Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 11-Г06-8 Оснований для признания закона субъекта РФ противоречащим федеральному законодательству в части предоставления льгот работникам здравоохранения нет, поскольку федеральное законодательство такие льготы отменило и предоставило субъектам РФ право самостоятельно определять категории граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки и их объем

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 11-Г06-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей А.М. Маслова и В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М. Маслова, объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан И.В. Ерашовой и А.Л. Анфимовой, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение в части удовлетворения заявления прокурора о признании недействующим абзаца 5 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года отменить и отказать ему в удовлетворении заявления в отношении медицинских работников, в остальном решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

названным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа), по оплате жилья коммунальных услуг.

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 1, 4 и 5 пункта 1 данного постановления, указав, что пунктом 1 названного постановления установлено, что до принятия соответствующего закона Республики Татарстан, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки специалистам государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, указанным категориям граждан предоставляются субсидии в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления коммунальных услуг.

Данная норма постановления в отношении педагогических работников, врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием (абзацы 4 и 5 пункта 1), по мнению прокурора, противоречит положениям Закона Российской Федерации "Об образовании", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан".

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением прокурора не согласился.

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2006 г. постановлено: заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу положения абзацев 1, 4 и 5 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" в части указания на то, что субсидии предоставляются в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, врачам, провизорам, работникам со средне медицинским и фармацевтическим образованием только в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления услуг.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить, поскольку оно принято с нарушением применения норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению) по неполно исследованным обстоятельства дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Условия принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, содержатся в Федеральном Законе РФ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений Федеральных закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Положения федеральных законов, на которые ссылается суд в своем решении, устанавливающие льготы отдельным специалистам, проживающим сельской местности, с 1 января 2005 г. утратили силу за исключением льгот педагогических работников образовательных учреждений, находящихся сельской местности, которые на основании ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, а поэтому данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

В связи с изложенным в части льгот, установленных оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан для педагогических работников, решение суда является правильным и доводами кассационной жалобы не опровергается.

Между тем, льготы в отношении медицинских работников Федеральным законом N 122-ФЗ отменены.

Статья 63 Закона РСФСР "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ о 22.08.2004 г., предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. установлены нормы, дающие право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки данным категориям граждан.

С учетом изложенного нельзя согласится с выводами суда первой инстанции о том, что положения оспариваемого постановления в части предоставления льгот в пределах социальной нормы площади жилья медицинским, фармацевтическим работникам противоречат действующему федеральному законодательству.

Поскольку предметом рассмотрения судом заявленных прокурором требований является несоответствие оспариваемых норм постановления положениям федерального законодательства, в связи с чем ссылка в решении суда на Закон Республики Татарстан от 18.06.1998 г. N 1659 "Об охране здоровья граждан" является несостоятельной. Кроме того, закон и постановление Кабинета Министров являются нормативными правовыми актами одного уровня, принятыми органами государственной власти одного субъекта РФ - Республики Татарстан.

При данных обстоятельствах дела, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абз. 1 и 5 п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" с принятием в указанной части нового решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2006 г. в части признания недействующим абз. 1 и 5 п. 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в отношении врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также вышедших на пенсию работников, если они проработали в медицинских учреждениях, учреждениях социального обслуживания, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет и проживают там - отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан в указанной части - отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2006 г. N 11-Г06-8


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение