Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 16 июля 2004 г. N 18/54/3-706 "О результатах проверок территориальных органов УИС органами государственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"

Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 16 июля 2004 г. N 18/54/3-706
"О результатах проверок территориальных органов УИС органами государственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"

 

Деятельность контрольно-счетных органов должна включать не только финансовый аудит использования бюджетных ассигнований, но и оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов.

Финансовый контроль операций, которые производят с бюджетными средствами главные распорядители, распорядители и получатели этих средств, подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Согласно ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации предварительный и текущий контроль использования средств федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство. Последующий финансовый контроль операций с этими средствами согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 888 возлагается на Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации (далее - КРУ Минфина России).

Последующий финансовый контроль за средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов выполняют органы государственного и муниципального финансового контроля, которые создают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно (ст. 157 БК РФ). Полномочия этих контролирующих органов определены в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Последующий финансовый контроль осуществляется в виде ревизий или проверок, в ходе которых проверяются законность и обоснованность хозяйственных и финансовых операций, а также правильность их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с указаниями ГУИН Минюста России (исх. NN 18/54/1-401 от 19 мая 2003 г., 18/54/3-138 от 13 февраля 2004 г.) территориальными органами УИС в адрес Управления ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России (далее - УРФК) были представлены сведения о проведенных проверках органами государственного контроля подразделений УИС за I полугодие 2004 года.

Анализ представленных сведений показал, что органами государственного финансового контроля в I полугодии 2004 года проведено 114 проверок в территориальных органах УИС и их подразделениях, в ходе которых выявлено финансовых нарушений на общую сумму 61723,8 тыс. рублей.

Наибольшие суммы финансовых нарушений выявлены в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Калмыкия (В.П. Богданов) - 6872,6 тыс. рублей (11,1% от общей суммы), Марий Эл (М.А. Айрян) - 8607,9 тыс. рублей (14%), Иркутской (П.В. Радченко) - 9060,6 тыс. рублей (14,7%), Магаданской (И.П. Пилипенко) - 4085,9 тыс. рублей (6,6%), Саратовской (Л.Г. Шостак) - 7125,7 тыс. рублей (11,5%), Сахалинской (С.Л. Гавро) - 4660,8 тыс. рублей (7,6%) областям.

В общей сумме финансовых нарушений, выявленных проверками КРУ Минфина России, наибольшую долю составляет нецелевое, неправомерное и необоснованное расходование средств федерального бюджета - 32638,2 тыс. рублей, что составляет 52,9% от общей суммы выявленных финансовых нарушений. Наиболее крупные суммы данного нарушения допущены в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Калмыкия (В.П. Богданов) - 5880,4 тыс. рублей, Коми (В.М. Урявин) - 2504,1 тыс. рублей, Марий Эл (М.А. Айрян) - 3574,3 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - 1802,8 тыс. рублей, Магаданской (И.П. Пилипенко) - 3758,9 тыс. рублей, Саратовской (Л.Г. Шостак) - 5259,9 тыс. рублей, Сахалинской (С.Л. Гавро) - 3157,5 тыс. рублей, Тюменской (А.И. Вахов) - 1512,2 тыс. рублей областям.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование на цели, не соответствующие условиям их получения согласно утвержденному бюджету, бюджетной росписи, уведомлению о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения. Все бюджетные учреждения несут ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За нецелевое использование бюджетных средств орган, исполняющий бюджет, может производить блокировку расходов и изымать бюджетные средства.

Блокировка расходов бюджета есть не что иное, как сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Указанную санкцию согласно ст. 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяют, если к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств не выполнены определенные условия, на осуществление которых получателю бюджетных средств выделялись бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете. Решение о блокировке расходов отменяется после того, как получатель бюджетных средств выполнит нарушенные условия.

Изъятие бюджетных средств предполагает списание в бесспорном порядке суммы средств, использованных не по целевому назначению. На эту сумму оформляются уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств на юридических лиц налагается административный штраф от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц учреждения - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Административный штраф по результатам проверок территориальных органов УИС органами государственного финансового контроля наложен на должностных лиц подразделений УИН Минюста России по Калининградской (В.Ф. Маленчук), Тюменской (А.И. Вахов) областям.

Основные виды нецелевого использования бюджетных средств, выявленного органами государственного финансового контроля в территориальных органах УИС, приведены в приложении N 1.

Сумма дебиторской задолженности не отражена в регистрах бухгалтерского учета, необоснованно списана или необоснованно занижена в УИН Минюста России по Республике Марий Эл (М.А. Айрян) - 258,9 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - 295,9 тыс. рублей, Магаданской (И.П. Пилипенко) - 107,2 тыс. рублей, Сахалинской (С.Л. Гавро) - 1250,9 тыс. рублей, Ульяновской (А.В. Федотов) - 3446,2 тыс. рублей областям, всего на сумму 5362,1 тыс. рублей.

Сумма просроченной, необоснованно списанной, несанкционированной, необоснованно заниженной кредиторской задолженности составила 2420,5 тыс. рублей, в том числе в УИН Минюста России по республикам Марий Эл (М.А. Айрян) - 258,9 тыс. рублей, Тыва (Р.Ч. Алмазов) - 93 тыс. рублей, Ивановской (В.Г. Павлов) - 1165,9 тыс. рублей, Саратовской (Л.Г. Шостак) - 501 тыс. рублей, Тюменской (А.И. Вахов) - 401,7 тыс. рублей областям.

Общая сумма необоснованного списания горюче-смазочных материалов, товарно-материальных ценностей и денежных средств составила 350,7 тыс. рублей, в том числе в УИН Минюста России по республикам Адыгея (А.Т. Самогов) - 61,7 тыс. рублей, Тыва (Р.Ч. Алмазов) - 256,6 тыс. рублей, Тюменской области (А.И. Вахов) - 17,5 тыс. рублей.

Начислены пени и штрафы за неполную и несвоевременную уплату налогов в УИН Минюста России по Республике Калмыкия (В.П. Богданов) в сумме 71,2 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - 513,2 тыс. рублей.

Ввиду ослабления контроля за оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС ревизиями и проверками органов государственного контроля были выявлены излишки товарно-материальных ценностей, денежных и основных средств на общую сумму 614,9 тыс. рублей, а также их недостачи на сумму 43,4 тыс. рублей. Наибольшие суммы излишек выявлены в УИН Минюста России по Магаданской (И.П. Пилипенко) - 199,8 тыс. рублей, Саратовской (Л.Г. Шостак) - 203,9 тыс. рублей, Сахалинской (С.Л. Гавро) - 177 тыс. рублей областям; недостач - в УИН Минюста России по Республике Калмыкия (В.П. Богданов) - 22,9 тыс. рублей. Основной причиной данных нарушений остается некачественный подбор сотрудников и лиц гражданского персонала на должности, связанные с хранением, выдачей и использованием материальных средств, а также неудовлетворительный контроль за их деятельностью. Наличие излишков товарно-материальных ценностей создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц и хищений материальных ценностей.

В УИН Минюста России по Республике Марий Эл (М.А. Айрян) допускалось дополнительное финансирование подразделений через кассу УИН на сумму 3066,9 тыс. рублей.

Несмотря на большое количество направляемых указаний и методических пособий ГУИН Минюста России по ведению и организации бухгалтерского учета, профилактике финансовых нарушений и усилению ведомственного финансового контроля, выявлено несоблюдение требований законодательства, определенных федеральными законами от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", в ГУИН, УИН Минюста России по Хабаровскому краю (В.Г. Конецких), Астраханской (В.Г. Андреев), Вологодской (А.Н. Козлов), Калужской (В.С. Трошин), Кемеровской (В.С. Должанцев), Курганской (А.В. Богданов), Тюменской (А.И. Вахов) областям.

В ГУИН, УИН Минюста России по Хабаровскому краю (В.Г. Конецких), Вологодской (А.Н. Козлов), Кемеровской (В.С. Должанцев) областям выявлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нарушения расчетов с подотчетными лицами выявлены в ГУИН, УИН Минюста России по Вологодской (А.Н. Козлов), Ивановской (В.Г. Павлов), Кемеровской (В.С. Должанцев) областям, Воронежском юридическом колледже Минюста России (В.Н. Прийма).

За допущенные серьезные финансовые нарушения и недостатки в организации и ведении бухгалтерского учета в УИН Минюста России по Кировской (В.М. Петров), Новгородской (В.М. Сидорин) областям изданы приказы о наказании должностных лиц.

Основные нарушения, которые чаще всего встречаются при проверках и ревизиях территориальных органов УИС органами государственного и ведомственного финансового контроля, отражены в приложении N 2.

Анализ представленных территориальными органами УИС сведений о проверках и ревизиях органами государственного финансового контроля за I полугодие 2004 года показал, что из общей суммы выявленных финансовых нарушений по состоянию на 1 июля 2004 года возмещено 21364,8 тыс. рублей (34,6%).

Перечислено в доход бюджета и восстановлено за счет внебюджетных источников 621,7 тыс. рублей, оприходованы излишки на сумму 425,9 тыс. рублей, погашены недостачи на сумму 16,7 тыс. рублей, возмещены переплаты, необоснованные выплаты и причиненный ущерб на сумму 215,5 тыс. рублей. КРУ Минфина России приняты разногласия по актам ревизий на сумму 18,1 тыс. рублей, территориальными органами УИС предъявлены иски в арбитражные суды, направлены возражения в КРУ Минфина России на общую сумму 10755,9 тыс. рублей. Не проводилась работа по возмещению, устранению выявленных финансовых нарушений в ГУИН, УИН Минюста России по Калининградской (В.Ф. Маленчук), Кемеровской (В.С. Должанцев), Кировской (В.М. Петров), Новгородской (В.М. Сидорин), Орловской (В.А. Суровцев), Сахалинской (С.Л. Гавро) областям, Ямало-Ненецкому автономному округу (А.С. Замша), в Уральском УЛИУ ГУИН Минюста России по Свердловской области (В.И. Сундуков).

Из общей суммы выявленных финансовых нарушений возмещена их незначительная часть в УИН Минюста России по Республике Калмыкия (В.П. Богданов) - соответственно 6872,6 тыс. рублей и 1781,9 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - 3158,2 тыс. рублей и 345,3 тыс. рублей, Курганской области (А.В. Богданов) - 214,1 тыс. рублей и 10,7 тыс. рублей, Тюменской области (А.И. Вахов) - 3439,4 тыс. рублей и 764,9 тыс. рублей.

Не во всех территориальных органах УИС, в которых проверками КРУ Минфина России было выявлено нецелевое использование бюджетных средств, организована претензионная работа по урегулированию разногласий с контрольно-ревизионными органами и работа по устранению выявленных недостатков.

С положительной стороны следует отметить работу в данном направлении УИН Минюста России по республикам Коми (В.М. Урявин), Марий Эл (М.А. Айрян).

В УИН Минюста России по Республике Коми (В.М. Урявин) было выявлено нецелевое использование бюджетных ассигнований в сумме 2504,1 тыс. рублей. В результате проведенной работы КРУ Минфина России приняты разногласия лишь на 15,6 тыс. рублей, на оставшуюся сумму выявленного нецелевого расхода бюджетных средств осуществляется подготовка искового заявления в арбитражный суд.

В УИН Минюста России по Республике Марий Эл (М.А. Айрян) в адрес КРУ Минфина России направлены возражения по акту ревизии, после получения ответа будет принято решение о подготовке искового заявления в арбитражный суд.

Территориальными органами УИС получены уведомления об уменьшении финансирования на сумму 592,3 тыс. рублей, в том числе в УИН Минюста России по Брянской (В.В. Буравцов) - на 27,6 тыс. рублей, Омской (Н.В. Папичев) - на 37 тыс. рублей, Тюменской (А.И. Вахов) - на 363,2 тыс. рублей областям.

Информацию по выявленным нарушениям и устранению недостатков необходимо представлять в развернутом виде: какие именно нарушения выявлены, как именно устранено то или иное нарушение, каким образом и по каким платежным документам восстановлена та или иная сумма.

Основными причинами выявленных финансовых нарушений являются:

отсутствие должного контроля со стороны руководителей территориальных органов УИС за выполнением подчиненными им должностными лицами обязанностей по обеспечению целевого использования бюджетных ассигнований, сохранности материальных ценностей и денежных средств;

формальный подход к осуществлению внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

упущения в организации контрольно-ревизионной работы в территориальных органах, имеющих собственные ревизионные аппараты.

Подтверждением отмеченных недостатков служат и факты серьезных финансовых нарушений, утрат и нецелевых расходов материальных и денежных средств, выявленных сотрудниками УРФК при ГУИН Минюста России в период проведения плановых ревизий и контрольных проверок.

За I полугодие 2004 года сотрудниками УРФК при ГУИН Минюста России проведено 37 ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС, выявлено финансовых нарушений на общую сумму 180899,1 тыс. рублей, в том числе 111659,2 тыс. рублей - использование бюджетных ассигнований не по целевому назначению, хищений, недостач материальных и денежных средств, переплат - 5853,3 тыс. рублей, незаконный и нерациональный расход материальных и денежных средств - 29268,8 тыс. рублей. По результатам проведенных ревизий к материальной ответственности привлечены 57 человек, к дисциплинарной - 308 человек, в том числе освобождены от занимаемой должности 8 человек.

С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины предлагаю:

1. Проанализировать недостатки, выявленные органами государственного финансового контроля, принять решения по всем выявленным нарушениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами.

2. Взять под личный контроль вопросы целевого использования бюджетных ассигнований и товарно-материальных ценностей, поступающих в территориальные органы УИС в порядке централизованного снабжения, выполнение предложений по актам ревизий и проверок, проведенных КРУ Минфина России и УРФК при ГУИН Минюста России.

3. В случае несогласия с выводами, результатами ревизий и проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, взять под личный контроль организацию претензионной работы по урегулированию разногласий на всех этапах - от представления письменных возражений, замечаний до подготовки материалов и передачи их в арбитражный суд.

4. Принять меры к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, тщательно разбираться с каждым случаем хищений, недостач и незаконных расходов материальных и денежных средств с привлечением виновных к материальной и дисциплинарной ответственности.

5. Сведения о проведенных проверках органами государственного контроля в территориальных органах УИС и их подразделениях представлять в сроки и по форме, установленным указанием ГУИН Минюста России от 13 февраля 2004 г. N 18/54/3-138.

6. Представить донесение об устранении недостатков и нарушений, выявленных проверками органами государственного финансового контроля в 2004 году, до 10 января 2005 года, далее, по полугодиям - до 10 июля 2005 года и до 10 января 2006 года.

 

Начальник
генерал-полковник внутренней службы

В.У. Ялунин

 

 

 


Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 16 июля 2004 г. N 18/54/3-706 "О результатах проверок территориальных органов УИС органами государственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.