсами.

Слабо используются организационные и финансовые возможности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации, других государственных региональных структур законодательной и исполнительной власти для привлечения инвестиций, государственной поддержки деятельности уголовно-исполнительной системы.

Ряд руководителей территориальных органов не приняли исчерпывающих мер к выполнению поставленных задач.

Неудовлетворительны показатели работы территориальных органов УИС республик Алтай (О.М.Попов), Саха (Якутия) (С.С.Ян), Московской (А.В.Кравченко), Омской (бывший начальник А.И.Власов), Сахалинской (бывший начальник А.В.Копытов), Смоленской (И.В.Коновалов) областей, Камского управления лесных исправительных учреждений ГУИН Минюста России по Пермской области (В.Ф.Ермолаев).

В связи с серьезными упущениями в служебной деятельности ряд руководителей территориальных органов освобожден от занимаемых должностей и уволен из УИС. Укреплено руководство ГУИН, УИН Минюста России по республикам Марий Эл, Татарстан, Тыва, Хабаровскому краю, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Московской, Омской, Пензенской, Сахалинской, Смоленской, Тюменской и Челябинской областям, Еврейской автономной области, г. Москве.


Приложение 2

к приказу Главного управления

исполнения наказаний Минюста РФ

от 23 января 2004 г. N 25


Основные направления деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004 год


1. Улучшение работы с личным составом, его социальной защиты, подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы


Обеспечить реализацию и выполнение основных положений Концепции совершенствования работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002 - 2005 годы).

Принять дополнительные меры по укомплектованию кадрами учреждений и органов УИС Минюста России, повышению их профессионального уровня и престижа работы, созданию коммунально-бытовых условий для несения службы и отдыха сотрудников, увеличению доплат за работу в условиях переполнения учреждений за счет привлечения на эти цели средств от внебюджетной деятельности, других источников, строительству жилья, созданию собственных баз отдыха для сотрудников УИС и членов их семей.

Повысить эффективность взаимодействия руководителей учреждений и органов УИС с органами власти субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами и организациями по вопросам привлечения их к решению социальных проблем сотрудников УИС.

Повысить роль образовательных учреждений Минюста России в деле обновления работы с кадрами, системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

Обеспечить результативную работу руководящего состава, кадровых, воспитательных аппаратов по профессиональному становлению и адаптации молодых сотрудников на службе, координировать деятельность, направленную на формирование у них соответствующих морально-волевых качеств, товарищеской взаимовыручки, усвоение ими лучших традиций уголовно-исполнительной системы.

Усилить контроль руководителей органов и учреждений УИС за реализацией социальных гарантий, предусмотренных семьям сотрудников, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, участникам боевых действий и членам их семей.

Обеспечить работу по отбору лиц, желающих продолжить службу в УИС в связи с плановым сокращением в Вооруженных Силах и других силовых структурах.

Осуществить мероприятия по профилактике гибели и самоубийств среди сотрудников УИС.


2. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе


Обеспечить исполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, принципов и норм международного права, межправительственных договоров Российской Федерации, регламентирующих права подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также сотрудников и вольнонаемных работников УИС.

Провести комплекс мероприятий по социальной ориентации осужденных, поддержке и укреплению их здоровья, повышению их интеллектуального уровня, привлечению к труду, обеспечению их общего и профессионального образования, совершенствованию материально-технического оснащения ИУ, созданию каналов связи для обеспечения права на телефонные переговоры, улучшению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оборудованию недостающего количества комнат для проведения свиданий, переоснащению лабораторно-диагностической и лечебной базы исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Осуществлять эффективное взаимодействие со службами Минюста России по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, созданными при Министре юстиции Российской Федерации Общественным советом и общественными советами в субъектах Российской Федерации.

Обеспечить выявление телесных повреждений при приеме подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и проведение по каждому из них расследований в установленном порядке.

Устранить случаи незаконного водворения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в карцеры, ШИЗО, ДИЗО, переведения в ПКТ и ЕПКТ.

Повысить эффективность надзора за лицами, склонными к суициду, с целью недопущения смертельных случаев.

Принять меры к сокращению количества случаев первичного заболевания туберкулезом в учреждениях УИС, обеспечить лицензирование медицинских подразделений.

Акцентировать внимание на исполнение введенных в 2003 году в федеральное законодательство норм, расширяющих права подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также решений Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.

Обеспечить своевременные выплаты денежных средств, начисленных сотрудникам и вольнонаемным работникам УИС, принять меры к улучшению их жилищных условий.


3. Совершенствование воспитательной работы с осужденными и ее психологическое обеспечение


Обеспечить выполнение мероприятий по реализации Концепции совершенствования воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС Минюста России (на 2000-2005 годы).

Осуществить организационно-практические мероприятия, направленные на совершенствование работы в отрядном звене.

Гуманизацию уголовной политики, исполнения уголовных наказаний рассматривать как важнейшую задачу. Дальнейшее развитие пенитенциарных учреждений вести по направлению создания центров социальной реабилитации в условиях изоляции спецконтингента, к работе которых должны привлекаться представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования, других ведомств, общественные и правозащитные организации.

Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработать и обеспечить реализацию специальных программ, включающих образование, профессиональное обучение, физическое развитие осужденных.

Предоставить осужденным возможность развития своей личности в части удовлетворения религиозных и культурных потребностей, соблюдения положительных национальных традиций и обычаев.

Принять меры к сохранению и развитию сети образовательных учреждений при ИУ. Подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о передаче образовательных учреждений при ИУ из ведения Минобразования России и субъектов Российской Федерации в ведение Минюста России и восстановлении их финансирования из федерального бюджета с закреплением за Минюстом России функций учредителя.

Обеспечить выполнение мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы УИС Минюста России на период до 2005 года.

Изучить возможность создания центров (участков) специализированной профильной помощи осужденным, имеющим психические аномалии, алкогольную и наркотическую зависимость и другие отклонения, с целью проведения комплексной социально-психологической реабилитации.

Продолжить апробацию и внедрение в практику работы психологов использование прогрессивных психокоррекционных программ, повышающих эффективность психологического воздействия на осужденных с целью их исправления.


4. Укрепление законности и правопорядка, режима отбывания наказания, профилактики преступлений


Совершенствовать нормативную базу по организации службы надзора, внести изменения и дополнения в правила внутреннего распорядка и инструкции работы отделов специального учета.

Обеспечить реализацию мер Программы "Совершенствование кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России на 2004 - 2006 годы".

Повысить качество профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди осужденных и содержащихся под стражей.

Усилить требования к организации службы надзора и взаимодействия со всеми службами ИУ для предотвращения побегов и других правонарушений. Обратить особое внимание на обеспечение "объектового надзора".

Организовать проведение оперативно-профилактических и целевых операций по нейтрализации противоправной деятельности лидеров уголовной среды, пресечению связей осужденных с членами организованных преступных формирований, находящимися на свободе, выявлению и предупреждению экономических преступлений и финансовых нарушений в подразделениях и на объектах УИС.

Продолжить работу по повышению эффективности взаимодействия оперативных аппаратов подразделений УИС с правоохранительными органами по борьбе с преступностью, особенно предотвращению преступлений, связанных с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, а также организации розыска и задержания лиц, совершивших побеги из мест лишения свободы и уклоняющихся от отбывания наказания.


5. Дальнейшее реформирование УИС Минюста России, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей ее деятельность


Обеспечить реализацию положений федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

Внести изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы материально-технического, медицинского, продовольственного обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также определяющих порядок работы и функционирования уголовно-исполнительных инспекций.

Обеспечить взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с подготовкой проектов федеральных законов, а также юридическое сопровождение законопроектов:

"О государственной правоохранительной службе Российской Федерации";

"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности".

Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность следственных изоляторов и тюрем, приведению положений ведомственных приказов и иных нормативных актов в соответствие с действующим Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовным, Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации.


6. Повышение эффективности управления УИС Минюста России и организационной работы


Пересмотреть направления деятельности окружных управлений УИС и обеспечить реальный их вклад в работу системы, обеспечить внедрение новых форм региональной интеграции. Шире использовать организационные и финансовые возможности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации, других государственных региональных структур законодательной и исполнительной власти для привлечения инвестиций, государственной поддержки деятельности уголовно-исполнительной системы.

Обеспечить эффективное взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с подготовкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы и направленных на ее реформирование.

Систематизировать изучение, пропаганду и практическое применение передовых форм работы учреждений и органов УИС Минюста России в условиях ее реформирования. Активизировать работу по освещению положительного опыта работы и актуальных проблем деятельности уголовно-исполнительной системы в ведомственной печати.

Оптимизировать систему ведомственного статистического наблюдения. Продолжить расширение единого информационного фонда "УИС-СТАТ" и создание единого информационного фонда учета осужденных и лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу.

Разработать концепцию создания ведомственной инфокоммуникационной сети.

Обеспечить качественную привязку узлов связи территориальных управлений УИС к сети связи общего пользования и устойчивую и надежную работу ведомственной сети связи, ее дальнейший перевод на цифровые каналы, повысить эффективность их использования.

Образовать информационные центры в территориальных органах УИС.


7. Размещение спецконтингента


Осуществить комплекс мероприятий по разгрузке следственных изоляторов и сокращению численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Обеспечить реализацию мероприятий подпрограммы "Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем, а также жилья для персонала указанных учреждений на 2002 - 2006 годы", завершение которых запланировано на 2004 год, и эффективное использование государственных капитальных вложений, предусмотренных в федеральном бюджете на 2004 год на реализацию федеральных целевых программ, в части, касающейся УИС. Осуществить ввод в эксплуатацию не менее 2000 мест в СИЗО.

Откорректировать совместно с республиканскими, краевыми, областными органами исполнительной власти региональные целевые программы по строительству, реконструкции СИЗО и тюрем и внести их на утверждение губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации.

Продолжить работу по дополнительному вводу мест в исправительных учреждениях за счет перепрофилирования и переоборудования ликвидированных лечебно-трудовых профилакториев, принятых на баланс военных городков, неиспользуемых зданий действующих ИУ, в том числе для размещения осужденных, больных туберкулезом, и осужденных женщин.

Улучшить взаимодействие с судами, органами внутренних дел, прокуратуры в вопросах сокращения сроков расследования уголовных преступлений, рассмотрения дел судами первой и второй инстанций, ускорения документального оформления судебных решений.

Обеспечить своевременный вывоз в исправительные учреждения осужденных со вступившими в законную силу приговорами. Принять меры по сокращению объемов транзитных перевозок через следственные изоляторы.

Обеспечить эффективное использование помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Создать ПФРСИ в территориальных органах УИС, имеющих значительное превышение лимита наполнения следственных изоляторов.


8. Развитие производственно-хозяйственной деятельности


Провести реформу государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы. Переориентировать созданный в уголовно-исполнительной системе производственный потенциал на решение в первую очередь социальных задач: восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей скорейшей адаптации в обществе.

Обеспечить реализацию мероприятий подпрограммы "Реформирование промышленного сектора УИС Минюста России и содействие трудовой занятости осужденных на 2002 - 2006 годы".

Откорректировать с республиканскими, краевыми, областными органами исполнительной власти региональные целевые программы по содействию трудовой занятости осужденных и внести их на утверждение губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации.

Внести в ряд законодательных, нормативных правовых и ведомственных нормативных актов соответствующие изменения и дополнения, регламентирующие организационно-штатную структуру центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских.

Утвердить перечни должностей персонала центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских исправительных учреждений, замещаемых лицами, имеющими специальные звания начальствующего состава УИС.

Продолжить работу по решению вопросов списания задолженности предприятий УИС перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий ИК, ВК повысить результативность работы по передаче объектов социальной инфраструктуры в государственную и муниципальную собственность.

Обеспечить работу постоянно действующей выставки промышленности уголовно-исполнительной системы на Всероссийском выставочном центре.


9. Стабилизация финансового, материально-технического и хозяйственного обеспечения


Обеспечить своевременное перечисление текущих поступлений в СВФ ГУИН Минюста России и погашение задолженности прошлых лет для выполнения мероприятий по развитию производственного сектора и решения социально-бытовых вопросов сотрудников территориальных органов УИС и членов их семей.

Повысить уровень работы руководителей подразделений и юридических служб по исполнению судебных решений.

Усилить контроль за экономным, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых федеральным бюджетом на содержание УИС. Проводить служебное расследование по каждому случаю нецелевого использования финансовых ресурсов.

Не допускать убыточности работы внебюджетных организаций и списания убытков за счет других видов деятельности.

Провести анализ работы учреждений и предприятий и принять меры по улучшению финансового состояния, снижению затрат на производство и ликвидации убыточности изделий и предприятий.

Разработать план организационно-практических мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей, денежных средств и устранению недостатков в производственно-хозяйственной деятельности и проявлений бесхозяйственности в УИС Минюста России.

Проработать в органах законодательной и исполнительной власти вопрос о наделении подсобных хозяйств учреждений УИС юридическим статусом сельскохозяйственных производителей с последующим распределением на них мер государственной поддержки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе продолжить практику авансирования проведения сезонных работ сельскохозяйственных учреждений с последующим погашением произведенной сельхозпродукцией. Обеспечить эффективность использования выделенных на эти цели средств.

Провести совместно с территориальными органами Минимущества России работу по разграничению собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140.

Принять необходимые меры по ужесточению учета расходования воды учреждениями уголовно-исполнительной системы и обеспечению артезианскими водными ресурсами.


10. Улучшение медицинского обеспечения спецконтингента, борьба с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией в местах лишения свободы


Обеспечить участие подразделений УИС Минюста России в реализации Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2002 - 2006 годы" в рамках подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России". Разработать методические рекомендации по совершенствованию организации противотуберкулезных мероприятий в УИС Минюста России.

Принять участие в реализации подпрограммы "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)". Внести в Минздрав России предложения о централизованном обеспечении региональных лабораторий центров по борьбе со СПИДом Минздрава России, обслуживающих пенитенциарные учреждения, необходимым количеством тест-систем.

Организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 44 о целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", в части оснащения учреждений УИС необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием для обнаружения наркотиков в организме и обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для лечения больных наркоманией.

Развивать сотрудничество со службами социальной защиты, здравоохранения, чтобы обеспечить лечение и реабилитацию больных осужденных, когда они находятся в заключении и тогда, когда они выходят на свободу. Расширять опыт создания медицинских лечебно-диагностических центров для лечения больных туберкулезом осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Обеспечить постоянное взаимодействие с территориальными органами здравоохранения, Минздравом России и различными международными неправительственными организациями по вопросам борьбы с социально значимыми заболеваниями в учреждениях УИС Минюста России.

Продолжить дальнейшее развитие материально-технической базы территориальных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и укрепление их штатной численностью.

Направить кредит от Международного банка реконструкции и развития в размере 48 млн. долларов США на борьбу с социально опасными заболеваниями.


11. Введение новых наказаний в виде обязательных работ и ограничения свободы


Завершить подготовку проектов законодательных, иных нормативных правовых актов, направленных на введение в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ.

Продолжить правовую и организационную работу, направленную на введение в действие наказания в виде ограничения свободы, соответствующего международной практике, а также на исключение из законодательства Российской Федерации положений о наказании в виде ареста.

Разработать инструкцию организации деятельности УИИ по исполнению нового наказания в виде обязательных работ.


