В 2004 году Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России (далее - УРФК) было запланировано и проведено 108 документальных ревизий в органах и учреждениях УИС Минюста России, в том числе 26 - по статье "Особые расходы" и подразделений "Л", 24 - пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Кроме того, по поручению руководства ГУИН Минюста России силами УРФК было осуществлено 7 внеплановых проверок.
По результатам проведенных УРФК ревизий финансово-хозяйственной деятельности ряда учреждений УИС соответствующие материалы направлялись в прокуратуру и следственные органы. Так, например, в настоящее время по отдельным фактам, указанным в акте ревизии УИН Минюста России по Мурманской области, прокуратурой Мурманской области возбуждено два уголовных дела.
Несмотря на проводимую руководством ГУИН Минюста России постоянную профилактическую работу, направленную на сокращение и недопущение финансовых нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в отдельных органах и учреждениях УИС продолжают иметь место типичные нарушения и недостатки, основными причинами которых можно считать:
недостаточный уровень проведения экономического анализа по вопросам организации финансово-хозяйственной деятельности;
слабый уровень организации планирования расходов бюджетных средств, а также отсутствие надлежащего контроля за экономичным и целесообразным использованием выделенных бюджетных и иных ассигнований;
нарушения действующего законодательства, регулирующего оплату труда;
нарушения действующих положений по ведению и организации бухгалтерского учета, авансовой дисциплины и кассовых операций, в том числе формальный подход к проведению инвентаризаций.
Как показал анализ контрольно-ревизионной работы, проведенной в 2004 году, значительная часть допущенных нарушений и недостатков являлась типичной для ряда подразделений УИС:
1. Из общей суммы выявленных ревизиями и проверками УРФК нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС более 40% составляет использование бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные бюджетной росписью.
В УИН Минюста России по Амурской области допускалось использование бюджетных ассигнований на приобретение продуктов питания для объектов, содержащихся за счет внебюджетных источников. Кроме того, за счет бюджетных средств была произведена оплата за потребленную сторонней организацией электроэнергию, при этом возврат денежных средств шел не на восстановление бюджетных расходов, а на увеличение доходов по внебюджетной деятельности. В результате чего отвлечение средств федерального бюджета составило более 500 тыс. рублей.
Подразделениями УИН Минюста России по Республике Марий Эл допускалось использование бюджетных ассигнований по коду экономической классификации (далее - КЭК) 110330 "Продукты питания" для осуществления хозяйственных операций по внебюджетной деятельности: для приобретения товарно-материальных ценностей (на сумму более 100 тыс. рублей), продуктов питания для реализации в кафе и магазине (на сумму более 350 тыс. рублей). Кроме того, производились выплаты заработной платы по КЭК 110120 "Денежное довольствие военнослужащих" сотрудникам, содержащимся за счет внебюджетной сметы, всего на сумму 115,7 тыс. рублей.
В воспитательной колонии (далее - ВК) N 2 ГУИН Минюста России по Пермской области допущено необоснованное отвлечение средств федерального бюджета, предназначенных на капитальное строительство, для приобретения прочего оборудования на сумму 1511,43 тыс. рублей.
В результате составления фиктивных договоров на приобретение дизельного топлива для котельных учреждений в УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия), которые фактически работали на угле, допущено отвлечение бюджетных средств на сумму более 40 млн. рублей. Кроме того, выделенные в 2002 году в адрес УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия) средства федерального бюджета для погашения кредиторской задолженности прошлых лет за продукты питания, горюче-смазочные материалы, мягкий инвентарь и обмундирование на сумму более 30 млн. рублей были направлены на авансирование коммерческих структур.
2. В ряде случаев осуществлялось приобретение товарно-материальных ценностей для нужд УИС по ценам, превышающим среднерегиональные и рекомендованные ГУИН Минюста России. Сумма причиненного смете УИС ущерба за 2004 год составила более 5 млн. рублей.
