Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2006 г. N 47-13-06 О рекомендациях по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2006 г. N 47-13-06


В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение Федеральной таможенной службы по поводу практики применения частей 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушения валютного законодательства, и о правомерности позиции Росфиннадзора по данному вопросу.

Мнение Росфиннадзора о невозможности привлечения к административной ответственности по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ в случаях, если на момент составления протокола или вынесения постановления валютная выручка была полностью зачислена резидентом на счет в уполномоченном банке, либо если денежные средства, уплаченные резидентом нерезиденту, были возвращены в полном объеме, не основана на требованиях закона.

В соответствии с положениями статей 1.6, 1.7, 28.1 - 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть принято немедленно по месту его совершения или выявления при обнаружении события или признаков состава административного правонарушения.

В частности, применительно к правонарушениям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, основанием для возбуждения дел могут быть, в том числе, и обстоятельства, изложенные в письме ФТС России.

Диспозиция ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ однозначно трактуется как невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению валютной выручки. Аналогичным образом построена и диспозиция ч. 5 ст. 15.25 Кодекса.

Выполнение виновным лицом в дальнейшем (после возбуждения дела об административном правонарушении) неисполненных к установленному сроку обязанностей не является основанием для прекращения дела (статьи 24.5, 29.9, 30.7 КоАП РФ).

Основания для прекращения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, изложенные в представленном ФТС России письме Росфиннадзора от 10.03.2006, не соответствуют указанным выше требованиям законодательства об административных правонарушениях.

Поскольку законодательство об административных правонарушениях не предусматривает в качестве оснований прекращения производства по делу такой фактор как изменение обстановки (в данном случае - поступление платежа с нарушением срока), правоприменительный орган обязан выносить решение о наказании в рамках той санкции, которая установлена в частях 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Складывающаяся арбитражная практика применения названной нормы исходит из того, что резидент не подлежит административной ответственности лишь в случаях, когда им предпринимались реальные меры по обеспечению соблюдения установленного срока.

Таким образом, дела данной категории должны возбуждаться при обнаружении события правонарушения и в дальнейшем могут быть прекращены за отсутствием в каждом конкретном случае состава административного правонарушения.

Отнесение того или иного правонарушения к длящемуся, как это следует из концепции и общих положений КоАП РФ, является компетенцией правоприменителя. При этом он должен руководствоваться диспозицией конкретной статьи Особенной части Кодекса, определяющей признаки состава правонарушения, и, учитывая бланкетный характер большинства статей, правовыми нормами соответствующего законодательства, регулирующего правоотношения в конкретных сферах деятельности.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств. Поэтому в указанных случаях правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности, независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола.

Сказанное подтверждает, как правильно отмечено в письме ФТС России, п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного повешения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Пунктом 14 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 определено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением.

Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, как устанавливающие ответственность за нарушения срока исполнения определенной обязанности, нельзя отнести к длящимся.

В связи с тем, что адресованное Федеральной таможенной службе письмо Росфиннадзора носит рекомендательный характер и не является нормативно-правовым актом, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют.


Начальник Главного управления

по надзору за процессуальной деятельностью

органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции

А.П. Кизлык


Разъяснен порядок привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению или возврату в РФ валютной выручки).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть принято немедленно по месту его совершения (выявления) при обнаружении события или признаков состава указанного административного правонарушения. Выполнение виновным лицом в дальнейшем (после возбуждения дела об административном правонарушении) неисполненных к установленному сроку обязанностей не является основанием для прекращения дела. Поскольку законодательство об административных правонарушениях не предусматривает в качестве оснований прекращения производства по делу такой фактор как изменение обстановки (в частности, поступление платежа с нарушением срока), правоприменительный орган обязан выносить решение о наказании в рамках предусмотренных санкций. Резидент не подлежит административной ответственности лишь в случаях, когда им предпринимались реальные меры по обеспечению соблюдения установленного срока.

Поскольку ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств, правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола. При этом следует иметь в виду, что указанные правонарушения не относятся к категории длящихся, поскольку в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 длящимся признается правонарушение, выражающееся в непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением.

Таким образом, даже в тех случаях, когда на момент составления протокола или вынесения постановления валютная выручка полностью зачислена резидентом на счет в уполномоченном банке, либо денежные средства, уплаченные резидентом нерезиденту, возвращены в полном объеме, оснований для отказа в возбуждении дела (прекращения дела) нет.


Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2006 г. N 47-13-06


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение