Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 86-Г06-5 Оснований для признания закона субъекта РФ, предусматривающего решение вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных районов, недействующим нет, поскольку на момент принятия оспариваемого закона органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований не имели ни надлежащей нормативно-правовой базы для формирования бюджетов поселений, ни муниципальной собственности

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 86-Г06-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению главы муниципального образования город Александров о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия закона Владимирской области от 23 ноября 2005 года N 168-03 "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Владимирской области" по кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Александров Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 17 марта 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения главы муниципального образования Р. и его представителя по доверенности З., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей по доверенностям законодательного собрания Владимирской области К. и администрации Владимирской области Л., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательным собранием Владимирской области 23 ноября 2005 г. принят закон Владимирской области N 168-03 "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Владимирской области", который подписан губернатором Владимирской области.

Положениями названного закона в рамках переходного периода (то есть до 1 января 2009 года) предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных районов, установленных статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ, за исключением отнесенных настоящим законом к компетенции органов местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений.

Глава муниципального образования город Александров Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании данного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что город Александров с 1998 года до 2001 года являлся муниципальным образованием, имел органы власти, местный бюджет, муниципальную собственность.

По его мнению Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" от 12 октября 2005 года N 129-ФЗ предусмотрено только решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципального района, а муниципальное образование город Александров не является вновь образованным, то полномочно решать вопросы местного значения в полном объеме.

Поскольку оспариваемый закон лишил муниципальное образование город Александров полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, заявитель просил удовлетворить заявленное требование.

Председатель совета народных депутатов города, администрация Александровского района и законодательное собрание Владимирской области с заявленными требованиями не согласились.

Решением Владимирского областного суда от 17 марта 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования г. Александров Владимирской области просит указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В силу п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 12 октября 2005 года N 129-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которому в переходный период реализации положений Федерального закона N 131-ФЗ (до 1 января 2009 года) субъектам Российской Федерации предоставлено право определить порядок решения вопросов местного значения поселений органами местного самоуправления муниципального района в случае, если имеются объективные проблемы, затрудняющие решение вопросов местного значения органами местного самоуправления поселений (ч. 1.2 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ) и передать решение этих вопросов органам местного самоуправления муниципальных районов (ч. 3 статья 83 Федерального закона N 131-ФЗ).

Во исполнение указанных положений федерального законодательства субъектом Российской Федерации принят оспариваемый закон.

Как усматривается из материалов дела, заявитель основывает свои требования на том, что город Александров не входил в состав района и не имел общих границ с районом.

Однако в ходе судебного заседания установлено, что Законом Владимирской области "О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ" от 16 мая 2005 года N 61-03 вновь образованное муниципальное образование город Александров наделено статусом городского поселения и его территория включена в состав муниципального образования Александровский район.

На время принятия указанного закона области, город Александров не являлся муниципальным образованием, поскольку законом Владимирской области "Об объединений муниципальных образований город Александров, город Карабаново, город Струнино, пос. Балакирево и Александровский район" от 26.12.2001 г. N 149-03 муниципальное образование город

Александров и другие указанные муниципальные образования были присоединены к муниципальному образованию Александровский район с передачей последнему территории, всех прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством. Объединенному муниципальному образованию было установлено наименование "Округ Александров", его границы определены в ранее установленных границах Александровского района.

Названный областной Закона был оспорен в судебном порядке и решением Владимирского областного суда от 17 января 2002 года, вступившим в силу, в удовлетворении заявления о признании его противоречащим федеральному законодательству и недействующим отказано.

Кроме того, Александровский городской Совет народных депутатов, с учетом проведения дополнительных выборов, окончательно был сформирован 18 декабря 2005 года, т.е. после принятия оспариваемого Закона.

Таким образом, на момент принятия Закона Владимирской области от 23.11.2005. N 168-03 органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, в том числе и муниципального образования город Александров, не имели ни надлежащей нормативно-правовой базы для формирования бюджетов поселений, ни муниципальной собственности.

При данных обстоятельствах дела, вывод областного суда о том, что оспариваемый Закон принят в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных действующим федеральным законодательством, с учетом условий возможности реализации органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения поселений, их социально-экономического и организационно-управленческого потенциала, является правильным и обоснованным.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что город Александров может самостоятельно и в полном объеме осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения, не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку не опровергает вывода суда о том, что оспариваемый закон не противоречит федеральному законодательству.

Другие доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, и также не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Владимирского областного суда от 17 марта 2006 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Александров Владимирской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 86-Г06-5


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.