Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 223 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию"

Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 223
"Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию"


1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июня 2006 г. "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию".

2. Заместителям Министра, директорам департаментов Минюста России, руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам обеспечить исполнение решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам довести решение коллегии до сведения глав субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Е.Л. Забарчука.


Министр

Ю.Я. Чайка


Приложение

к приказу Минюста РФ

от 22 июня 2006 г. N 223


Решение коллегии Минюста РФ от 14 июня 2006 г.
"Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию"


Рассмотрев вопрос "Об итогах деятельности территориальных органов Минюста России по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации", коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что данное направление деятельности является одним из приоритетных.

Руководствуясь установками о повышении эффективности правовой системы государства, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 г., Минюстом России поэтапно и последовательно осуществляются меры по обеспечению единства правового пространства, созданию и развитию системы мониторинга российского законодательства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства" Минюстом России на первом этапе сформирован эффективный механизм выявления незаконных актов субъектов Российской Федерации и их приведения в соответствие с федеральным законодательством. В итоге количество незаконных актов субъектов Российской Федерации снизилось с 33% (2000 г.) до 1% (2005 г.).

Второй этап проводимой работы включил в себя комплекс мер, связанных с совершенствованием правовых основ деятельности органов местного самоуправления и созданием государственного реестра уставов муниципальных образований.

В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Министерством юстиции Российской Федерации разработан Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

По инициативе Минюста России Правительство Российской Федерации приняло постановление от 1 июня 2005 г. N 350 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации".

В результате принятых правовых и организационных мер Минюст России значительно ускорил процесс реализации Федерального закона. Разработаны и утверждены ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований, порядок ведения государственного реестра уставов и ведения реестра муниципальных образований, утверждены образцы форм необходимых документов, разработана и внедрена новая форма статистической отчетности, приняты меры по методическому обеспечению этой работы.

Минюстом России на постоянной основе проводится мониторинг этой деятельности, по наиболее сложным вопросам, возникавшим при регистрации уставов муниципальных образований, подготовлены и направлены в территориальные органы специальные разъяснения.

Минюстом России с участием аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов прокуратуры, а также представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сентябре-ноябре 2005 г. во всех федеральных округах проведены семинары-совещания по вопросам организации государственной регистрации уставов муниципальных образований, ведения государственного реестра муниципальных образований и нормотворчества субъектов Российской Федерации.

Руководителями всех главных управлений Минюста России по федеральным округам проведены рабочие совещания с главами муниципальных образований; осуществлена передача архивов уставов муниципальных образований из органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечено изготовление печатей, штампов и книг учета согласно образцам, утвержденным приказами Минюста России; оказана методическая помощь органам местного самоуправления в разработке текстов уставов.

Таким образом, с 1 сентября 2005 г., несмотря на отсутствие достаточной штатной численности и необходимого дополнительного финансирования, органы Минюста России приступили к государственной регистрации уставов и ведению государственного реестра муниципальных образований.

По состоянию на 31 мая 2006 г. территориальными органами зарегистрировано 23 659 уставов муниципальных образований, а также 1934 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы.

В связи с несоответствием уставов федеральному законодательству отказано в регистрации 1483 уставов (из этого количества приведены в соответствие с федеральным законодательством 1128 уставов).

В целом положительно оценивая проделанную работу по регистрации уставов муниципальных образований и внесению муниципальных образований в государственный реестр, коллегия отмечает наличие проблем, оказывающих влияние на качество реализации указанных полномочий.

В результате проведенной реформы Минюста России и низкой заработной платы государственных служащих произошел значительный отток высококвалифицированных кадров, что повлекло снижение профессионализма государственных служащих территориальных органов Минюста России и повлияло на качество юридической экспертизы уставов. В этой связи руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам необходимо организовать качественную профессиональную подготовку вновь принятых государственных служащих.

В территориальных органах Минюста России отмечается слабая техническая оснащенность современными средствами вычислительной техники, необходимыми для внедрения программного комплекса, предназначенного для ведения реестров уставов муниципальных образований.

В связи с изменениями федерального законодательства, а также наработкой практики по регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований требуется совершенствование нормативной правовой базы Минюста России.

В настоящее время действуют около 10 тыс. уставов муниципальных образований, зарегистрированных в порядке ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (без проведения юридической экспертизы). Как показывает проведенный анализ, большинство из указанных уставов содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству. В этой связи требуется принять неотложные меры по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени не созданы условия по включению уставов муниципальных образований и муниципальных образований в государственный реестр в электронном виде. Научным центром правовой информации при Минюсте России не завершены работы по разработке и внедрению специализированной программы "Реестр муниципальных образований и реестр уставов муниципальных образований".

В целях дальнейшей реализации полномочий по обеспечению единства правового пространства и совершенствования работы по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований коллегия решила:

1. Директорам департаментов, руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам рассматривать организацию работы по регистрации уставов муниципальных образований как составную часть работы по обеспечению единства правового пространства и мониторинга законодательства.

2. Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.) и руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам до 1 октября 2006 г. внести предложения по совершенствованию законодательства, в том числе нормативных правовых актов Минюста России, регламентирующих организацию государственной регистрации уставов муниципальных образований, ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

3. Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.) совместно с главными управлениями Минюста России по федеральным округам до 30 декабря 2006 г. провести мониторинг состояния законности при принятии уставов муниципальных образований.

4. Департаменту управления и государственной службы (Синдеев Ю.М.), Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.) совместно с Российской правовой академией Минюста России (Звечаровский И.Э.) во втором полугодии 2006 г. организовать повышение квалификации специалистов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований.

5. Департаменту ресурсного обеспечения (Лопатин Г.Б.) до 1 октября 2006 г. внести предложения по оснащенности территориальных органов Минюста России современными средствами вычислительной техники.

6. Департаменту ресурсного обеспечения (Лопатин Г.Б.) и Научному центру правовой информации при Минюсте России (Черняк А.П.) до 1 декабря 2006 г. внедрить программный комплекс ведения государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований.

7. Руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам:

7.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение федерального законодательства, актов Минюста России при регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также ведении реестра муниципальных образований;

7.2. Провести повторную экспертизу уставов, зарегистрированных в порядке ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и принять меры по их приведению в соответствие с федеральным законодательством;

7.3. Принять меры по повышению уровня профессиональной подготовки государственных служащих, осуществляющих юридическую экспертизу уставов муниципальных образований и обеспечить качество экспертных заключений.


Председатель коллегии -
Министр

Ю.Я. Чайка


Подведены итоги деятельности Минюста России и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований РФ.

Среди результатов работы отмечено выполнение мероприятий по формированию эффективного механизма выявления незаконных актов субъектов РФ и их приведения в соответствие с федеральным законодательством; реализация комплекса мер, связанных с совершенствованием правовых основ деятельности органов местного самоуправления и созданием государственного реестра уставов муниципальных образований. Кроме того, проведена разработка ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований, порядок ведения государственного реестра уставов и ведения реестра муниципальных образований, утверждены образцы форм необходимых документов, разработана и внедрена новая форма статистической отчетности, приняты меры по методическому обеспечению этой работы.

Отмечено, что Минюстом России на постоянной основе проводится мониторинг по наиболее сложным вопросам, возникавшим при регистрации уставов муниципальных образований, подготовлены и направлены в территориальные органы специальные разъяснения.

Приведены количественные показатели результатов деятельности.

Структурным подразделениям центрального аппарата Минюста даны указания, направленные на организацию работы по повышению квалификации специалистов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований.

Территориальным органам Министерства поручено провести повторную экспертизу уставов муниципальных образований.


Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 223 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию"


Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 7


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.