Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 4-Г05-17 Поскольку муниципальное образование в установленном законом порядке на территории поселка создано не было, то правовые акты об объединении поселка и города следует рассматривать как действия по изменению административно-территориального устройства, для чего не требовалось проведения референдума и досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов и главы поселка

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 4-Г05-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Г.В. Манохиной

судей В.А. Емышевой, Г.В. Макарова

рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе Хализовой Светланы Герасимовны на решение Московского областного суда от 29 апреля 2005 г., которым заявление С.Г. Хализовой о признании незаконными и недействующими Закона Московской области N 23/2004-03 от 6 февраля 2004 г. "О поселке Приокск" и постановления Губернатора Московской области N 33-ПГ от 15 марта 2004 г. "Об объединении города Ступино Московской области и рабочего поселка Приокск Московской области" оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения С.Г. Хализовой и ее представителей Б.В. Смирнова и Е.И. Петровской, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Московской областной Думы К.Ю. Кобылянского и Т.М. Камыниной, представителя Губернатора Московской области Л.С. Сибиревой, представителя главы Ступинского района Московской области Г.Н. Котовой, возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

житель бывшего поселка Приокск Московской области С.Г. Хализова обратилась в Московский областной суд с заявлением о признании незаконными и недействующими Закона Московской области N 23/2004-03 от 6 февраля 2004 г. "О поселке Приокск" и постановления Губернатора Московской области N 33-ПГ от 15 марта 2004 г. "Об объединении города Ступино Московской области и рабочего поселка Приокск Московской области".

В соответствии с данными нормативными актами признан утратившим силу Закон Московской области N 93/99-03 от 30 декабря 1999 г. "О муниципальном образовании "поселок Приокск". Город Ступино Московской области с рабочим поселком Приокск Московской области объединены в единое поселение - город Ступино Московской области. Рабочий поселок Приокск Московской области исключен из учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области.

В обоснование заявления С.Г. Хализова указывала, что оспариваемые нормативные акты приняты в нарушение части 2 статьи 32, статьи 55, статьи 130, 131 Конституции Российской Федерации, статей 13, 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми объединение двух муниципальных образований осуществляется с согласия населения каждого муниципального образования, выраженного путем голосования. Однако при объединении поселка Приокск и города Ступино референдум не проводился и мнение жителей не учитывалось.

Данные нормативные акты, по мнению заявителя, приняты в нарушение статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", лишают ее законных прав избирать и быть избранной в органы местного самоуправления на исторически сложившейся территории, участвовать в референдуме по вопросам, затрагивающим интересы как местного сообщества, а так и ее личные.

С.Г. Хализова указывала, что в результате объединения двух муниципальных образований не были исполнены требования пункта 3 части 3 статьи 8 Закона Московской области N 51/98-03 от 23 ноября 1998 г. "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области" в части досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов и главы поселка Приокск в связи с объединением или упразднением муниципального образования.

Кроме того, как считает заявитель, указанные нормативные акты видоизменяют существующие органы местного самоуправления и незаконно ликвидируют муниципальное образование первого вида "поселок Приокск", что лишает ее и всех жителей поселка права на осуществление местного самоуправления на его территории.

С.Г. Хализова считает, что постановление Губернатора и решение Московской областной Думы приняты вопреки решению Московского областного суда от 28 июля 1999 г. и определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 1999 г., которые признали законность существования муниципального образования "поселок Приокск" и осуществление на этой территории местного самоуправления.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе С.Г. Хализова. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В соответствии со статьями 72, 73 Конституции Российской Федерации и статьей 5 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены осуществлять законодательное регулирование по предметам их ведения, в том числе издавать нормативные правовые акты о местном самоуправлении, об административном территориальном устройстве и контролировать их исполнение.

Судом установлено, что распоряжением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся N1429-рс от 21 октября 1977 г. поселок Ступино-7 (поселок Приокск Московской области) был отнесен к категории рабочих поселков закрытого типа.

Указом Президента Российской Федерации N 59 от 24 января 1998 г. с 1 января 1999 г. закрытое административно-территориальное образование поселок Приокск Московской области было упразднено.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации были приняты решение Московской областной Думы N 9/39 от 23 декабря 1998 г. "Об упразднении закрытого административно-территориального образования "поселок Приокск" и постановление Губернатора Московской области N 24-ПГ от 5 февраля 1999 г. "О реализации Указа Президента Российской Федерации N 59 от 24 января 1998 г.", которыми была признана нецелесообразной организация на территории упраздняемого закрытого административно-территориального образования муниципального образования, не находящегося в границах территории другого муниципального образования (муниципального образования 1 вида), а глава Ступинского района Московской области наделен полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций.

Администрации Московской области на территории упраздненного закрытого административно-территориального образования поселок Приокск.

Решением Московского областного суда от 28 июля 1999 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 1999 г., пункт 1 решения Московской областной Думы N 9/39 от 23 декабря 1998 г. и пункты 1 и 2 постановления Губернатора Московской области N 24-ПГ от 5 февраля 1999 г. признаны недействительными. Судом было установлено, что на момент упразднения закрытого административно-территориального образования поселок Приокск фактически относился к муниципальным образованиям 1 вида.

30 декабря 1999 г. был принят Закон Московской области N 93/99-03 "О муниципальном образовании "поселок Приокск", определяющий, что поселок является самостоятельным муниципальным образованием 1 вида. Был установлен переходный период - до истечения срока полномочий органов местного самоуправления поселка - декабря 2000 г., в том числе для определения границ поселка.

Реализация данного мероприятия возлагалась на органы местного самоуправления муниципального образования "Поселок Приокск" и Администрацию Московской области. Однако, на территории административно-территориального образования поселок Приокск муниципального образования не было создано.

Решением Ступинского городского суда от 28 января 2003 г. были отменены итоги местного референдума 1998 г. в поселке Приокск Московской области, проводимого до упразднения закрытого административно-территориального образования, по вопросу согласия на то, чтобы поселок Приокск был самостоятельным муниципальным образованием и подчинялся непосредственно органам власти Московской области. Решением этого же суда от 23 октября 2003 г. признаны недействительными итоги выборов органов местного самоуправления муниципального образования "Поселок Приокск".

Было установлено, что муниципальное образование "Поселок Приокск" не имеет установленных границ, а органами местного самоуправления и населением поселка Приокск не была проявлена инициатива по вопросу установления границ, в предусмотренном законом порядке.

Решением арбитражного суда г. Москвы от 27 ноября 2003 г., оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, признано недействительным свидетельство, выданное 12 апреля 1999 г. Министерством региональной и национальной политики Российской Федерации о внесении в федеральный реестр муниципальных образований Российской Федерации муниципального образования "Поселок Приокск". Действия указанного Министерства по внесению в федеральный реестр муниципальных образований Российской Федерации муниципального образования "Поселок Приокск" признаны незаконными.

Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области N 293-ГР от 28 июня 2004 г. Устав муниципального образования "Поселок Приокск Московской области" исключен из Государственного реестра уставов муниципальных образований Московской области.

В 2004 г. бюджет поселка Приокск не был принят.

При таких обстоятельствах суд правильно исходил из того, что поскольку фактически муниципальное образование в установленном законом порядке на территории поселка Приокск создано не было, то правовые акты об объединении поселка Приокск и города Ступино следует расценивать как действия по изменению административно-территориального устройства, для чего не требовалось проведения референдума и досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов и главы поселка Приокск.

Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что граждане, проживающие в бывшем поселке Приокск, могут осуществлять свои права на местное самоуправление, а также право избирать и быть избранным, предусмотренные законом, на территории муниципального образования "Ступинский район Московской области", в то время как в поселке Приокск они его реализовать не могли.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил закон, подлежащий применению. Закон Московской области "О поселке Приокск" не регулирует вопрос объединения или слияния муниципальных образований, а, как установил суд, юридически закрепил фактическое отсутствие "муниципального образования "поселок Приокск", поэтому положения Закона Московской области "О порядке образования, объединения и преобразования и упразднения муниципальных образований Московской области" не подлежали применению в данном деле.

Отказывая в удовлетворении заявления С.Г. Хализовой, суд правильно учел, что поселок Приокск с момента его возникновения территориально располагался в центральной части города Ступино, являясь, согласно генеральному плану этого города, микрорайоном "Б" районного центра административно-территориальной единицы "Ступинский район" Московской области и фактически не приобрел статус муниципального образования, а в силу положений абзаца 5 части 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" поселок Приокск, как находящийся в пределах городской черты города Ступино, подлежал бы упразднению законом Московской области не позднее 1 марта 2005 г.

Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые правовые нормы противоречат решению Московского областного суда от 28 июля 1999 г. и определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 1999 г. не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, поскольку предмет рассмотрения этих судебных постановлений был другим, иными были обстоятельства и требования законодательства, при которых они принимались.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Московского областного суда от 29 апреля 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Г. Хализовой - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 4-Г05-17


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.