В июле 2002 года в УИН Минюста России по Новгородской области был заключен договор на поставку зерна (пшеницы) с ООО "Клир". Согласно спецификации поставка продукции должна была осуществляться из расчета 3,8 рубля за килограмм. Фактически зерно (пшеница) было приобретено из расчета 5,5 рубля за килограмм. Вследствие заключения данной сделки нерациональный расход бюджетных средств составил более 100 тыс. рублей. Аналогичные нарушения были допущены при осуществлении закупок свиных голов, куриного мяса. Итогом проводимой финансовой работы УИН Минюста России по Новгородской области по обеспечению спецконтингента продовольствием стало причинение ущерба смете УИС на сумму более 1 млн. рублей.
Проверкой фактических закупок продуктов питания установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" продукты для нужд УИН Минюста России по Костромской области закупались не у прямых производителей, а через посредников по завышенным ценам. Таким образом, были заключены договоры с предпринимателями без образования юридических лиц на поставку сгущенного молока по цене 36,4 рубля за килограмм (при рекомендованной цене ГУИН Минюста России 32,5 рубля), байхового чая по цене 110 рублей за килограмм (при рекомендованной цене ГУИН Минюста России 40 рублей). Нерациональный расход бюджетных средств составил более 150 тыс. рублей.
Согласно договорам, заключенным между администрацией Учреждения ВК-240 ГУИН Минюста России по Пермской области (далее - УЛИУ) и ООО "Полоней", предполагалось, что УЛИУ будет оказывать коммерческой организации различные услуги (в том числе транспортировка, погрузка-разгрузка и т.д.). Фактически же оплачивались поставки товарно-материальных ценностей в адрес УЛИУ. По данным закупкам установлены завышения среднерегиональных цен по ряду наименований продукции на общую сумму более 550 тыс. рублей.
Анализ поставок товарно-материальных ценностей, осуществляемых ГУП "Торговый дом" УИН Минюста России по Хабаровскому краю для нужд самого УИН, показал, что им фактически проводилась посредническая деятельность между УИН и сторонними коммерческими организациями. Делая при этом торговую наценку до 40% на поставляемые для УИН продукты питания и вещевое имущество, ГУП "Торговый дом" получал необоснованную прибыль. Приобретенные продукты питания отгружались на Центральную базу УИН и в дальнейшем с дополнительной наценкой 10% передавались в подразделения. В результате таких закупок продуктов питания через Торговый дом и Центральную базу нерациональные расходы по смете УИС составили более 300 тыс. рублей.
Продолжают иметь место факты нарушений п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете..." УИН в части необоснованного авансирования коммерческих структур в размере более 20% от стоимости заключенного договора, что в большинстве случаев привело к значительному отвлечению бюджетных средств и образованию дебиторской задолженности. Таким образом, УИН Минюста России по Новгородской области были авансированы ПБОЮЛ "Сергеев", "Сычев", ЗАО "Т-Хелпер Телеком" на сумму более 2 млн. рублей, УИН Минюста России по Республике Марий Эл - ЗАО "Трест 96 ВВСТ" на сумму более 850 тыс. рублей.
УИН Минюста России по Новгородской области было получено разрешение ГУИН Минюста России на приобретение автомобиля иностранного производства в пределах стоимости автомобиля ГАЗ-3102, цена которого в данный период составляла 244 тыс. рублей. Фактически по договору с ООО "Экспо-Авто" приобретен автомобиль "Фольксваген Пассат" 1998 года выпуска стоимостью 472,5 тыс. рублей. Тендер на закупку указанного автомобиля был проведен формально, так как отсутствовали конкурсные предложения участников. Нерациональный расход бюджетных средств составил 228,5 тыс. рублей.
3. Многочисленные нарушения по вопросам начисления и выплаты денежного довольствия и заработной платы, ставшие возможными из-за низкого уровня знаний действующего законодательства, а также невыполнения должностными лицами нормативных правовых актов, регулирующих вопросы заработной платы и денежного довольствия сотрудников УИС в 2004 году, привели к переплатам и недоплатам на сумму более 8 млн. рублей.
Наибольшие нарушения были допущены в ГУИН, УИН Минюста России по Республике Марий Эл (М.А. Айрян) - более 400 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) (бывший и.о. начальника - А.А. Архинчеев) - более 700 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - более 200 тыс. рублей, Амурской области (Ю.М. Герасимов) - около 100 тыс. рублей, Мурманской области (А.П. Лихолат) - более 100 тыс. рублей, Костромской области (В.И. Ларионов) - более 150 тыс. рублей, г. Москве (В.Ф. Злодеев) - более 150 тыс. рублей, Учреждение ОУ-250 (А.В. Юрченко) - более 200 тыс. рублей, Самарском юридическом институте (А.В. Горожанин) - более 200 тыс. рублей, Псковском юридическом институте (И.Н. Волчков) - более 100 тыс. рублей.
