Приказ Минюста РФ от 23 января 2006 г. N 8 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы"

Приказ Минюста РФ от 23 января 2006 г. N 8
"Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы"


1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2005 г. по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы".

2. Заместителям Министра, Директору Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Морину А.Е., Директору Департамента управления и государственной службы Хлупину О.Ю., Директору Департамента международного права и сотрудничества Карапетяну С.А., Директору Федеральной службы исполнения наказаний Калинину Ю.И., руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам обеспечить исполнение решения коллегии Минюста России.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


Министр

Ю.Я. Чайка


Приложение
к приказу Минюста РФ
от 23 января 2006 г. N 8


Решение коллегии Минюста РФ от 16 декабря 2005 г.
"Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы"


Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что Федеральной службой исполнения наказаний проделана определенная работа по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

В настоящее время в местах лишения свободы содержится 808,5 тыс. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, в том числе в следственных изоляторах*(1) - 145,5 тыс. (156,6 тыс. человек с учетом помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов*(2)), в тюрьмах - 3,2 тыс., в исправительных учреждениях - 651,9 тыс. осужденных, из них в воспитательных колониях - 14,8 тыс. несовершеннолетних. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 600,3 тыс. человек. С 1 января 2005 г. исполняются наказания в виде обязательных работ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2005 г. N 796 организована работа по передаче следственных изоляторов ФСБ России в состав уголовно-исполнительной системы.

В 2005 году принято 5 федеральных законов и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы*(3), укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества.

Приняты дополнительные организационные меры в этой сфере деятельности. Разработан и реализован план мероприятий ФСИН России, направленный на улучшение состояния дел по соблюдению законности и прав человека в местах лишения свободы. В ведомственные нормативные правовые акты включены новые положения, касающиеся регламентации порядка обеспечения установленных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Введены новые улучшенные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также повышенные нормы вещевого довольствия.

Работа управлений ФСИН России по федеральным округам переориентирована на выполнение функций регионального контроля, в том числе за соблюдением законности и прав человека. Расширены полномочия помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. На базе высших образовательных учреждений ФСИН России личный состав обучается по специальной программе "Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе". С этой же тематикой проведены Всероссийское совещание с начальниками следственных изоляторов и тюрем и международный семинар с помощниками начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС.

В целях улучшения коммунально-бытовых условий содержания в текущем году создано 14 следственных изоляторов на 4144 места, введено 27 новых и расширены лимиты в 4 действующих ПФРСИ на 2693 места.

Расширена учебная база для получения общего образования в местах лишения свободы. В 67 следственных изоляторах организовано общеобразовательное обучение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

Вместе с тем в сфере обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе за последний год положение ухудшилось, а по некоторым позициям заметно.

Не осуществляется в полном объеме коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Санитарная площадь на одного человека в следственных изоляторах 51 субъекта Российской Федерации не отвечает требованиям закона. Особенно плохо обстоит дело с размещением подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в республиках Алтай, Тыва, Московской, Нижегородской, Калужской, Свердловской и Читинской областях. Для нормального размещения в следственных изоляторах не хватает 13,4 тыс. мест.

В большинстве колоний-поселений коммунально-бытовые условия неудовлетворительны, не обеспечены санитарно-гигиенические нормы. Количество преступлений в этих учреждениях увеличилось по сравнению с 2004 г. со 171 до 289, в том числе побегов на 16%. Не отвечает требованиям материально-техническая база домов ребенка при женских колониях, в которых содержится около 600 детей. ФСИН России не обеспечил надлежащее финансирование лечебно-профилактических мероприятий с детьми.

Не обеспечивается должным образом изоляция, охрана и надзор за поведением заключенных под стражу и осужденных. В следственном изоляторе N 5 г. Москвы один из обвиняемых более 6 месяцев вел по мобильным телефонам переговоры с родственниками и иными лицами, открыл в сети Интернет собственный сайт, на котором размещал репортажи из учреждения.

В сравнении с предыдущим годом рост преступности в местах лишения свободы составил более 28% (728 преступлений). Число убийств (совершено 21) увеличилось на 75%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на 48%. Смертность осужденных возросла на 14%. Количество травм увеличилось с 10,5 тыс. до 11 800. При снижении на 12,4% численности осужденных, занятых на оплачиваемых работах, количество травм на производстве стало больше на 9%.

Деятельность самодеятельных организаций в ряде учреждений уголовно-исполнительной системы противоречит действующему законодательству. Имеет место незаконное делегирование им полномочий по обеспечению надзора, дисциплины, порядка и других. Реализация таких полномочий членами самодеятельных организаций не обходится без физического притеснения и морального унижения осужденных и влечет негативные последствия. Такие действия спровоцировали массовое неповиновение осужденных в исправительной колонии N 3 Главного управления ФСИН России по Самарской области со смертельным исходом и нанесением телесных повреждений членам самодеятельных организаций.

В 2005 году резко увеличилось количество обращений, поступивших в Минюст России, на действия либо бездействие администрации учреждений уголовно-исполнительной системы. В то же время осужденные и лица, заключенные под стражу, нередко не могут реализовать свое право обратиться с жалобами в вышестоящие инстанции в установленном порядке. Каждая третья жалоба направлена минуя администрацию учреждения. Проверка жалоб с выездом на место ФСИН России не осуществлялась.

В текущем году возросло количество актов прокурорского реагирования на нарушения законности и прав человека в УИС. Значительное число нарушений выявлено в уголовно-исполнительных инспекциях при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Однако не все руководители территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний должным образом относятся к их рассмотрению. В представляемых отчетах имеют место случаи искажения данных о количестве поступивших из органов прокуратуры представлений и протестов на выявленные нарушения.

Все это свидетельствует о низком уровне работы по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров уголовно-исполнительной системы. Руководители ряда территориальных органов не отличаются исполнительской дисциплиной, профессиональной подготовленностью, умением решать поставленные задачи, обеспечивать охрану прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы, проявлять заботу о личном составе.

ФСИН России медленно решает вопросы социальной и правовой защищенности персонала. В результате отмечается высокая текучесть кадров уголовно-исполнительной системы. В 2005 году принято на службу 20 тыс. человек, уволено - 17 тыс. человек. Более трети личного состава имеют стаж службы в уголовно-исполнительной системе менее трех лет, более 40% сотрудников не старше 30 лет, доля женщин достигла 27% от численности сотрудников.

Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации решила:

1. Обратить внимание руководства Федеральной службы исполнения наказаний на серьезные недостатки в организации работы по обеспечению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, отсутствие должного спроса с руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы за положение дел в этой сфере деятельности, слабую подготовку личного состава для ее осуществления.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы:

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.):

2.1. Рассмотреть до 1 апреля 2006 г. на коллегиях территориальных органов уголовно-исполнительной системы вопрос "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и мерах по ее совершенствованию".

2.2. Принять комплекс мер по профилактике побегов, преступлений против жизни и здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы. О результатах доложить в Минюст России в июле 2006 г.

2.3. В целях приближения коммунально-бытовых условий содержания осужденных к международным стандартам в течение 2006 г.:

- осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, медицинских частей, домов ребенка при женских колониях. Для чего активнее привлекать финансовые средства в рамках проекта Всемирного банка реконструкции и развития "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИД", Всемирной организации здравоохранения, Международного Комитета Красного Креста и других международных организаций;

- обеспечить освоение и эффективное использование государственных капитальных вложений, предусмотренных в федеральном бюджете на 2006 г. на реализацию федеральных целевых программ;

- изучить коммунально-бытовые и санитарные условия в следственных изоляторах Республики Алтай, Республики Тыва, Калужской, Московской, Нижегородской, Свердловской и Читинской областей. Принять необходимые меры по улучшению размещения заключенных под стражу, обеспечению их индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, другими предметами первой необходимости и санитарно-гигиеническими средствами в соответствии с установленными нормами. О результатах доложить в Минюст России до 1 августа 2006 г.

2.4. Подготовить во втором квартале 2006 г. предложения в Правительство Российской Федерации о порядке финансирования домов ребенка при женских колониях, улучшению медико-санитарного обеспечения находящихся в них детей.

2.5. Обеспечить постоянное взаимодействие с Минздравсоцразвития России, территориальными органами здравоохранения, международными неправительственными организациями с целью повышения эффективности борьбы с социально опасными заболеваниями в учреждениях УИС. Завершить в течение 2006 г. лицензирование деятельности медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы.

2.6. Осуществить в течение 2006 г. комплекс мер, направленных на:

- реформирование государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (учебно-производственные и лечебно-производственные) мастерские;

- улучшение условий труда осужденных и профилактику производственного травматизма, аттестацию рабочих мест на соответствие правилам охраны труда;

- обеспечение оплачиваемым трудом трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеющих иски по возмещению ущерба жертвам преступлений.

2.7. Продолжить работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцированы исправительные учреждения, по организации общеобразовательного и профессионального обучения осужденных.

2.8. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы:

- разработать в первом полугодии 2006 г. рекомендации по изучению и обобщению практики деятельности ФСИН России, ее территориальных органов и учреждений по обеспечению, охране и защите прав человека в уголовно-исполнительной системе;

- ежеквартально информировать Минюст России о руководителях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, привлеченных к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы, а также непринятие мер по актам прокурорского реагирования.

3. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.):

3.1. Изучить практику работы ряда структурных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний по организации контроля за соблюдением законности и прав человека в местах лишения свободы, формирования статистической отчетности в этой сфере деятельности.

3.2. Провести в апреле-сентябре 2006 г. совещания с руководителями структурных подразделений главных управлений Минюста России по федеральным округам в субъектах Российской Федерации по обеспечению права осужденных на помилование.

3.3. Осуществлять совместно с территориальными органами Минюста России выборочную проверку достоверности сведений, поступивших из учреждений УИС, о допущенных в местах лишения свободы преступлениях и лицах, их совершивших.

4. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.):

4.1. Подготовить до 1 июля 2006 г. в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам выплаты единовременного денежного пособия осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, не имеющим средств на лицевых счетах.

4.2. Организовать и провести в течение первого полугодия совещания в федеральных округах с помощниками начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека, на которых утвердить меры по выполнению решения коллегии Минюста России по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы".

5. Главным управлениям Минюста России по федеральным округам Минюста России совместно с управлениями ФСИН России по федеральным округам:

5.1. Организовать изучение работы учреждений уголовно-исполнительной системы по учету и исполнению актов прокурорского реагирования по фактам нарушения законности и прав человека. О результатах проинформировать Минюст России в апреле 2006 г.

5.2. Обобщить практику работы помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. О результатах проинформировать Минюст России в сентябре 2006 г.

5.3. Изучить во втором полугодии 2006 г. состояние законности и соблюдения прав человека при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. О результатах проинформировать Минюст России.

5.4. Изучить практику работы секций дисциплины и порядка самодеятельных организаций учреждений уголовно-исполнительной системы. О результатах доложить в Минюст России в октябре 2006 г.

5.5. Осуществить в течение первого полугодия 2006 г. тематические проверки соблюдения законности и прав человека в отношении инвалидов, ветеранов, а также лиц, отбывающих наказания в колониях-поселениях.

5.6. Рассмотреть в четвертом квартале 2006 г. на координационных советах ход реализации решения коллегии Минюста России от 16 декабря 2005 г. по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы". О результатах проинформировать Минюст России.

6. Департаменту управления и государственной службы (Хлупин О.Ю.) совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) изучить организацию работы по замещению должностей, входящих в номенклатуру Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, и подготовить предложения по улучшению подбора и расстановки руководящих кадров уголовно-исполнительной системы. О результатах доложить руководству Министерства юстиции Российской Федерации в сентябре 2006 г.

7. Департаменту международного права и сотрудничества (Карапетян С.А.), Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) продолжить работу по взаимодействию с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, представителями Совета Европы, другими международными правозащитными организациями в сфере контроля за соблюдением прав человека в деятельности учреждений и органов УИС.

8. О ходе выполнения решения коллегии доложить по итогам работы за 2006 г.


Председатель коллегии -
Министр

Ю.Я. Чайка


------------------------------

*(1) Далее СИЗО.

*(2) Далее ПФРСИ.

*(3) Далее УИС.


На коллегии Министерства юстиции РФ, проведенной 16 декабря 2005 года по вопросам организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, были выявлены серьезные недостатки в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных подразделений. В частности, не осуществляется в полном объеме коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Не обеспечивается должным образом изоляция, охрана и надзор за поведением заключенных под стражу и осужденных. Констатирован в сравнении с предыдущим годом рост преступности в местах лишения свободы более чем на 28%. Имеет место незаконное делегирование администрациями исправительных колоний самодеятельным организациям осужденных полномочий по обеспечению надзора, дисциплины и порядка в местах заключения. Кроме того, резко увеличилось количество обращений, поступивших в Минюст России, на действия либо бездействие администрации учреждений уголовно-исполнительной системы.

С целью устранения выявленных недостатков и обеспечения прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы ФСИН России предписано принять комплекс мер по профилактике побегов, преступлений против жизни и здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы, осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы исправительных учреждений, подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о порядке финансирования домов ребенка при женских колониях, улучшению медико-санитарного обеспечения находящихся в них детей.

В течение 2006 года должны быть осуществлены мероприятия по реформированию государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (учебно-производственные и лечебно-производственные) мастерские, проведена аттестация рабочих мест на соответствие правилам охраны труда.

Также ФСИН России обязан ежеквартально информировать Минюст России о руководителях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, привлеченных к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения прав и законных интересов граждан в местах лишения свободы, а также непринятие мер по актам прокурорского реагирования.


Приказ Минюста РФ от 23 января 2006 г. N 8 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы"


Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение