Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 88-Г06-5 Оснований для признания закона субъекта РФ недействующим как снижающего уровень социальной поддержки реабилитированных граждан нет, поскольку факт снижения уровня поддержки в судебном заседании не подтвердился

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 88-Г06-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 16 декабря 2004 года N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" по кассационному представлению прокурора Томской области и кассационной жалобе администрации Томской области на решение Томского областного суда от 6 марта 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя государственной думы Томской области по доверенности А., возражавшего против удовлетворения кассационного представления прокурора, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Постановлением Государственной Думы Томской области N 1576 от 2 декабря 2004 г. принят Закон N 254-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области", который 16 декабря 2004 г. подписан Губернатором Томской области и официально опубликован в издании "Официальный ведомости" 17 декабря 2004 г.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 данного Закона предусмотрены меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 300 руб. на одного получателя.

С. обратился в Томский областной суд с заявлением о признании указанной нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что установление ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей на одного получателя, противоречит преамбуле и пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, так как указанная сумма не является равноценной заменой ранее предоставлявшихся льгот в соответствии с Федеральным Законом "О реабилитации жертв политических репрессий".

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал и дополнительно пояснил, что до января 2005 года ежегодно пользовался бесплатным медицинским обслуживанием, проездом на всех видах общественного и пригородного транспорта, бесплатным проездом один раз в год к месту отдыха и обратно, а также льготным зубопротезированием и приобретением лекарственных средств и другими льготами. Оспариваемой нормой Закона Томской области он лишен всех этих натуральных льгот, а установленная сумма единовременных выплат в размере 300 рублей не компенсирует все расходы на эти цели.

Решением Томского областного суда от 6 марта 2006 г. заявленные требования С. удовлетворены. Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 16 декабря 2004 года N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области".

В кассационной жалобе администрация Томской области и в кассационном представлении прокурор Томской области просят указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда

Российской Федерации полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Условия принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам, содержатся в Федеральном Законе РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что произведенные расходы на предоставление льгот для реабилитированных лиц в 2004 г. не соответствуют расходной части на оплату мер социальной поддержки указанной категории граждан в последующем времени.

Судом первой инстанции установлено, что ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей не является эквивалентной тому объему льгот (в денежном выражении), которые предоставлялись реабилитированным лицам до 1 января 2005 года.

При этом, как усматривается из материалов дела, суд исходил из данных, представленных Департаментом социальной защиты населения администрации Томской области в части льгот по бесплатному проезду реабилитированных лиц в 2004 г.

Между тем, как усматривается из материалов дела на протяжении 2004-2005 г.г. на территории Томской области совокупный объем финансирование указанных расходов увеличен.

По представленным Департаментом социальной защиты населения данным фактические затраты на финансирование льгот для данной категории граждан в 2004 г. составили в месяц 461, 8 руб., в 2005 г. - 814, 8 руб. При этом указанные данные представлены исходя из численности граждан, относящихся к указанной категории, включенных в областной регистр получателей мер социальной поддержки по состоянию на 1 января 2006 г.

Поскольку порядок предоставления льгот указанной категории граждан устанавливается законами субъектов Российской Федерации и финансируется за счет средств областного бюджета, оснований для признания пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 16 декабря 2004 года N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.

Вывод суда о том, что при этом требование федерального законодательства о недопустимости уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат по состоянию после 31 декабря 2004 г. оспариваемым Законом было нарушено, сделан на основании общих рассуждений без учета конкретных данных Департамента социальной защиты населения, которые свидетельствуют об увеличении денежных средств для получателей соответствующих льгот и выплат после указанной выше даты.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пункта 3 пункта 1 статьи 5 Закона Томской области от 16 декабря 2004 года N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" отказать по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Томского областного суда от 6 марта 2006 г. - отменить.

По делу принять новое решение, которым в удовлетворении требований С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 16 декабря 2004 года N 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области" - отказать.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 88-Г06-5


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.