Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 25 июля 2006 г. N 10/8/1-390 О Методических рекомендациях по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Письмо Федеральной службы исполнения наказаний
от 25 июля 2006 г. N 10/8/1-390


Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006-2010 годы (от 18 ноября 2005 г. исх. N 10/8/1-100), а также Комплексного плана усиления безопасности объектов и личного состава УИС Северо-Кавказского региона Российской Федерации, утвержденного директором ФСИН России 14 ноября 2005 года, направляем для организации и проведения при чрезвычайных обстоятельствах, во всех видах мобилизационной и служебной подготовки, при непосредственной подготовке и решении служебных, оперативно-служебных и служебно-боевых задач (далее - задачи) Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Рекомендации).

В целях дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов воспитания работников УИС предлагаем:

1. Довести содержание Рекомендаций до начальников всех уровней управления, сотрудников органов воспитательной работы, кадровых аппаратов и психологических служб.

2. Применять Рекомендации в организационной и практической деятельности руководителей, особенно подразделений, отделов, управлений, непосредственно связанных с решением вышеуказанных задач.

3. Обеспечить оформление и отработку документации по морально-психологическому обеспечению (далее - МПО) в соответствии с Рекомендациями, хранение ее в течение трех лет в подразделениях, отделах, управлениях, учреждениях, органах, начальники которых принимали решение на МПО.

4. Внести в программы обучения и тематические планы необходимые изменения для организации изучения Рекомендаций.

5. Включать информацию о решении задач МПО и ходе выполнения Рекомендаций в пояснительные записки по форме отчетности 3-ОВР.

Контроль за выполнением Рекомендаций оставляю за собой через УРЛС ФСИН России, руководителей органов воспитательной работы и кадровых аппаратов учреждений и органов УИС.


Заместитель директора

С.X. Шамсунов


Методические рекомендации
по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
(утв. Федеральной службой исполнения наказаний 24 июля 2006 г.)


Общие положения


1. Морально-психологическое обеспечение (далее - МПО) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) организуется и осуществляется в мирное время при чрезвычайных обстоятельствах, во всех видах мобилизационной и служебной подготовки, при непосредственной подготовке и решении служебных, оперативно-служебных и служебно-боевых задач (далее - задачи), руководителями учреждений и органов УИС, начальниками всех уровней управления, органами воспитательной работы и другими структурными подразделениями учреждений и органов УИС на основании решений руководства Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России, его заместителей, указаний УРЛС ФСИН России, начальников учреждений и органов УИС, исходя из развития политической, оперативной, морально-психологической (социально-политической, криминальной, религиозной), информационной обстановки и задач, решаемых личным составом УИС (в повседневной деятельности со всеми категориями работников УИС проводится воспитательная работа).

МПО организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

С введением военного (чрезвычайного) положения на части или всей территории Российской Федерации морально-психологическое обеспечение организуется с учетом действующего законодательства (на военное время), норм международного права и международных соглашений (обязательств) Российской Федерации.

2. Морально-психологическое обеспечение - это комплекс согласованных по целям, задачам, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.

МПО осуществляется путем заблаговременного формирования и постоянного наращивания морально-психологического состояния личного состава в целях поддержания его на уровне, необходимом для надежного обеспечения достижения целей при решении задач.

3. Основными задачами МПО являются: информирование личного состава и разъяснение государственной политики в области безопасности Российской Федерации, решений федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; формирование у личного состава готовности и способности успешно выполнять поставленные задачи; достижение морально-психологического превосходства над противостоящей стороной; поддержание служебной дисциплины и законности; осуществление психологической подготовки и поддержание психологической устойчивости личного состава; снижение психогенных потерь; поддержание и своевременное восстановление духовных и физических сил; создание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах решения задач; защита личного состава и населения от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны; обеспечение практической реализации социальных гарантий сотрудников и членов их семей; культурно-досуговое обеспечение личного состава; обеспечение структурных подразделений, учреждений и органов УИС техническими средствами воспитания.

4. Основные закономерности МПО: обусловленность содержания, организации, эффективности МПО характером общественных отношений, политической обстановкой, уровнем и реальностью опасностей и угроз; относительная самостоятельность; зависимость содержания, организации, методики МПО от сферы его приложения, условий, в которых оно организуется; обусловленность МПО, степени его влияния на морально-психологическое состояние личного состава, характером внутренней политики государства, целями и задачами, решаемыми уголовно-исполнительной системой; зависимость содержания, организации и эффективности МПО от социально-экономической ситуации в обществе; зависимость МПО, морального духа и психологической стойкости личного состава от глубокого понимания им целей и задач, укомплектованности структурных подразделений, учреждений и органов УИС личным составом, обеспечения их оружием и техникой, воспитанности, профессионального мастерства, физической закалки, дисциплинированности и организованности личного состава; обусловленность эффективности и действенности МПО уровнем подготовки, моральных и деловых качеств сотрудников, осуществляющих эту работу.

5. Основными принципами МПО являются: целеустремленность, непрерывность, активность, оперативность, массированное и комплексное применение сил и средств МПО.

Целеустремленность МПО заключается в строгом подчинении мероприятий МПО решаемым задачам, сосредоточении его усилий на важных направлениях, районах, объектах и обеспечении выполнения основных задач, решаемых личным составом.

Непрерывность МПО заключается в постоянном его ведении во всех видах служебно-боевой деятельности, в любых условиях обстановки.

Активность МПО заключается в настойчивом стремлении сотрудников, организующих МПО, в любых условиях обстановки и всеми возможными способами добиться выполнения поставленных задач.

Оперативность МПО заключается в немедленном реагировании на любые изменения обстановки, незамедлительной обработке полученной информации, своевременном докладе выводов руководству и доведении до личного состава принятых решений.

Массированное и комплексное применение сил и средств МПО заключается в использовании на важнейших направлениях (объектах, в районах) и в решающие моменты большей части сил и средств МПО, привлекаемых для поддержания и наращивания морально-психологического состояния личного состава.

6. Эффективность МПО достигается: постоянной готовностью сил и средств МПО к применению; своевременной постановкой задач на организацию МПО; четким планированием и высокой организованностью МПО в соответствии с планами, задачами и условиями конкретной обстановки; сосредоточением основных усилий МПО на важнейших направлениях (объектах, в районах) действий личного состава и на выполнении главных задач; поддержанием постоянного взаимодействия между структурными подразделениями, учреждениями и органами УИС при организации МПО; постоянным изучением, анализом и прогнозированием морально-психологической и информационной обстановки; устойчивым и непрерывным управлением МПО; согласованным и умелым применением сил и средств МПО.

Постоянная готовность сил и средств МПО к применению определяется соответствием уровня их готовности уровню готовности обеспечиваемых ими структурных подразделений, учреждений и органов УИС, способностью в любых условиях обстановки приступить к выполнению поставленных задач.

7. Качественное планирование МПО, его соответствие решаемым задачам достигаются высокой профессиональной подготовкой сотрудников, организующих МПО, знанием ими конкретной обстановки и замысла задачи.


Виды морально-психологического обеспечения


Информационно-пропагандистская работа

ГАРАНТ:

См. Руководство по организации общественно-государственной подготовки, общественно-политического и государственно-правового информирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. N 555

8. Информационно-пропагандистская работа - система целенаправленных, согласованных мероприятий по своевременному доведению до личного состава сведений о политической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых решениях, полученных задачах, действиях личного состава и противостоящей стороны в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния.

Информационно-пропагандистская работа осуществляется в целях политического ориентирования личного состава, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей.

9. Основными задачами информационно-пропагандистской работы являются: разъяснение политической обстановки, причин, целей, характера задач, обоснование необходимости их выполнения; изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки; доведение и разъяснение обращений и заявлений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Минюста России и ФСИН России; сплочение личного состава вокруг идеи верности присяге; перестройка сознания личного состава в соответствии с поставленными задачами; постоянное доведение и разъяснение личному составу задач, их важности и значения, способов выполнения; разъяснение ответственности за нарушения законности, невыполнения задач, приказов; пресечение трусости, малодушия и моральной неустойчивости; популяризация примеров успешных действий сотрудников; пропаганда опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия, поддержки и взаимовыручки; формирование у личного состава чувства личной ответственности за постоянную готовность оружия и техники, их умелое и эффективное использование; формирование у личного состава уверенности в надежности начальников, их профессионализме.

10. Информационно-пропагандистская работа включает: постоянное отслеживание и анализ морально-психологической обстановки и оценку социально-политической, религиозной и криминальной ситуации в Российской Федерации и в районах постоянной дислокации учреждений и органов УИС, отношения населения к УИС, подготовку предложений для принятия решений; непрерывное и оперативное информирование личного состава, разъяснение законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСИН России, стоящих перед учреждениями и органами задач, участие в организации их выполнения; подготовку и распространение в учреждениях и органах социально-политической информации, обобщение результатов исследований общественного мнения, настроений, запросов и интересов личного состава, координацию информационно-пропагандистской работы в УИС; организацию и проведение общественно-государственной подготовки личного состава; культурно-художественное обслуживание; руководство ведомственными средствами массовой информации; активное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями.

11. Основными формами информационно-пропагандистской работы являются: общественно-государственная подготовка личного состава; устное информирование; научно-практические конференции; чтение, прослушивание и просмотр газет, журналов, информационных теле-, радиопередач, видео-, аудиоматериалов; тематические вечера; собрания личного состава; прямое обращение руководителей учреждений и органов УИС к личному составу; встречи личного состава с руководством учреждений и органов УИС, ветеранами войны и УИС, государственными деятелями; обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в решении задач; индивидуально-воспитательная работа; доведение приговоров судов об осуждении сотрудников за преступления, невыполнение приказов и др.