12. Организация охраны, конвоирования и спецперевозок


Сосредоточить усилия служб охраны и конвоирования УИС Минюста России на обеспечении надежности охраны исправительных учреждений, СИЗО и тюрем, спецконтингента при конвоировании, внедрении прогрессивных способов несения службы, рационального использования сил и средств, повышении служебного мастерства и тактики действий личного состава караулов, эффективности применения инженерно-технических средств охраны и служебных собак.

Продолжить работу по повышению уровня оснащенности ИТСОН объектов охраны УИС за счет централизованных поставок и внедрения аппаратуры ТСО и связи нового поколения, наращивания плотности инженерных заграждений. Разработать проект концепции совершенствования оборудования объектов УИС Минюста России инженерно-техническими средствами охраны и надзора.

Совершенствовать работу по планированию и подготовке руководителей территориальных органов управления и учреждений УИС к действиям при возникновении "ЧО".

В целях предотвращения возможных последствий весеннего паводка 2004 года довести до управлений УИС Минюста России по федеральным округам уточненный Прогноз Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России и Прогноз параметров чрезвычайной обстановки в период весеннего половодья 2004 года на территории Российской Федерации.

Осуществить реализацию мер, направленных на укрепление противопожарной безопасности объектов учреждений УИС, повышение эффективности деятельности ведомственной пожарной охраны, совершенствование ее технического и кадрового потенциала, а также упорядочение ведомственной нормативной базы.

Обеспечить деятельность Оперативной группы УИС Минюста России на Северном Кавказе, ее эффективное участие в контртеррористической операции и наведении конституционного порядка в Чеченской Республике.


13. Научное обеспечение реформирования уголовно-исполнительной системы


Усилить влияние научного потенциала системы на практические результаты работы УИС. Сосредоточить основные усилия и научный потенциал УИС Минюста России и образовательных учреждений на выполнении прикладных научных исследований, направленных на решение приоритетных задач и проблем реформирования УИС.

Развивать международное сотрудничество, изучать деятельность зарубежных пенитенциарных учреждений, условия содержания осужденных, формы и методы работы по соблюдению прав человека в местах лишения свободы, методики по обучению персонала, обеспечивать прохождение взаимных практических стажировок в тюрьмах, внедрять в практику работы территориальных органов УИС передовой опыт.

Активизировать работу региональных общественных организаций "Научное пенитенциарное общество" по развитию прикладных исследований в сфере уголовно-исполнительной науки, координации научной деятельности ученых-пенитенциаристов.

Обеспечить выполнение программ реализации концепций образовательной политики УИС и научного обеспечения УИС на 2004 - 2006 годы.

На постоянной основе осуществлять мониторинг уголовно-исполнительной системы. Подготовить основу для принятия упреждающих управленческих решений при разработке мер контроля над процессами, происходящими в уголовно-исполнительной системе.

Создать Координационный совет диссертационных исследований по научным специальностям.

Создать единый информационный банк данных о результатах проведенных исследований и научных разработок образовательными учреждениями Минюста России и научными учреждениями УИС.

Организовать работу по совершенствованию качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях, способных реализовать идеи гуманизма пенитенциарной системы и обеспечить соблюдение прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами обращения с осужденными.

Определить приоритетные мероприятия по открытию в образовательных учреждениях новых специальностей и направлений подготовки, перспективных для УИС в будущем.

Открыть в НИИ УИС Минюста России Диссертационный совет по трем научным специальностям.

Организовать подготовку и издание учебной, учебно-методической и научной литературы для курсантов (слушателей) образовательных учреждений и сотрудников территориальных органов УИС.

Уделять особое внимание подготовке руководящих кадров УИС, контролировать проведение учебных сборов сотрудников, состоящих в резерве для выдвижения на должности начальников ИУ.

Обеспечить переподготовку, повышение квалификации преподавательского состава учебных центров в ведущих вузах Министерства юстиции Российской Федерации и других ведомств.



Приказ Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 23 января 2004 г. N 25 "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год"


Текст приказа опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2004 г., N 3


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.