Определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 365-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 125 и 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 365-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 125 и 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.М. Гладкова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В жалобе гражданина В.М. Гладкова оспаривается конституционность статьи 125 УПК Российской Федерации, регламентирующей судебный порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора, и статьи 397 УПК Российской Федерации, устанавливающей перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.

Как указывает заявитель, содержащиеся в этих статьях нормы, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, запрещают ознакомление осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, с материалами судебных дел, участником которых он является в связи с обжалованием решений и действий органов предварительного расследования или с решением вопросов, связанных с исполнением приговора, что приводит к нарушению его прав, гарантированных статьями 2, 6 (часть 2), 15, 17, 18, 19, 24, 29, 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55, 118, 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.М. Гладковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Между тем из представленных В.М. Гладковым материалов не следует, что оспариваемыми им положениями уголовно-процессуального закона его конституционные права и свободы были нарушены.

Статья 125 УПК Российской Федерации определяет круг решений и действий (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора, которые могут быть обжалованы в суд в период предварительного расследования (часть первая); порядок подачи жалобы (часть вторая); сроки и порядок рассмотрения жалобы в судебном заседании (части третья и четвертая), а также виды решений, принимаемых судом, и их последствия (части пятая, шестая и седьмая). Каких-либо положений, регламентирующих права участников судопроизводства по подготовке к судебному заседанию и обжалованию принятого решения, а тем более устанавливающих запрет на ознакомление заинтересованных лиц с материалами соответствующего дела, данная статья не содержит.

Отсутствуют такого рода положения и в статье 397 УПК Российской Федерации, содержание которой исчерпывается указанием перечня вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.

3. В соответствии со статьей 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе его статьи 125 и 397, не содержит каких-либо указаний на необходимость введения подобных ограничений в отношении лиц, являющихся участниками судопроизводства по жалобам на действия и решения органов предварительного расследования или по разрешению вопросов, возникающих при исполнении приговора.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и получившая развитие в его определениях от 12 мая 2003 года по жалобе гражданина С.В. Коваля и от 18 декабря 2003 года по жалобе граждан Б.А. Березовского, Ю.А. Дубова и А.Ш. Патаркацишвили, полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, выступающих в качестве стороны в судебного# производстве, к материалам рассматриваемых судами дел с их участием.

С учетом этого сторонам в уголовном судопроизводстве должна быть предоставлена возможность лично, с помощью представляющих их интересы в суде адвокатов и иных допущенных к участию в деле лиц либо иным способом знакомиться с материалами дела как в целях подготовки к судебному разбирательству, так и в целях обжалования затрагивающих их интересы решений и действий. Вместе с тем это не означает, что соответствующий суд обязан не только предоставить участникам судопроизводства необходимые материалы для ознакомления, но и устранить не зависящие от него препятствия в реализации ими указанной возможности, в том числе обеспечить доставление этих лиц, если они содержатся под стражей, в суд для изучения материалов дела.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы указал, что она не отвечает требованиям ст.96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, поскольку оспариваемые положения ст. 125 и 397 УПК РФ непосредственно не применялись в отношении заявителя и не нарушили его конституционные права и свободы.

Между тем, Конституционный Суд РФ пояснил, что ст. 125 УПК РФ каких-либо положений, регламентирующих права участников судопроизводства по подготовке к судебному заседанию и обжалованию принятого решения, а тем более устанавливающих запрет на ознакомление заинтересованных лиц с материалами соответствующего дела, не содержит.

Отсутствуют такого рода положения и в ст.397 УПК РФ, содержание которой исчерпывается указанием перечня вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.

В силу непосредственного действия ч.2 ст.24 Конституции РФ, предусматривающей обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить возможность каждого ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации.

С учетом этого сторонам в уголовном судопроизводстве должна быть предоставлена возможность знакомиться с материалами дела как в целях подготовки к судебному разбирательству, так и в целях обжалования затрагивающих их интересы решений и действий.

Вместе с тем это не означает, что соответствующий суд обязан не только предоставить участникам судопроизводства необходимые материалы для ознакомления, но и устранить не зависящие от него препятствия в реализации ими указанной возможности, в том числе обеспечить доставление этих лиц, если они содержатся под стражей, в суд для изучения материалов дела.


Определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 365-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 125 и 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"



Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение