Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2005 г. N 44-Г05-17 Суд признал незаконным постановление избирательной комиссии субъекта РФ о формировании городской избирательной комиссии, указав, что формирование городской избирательной комиссии должно осуществляться представительным органом местного самоуправления

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2005 г. N 44-Г05-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Пермской городской Думы о признании незаконным Постановления Пермской областной избирательной комиссии от 08.02.2005 г. N 03/01 "О формировании Пермской городской избирательной комиссии"

по кассационной жалобе Пермской областной избирательной комиссии на решение Пермского областного суда от 24 марта 2005 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя Пермской областной Думы и Пермской городской избирательной комиссии Г.Д.Б. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Пермская городская Дума обратилась в суд с заявлением о признании незаконным указанного Постановления, ссылаясь на то, что согласно положению о Пермской городской избирательной комиссии, утвержденному Решением Пермской городской Думы от 20.06.2000 г. N 71 "Об утверждении Положения о Пермской городской избирательной комиссии", Пермская городская комиссия является избирательной комиссией муниципального образования город Пермь. В соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, формирование Пермской городской избирательной комиссии должно осуществляться представительным органом местного самоуправления - Пермской городской Думой. В соответствии с п. 1 ст. 6 Положения о Пермской городской избирательной комиссии срок полномочий Пермской городской избирательной комиссии составляет пять лет и истекает в августе 2005 года. Таким образом, п. 7 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ, а равно п. 6 ст. 13 Закона Пермской области "О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области" применению не подлежит и Пермская областная избирательная комиссия не имеет установленных законом полномочий по формированию Пермской городской избирательной комиссии.

Кроме того, в нарушении требований п. 12 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 13 ст. 12 Закона Пермской области N 766-149 "О Пермской областной избирательной комиссии" Пермская городская Дума, городская избирательная комиссия о времени и месте заседания Пермской областной избирательной комиссии не извещались и на заседание не приглашались.

Решением Пермского областного суда от 24 марта 2005 года постановлено: признать незаконным Постановление Пермской областной избирательной комиссии от 08.02.2005 г. N 03/01 "О формировании Пермской городской избирательной комиссии".

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения материального закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Положения о Пермской городской избирательной комиссии, утвержденного решением Пермской городской Думы от 20.06.2000 г. N 71, Пермская избирательная комиссия является постоянно действующим муниципальным органом.

Согласно п.п. 7-9 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, формирование городской избирательной комиссии должно осуществляться представительным органом местного самоуправления, в данном случае - Пермской городской Думой.

Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением указанных в пункте 1 ст. 85 настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, но не более пяти лет со дня их формирования.

Судом установлено, что решением Пермской городской Думы от 10.08.2000 г. N 86 в п. 4 ст. 40 Устава города Перми были внесены изменения, согласно которым срок полномочий депутатов Пермской городской Думы был установлен в пять лет.

Решение Пермской городской Думы от 10.08.2000 г. было опубликовано в газете "Пермский новости" N 32 от 11.08.2000 г., затем - в газете "Вечерняя Пермь" N 50 от 07.09.2000 г.

Решением Пермской городской Думы от 11.08.2000 г. N 87 был сформирован состав Пермской городской избирательной комиссии, первое заседание которой состоялось 16.08.2000 г., названная комиссия осуществила подготовку и проведение выборов представительного органа местного самоуправления - Пермской городской Думы третьего созыва. Выборы состоялись 03.12.2000 г., депутаты Пермской городской Думы третьего созыва были избраны сроком на пять лет.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 89"


В соответствии с п. 12 ст. 23 Федерального закона от 19.09.1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действовавшего на период формирования состава Пермской городской избирательной комиссии 10.08.2000 г., срок полномочий территориальной избирательной комиссии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в которой осуществляет территориальная избирательная комиссия.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что срок полномочий действующей Пермской городской избирательной комиссии истекает в августе 2005 года, сделан правильно, а постановление Пермской областной избирательной комиссии от 08.02.2005 г. N 03/01 "О формировании Пермской городской избирательной комиссии" признано незаконным обоснованно, поскольку Пермская областная избирательная комиссия не имела полномочий, указанных в нормах п. 7 ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ и п. 6 ст. 13 Закона Пермской области от 15.07.2003 года N 862-164 "О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области" по формированию Пермской городской избирательной комиссии.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Вывод суда о том, что решение Пермской городской Думы от 10.08.2000 г. было официально опубликовано, является обоснованным, так как газета "Пермские Новости" является областным печатным органом - средством массовой информации, имеет определенный тираж издания.

Более того, избирательная комиссия города сформирована, осуществила подготовку и проведение выборов депутатов городской Думы на срок 5 лет. Срок полномочий городской Думы этого созыва не оспаривается. Таким образом, срок полномочий Пермской городской избирательной комиссии также составляет 5 лет и истекает в августе 2005 года.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения не имеется.

Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которым дана надлежащая правовая оценка и последнюю, как отмечено выше, судебная коллегия считает правильной.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Пермского областного суда от 24 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Пермской областной избирательной комиссии - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2005 г. N 44-Г05-17


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.