Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 декабря 2004 г. N 18/54/5-1187 "Об основных итогах контрольно-ревизионной работы по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и членов их семей в УИС Минюста России за 2004 год"

Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 декабря 2004 г. N 18/54/5-1187
"Об основных итогах контрольно-ревизионной работы по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и членов их семей в УИС Минюста России за 2004 год"


Вопросы социального обеспечения и пенсионного обслуживания сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и членов их семей в настоящее время приобретают все большую актуальность и значимость, так как непосредственно касаются жизненно важных интересов практически всех категорий сотрудников УИС.

В 2003 году отделом ревизий пенсионного обеспечения УИС было обревизовано 17 территориальных органов УИС Минюста России. В 2004 году обревизовано 24 территориальных органа УИС (ГУИН, УИН, ОИН Минюста России по республикам Адыгея, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской и Чувашской республикам, Красноярскому, Приморскому и Ставропольскому краям, Амурской, Архангельской, Воронежской, Костромской, Курганской, Курской, Орловской, Пермской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской и Ярославской областям, г. Москве, Учреждение ЖХ-385).

Анализ результатов проведенных ревизий и проверок показал, что руководством и пенсионными органами указанных регионов в целом обеспечены своевременное назначение и выплата пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы сотрудникам УИС Минюста России и членам их семей в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2000 г. N 145 (далее - Инструкция) и другими нормативными правовыми актами.

Со стороны руководителей территориальных органов УИС Минюста России уделялось должное внимание вопросам оказания помощи и содействия ветеранам, участникам боевых действий и инвалидам уголовно-исполнительной системы Минюста России, семьям погибших сотрудников УИС и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении установленных для них льгот и компенсаций.

Пенсионными службами осуществлялся контроль за правильностью получения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сбербанка России, а также законностью и обоснованностью получения пенсионерами различных видов гарантий и компенсаций, проводились мероприятия по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат.

В то же время пенсионными и другими службами территориальных органов УИС Минюста России, непосредственно принимающими участие в подготовке документов для назначения пенсий, в обревизованном периоде допускались характерные для всех недостатки и нарушения действующего законодательства Российской Федерации при назначении пенсий, выплате пособий и компенсаций.

Наиболее часто при проведении ревизий выявлялись следующие недостатки и нарушения:

к расчетам выслуги лет на пенсию не прикладывались копии документов, необходимых для подтверждения отдельных периодов военной службы (службы), подлежащих зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, по зачету в общий трудовой стаж трудовой деятельности, для включения в выслугу лет на пенсию времени обучения в гражданских образовательных учреждениях, периодов военной службы, работы до зачисления на службу, подлежащих зачету в выслугу лет на пенсию в календарном исчислении, по уходу за детьми в возрасте до трех лет, свидетельства о рождении детей и др.;

в нарушение пп. 2.3 Инструкции сроки представления материалов для назначения пенсии в пенсионную службу не соблюдались, что приводило к несвоевременным выплатам пенсии. Виновные лица к ответственности не привлекались (ГУИН, УИН, ОИН Минюста России по Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Свердловской областям);

расчеты выслуги лет на пенсию составлялись без соблюдения требований, установленных приложением N 3 к Инструкции. При проверке записей в расчетах выслуги лет на пенсию и записей в личных делах уволенных сотрудников выявлялось несовпадение дат прохождения военной службы и (или) службы в органах внутренних дел, и (или) службы в Государственной противопожарной службе, и (или) службы в учреждениях и органах УИС Минюста России, наименования подразделений и учреждений не соответствовали действительным. Сотрудников, уволенных со службы, не всегда знакомили под роспись с расчетами выслуги лет на пенсию. Отдельные периоды военной службы (службы) или трудовой деятельности документально не подтверждались (УИН, ОИН Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике, г. Москве, Учреждение ЖХ-385 и др.);

в расчетах выслуги лет на пенсию не указывались основания предыдущих увольнений, что вело к невозможности проверить правильность и законность выплаты единовременных пособий при увольнении. В случае повторного определения на службу единовременное пособие при последующем увольнении сотрудников со службы выплачивалось без зачета пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях, исходя из общей выслуги лет. В нарушение действующего законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ) выплата единовременного пособия производилась из расчета должностного оклада (с учетом его увеличения, повышения в зависимости от видов учреждений, исполняющих уголовные наказания, характера и сложности выполняемых работ) (ГУИН, УИН, ОИН Минюста России по республикам Адыгея, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Костромской, Свердловской областям и др.);

при поступлении документов о назначении пенсии по случаю потери кормильца семьям за умершего (погибшего) кормильца в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) или по инвалидности вследствие военной травмы не всегда прикладывались заключения ВВК о причинной связи увечья (ранений, травм, контузий) и заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей. В пенсионных, личных делах отсутствовали акты заключений, материалы проведения служебных проверок (УИН Минюста России по г. Москве);

реквизиты денежных аттестатов заполнялись неполностью, аттестаты в журналах регистрации не учитывались. Повышения должностного оклада указывались не в отдельной свободной строке, а включались в должностной оклад по штатной должности, что привело к тому, что при назначении пенсии повторно учитывалось повышение должностного оклада за вид режима учреждения. Лимит наполнения учреждения, исполняющего наказания, не указывался. Сумма и размер выплаченного единовременного пособия не указывались. Подписи сотрудников, которым выписывались аттестаты, подтверждающие согласие с правильностью записей по произведенным расчетам, отсутствовали (ГУИН, УИН, ОИН Минюста России по Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Свердловской областям).

В целях устранения имеющихся недостатков, установления должного контроля со стороны соответствующих должностных лиц территориальных органов УИС за выполнением действующего законодательства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров в УИС Минюста России предлагаю:

1. До 1 марта 2005 года провести с руководящим составом и работниками пенсионных органов детальный анализ отмеченных выше недостатков, принять действенные меры по устранению причин имеющихся недостатков и улучшению организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания сотрудников УИС Минюста России.

2. Провести работу по организации реального взаимодействия пенсионных органов с другими службами учреждений и органов УИС Минюста России, занимающимися работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию сотрудников УИС Минюста России (кадровыми, финансово-экономическими, ревизионными, медицинскими и другими подразделениями).

3. Потребовать от руководителей, курирующих пенсионные службы, качественного проведения учебных занятий по специальной подготовке сотрудников данных служб. По мере необходимости проводить совместные занятия с заинтересованными службами по вопросам пенсионного обеспечения.

4. Периодически планировать и осуществлять мероприятия по разъяснению персоналу учреждений и органов УИС Минюста России прав и гарантий в области пенсионного обеспечения и социального обслуживания сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

5. Организовать и обеспечить постоянный и действенный контроль за законностью назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, соблюдением порядка оформления указанных видов выплат.

6. Организовать и создать необходимые условия работы сотрудникам пенсионных служб.


И. о. начальника
генерал-лейтенант внутренней службы

Н.И. Баринов


В связи с выявлением недостатков и нарушений законодательства при пенсионном обслуживании сотрудников УИС Минюста России даются указания по проведению мер, направленных на устранение недостатков и осуществление контроля за законностью назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, соблюдением порядка оформления данных выплат.


Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 29 декабря 2004 г. N 18/54/5-1187 "Об основных итогах контрольно-ревизионной работы по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и членов их семей в УИС Минюста России за 2004 год"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 2


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.