Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 60-Г06-8 Суд, признавая закон области недействующим, указал на то, что в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 60-Г06-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Соловьева В.Н. и Маслова A.M.,

рассмотрела в судебном заседании от 3 мая 2006 г. дело по заявлению прокурора Камчатской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Камчатской области от 19 декабря 2005 г. N 429 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "О государственной службе Камчатской области", по кассационным жалобам Совета народных депутатов и Администрации Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 20 февраля 2006 г., которым требование, заявленное прокурором области, было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Администрации и Совета народных депутатов Камчатской области Медведевой И.Е. и Лядовской Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 429 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "О государственной службе Камчатской области", ссылаясь на то, что положения названного закона, включая Приложения NN 1, 2 к нему, которыми внесены изменения в статью 27 Закона Камчатской области "О государственной службе Камчатской области", устанавливающие размеры ежемесячного денежного поощрения и должностных окладов лиц, замещающих государственные должности областной государственной службы, противоречат федеральному законодательству, в частности, пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Указам Президента РФ от 26 мая 2005 года N 589 и от 6 марта 1998 года N 265.

В обоснование заявленного требования указал, что Камчатская область согласно статье 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" является получателем финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а также пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Однако, по утверждению прокурора, размеры ежемесячного денежного поощрения и должностные оклады, установленные Законом области, превышают аналогичные выплаты для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Прокурор также сослался на то, что оспариваемый закон затрагивает интересы населения Камчатской области, поскольку к расходным обязательствам субъекта РФ относятся вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ, а также обеспечение реализации региональных и межмуниципальных программ, государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного образования, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, другие вопросы, от которых зависит благополучие населения области.

Представители Совета народных депутатов Камчатской области Медведева И.Е., Кошелева Ю.Г. и представитель губернатора Камчатской области Лядовская Е.А. с заявлением прокурора не согласились, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что оспариваемый Закон принят в пределах компетенции законодателя области и в соответствии с федеральным законодательством.

Решением Камчатского областного суда от 20 февраля 2006 г. Закон области от 19 декабря 2005 г. N 429 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "О государственной службе Камчатской области" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Не соглашаясь с указанным решением, Совет народных депутатов и Администрация Камчатской области в кассационных жалобах просят отменить его как постановленное в силу ошибочного понимания и применения норм материального права, регулирующих характер спорных правоотношений.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное по данному делу Камчатским областным судом решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Судом правильно отмечено, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются вступившим в силу с 1 февраля 2005 года Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Судом также принято во внимание, что статьей 4 названного Федерального закона N 79-ФЗ определены основные принципы государственной гражданской службы, в том числе принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, 6 декабря 2005 года Советом народных депутатов Камчатской области принят оспариваемый Закон области, который 19 декабря 2005 года подписан губернатором Камчатской области и 29 декабря 2005 года опубликован в официальном печатном издании - вестнике Администрации Камчатской области - газете "Официальные ведомости" N 113-120.

Этим законом внесены изменения в статью 27 Закона Камчатской области от 25 декабря 1996 года N 63 (в ред. на 30 августа 2005 года) "О государственной службе Камчатской области" в части установления размера ежемесячного денежного поощрения и должностного оклада лиц, замещающих областные государственные должности областной государственной службы согласно Приложениям NN 1, 2 к Закону области.

Согласно примечанию к названному Приложению N 1 к Закону области должностные оклады заместителей руководителя департамента, комитета, управления, отдела, руководителя инспекции - главного государственного инспектора устанавливаются на 10 процентов ниже должностного оклада руководителя соответствующего государственного органа Камчатской области.

Как установлено судом, размеры должностных окладов в нарушение требований пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ превышают размеры должностных окладов, установленные для федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ с численностью населения менее 1 млн. человек (к которым относится Камчатская область) в разделе 2 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 6 марта 1998 года N 265 с учетом произведенных последующими Указами Президента РФ N 1103 от 23.08.1999 г., N 1853 от 09.11.2000 г., N 1117 от 23.09.2003 г. индексаций.

Как следует из Приложения N 2 к Закону области, установленные в нем размеры ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности государственной службы Камчатской области в диапазоне от 1,15 до 3,45 должностных окладов (а для соответствующих заместителей на 10 процентов ниже) не соответствуют ежемесячному денежному поощрению, установленному Указом Президента РФ от 26 мая 2005 года N 589 для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в размере одного должностного оклада, а именно: превышают его, что противоречит положениям пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 2 статьи 26.14 Федерального закона.

Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации. Однако в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Камчатской области предусмотрена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в размере 5840229,0 тыс. рублей.

Анализируя указанные положения закона, суд правильно сослался на то, что статьей 3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Обоснованным следует признать и вывод суда о том, что поскольку Камчатская область является субъектом РФ, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, положения названных федеральных законов, являющихся обязательными для всех государственных органов, организаций и должностных лиц, должны быть соблюдены.

Следует согласиться и с суждением суда о несостоятельности довода представителей Совета народных депутатов и губернатора Камчатской области о неправомерности сопоставления размеров оплаты труда государственных служащих субъекта РФ и федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти со ссылкой на то, что соотношение должностей федеральной государственной службы и государственной службы субъекта РФ нормативно не урегулировано и принцип сопоставления должностей законодательством не определен.

Судом в этой связи правильно приняты во внимание положения норм материального права, содержащиеся в абзаце 2 пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ и абзаце 2 пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также п. 5 ст. 71 Федерального закона N 79-ФЗ.

Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает обоснованным вывод суда о том, что Закон Камчатской области от 19 декабря 2005 года N 429 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "О государственной службе Камчатской области" противоречит федеральному законодательству, в силу чего в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим.

Следовательно, решение Камчатского областного суда от 20 февраля 2006 г., постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Доводы кассационных жалоб не могут быть признаны состоятельными, так как выводы суда не опровергают, сводятся по существу лишь к несогласию с правовой оценкой, данной судом установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Камчатского областного суда от 20 февраля 2006 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Совета народных депутатов и Администрации Камчатской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 60-Г06-8


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.