Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 38-Г04-1 "Установление субъектом Российской Федерации административной ответственности за отдельные правонарушения признано законным" (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 3 марта 2004 г. N 38-Г04-1
"Установление субъектом Российской Федерации административной ответственности за отдельные правонарушения признано законным"
(извлечение)


Постановлением Тульской областной Думы от 22 мая 2003 г. N 44/1240 принят Закон Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области", который вступил в силу 24 июня 2003 г. (далее - Закон области).

Прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений данного Закона.

Решением Тульского областного суда от 13 ноября 2003 г. прокурору отказано в удовлетворении требований о признании недействующими п. 2 ст. 8.8 оспариваемого Закона области (административная ответственность за повреждение, самовольную порубку деревьев и кустарников в населенных пунктах) и ст. 5.5 того же Закона (административная ответственность должностных лиц организаций на территории Тульской области за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан). В остальной части требования прокурора удовлетворены.

В кассационных жалобах Тульской областной Думы и губернатора Тульской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 марта 2004 г. жалобы удовлетворила частично по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1.2 (в части), ст. 3.2, подп. 2, 3, 5, 6, 7 п. 1 ст. 4.1, п. 3 ст. 4.1, ст.ст. 4.2, 5.4, 5.5, 6.1-6.7, 6.10, 7.1-7.3, 8.1, 8.3, 8.4, п. 2 ст. 8.8, п. 3 ст. 8.9, ст.ст. 10.1, 10.2 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области".

В удовлетворении требований прокурору о признании недействующими ст. 5.5 и п. 2 ст. 8.8 оспариваемого Закона области отказано и решение суда в этой части никем не обжаловалось.

В ст. 6.4 Закона области установлена административная ответственность за организацию притонов для распития браги, самогона, другой алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По мнению суда первой инстанции, в данном случае речь идет о предоставлении услуг, регулирование которых относится к гражданскому законодательству.

Между тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку названная норма касается не предоставления услуг и регламентации отношений в сфере оборота этилового спирта, а общественного порядка и общественной безопасности. Указанные действия не регулируются ст.ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ, и субъект Российской Федерации вправе был установить административную ответственность, так как этот вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 7.1 и 7.2 Закона области административная ответственность предусматривается за безбилетный проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях); за провоз багажа (кроме ручной клади) в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования без оплаты. Статья 7.3 того же Закона также устанавливает административную ответственность за другие действия, нарушающие порядок пользования городским и пригородным транспортом общего пользования.

Признавая приведенные статьи противоречащими федеральному законодательству, суд исходил из того, что в данном случае речь идет не об организации транспортного обслуживания населения, а об отношениях, вытекающих из договора перевозки, регулируемых федеральным законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации).

Однако этот вывод ошибочен, так как не оплачивая проезд и провоз багажа, гражданин в договорные отношения с перевозчиком не вступает и не обладает статусом пассажира.

Следовательно, у субъекта Российской Федерации имелись основания для установления административной ответственности за названные действия, поскольку сфера пользования местным транспортом не относится к компетенции Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Что касается провоза предметов и вещей, запрещенных к перевозке, провоза других вещей с нарушением правил, нарушения правил поведения в транспорте (ст. 7.3 оспариваемого Закона), то в данном случае речь идет об общественной безопасности, о порядке пользования городским и пригородным транспортом, т.е. о вопросах, не находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, и субъект Российской Федерации также вправе был установить за названные действия административную ответственность (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Решение суда в части признания противоречащими федеральному законодательству других положений оспариваемого Закона мотивировано, соответствует требованиям закона, и оснований считать его в этой части незаконным у Судебной коллегии нет.

В силу ст. 125 Конституции Российской Федерации разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Поэтому из решения суда подлежат исключению утверждения о противоречии оспариваемых норм Закона Тульской области Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Тульского областного суда от 13 ноября 2003 г. в части признания недействующими ст.ст. 6.4, 7.1 - 7.3 Закона Тульской области от 22 мая 2003 г. "Об административных правонарушениях в Тульской области" отменила и вынесла в этой части новое решение об отказе прокурору в удовлетворении этих требований; исключила из решения суда указание о противоречии оспариваемых норм Закона Тульской области Конституции Российской Федерации.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 38-Г04-1 "Установление субъектом Российской Федерации административной ответственности за отдельные правонарушения признано законным" (извлечение)


Текст определения опубликован в извлечениях в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2004 г., N 10


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение