Решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2006 г. N ГКПИ06-87 ЦИК России правомерно признала дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по избирательному округу состоявшимися и действительными, поскольку при проведении голосования и определении его итогов не были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результат волеизъявления избирателей

Решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2006 г. N ГКПИ06-87


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 164/1086-4 "Об установлении результатов дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область", установил:

25 декабря 2005 г. проведены дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 29 декабря 2005 г. N 164/1086-4 "Об установлении результатов дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область" указанные выборы признаны состоявшимися и действительными.

Установлено, что депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область, избран Е.

Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене решения о результатах выборов, в котором на основании п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" просила отменить решение ЦИК России, выраженное в оспариваемом постановлении от 29 декабря 2005 г. N 164/1086-4.

В заявлении указано, что в ходе проведения избирательной кампании она была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область.

Решением Челябинского областного суда от 8 декабря 2005 г. ее регистрация в качестве кандидата в депутаты была отменена. На это решение суда ею в установленный законом срок (13 декабря 2005 г.) была подана кассационная жалоба, которая на день проведения голосования не была рассмотрена в связи с чем решение суда первой инстанции в законную силу не вступило и к исполнению обращено быть не могло. Однако в нарушение закона Челябинский областной суд признал решение от 8 декабря 2005 г. вступившим в законную силу и выдал исполнительный лист, на основании которого ее фамилия была вычеркнута из избирательных бюллетеней.

В заявлении Г. также ссылается на то, что решение об отмене ее регистрации было вынесено Челябинским областным судом с нарушением правил о подсудности, установленных законом.

При ее незаконном отстранении на заключительном этапе от участия в выборах волеизъявление избирателей нельзя признать достоверным, а нарушенное избирательное право быть избранной в органы государственной власти может быть восстановлено только путем отмены решения о результатах выборов.

Представляющий интересы Г. Я. поддержал в судебном заседании доводы ее заявления и просил о его удовлетворении.

Представители ЦИК России К. и В. заявление Г. не признали и пояснили, что оспариваемое постановление принято на основании протокола N 1, представленного окружной избирательной комиссией по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область. Нарушений, предусмотренных п. 2 ст. 85 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и являющихся основаниями для признания результатов выборов недействительными, в ходе голосования и определения их итогов установлено не было.

Исключение фамилии Г. из избирательных бюллетеней было произведено в соответствии с п. 15 ст. 75 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на основании решения Челябинского областного суда от 8 декабря 2005 г., вступившего в законную силу 14 декабря 2005 г.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., просившей отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит заявление Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 3 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

При рассмотрении дела судом не установлено нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей и являются основанием для отмены постановления ЦИК России от 29 декабря 2005 г. N 164/1086-4 "Об установлении результатов дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область" (далее - Постановление).

Согласно п. 2 ст. 85 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает недействительными выборы по одномандатному избирательному округу в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемое Постановление принято на основании протокола N 1 окружной избирательной комиссии по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область.

Поскольку никаких ошибок, несоответствий в указанном протоколе не было выявлено и не установлено, что при проведении голосования и определении его итогов были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результат волеизъявления избирателей, ЦИК России правомерно признала дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по данному избирательному округу состоявшимися и действительными.

С доводом заявительницы о том, что оспариваемое Постановление подлежит отмене ввиду незаконности решения Челябинского областного суда от 8 декабря 2005 г. об отмене ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу N 183, Челябинская область, суд согласиться не может.

По сообщению Челябинского областного суда от 2 марта 2006 г., указанное решение в кассационном порядке не обжаловалось.

В подтверждение данного обстоятельства представлена надлежащим образом заверенная копия решения с отметкой о вступлении его в законную силу 14 декабря 2005 г., к которой приложены копии материалов служебного расследования, проведенного управлением Федеральной почтовой связи Челябинской области и прокуратурой Челябинской области.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При несогласии с решением Челябинского областного суда от 8 декабря 2005 г. Г. вправе обжаловать его в установленном ГПК РФ порядке в вышестоящий суд, в том числе ссылаясь на подачу в установленный срок кассационной жалобы.

Разрешая настоящее дело по первой инстанции, Верховный Суд Российской Федерации не имеет процессуальных полномочий проверять законность названного решения, а также определять иную, чем указано в решении, дату вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

Г. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятии решения судом в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2006 г. N ГКПИ06-87


Текст решения официально опубликован не был



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.