Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. N 30-Г06-3 Поскольку суд при назначении даты выборов должностного лица органа местного самоуправления в своем решении не указал на то, что явилось основанием для назначения даты выборов, избирательную комиссию, которая должна ее назначить, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов, то решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. N 30-Г06-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 24 мая 2006 г. дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения выборов главы города Черкесска по кассационному представлению прокурора КЧР, кассационным жалобам Президента Карачаево-Черкесской Республики и председателя муниципальной избирательной комиссии Черкесского городского округа на решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 7 марта 2006 г., которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации С., объяснения представителей Президента КЧР К., К., председателя избирательной комиссии КЧР Г., представителя Думы муниципального образования г. Черкесска Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда необоснованным, в связи с чем подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан и установлении в связи с этим порядка назначения выборов должностного лица местного самоуправления - главы города Черкесска.

Свое заявление обосновал следующим: решением территориальной избирательной комиссии Черкесского городского муниципального образования N 78 от 25 декабря 2000 г. "О результатах повторного голосования по выборам главы города Черкесска" было признано избрание главой г. Черкесска Я. сроком на 4 года.

Решением Совета депутатов Черкесского городского муниципального образования N 84 от 21 октября 2004 г. срок полномочий главы г. Черкесска Я. был продлен до 30 сентября 2005 года.

Решением Черкесского городского суда от 18 августа 2005 г. данное решение Совета признано незаконным.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 6 сентября 2005 г. данное решение оставлено без изменения.

Определением Черкесского городского суда от 12 сентября 2005 г. разъяснено, что в соответствии с решением Черкесского городского суда от 18 августа 2005 г. (по данному гражданскому делу) с момента вступления этого решения в законную силу (то есть с 6 сентября 2005 г.) Я. не может исполнять полномочия главы (мэра) города Черкесска, продленные незаконным решением Совета депутатов города Черкесска N 84 от 21 октября 2004 г.

До вынесения указанных судебных постановлений, а также до истечения срока полномочий главы г. Черкесска решением Совета депутатов Черкесского городского округа N 45 от 12 июля 2005 г. "О назначении даты выборов главы (мэра) г. Черкесска и дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Черкесского городского округа" была назначена дата выборов главы (мэра) г. Черкесска на 25 сентября 2005 г.

Решением Черкесского городского суда от 19 августа 2005 г. данное решение Совета депутатов Черкесского городского округа признано незаконным.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 6 сентября 2005 г. данное решение оставлено без изменения и до настоящего времени дата выборов главы г. Черкесска не назначена.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) выборы должностных лиц (главы) органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 данного Федерального Закона, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы или если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным Законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Сославшись на указанные обстоятельства, руководствуясь тем, что в результате не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования города Черкесска, избирать и быть избранными на должность главы г. Черкесска, прокурор КЧР и просил суд установить порядок назначения выборов главы г. Черкесска.

В судебном заседании прокурор прокуратуры КЧР М. заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и показала, что, прокурором КЧР сам порядок назначения выборов не предлагается, так как этот порядок определяется судом. Возможные варианты порядка назначения выборов имеются, и законодатель предоставляет суду право выбрать вариант и определить порядок.

Представитель муниципальной избирательной комиссии Черкесского городского округа Ш. с заявлением прокурора КЧР согласился, уточнив, что должны выбирать главу муниципального образования. Кроме того, пояснил, что принятое 31 декабря 2005 г. решение муниципальной избирательной комиссии о назначении даты выборов главы г. Черкесска на 12 марта 2006 г. решением Черкесского городского суда признано незаконным.

Представитель муниципальной избирательной комиссии Черкесского городского округа - председатель комиссии Л. пояснил, что поддерживает заявление прокурора КЧР по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации г. Черкесска Ю. с заявлением прокурора о необходимости назначения выборов главы г. Черкесска согласилась, но не по тем основаниям, которые указал прокурор в судебном заседании.

Представитель Совета депутатов Черкесского городского округа К. поддержала позицию, изложенную представителем администрации г. Черкесска и пояснила, что проведение выборов в соответствии с уставом г. Черкесска от 16 декабря 1997 г. невозможно, так как произошли изменения в законодательстве. По данному уставу глава г. Черкесска совмещает три должности: главы г. Черкесска, главы администрации г. Черкесска и председателя Совета депутатов Черкесского муниципального образования, тогда как по новому законодательству он не может совмещать несколько должностей. Избиратели и кандидаты должны знать, кого выбирают и с каким объемом полномочий.

Представитель избирательной комиссии КЧР - председатель комиссии Г. с заявлением прокурора КЧР согласился и пояснил, что выборы должны быть назначены и отсутствие нового Устава не может быть основанием для отказа в назначении выборов. Основания для назначения выборов указаны в п. 5 ст. 3 Федерального закона N 138 и п. 9 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ. Срок назначения выборов нельзя назначать в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ, так как следует согласиться с позицией прокурора в суде, что полномочия главы г. Черкесска прекращены досрочно и потому выборы следует назначить с учетом п. 4 ст.  10 указанного ФЗ. Выбор избирательной комиссии, которая должна назначить выборы, зависит от усмотрения суда, а содействовать проведению выборов должна исполнительная власть, но не Президент КЧР, как просит прокурор. Суд может также возложить на Республиканскую избирательную комиссию сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов. Срок полномочий главы г. Черкесска по уставу 5 лет, поэтому и следует указать этот срок. Выборное должностное лицо - это глава муниципального образования Черкесского городского округа, так как городу Черкесску присвоен такой статус.

