Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241
"Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению"

С изменениями и дополнениями от:

19 марта 2008 г.


В целях оптимизации экспертного производства и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:

Утвердить:

нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 1);

Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 2).


Министр

Ю.Я. Чайка


Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 19 марта 2008 г. N 65 настоящее приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение 1

к приказу Минюста РФ

от 22 июня 2006 г. N 241


Нормы
затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

19 марта 2008 г.


Роды (виды) экспертиз

Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности* (1, 2, 3)

1

2

3

Почерковедческая

16

38

95

Автороведческая

16

38

95

Техническая экспертиза документов




реквизитов документов

21

45

95

материалов документов

28

57

115

Фототехническая

22

45

95

Портретная

22

45

95

Трасологическая




следов человека

16

45

77

следов орудий, инструментов, механизмов

16

45

77

следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)

28

57

115

Видео- и звукозаписей




голоса и звучащей речи

28

57

115

звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей

28

57

115

видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей

28

57

115

Оружия и следов выстрела




огнестрельного оружия и патронов к нему

19

38

77

следов и обстоятельств выстрела

19

38

77

холодного оружия

11

32

67

Маркировочных обозначений

11

32

77

Взрывотехническая




взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва

28

57

115

боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва

28

57

115

Материалов, веществ и изделий




волокнистых материалов и изделий из них

22

57

115

лакокрасочных материалов и покрытий

22

57

115

нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов

22

57

115

изделий из металлов и сплавов

22

57

115

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств

28

38

115

изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов

22

57

115

спиртосодержащих жидкостей

19

38

115

изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов

22

38

115

автомобильных электроламп

22

38

77

изделий парфюмерной промышленности

22

38

115

драгоценных, полудрагоценных камней, минералов и горных пород

22

38

115

веществ неустановленной природы

28

57

115

Почвоведческая

19

38

67

Биологическая




объектов растительного происхождения

16

32

67

объектов животного происхождения

16

32

67

Автотехническая




обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

22

38

77

технического состояния транспортных средств

22

38

77

следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

22

38

77

технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия

22

38

77

транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

10

32

67

Пожарно-техническая

22

38

77

Взрывотехнологическая

28

57

115

Строительно-техническая

28

57

115

Бухгалтерская

28

57

115

Финансово-экономическая

28

57

115

Товароведческая




промышленных (непродовольственных) товаров

16

32

77

продовольственных товаров

-

-

-

транспортных средств

4

32

67

Психологическая

19

38

77

Компьютерно-техническая

28

57

115

Экологическая

28

57

115

Электробытовой техники

14

22

57

Лингвистическая

16

38

95


_____________________________

* В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов).


Приложение 2

к приказу Минюста РФ

от 22 июня 2006 г. N 241


Методические рекомендации
но# применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

19 марта 2008 г.


1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).

Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.

2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.

Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.

3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:

- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);

- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);

- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;

- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;

- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;

- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.

Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241 пункт 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:

1 - экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;

2 - имеющие три признака сложности;

3 - имеющие четыре признака сложности.

Срок производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае согласовывается с лицом, назначившим экспертизу, с представлением обоснования, подписанного экспертом и согласованного с руководителем учреждения.

5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение им одной экспертизы соответствующей категории сложности.

При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.

6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей категории сложности):

- проверка руководителем подразделения заключения эксперта, подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;

- методическое рецензирование одного наблюдательного производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей категории сложности;

- организация и проведение школы, курсов повышения квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий (доля участия каждого специалиста определяется исходя из фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);

- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой категории сложности за каждый день стажировки;

- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5 экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;

- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;

- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;

- подготовка отзыва на работу научного и методического характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы третьей категории сложности; на другие методические материалы - 0,3 экспертизы второй категории сложности;

- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1 экспертиза третьей категории сложности;

- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы соответствующей категории сложности;

- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2 экспертизы первой категории сложности;

- оказание методической помощи и проверка состояния практики производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза второй категории сложности за одну календарную неделю командировки;

- научное руководство темой НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с выходным материалом методического характера - 2 экспертизы третьей, второй или первой категории сложности соответственно;

- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза второй категории сложности за каждый месяц.



Стоимость судебных экспертиз и экспертных исследований для граждан и организаций рассчитывается исходя из затраченного времени и утвержденной стоимости экспертного часа.

Установлены нормы затрат времени на производство экспертиз государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Нормы рассчитаны исходя из 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности, в том числе научно-исследовательскую работу.


Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. N 241 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению"


Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 10


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минюста РФ от 19 марта 2008 г. N 65

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.