Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 20-Г06-2 Оспариваемый закон субъекта РФ признан соответствующим федеральному законодательству, поскольку им не нарушаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной защиты, а в бюджете субъекта РФ предусмотрены ассигнования на обеспечение жильем названных категорий граждан

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 20-Г06-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Дагестан о признании противоречащим Федеральному законодательству ст. 12 Закона РД "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 г. N 58 в части срока вступления в силу абзацев второго, третьего части 1 статьи 8 указанного Закона, по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Согласно ст. 12 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев второго, третьего части 1 статьи 8 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2006 года.

Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 58  "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части срока вступления в силу абзацев второго, третьего части 1 статьи 8 настоящего Закона, поскольку согласно ст. 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ настоящий Федеральный закон, в том числе внесенные изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 года. Оспариваемый закон не обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Представитель Народного Собрания Республики Дагестан просил суд оставить заявление прокурора без удовлетворения.

Решением Верховного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2006 г. в удовлетворении заявления прокурора Республики Дагестан отказано.

Заместитель прокурора Республики Дагестан подал кассационное представление, в которой просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и обоснованным.

Абзац второй части 1 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 года N 58 устанавливающей дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, идентичный абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и абзац третий, предусматривающий предоставление целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан вступили в силу 1 января 2006 года и с указанного времени соответствуют федеральному законодательству, в частности Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Из изложенного суд сделал вывод, что в настоящее время права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по их социальной защите оспариваемой нормой закона Республики Дагестан не нарушаются.

Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону и не опровергаются доводами кассационного представления, которые аналогичны заявленным в суде первой инстанции.

Утверждение, что в республиканском бюджете на 2005 год на обеспечение жильем указанной категории граждан предусмотрены ассигнования в размере 10 млн. рублей при расчетной потребности 128 млн. 600 тысяч рублей, не дает оснований для отмены решения, поскольку Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2002 г. N 35 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закон Республики Дагестан "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2005 год" не были оспорены в порядке нормоконтроля. Однако суд при рассмотрении данного дела на эти нормативные правовые акты сослался и указал в решении, что на эти цели были предусмотрены средства в сумме 10 млн. руб. из республиканского бюджета Республики Дагестан. В последующем, согласно письму зам. министра финансов Республики Дагестан от 23.01.2006 г. они были распределены по муниципальным образованиям на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Кроме того, Постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 октября 2003 г. N 295, который также не оспорен, было утверждено Положение о порядке выделения из республиканского бюджета Республики Дагестан средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое действовало на протяжении 2005 года, то есть до вступления в силу абзацев второго, третьего части 1 статьи 8 оспариваемого Закона. Таким образом, срок введения в действие указанных норм прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не нарушает. На конкретные случаи нарушения таких прав в заявлении прокурора и кассационном представлении ссылок не содержится.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационного представления убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2006 г. оставить без изменения, а кассационное представление заместителя прокурора Республики Дагестан - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 20-Г06-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.