Представитель Народного собрания (Парламента) КЧР У. поддержал заявление прокурора КЧР и мнение председателя Республиканской избирательной комиссии и пояснил, что представительный орган муниципального образования г. Черкесска должен был своевременно принять Устав и назначить выборы. Но они этого не сделали. Черкесский городской округ не вновь образованное муниципальное образование, поэтому Закон КЧР не был принят.

Представитель Президента КЧР К. с заявлением прокурора КЧР и доводами согласилась и пояснила, что основания для назначения выборов главы г. Черкесска судом имеются, так как дата выборов уполномоченными органами не назначена, тогда как срок полномочий главы г. Черкесска истек 24 декабря 2004 г., не реализуются избирательные права граждан. Прекращение исполнения полномочий главы с 6 сентября 2005 г, нельзя считать досрочным прекращением, но норма п. 4 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ может быть применена. В связи с чем в соответствии с Федеральным законом N 138-ФЗ вопрос должен решаться в судебном порядке.

Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 7 марта 2006 г. требование, заявленное прокурором, удовлетворено.

Одновременно суд установил следующий порядок назначения выборов главы города Черкесска:

обязать представительный орган муниципального образования города Черкесска - Совет депутатов муниципального образования города Черкесска не позднее месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу привести Устав муниципального образования города Черкесска от 19 января 2006 г. в соответствие с федеральным и региональным законодательством и направить его для государственной регистрации в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу.

Обязать представительный орган муниципального образования города Черкесска - Совет депутатов муниципального образования города Черкесска не позднее десятидневного срока после государственной регистрации Устава направить Устав муниципального образования города Черкесска для официального опубликования (обнародования) в средства массовой информации.

Обязать представительный орган муниципального образования города Черкесска после вступления Устава муниципального образования города Черкесска в силу назначить дату выборов главы муниципального образования города Черкесска в соответствии с порядком и сроками, установленными Уставом муниципального образования города Черкесска и федеральным законодательством".

Указанное решение суд привел к немедленному исполнению.

В кассационном представлении прокурора КЧР ставится вопрос об отмене решения суда, которым фактически не определен порядок назначения выборов главы города Черкесска, и вынесении нового решения.

Аналогичные просьбы содержатся и в кассационных жалобах Президента КЧР и республиканской избирательной комиссии.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора и указанных кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального Закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее Федеральный закон N 138-ФЗ) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со ст. 23 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным Законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального Закона N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по тому основанию, что выборы депутатов органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным Законом N 67-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Черкесского городского муниципального образования N 78 от 25 декабря 2000 г. главой г. Черкесска сроком на 4 года был избран Я. Также установлено, что 24 декабря 2004 г. истек срок его полномочий. До истечения срока его полномочий решением Совета депутатов Черкесского муниципального образования N 84 от 21 октября 2004 г. был продлен срок полномочий главы г. Черкесска Я. Однако решением Черкесского городского суда от 18 августа 2005 г. данное решение Совета признано незаконным (л.д. 9-13). Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 6 сентября 2005 г. решение суда оставлено без изменения (л.д. 14-18).

Анализируя сложившуюся ситуацию, суд правильно отметил, что дата проведения выборов главы города Черкесска в установленном законом порядке не назначена, тем самым не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования - города Черкесска, избирать главу города Черкесска и быть избранными на должность главы города Черкесска, что является основанием для назначения выборов главы города Черкесска решением суда общей юрисдикции в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 138 от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Как следует из мотивировочной части решения, суд не только согласился с доводами прокурора КЧР, изложенными в его заявлении, но и указал, что в этой связи избирательные права граждан подлежат защите, так как в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Вместе с тем, возможность и правовую необходимость защиты указанных избирательных прав граждан суд поставил в зависимость от того, принят или нет устав муниципального образования города Черкесска.

Правильно указывая на то обстоятельство, что в силу закона под нарушением понимается ситуация, когда представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав данного муниципального образования, суд оставил без внимания иные нарушения, дающие основания суду общей юрисдикции для принятия соответствующего решения.

В силу подпункта 1 ст. 1 Федерального закона РФ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из бранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.06.98 г. N 85-ФЗ, от 21.07.05 г. N 93-ФЗ, от 02.02.06 г. N 19-ФЗ) под нарушениями конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления понимаются также случаи: истечение установленных сроков полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; выборы должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленный срок.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г, N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 93-ФЗ).

Таким образом, установив случаи указанных нарушений, суд уклонился от выполнения предусмотренных законом действий, т.е. принятия надлежащего решения.

В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ N 138-Ф3 под этим понимается решение суда, содержащее указание на то, что явилось основанием для назначения даты выборов, избирательная комиссия, которая должна ее назначить, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов. Данное решение также должно содержать ссылку на нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 настоящей статьи (ст. 3 ФЗ N 138-ФЗ) будут проводиться выборы. В случае принятия решения в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать должностное лицо местного самоуправления и быть избранными должностным лицом местного самоуправления, в решении суда должно быть указано наименование выборной должности местного самоуправления, и срок полномочий лица, замещающего эту должность, определяемый в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Кроме этого, суд в решении должен указать орган местного самоуправления или главу муниципального образования либо в соответствии с уставом иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ограничившись возложением на муниципальное образование города Черкесска обязанности по приведению устава от 19.01.2006 г. в соответствие с требованиями регионального и федерального законодательства, суд, тем самым, не только превысил свои полномочия, но фактически не выполнил возложенной на него задачи по обеспечению должной защиты нарушенных прав избирателей - жителей г. Черкесска.

Таким образом, заявленное прокурором КЧР требование о назначении выборов главы г. Черкесска оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда в кассационном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Следовательно, решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики по данному делу, основанное на неправильном применении норм материального права (Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 7 марта 2006 г. - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. N 30-Г06-3


Текст определения опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2006 г., N 7


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.