Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 49-Г05-61 Установление исполнительным органом субъекта РФ дополнительных условий выдачи удостоверения ветерана труда, а именно достижение пенсионного возраста, противоречит федеральному законодательству и ограничивает права заявителя

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 27 июля 2005 г. N 49-Г05-61


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ф.В.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Положения о порядке выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил",

по кассационным жалобам Правительства Республики Башкортостан и Министерства труда и социальной защиты населения РБ на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2005 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.В.А., объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан С.В.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" утверждено Положение о порядке выдачи удостоверения ветерана труда (далее Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что лицам, указанным в п. 1 настоящего Положения, удостоверение ветерана труда выдается после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а получающим пенсию по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), удостоверение ветерана труда выдается при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ф.В.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного положения, поскольку п. 3 Положения содержит условие, при наличии которого может быть выдано удостоверение ветерана труда, а именно: достижение лицом возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Заявитель считает, что эта норма противоречит Федеральному закон}'# "О ветеранах", Закону Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил", которые таких ограничений не содержат и нарушает его права, поскольку он является ветераном труда, получает пенсию по выслуге лет хотя пенсионного возраста не достиг, в связи, с чем ему отказано в выдаче удовлетворения.

Представители Правительства Республики Башкортостан Л.А.В., Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Т.А.А. и К.И.Б. возражали против удовлетворения заявления.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2005 года п. 3 Положения признан противоречащим Федеральному закону "О ветеранах" и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Правительство Республики Башкортостан и Министерство труда и социальной защиты населения РБ подали кассационные жалобы, в которые просят решение отменить и направить на новое рассмотрение. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, дат# ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другом)# нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает этот акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое положение противоречит ФЗ "О ветеранах", чем нарушает права заявителя.

При этом суд обоснованно исходил из следующего.

В силу ч. 2 ст. ]1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 1 статьи 11 названного Закона


Согласно ст. 7 приведенного выше Федерального закона ветеранами труда являются лица;

1. имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2. награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Статьей 7 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 (с изменениями и дополнениями) определены те же условия для признания ветеранами труда, что и приведенным Федеральным законом.

При этом указанными законами получение удостоверения ветерана груда не ставится в зависимость от достижения им пенсионного возраста. Суд правильно признал, что установление п. 3 постановления Правительства иных, дополнительных условий выдачи удостоверения противоречит как федеральному закону "О ветеранах", так и закону РБ и ограничивает права заявителя.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что поскольку ч. 5 ст. 22 Закона РБ "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" предусмотрена возможность предоставления ветеранам мер социальной поддержки только по достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то и удостоверение ветерана должно выдаваться не ранее достижения им пенсионного возраста, судом правильно признаны необоснованными.

В соответствии с федеральным законом "О ветеранах" лицо, подпадающее под перечень, установленный ст. 7 указанного закона, является ветераном без всяких условий.

То обстоятельство, что право на пользование мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 22 Закона РБ от 13 октября 1994 года N ВС-25/38, возникает у ветерана труда только с момента достижения им пенсионного возраста, не может являться основанием для отказа в выдаче ему удостоверения. Кроме того, республиканское законодательство может установить для ветеранов труда иные льготы и преимущества, которые не перечислены в ст. 22 закона РБ, реализовать которые ветеран труда вправе на основании удостоверения.

Так, согласно ст. 3 Закона РБ "О транспортном налоге" от 27 ноября 2002 года N 365-з ветераны труда освобождаются от уплаты транспортного налога. Однако воспользоваться этим правом заявитель сможет только по предъявлении удостоверения ветерана труда, (ст. 32 закона РБ).

Также обоснованно суд не согласился с доводами представителя Правительства Республики Башкортостан о том, что права и свободы заявителя оспоренным пунктом Положения не нарушаются, поскольку судом установлено, что заявитель награжден медалью "За отличие в охране общественного порядка", ему назначена пенсия за выслугу лет, но в выдаче удостоверения ветерана труда ему отказано на основании оспариваемого п. 3 Положения.

Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, по существу сводятся к нарушению норм материального права, проверялись судом и по основаниям, изложенным в решении, правильно признаны несостоятельными.

Нарушений норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2005 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства РБ, Министерства труда и социальной защиты населения - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 49-Г05-61


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.