4. Ведение бухгалтерского учета в ряде территориальные органов и учреждений УИС Минюста России не в полной мере отвечало требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В УИН Минюста России по Архангельской области установлены расхождения данных, отраженных в главной книге по состоянию на 1 января 2004 года, с данными балансового отчета исполнения сметы доходов и расходов. По счету 01 "Основные средства" остаток завышен более чем на 8 млн. рублей, тогда как по субсчету 410 "Убытки" остаток занижен на сумму более 2,5 млн. рублей.
Отсутствие надлежащего учета и контроля за движением товарных и материальных ценностей явилось причиной искажения бухгалтерской отчетности в ГУИН Минюста России по Пермской области на сумму более 20 млн. рублей. Кроме того, из внебюджетных источников без наличия оправдательных документов производились компенсационные выплаты сотрудникам ГУИН; Минюста России по Пермской области за поднаем жилых помещений всего на сумму более 150 тыс. рублей.
В нарушение требований Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, в УИН Минюста России по Республике Татарстан установлены факты искажения бухгалтерской отчетности на сумму более 5 млн. рублей. Кроме того, выявлен факт сокрытия дебиторской задолженности за 2002 год по заработной плате осужденных на сумму 2,5 млн. рублей за счет уменьшения кредиторской задолженности по КЭК 110740 "Оплата по водоснабжению".
В ГУИН Минюста России по Челябинской области выявлены расхождения данных, отраженных по состоянию на 1 января 2004 года в бухгалтерском балансе и главной книге: искусственно занижена дебиторская задолженность на сумму более 7 млн. рублей, завышена кредиторская задолженность на сумму около 7 млн. рублей.
5. Недостаточное внимание уделялось вопросам организации планирования бюджетных ассигнований, выделяемых по соответствующим статьям классификации территориальным органам и учреждениям УИС. В результате чего значительные суммы неиспользованных денежных средств были возвращены в бюджет.
Поступившие в УИН Минюста России по Амурской области средства федерального бюджета по кодам экономической классификации в сумме 777,9 тыс. рублей, в том числе по КЭК 110110 "Оплата труда гражданских служащих" - 96,2 тыс. рублей, КЭК 110200 "Начисления на фонд оплаты труда..." - 31,1 тыс. рублей, КЭК 110310 "Медикаменты, перевязочные средства и прочие медицинские расходы" - 4,6 тыс. рублей, КЭК 130330 "Прочие трансферты населению" - 646 тыс. рублей не использованы по назначению и перечислены в 2003 году в доход бюджета.
В УИН Минюста России по Республике Марий Эл поступившие средства федерального бюджета по кодам экономической классификации в сумме 390,6 тыс. рублей, в том числе по КЭК 110130 "Выходное пособие при увольнении"- 76,3 тыс. рублей, КЭК 110200 "Начисления на фонд оплаты труда..." - 58,7 тыс. рублей, КЭК 110500 "Транспортные услуги" - 2,4 тыс. рублей, КЭК 130310 "Выплаты пенсий и пособий" - 108,1 тыс. рублей, КЭК 130340 "Компенсация за лечение" - 145,1 тыс. рублей УИН не использованы по назначению и перечислены в доход бюджета.
Из полученного финансирования за проверяемый период руководством Отдела по охране ГНЦ им. В.П. Сербского было возвращено в бюджет более 1 млн. рублей. Основную часть возвращенного в бюджет финансирования составили денежные средства, выделенные на выплату денежного довольствия, на компенсацию взамен продовольственного пайка, мягкий инвентарь и обмундирование.
Аналогичные нарушения в организации планирования предстоящих расходов были допущены ГУ "Санаторий "Аксаково": из полученного финансирования 2002 года в бюджет возвращены денежные средства в размере более 1 млн. рублей, в 2003 году - более 1,1 млн. рублей. Основную часть возвращенного в бюджет финансирования также составили денежные средства, выделенные на выплату денежного довольствия, оплату потребления тепловой и электрической энергии.
6. Нарушения и недостатки в организации и ведении договорно-претензионной работы привели к нерациональным расходам по смете УИС на сумму более 39 млн. рублей.
Так, между УИН Минюста России по Республике Марий Эл и УВД г. Йошкар-Ола было подписано соглашение о переводе долга за ремонт административного здания производственному кооперативу. В соответствии с актами приемки выполненных работ ремонт производился в период, когда административное здание не принадлежало УИН, таким образом, был причинен ущерб смете УИС на сумму более 600 тыс. рублей.
В УИН Минюста России по Мурманской области в 2004 году была закуплена квашеная капуста в количестве 34 тонн, которая согласно заключению проведенной экспертизы признана не пригодной к употреблению. Из-за проведенной на низком уровне претензионной работы был допущен нерациональный расход бюджетных ассигнований на сумму более 0,5 млн. рублей.
7. Ослабление роли экономического анализа и контроля в вопросах организации внебюджетной и производственной деятельности явились причинами необоснованных расходов, произведенных рядом территориальных органов УИС. За счет бюджетной сметы УИС осуществлялась оплата затрат для нужд внебюджетного и производственного секторов.
Между УИН Минюста России по Амурской области и ГУП учреждения УВ-14/8 был заключен договор на теплоснабжение Учебного центра, в котором в расчет стоимости 1 г/кал включена стоимость мазута, приобретенного УИН за счет бюджетных средств. В результате необоснованный расход бюджетных средств составил более 250 тыс. рублей.
В УИН Минюста России по Новгородской области при определении цены килограмма муки в расчет необоснованно включалась стоимость зерна, полученного по централизованным поставкам, а при выпечке хлеба в калькуляцию вторично закладывалась и стоимость муки. В результате необоснованный расход бюджетных средств составил около 2 млн. рублей.
В учреждении УД-249/8 УИН Минюста России по Астраханской области установлено, что по внебюджетным участкам объемы потребляемых тепла, электроэнергии и воды занижены, затраты энергоресурсов помещения "казарменного типа", в котором проживали сотрудники, относились на бюджетную деятельность учреждения. Перерасход средств федерального бюджета составил более 100 тыс. рублей.
Отсутствие контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов в подведомственных подразделениях Учреждения ЖХ-385 привело к сверхнормативному расходу природного газа на общую сумму 227 тыс. рублей.
8. Ввиду ослабления контроля за своевременным оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС ревизиями и проверками были выявлены излишки и недостачи товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) на сумму более 5 млн. рублей.
Наибольшие суммы недостач выявлены в УИН Минюста России по Республике Татарстан (Д.З. Хамадишин) - более 350 тыс. рублей, Хабаровскому краю (В.Г. Конецких) - более 750 тыс. рублей, Мурманской области (А.П. Лихолат) - более 800 тыс. рублей, Учреждение ОУ-250 (А.В. Юрченко) - более 900 тыс. рублей
9. Установлены факты нарушений в порядке эксплуатации и использовании автотранспортных средств, основными из которых являлись: списание запасных частей на ремонт автомобильного транспорта без составления дефектных ведомостей и актов установки, нарушения в порядке ведения путевых листов, учета аккумуляторов и автопокрышек, завышение норм расхода ГСМ, перепробег, бездокументальное списание денежных средств на ремонт автотранспорта. Указанные нарушения и недостатки в 2004 году выявлены на сумму более 800 тыс. рублей.
В ГУИН Минюста России по Пермской области производилось авансирование внебюджетной деятельности учреждения ИЗ-59/1 за оказываемые услуги по ремонту автотранспорта. В результате денежные средства в размере более 400 тыс. рублей, перечисленных в качестве предоплаты за указанные услуги, не были подтверждены документально и необоснованно списаны на расходы по смете УИС.
Наибольшие суммы финансовых нарушений установлены в ГУИН, УИН Минюста России по Мурманской области (А.П. Лихолат) - около 100 тыс. рублей, г. Москве (В.Ф. Злодеев) - более 100 тыс. рублей, Учреждении ВК-240 (В.Ф. Ермолаев) - около 50 тыс. рублей, Учреждении ОУ-250 (А.В. Юрченко) - более 300 тыс. рублей, Самарском юридическом институте Минюста России (А.В. Горожанин) - более 45 тыс. рублей:
По итогам проведенных УРФК ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений УИС Минюста России издано 69 приказов ГУИН Минюста России, 72 заключения ГУИН Минюста России, в том числе 2 приказа и 22 заключения - по пенсионным и социальным вопросам, 17 приказов и 33 заключения - по вопросам статьи "Особые расходы" и подразделений "Л".
Кроме того, руководством территориальных органов и учреждений УИС по результатам проведенных ревизий (проверок) было издано 105 приказов, 501 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 154 человека привлечены к материальной ответственности.
Несмотря на позитивные тенденции в состоянии финансовой дисциплины в УИС, меры по сокращению и предупреждению финансовых нарушений со стороны отдельных руководителей учреждений и органов УИС являлись недостаточными.
Не в полном объеме проведена работа по устранению выявленных нарушений в ходе ревизии (проверки), проведенной УРФК в 2004 году руководителями УИН Минюста России по:
Республике Марий Эл (сумма невозмещенного ущерба - 112,6 тыс. рублей);
Республике Хакасия (сумма невозмещенного ущерба - 130,8 тыс. рублей);
Хабаровскому краю (сумма невозмещенного ущерба - 176 тыс. рублей);
Астраханской области (сумма невозмещенного ущерба - 144 тыс. рублей);
Мурманской области (сумма невозмещенного ущерба - 1487 тыс. рублей);
Орловской области (сумма невозмещенного ущерба - 104,3 тыс. рублей);
Тамбовской области (сумма невозмещенного ущерба - 166 тыс. рублей).
Указанные недостатки в необоснованном расходовании бюджетных ассигнований и иных денежных средств, обеспечении сохранности и рациональном использовании федерального имущества являлись следствием недостаточной организации внутреннего финансового контроля, слабой требовательности к должностным лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность.
На основании вышеизложенного, в целях совершенствования ведомственного финансового контроля, укрепления финансовой дисциплины, недопущения указанных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС требую:
довести содержание данного письма до всех сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских, тыловых, юридических и ревизионных служб;
провести анализ вышеуказанных недостатков, указать на их недопустимость и необходимость усиления предварительного и последующего финансового контроля за искоренением и профилактикой подобных финансовых нарушений сотрудникам экономических, тыловых, бухгалтерских, юридических и ревизионных служб;
незамедлительно принять исчерпывающие меры по восстановлению причиненного смете УИС ущерба, выявленного в ходе ревизий (проверок);
организовать ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности управлений территориальных органов УИС силами подчиненных ревизионных служб;
взять под личный контроль вопросы целевого использования бюджетных ассигнований и товарно-материальных ценностей, поступающих в территориальный орган УИС в порядке централизованного снабжения, процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по актам ревизий и проверок, проведенных УРФК;
при проведении ревизий особое внимание обращать на рациональный и обоснованный расход топливно-энергетических ресурсов в соответствии с установленными нормативами;
для исключения случаев приобретения товарно-материальных ценностей по завышенным ценам проводить ежеквартальный анализ цен;
ежеквартально проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
в связи с многочисленными нарушениями и недостатками, выявленными в ходе ревизий (проверок), провести обучение сотрудников бухгалтерских служб по направлениям деятельности;
о принятых мерах сообщить в УРФК до 15 мая 2005 года по установленной форме.
Директор |
Ю.И. Калинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с многочисленными нарушениями и недостатками в работе органов и учреждений УИС Минюста России, выявленными в результате проведения документальных ревизий, Управлением ревизий и финансового контроля при ГУИН Минюста России в 2004 г. даны указания: организовать ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности управлений территориальных органов УИС силами подчиненных ревизионных служб; взять под контроль вопросы целевого использования бюджетных ассигнований и товарно-материальных ценностей; ежеквартально проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженностей; а также принять исчерпывающие меры по восстановлению причиненного смете УИС ущерба, выявленного в ходе ревизий (проверок).
Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 8 апреля 2005 г. N 10/1-613 "Об основных итогах контрольно-ревизионной работы в 2004 году"
Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2005 г., N 5