Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 53-Г06-6 Установление размера субсидий педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений лишь в пределах социальной нормы противоречит федеральному законодательству об образовании, в силу которой педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 53-Г06-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета Администрации Красноярского края об отмене решения Красноярского краевого суда от 20 февраля 2006 года, которым постановлено:

заявление прокурора Красноярского края удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункт 1 статьи 6 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в части распространения его на педагогических работников "краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений".

В удовлетворении требований К., К. и Н. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия подпункт "а" пункта 1 статьи 6 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в части слов "в пределах социальной нормы, установленной законом Края", и подпункт "б" пункта 1 статьи 6 названного Закона края в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления", отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения Х., М. - представителей К., возражавших против отмены решения, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации С., полагавшего решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

Статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно пункту 1 названной нормы Закона педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:

а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;

б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки, твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Пункт 2 данной статьи гласит, что специалистам государственной ветеринарной службы Красноярского края (кроме работающих и проживающих в краевых городах), для которых учреждения ветеринарной службы являются основным местом работы, а также пенсионерам из числа специалистов государственной ветеринарной службы Красноярского края, которые проработали в сельских населенных пунктах не менее 10 лет и проживают там, предоставляются субсидии, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.

Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании несоответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункт 1 названной нормы в части слов "педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений".

В обоснование заявления прокурор указал, что установление размера субсидий педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений лишь в пределах социальной нормы противоречит статье 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", в силу которой педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

К., К. и Н. обратились в суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 6 Закона Красноярского края в части слов "в пределах социальной нормы, установленной законом края" и "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления", сославшись на нарушение их права как педагогических работников, проживающих в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, гарантированного Законом Российской Федерации "Об образовании".

Красноярским краевым судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Совет Администрации Красноярского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены решения.

Согласно абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.

Поэтому законодатель Красноярского края, установив педагогическим работникам в сельской местности субсидии по оплате жилья в пределах социальной нормы и нормативов потребления, по сути лишил названную категорию граждан права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, гарантированного вышеназванным Федеральным законом и тем самым ухудшил их положение, что противоречит статье 153 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не могут быть ухудшены.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству, положенные в основу решения являются законными и обоснованными.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).

Доводы кассационной жалобы о том, что субсидии, установленные Законом Красноярского края носят характер дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (в том числе и для педагогических работников) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, не имеют юридической силы, поскольку из оспариваемых положений такая целевая направленность не просматривается.

Нельзя принять во внимание и суждения Совета Администрации Красноярского края о том, что в действующем законодательстве, в частности в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отсутствует полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений.

Как уже отмечалось, по смыслу статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, а поэтому сохраняется обязанность субъекта Российской Федерации при реализации полномочий по социальной поддержке и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранить минимальный (базовый) уровень жизни, установленный Законом Российской Федерации "Об образовании".

Не могут повлиять на отмену решения и доводы Совета Администрации Красноярского края о том, что мера социальной поддержки, предусмотренная абзацем 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", является расходным обязательством Российской Федерации, в силу чего финансовые средства на ее обеспечение должны предусматриваться ежегодно федеральным законом "О федеральном бюджете на соответствующий финансовый год", а не Законом субъекта Российской Федерации, поскольку характеризуют межбюджетные отношения Российской Федерации и Хабаровского края.

Решение в части отказа в удовлетворении заявлений К., К. и Н. заинтересованными лицами не оспаривается.

Доводы суда первой инстанции в этой части решения, Судебная коллегия находит обоснованными, а решение - законным.

Исходя из того, что пункт 1 статьи 6 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в части слов "а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления" распространяется не только на педагогических работников, но на другие категории граждан, суд правильно отказал заявителям в удовлетворении их заявления".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета Администрации Красноярского края - без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с выводом нижестоящей инстанции, которая признала противоречащими федеральному законодательству положения закона субъекта РФ в части установления для педагогических работников в сельской местности субсидий по оплате жилья в пределах социальной нормы и нормативов потребления.

Отмечается, что согласно абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Это право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено. Однако законодатель субъекта РФ, установив право педагогических работников в сельской местности на субсидии по оплате жилья в пределах социальной нормы и нормативов потребления, по сути, лишил названную категорию граждан права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, гарантированного Законом об образовании, и тем самым ухудшил их положение, что противоречит ст. 153 Федерального закона о монетизации льгот, по смыслу которой при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не могут быть ухудшены. При этом Судебная коллегия подчеркнула, что, тот факт, что мера социальной поддержки, предусмотренная Закона об образовании, является расходным обязательством РФ, в силу чего финансовые средства на ее обеспечение должны предусматриваться ежегодно в федеральном бюджете, а не законом субъекта РФ, не может повлиять на отмену состоявшегося решения, поскольку он характеризует межбюджетные отношения РФ и ее субъекта.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 53-Г06-6


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.