Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-806 "О работе ведомственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"

Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-806
"О работе ведомственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"


Для повышения качества подготовки к проведению ревизий и проверок, ведения аналитических результатов ревизионной работы, создания базы данных о финансовых нарушениях в разрезе территориальных органов УИС Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России (далее - УРФК) была разработана автоматизированная информационно-аналитическая система "Ревизор". На втором Всероссийском совещании руководителями контрольно-ревизионных служб территориальных органов УИС (апрель 2004 года, г. Самара) были получены программный продукт, инструкция по работе с автоматизированной информационно-аналитической программой "АРМ-Ревизор", организованы учебные практические занятия по ее освоению.

Сотрудникам контрольно-ревизионных служб территориальных органов УИС предстояло внедрить и освоить данную программу в короткие сроки и "Отчет о работе ведомственного финансового контроля" за I полугодие 2004 года 1-ревизия сдать по форме, определенной программой "АРМ-Ревизор". Поэтому в мае-июне 2004 года представителями фирмы-разработчика программного продукта была открыта "горячая" телефонная линия, в ходе работы которой были даны консультации, рекомендации по работе с программой, оказана практическая помощь территориальным органам УИС, испытывающим затруднения при работе с программой "АРМ-Ревизор".

Успешно освоили данную программу, проявили инициативу, заинтересованность и ответственность при ее внедрении ГУИН, УИН Минюста России по республикам Адыгея (А.Т. Самогов), Карелия (А.Н. Сафонов), Северная Осетия - Алания (А.В. Хаболонов), Чеченской Республике (А.З. Ирисханов), Архангельской (И.В. Болотин), Владимирской (А.Ф. Ладик), Воронежской (Н.А. Белогорцев), Кемеровской (В.С. Должанцев), Омской (Н.В. Папичев), Оренбургской (А.П. Тарнавский), Пензенской (А.К. Суменков), Свердловской (Н.Е. Ткачев), Тульской (А.Г. Полбенников), Читинской (П.А. Филиппов), Ярославской (И.А. Мудров) областям, Тавдинское (Б.Я. Левитин), Уральское (В.И. Сундуков) УЛИУ ГУИН Минюста России по Свердловской области, управления УИС по Уральскому (С.В. Пересторонин), Южному (П.И. Названов) федеральным округам, Владимирский юридический институт Минюста России (В.М. Морозов).

Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России проведен анализ статистической отчетности контрольно-ревизионных органов УИС (форма 1-ревизия "Отчет о работе ведомственного финансового контроля") за I полугодие 2004 года.

В нарушение указания ГУИН Минюста России от 10 июня 2004 г. N 18/54/3-585 отчеты о работе ведомственного финансового контроля за I полугодие 2004 года не представили ГУИН, УИН Минюста России по Приморскому краю (В.С. Иноземцев), Амурской области (Ю.М. Герасимов).

Отчеты были представлены с опозданием: ГУИН, УИН Минюста России по Алтайскому краю (А.П. Семенюк), Курской (В.М. Федичев), Магаданской (И.П. Пилипенко) областям, по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (В.А. Заборовский). Отчет по форме 1-ревизия был представлен по старой форме УИН Минюста России по республикам Саха (Якутия) (А.А. Архинчеев), Тыва (Р.Ч. Алмазов), Липецкой (Ю.В. Щедрин), Магаданской (И.П. Пилипенко), Московской (А.В. Кравченко), Псковской (С.К. Иконников), Смоленской (И.В. Коновалов) областям. Не созданы условия для работы сотрудникам контрольно-ревизионных служб (отсутствуют отдельное помещение, средства связи, компьютерная техника) руководством УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) (А.А. Архинчеев), Республике Дагестан (Т.А. Дибиров), Курганской (А.В. Богданов) области, г. Москве (В.Ф. Злодеев), что создает трудности в освоении программы "АРМ-Ревизор", делает невозможным своевременное и по установленной форме представление отчетности.

Представленная отчетность свидетельствует о сложной ситуации с комплектованием ревизионного аппарата территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нарушение требований указаний заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 18/3070-ЮК и начальника ГУИН Минюста России от 24 октября 2003 г. N 18/54-942 начальниками 11 территориальных органов УИС не приняты необходимые меры по укомплектованию штатов ревизионного аппарата, что, безусловно, сказывается на качестве контрольно-ревизионной работы, росте числа и объемов финансовых нарушений в данных подразделениях УИС. Средняя укомплектованность ревизионных служб составила 95,8%. Из-за некомплекта ревизорского состава не были проведены запланированные ревизии в УИН Минюста России по Московской области (А.В. Кравченко), Микуньском УЛИУ (С.И. Бойко).

Наиболее неблагоприятная обстановка с комплектованием ревизионного аппарата сложилась в территориальных органах УИС по Центральному федеральному округу, где средняя укомплектованность ревизионного аппарата составляет 94%.

Анализ представленных отчетов показал, что планы проведения документальных ревизий и проверок по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности не выполнены в ряде регионов. Так, в УИН Минюста России по республикам Саха (Якутия) планировалось провести 4 ревизии, фактически проведено 2; Тыва - 3 и 1 соответственно; по Астраханской области (В.Г. Андреев) - 8 и 4 соответственно.

Не представили отчеты о работе внутрипроверочных комиссий (форма 1-проверка) ГУИН, УИН Минюста России по республикам Алтай (О.М. Попов), Башкортостан (В.В. Шалыгин), Татарстан (Д.З. Хамадишин), Хабаровскому краю (В.Г. Конецких), Иркутской (П.В. Радченко), Камчатской (В.М. Рачков), Курганской (А.В. Богданов), Курской (В.М. Федичев), Мурманской (А.П. Лихолат), Новгородской (В.М. Сидорин), Пермской (А.Н. Соколов), Рязанской (И.М. Зеленяк), Сахалинской (С.Л. Гавро) областям.

Основные задачи, стоящие перед внутренними проверками, определены указанием ГУИН Минюста России от 25 августа 1999 г. N 18/42-484. К ним относятся: проверка наличия и сохранности денежных средств, выявление и предупреждение недостач, растрат, хищений и незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей; проверка законности и целесообразности совершенных финансово-хозяйственных операций, проверка наличия и законности денежных оправдательных документов на проведенные финансово-хозяйственные операции; проверка правильности и полноты оприходования закупленных материальных ценностей.

За отчетный период не выявлены суммы финансовых нарушений в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Адыгея (А.Т. Самогов), Дагестан (Т.А. Дибиров), Коми (В.М. Урявин), Кабардино-Балкарской Республике (А.С. Абидов), Ставропольскому (М.И. Кривенко), Хабаровскому (В.Г. Конецких) краям, Челябинской (В.С. Жидков), Ярославской (И.А. Мудров) областям. Вместе с тем при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности силами сотрудников контрольно-ревизионных служб этих территориальных органов были выявлены значительные суммы финансовых нарушений. Эти данные свидетельствуют о формальном подходе к вопросам внутреннего контроля и низкой требовательности со стороны руководства к вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

С положительной стороны необходимо отметить работу, проводимую внутрипроверочными комиссиями УИН Минюста России по Астраханской (В.Г. Андреев), Волгоградской (И.В. Сизов), Владимирской (А.Ф. Ладик) областям, Чеченской Республике (А.З. Ирисханов).

Контрольно-ревизионными службами территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России в I полугодии 2004 года была проведена большая работа по профилактике финансовых нарушений, выявлению нерациональных и незаконных бюджетных расходов, проведено 553 документальных ревизии и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС, в результате которых выявлено финансовых нарушений на сумму более 68,8 млн. рублей. Из них: хищений, недостач, переплат и незаконных расходов денежных и материальных средств - на сумму 14,5 млн. рублей. На начало отчетного периода надлежало принять решений по финансовым нарушениям на сумму 61,9 млн. рублей. За I полугодие 2004 года возмещено 51,1 млн. рублей, в том числе за счет виновных лиц 20,2 млн. рублей, списано за счет различных источников 26,8 млн. рублей, оприходованы излишки на сумму 4 млн. рублей. По результатам ревизий и проверок контрольно-ревизионных служб территориальных органов УИС в I полугодии 2004 года привлечены к дисциплинарной ответственности 859 человек, в том числе освобождены от занимаемых должностей 94 человека, к материальной ответственности привлечен 531 человек.

В общей сумме финансовых нарушений нецелевое использование средств федерального бюджета составляет 17,1 млн. рублей (24,8%), в том числе в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Бурятия - на сумму 1170 тыс. рублей, Республике Дагестан (Т.А. Дибиров) - 2109 тыс. рублей, Курской области (В.М. Федичев) - 1501 тыс. рублей, Свердловской области (Н.Е. Ткачев) - 4019 тыс. рублей.

В отчетном периоде неоправданные потери средств УИС несла из-за незаконного и нерационального расходования материальных и денежных средств. Основными видами нарушений являются: возмещение командировочных расходов сверх установленных норм, неправомерное возмещение расходов по проезду в отпуск и в связи с перемещением, возмещение расходов по фиктивным документам при приобретении товарно-материальных ценностей, завышение норм списания горюче-смазочных материалов и товарно-материальных ценностей, убытки от реализации товарно-материальных ценностей, работ и услуг, ущерб от поставок товаров, работ, услуг по завышенным ценам. Общая сумма таких нарушений составила 10,3 млн. рублей, в том числе в ГУИН, УИН Минюста России по Новосибирской (В.И. Соломатин) - 2,1 млн. рублей, Воронежской (Н.А. Белогорцев) - 1,1 млн. рублей, Пензенской (А.К. Суменков) - 0,5 млн. рублей областям.

Из-за нарушений в применении нормативных актов и указаний ГУИН Минюста России по вопросам оплаты труда, отсутствия предварительного и последующего контроля за начислением и выплатой денежного довольствия и заработной платы в отчетном периоде было допущено переплат и неположенных выплат, выявленных контрольно-ревизионными службами территориальных органов УИС, на сумму 4,5 млн. рублей (6,5% от общей суммы финансовых нарушений).

Ввиду ослабления контроля за оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС ревизиями и проверками были выявлены излишки ТМЦ на сумму 4,5 млн. рублей (6,5% от общей суммы финансовых нарушений), а также недостачи материальных средств на сумму 1,2 млн. рублей (1,8% от общей суммы финансовых нарушений). Наибольшие суммы недостач выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Калмыкия (В.П. Богданов) - 174 тыс. рублей, Калужской (В.С. Трошин) - 82 тыс. рублей, Новгородской (В.М. Сидорин) - 156 тыс. рублей, Оренбургской (А.П. Тарнавский) - 84 тыс. рублей, Свердловской (Н.Е. Ткачев) - 105 тыс. рублей областям. Основными причинами данных нарушений остаются некачественный подбор сотрудников и лиц гражданского персонала на должности, связанные с хранением, выдачей и использованием материальных средств, а также неудовлетворительный контроль за их деятельностью.

Наличие излишков товарно-материальных ценностей создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц и хищений материальных ценностей.

Наибольшие суммы финансовых нарушений были самостоятельно выявлены ревизорами в ГУИН, УИН Минюста России по республикам Дагестан (Т.А. Дибиров) - 2330,2 тыс. рублей, Бурятия (Н.Н. Аникеев) - 2913,8 тыс. рублей, Воронежской (Н.А. Белогорцев) - 3146,3 тыс. рублей, Калужской (В.С. Трошин) - 3181,7 тыс. рублей, Новосибирской (В.И. Соломатин) - 3935,1 тыс. рублей, Пензенской (А.К. Суменков) - 3288,7 тыс. рублей областям.

Руководители ряда подразделений, имеющие штатный ревизионный аппарат, не акцентировали внимание ревизоров на злободневные проблемы финансовой и хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионную работу должным образом не организовали, не уделяли достаточного внимания вопросам укомплектования должностей ревизоров, планы и установленную периодичность проведения ревизий и проверок не соблюдали. В служебные задания не включались актуальные вопросы контроля за расходованием денежных средств. Не всегда материалы ревизий и проверок рассматривались первыми руководителями. Меры, принимаемые к нарушителям финансовой дисциплины, в ряде случаев были неадекватны нарушениям в финансовой и хозяйственной деятельности или не принимались вообще. Подтверждением отмеченных недостатков служат факты серьезных финансовых нарушений, утрат и нецелевых расходов материальных и денежных средств, выявленных сотрудниками УРФК при ГУИН Минюста России в период проведения плановых ревизий и контрольных проверок.

На низком уровне организована работа ведомственного финансового контроля в УИН Минюста России по Республике Татарстан: сумма самостоятельно выявленных финансовых нарушений за I полугодие 2004 года составила 1083 тыс. рублей, в то время как при проведении ревизии УРФК выявлено финансовых нарушений на общую сумму 8655,6 тыс. рублей; УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) - 337 тыс. рублей и 99632,3 тыс. рублей; Мурманской области (А.П. Лихолат) - 51,9 тыс. рублей и 10377,3 тыс. рублей. Неудовлетворительно была организована работа по возмещению ущерба, причиненного государству недостачами, хищениями и незаконными расходами материальных и денежных средств, в том числе выявленными в I полугодии 2004 года: ГУИН, УИН Минюста России по Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - при общей сумме выявленных финансовых нарушений 2192,3 тыс. рублей возмещено 996,5 тыс. рублей; Курской (В.М. Федичев) - 1538,3 тыс. рублей и 67,9 тыс. рублей; Новгородской (В.М. Сидорин) - 1012,8 тыс. рублей и 195,1 тыс. рублей; Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 5084,77 тыс. рублей и 381,6 тыс. рублей соответственно.

Указанные недостатки в целевом и эффективном расходовании бюджетных ассигнований и иных денежных средств, обеспечении сохранности и рационального использования федерального имущества являлись следствием недостаточной организации внутреннего финансового контроля, слабой требовательности к должностным лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность, не в полной мере выполняющим свои профессиональные обязанности.

В первом полугодии 2004 года по результатам подведения рейтинговой оценки контрольно-ревизионной деятельности территориальных органов УИС Минюста России с положительной стороны следует отметить организацию ревизионной работы в территориальных органах УИС Минюста России, занявших следующие места по группам:

1 группа

ГУИН Минюста России по Красноярскому краю - 1 место;

ГУИН Минюста России по Новосибирской области - 2 место;

ГУИН Минюста России по Ростовской области - 2 место;

ГУИН Минюста России по Свердловской области - 3 место;

2 группа

УИН Минюста России по Воронежской области - 1 место;

УИН Минюста России по Пензенской области - 2 место;

УИН Минюста России по Чувашской Республике - 3 место;

3 группа

УИН Минюста России по Калужской области - 1 место;

УИН Минюста России по Белгородской области - 2 место;

УИН Минюста России по Республике Дагестан - 3 место.

При подведении результатов деятельности контрольно-ревизионных служб оценивались такие показатели, как объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками УРФК при ГУИН Минюста России; объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками контрольно-ревизионных органов территориальных органов УИС в отчетном периоде; состояние работы по комплектованию ревизионного аппарата территориальных органов; состояние работы по возмещению ущерба, причиненного государству; выполнение планов контрольно-ревизионной работы контрольно-ревизионными службами территориальных органов УИС, полнота и своевременность выполнения приказов, распоряжений, указаний Минюста России, ГУИН Минюста России, достоверность представленных в УРФК при ГУИН Минюста России материалов.

С учетом изложенного, в целях принятия действенных мер по укреплению финансовой дисциплины и улучшению организации контрольно-ревизионной работы требую:

1. Установить персональный контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств. По каждому случаю нецелевого использования финансовых средств проводить служебное расследование и принимать соответствующие решения.

2. Проанализировать недостатки в организации внутреннего финансового контроля, принять решения по всем выявленным недостачам, утратам и хищениям, взять на особый контроль процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по проведенным ревизиям и проверкам финансово-хозяйственной деятельности подразделений УИС.

3. Укомплектовать вакантные должности ревизорских служб квалифицированными и принципиальными сотрудниками, о чем доложить в пояснительной записке к отчету ф. 1-ревизия за 3 квартал 2004 года.

4. Принять необходимые меры к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, тщательно разбираться с каждым случаем хищений, недостач и незаконных расходов материальных и денежных средств с привлечением виновных к материальной и дисциплинарной ответственности.

5. Ежеквартально проводить анализ состояния и причин образования кредиторской и дебиторской задолженностей, по результатам осуществлять мероприятия по их погашению.

6. Принять меры по обеспечению контрольно-ревизионных служб необходимой оргтехникой, служебными кабинетами.

7. Повысить уровень исполнительской дисциплины при выполнении указаний, распоряжений ГУИН Минюста России, строго соблюдать сроки представления и полноту объема запрашиваемой информации.

8. По каждому факту отмеченных в данном письме нарушений и недостатков в организации финансового контроля представить в составе отчетности по форме 1-ревизия за 3 квартал 2004 года в ГУИН Минюста России подробную пояснительную записку о принятых мерах и проделанной профилактической работе по предотвращению недостач, растрат и хищений, повышению качества и эффективности предварительного и последующего финансового контроля.


Начальник
генерал-полковник внутренней службы

В.У. Ялунин



Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 25 августа 2004 г. N 18/54/3-806 "О работе ведомственного финансового контроля в I полугодии 2004 года"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 1


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.