Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N КАС05-290 Суд признал решение Верховного Суда РФ соответствующим закону, поскольку оспоренные положения нормативного правового акта не противоречат требованиям федерального закона и не возлагают на заявителя обязанности по указанию в заявлении о регистрации юридического лица сведений о всех акционерах, которыми он на момент регистрации не располагает

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 5 июля 2005 г. N КАС05-290


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2005 г. гражданское дело по заявлению ОАО "Брянскэнерго" о признании недействующими пунктов 4 и 15 части 3 "Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ по кассационной жалобе ОАО "Брянскэнерго" на решение Верховного Суда РФ от 12 мая 2005 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителей ОАО "Брянскэнерго" О.Э.В. и П.А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Федеральной налоговой службы Б.Л.А. и З.Н.А. возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 года N СА-3-09/16@ утверждены "Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица".

ОАО "Брянскэнерго" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пунктов 4 и 15 части 3 указанных Методических разъяснений, сославшись на то, что оспоренные положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального закона и возлагают на юридические лица (в том числе и на заявителя) не предусмотренную законом обязанность по указанию некоторых сведений относительно юридического лица.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ОАО "Брянскэнерго" ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на то, что суд обязан был проверять оспоренный акт на соответствие его федеральному закону, а не постановлению Правительства РФ. Кроме того, в кассационной жалобе утверждается, что суд пришел к ошибочному мнению и о соответствии оспоренных разъяснений постановлению правительства# РФ от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Проверив материалы дела, обсуди доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Оспоренные положения Методических разъяснений приняты во исполнение пункта 4 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 (приведенного выше).

Пунктом 4 части 3 этих Методических разъяснений предусмотрено, что в пунктах 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной Правительством РФ формы заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, указывается количество участников юридического лица, соответственно, юридических и физических лиц; сведения об участниках юридического лица - юридических и физических лицах указываются соответственно в листах А и Б заявления; при заполнении указанного раздела необходимо принимать во внимание положения, содержащиеся в пункте 4 части 2 настоящих разъяснений.

Пунктом 15 части 3 этих же Методических разъяснений предусмотрено, что порядок заполнения листов А, Б и В заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, аналогичен порядку заполнения листов А, Б и В заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, приведенному в части 2 настоящих Методических разъяснений.

Именно в пунктах 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года формы N Р 120012, страница 02 заявления о государственной регистрации юридического лица предусмотрено требование об указании количества участников юридического лица и сведений об участниках юридического лица, а также уточняется, что сведения об участниках (юридических лицах) должны указываться в листе А, а в отношении физических лиц - в листе Б.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "формы N Р 120012" следует читать: "формы N Р 12001"


Указание в пункте 4.2 Методических разъяснений о том, что при представлении заявления о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива в сведениях об учредителях указываются данные всех учредителей юридического лица также корреспондируют положения пунктов 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной Правительством РФ формы (приведенной выше) при том, что в пункте 4.1. Методических разъяснений указывается об исключении из формы, утвержденной Правительством РФ, заключающемся в том что при представлении заявления о государственной регистрации хозяйственных товариществ в сведениях об учредителях указываются данные только о полных товариществах.

Полностью соответствует содержанию постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 и положение пункта 15 части 3 Методических разъяснений.

Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренные положения разъяснений якобы предписывают указывать при подаче заявления о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, все сведения, необходимые к указанию и при регистрации юридического лица, вновь создаваемого, в том числе и такие сведения, которые на данной стадии вообще отсутствуют - Кассационная коллегия считает надуманным, ни на чем не основанным.

В случае возникновения конкретного спора относительно объема необходимой к указанию информации заявитель не лишен возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Сами же оспоренные пункты 4 и 15 части 3 Методических разъяснений не содержат предписания об объеме сведений, которые заявитель обязан представлять при решении вопроса о регистрации юридического лица.

При таких обстоятельствах необоснованным является утверждение в кассационной жалобе об ошибочности вывода Верховного Суда РФ о соответствии оспоренных пунктов Методических указаний постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года.

Никаких иных требований к порядку оформления документов, помимо предусмотренных приведенным нормативным правовым актом Правительства РФ, оспоренные заявителем пункты Методических разъяснений не содержат.

С учетом изложенного несостоятельно и утверждение в кассационной жалобе о том, что в Методических разъяснениях якобы содержится требование о предоставлении таких сведений, которыми сами заявителе# не располагают.

В кассационной жалобе указывается на ошибочность позиции суда первой инстанции, выразившейся в том, что суд уклонился от проверки оспоренных положений Методических разъяснений на соответствие их нормам федерального закона.

Однако Кассационная коллегия считает такую позицию Верховного Суда РФ правомерной.

Полномочиями по утверждению форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц Правительство РФ было наделено законодателем (Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В силу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в постановлении от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации, дела о признании недействующими нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых во исполнение полномочия, возложенного непосредственно федеральным законом, не подлежат разрешению Верховным Судом РФ.

Поэтому Верховный Суд РФ пришел к обоснованному выводу о том, что он (Верховный Суд РФ) не вправе входить в обсуждение вопроса о соответствии такого нормативного правового акта Правительства РФ федеральному закону. Такое дело подлежит рассмотрению не в гражданском, а в конституционном порядке.

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:

решение Верховного Суда РФ от 12 мая 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Брянскэнерго" - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N КАС05-290


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.