12. Эффективность информационно-пропагандистской работы достигается: непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до личного состава политической, оперативной, морально-психологической обстановки; оперативной пропагандой решительных и умелых действий личного состава.


Психологическая работа


13. Психологическая работа - система целенаправленных, согласованных мероприятий по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих его психологическую готовность и способность выполнить задачу в любых условиях обстановки.

Психологическая работа осуществляется сотрудниками психологических служб и органов воспитательной работы, другими должностными лицами учреждений и органов УИС в целях достижения высокой активности личного состава, его способности переносить высокие психологические нагрузки, сохранять способность к выполнению задач и представляет собой согласованную по месту и времени деятельность по формированию у личного состава психологической устойчивости, сохранения и восстановления его психического здоровья.

14. Основными задачами психологической работы являются: формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи; осуществление психологического сопровождения личного состава; восстановление психического и личностного статуса сотрудников; проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.

15. Психологическая работа включает:

психологическую подготовку личного состава;

психологическое сопровождение действий личного состава;

психологическую помощь и реабилитацию сотрудников и членов их семей.

Психологическая подготовка личного состава представляет собой комплекс специальных мероприятий, моделирующих действия личного состава при решении задач, формирующих навыки и умения поведения при этом, в целях целенаправленного формирования у личного состава психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач.

Виды психологической подготовки - общая, специальная, целевая.

Общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности личного состава действовать в особых условиях, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов.

Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость личного состава применительно к конкретным видам задач.

Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом действий, обеспечивает формирование психологической готовности выполнить конкретную задачу.

Психологическое сопровождение действий личного состава представляет собой систему специальных оперативных мероприятий психологической работы, осуществляемых в ходе решения задач, направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, а также профилактику психических расстройств.

Психологическая помощь представляет собой систему практического применения психологических технологий, методов и приемов, способствующих преодолению личным составом психотравмирующих воздействий факторов экстремальной обстановки, а также восстановление психологической готовности выполнять поставленные задачи.

Во время решения задач нуждающимся оказывается первая психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи.

Вне зоны решения задач оказывается квалифицированная психологическая помощь силами психологов, специалистов пунктов психологической помощи и реабилитации во взаимодействии с сотрудниками медицинской службы.

Специализированная психологическая помощь оказывается в специализированных лечебных заведениях.

Психологическая реабилитация сотрудников и членов их семей - система специальных мероприятий, направленных на восстановление у сотрудников нарушенных психофизиологических функций и способности к эффективной деятельности, проведение психофизиологического обследования сотрудников и членов их семей, а также рациональное распределение личного состава с учетом его функционального состояния.

Психологическая реабилитация проводится психологами, специалистами пунктов психологической помощи и реабилитации в тесном взаимодействии с сотрудниками медицинской и других служб учреждений и органов УИС. Мероприятия психологической реабилитации проводятся также при проведении медицинской реабилитации сотрудников, находящихся на излечении в госпиталях и санаториях.

16. Основными методами психологической работы являются: социально-психологическое и индивидуальное психологическое обследование; психологическое консультирование и коррекция; психологическая профилактика и просветительская работа.

17. Эффективность решения задач психологической работы достигается: целенаправленным проведением мероприятий по психологической подготовке, психологическому сопровождению, психологической помощи и реабилитации; своевременным проведением психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психогенных потерь; единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых начальниками, сотрудниками психологической службы, медицинской службы, органами воспитательной работы, другими должностными лицами учреждений и органов УИС.

При подготовке и решении ряда частных задач целесообразно использовать ранее разработанные материалы:

Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов в четырех частях - ГУИН Минюста России, НИИ УИС Минюста России, 2004;

Психологическое обеспечение специальных операций по освобождению заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации. - М.: НИИ ФСИН России, 2005;

Психологическое обеспечение переговоров с преступниками, захватившими заложников в исправительных учреждениях: учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, УСПВРО (ОПС) ФСИН России, ГУФСИН России по НСО, 2006.


Социальная работа


18. Социальная работа - система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, направленных на реализацию установленных законодательством социальных гарантий и мер социальной поддержки сотрудникам и членам их семей.

Социальная работа организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих обязанностей в ходе служебной деятельности, практической реализации социальных гарантий сотрудников и членов их семей.

19. Основными задачами социальной работы являются: реализация мер по обеспечению социальной защиты сотрудников и членов их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации; изучение и прогнозирование развития социальных процессов в служебных коллективах и районах дислокации подразделений, учреждений и органов УИС; выработка, принятие и организация исполнения решений по осуществлению социальной защиты личного состава; организация и проведение правового воспитания личного состава, разъяснение содержания нормативных правовых актов о правах и льготах; оказание индивидуальной социальной помощи сотрудникам; обучение начальников структурных подразделений, учреждений и органов УИС, других должностных лиц правовым основам осуществления социальной защиты личного состава; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений сотрудников и членов их семей по социальным вопросам; поддержание взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в целях эффективного решения социальных проблем сотрудников и членов их семей.

20. Социальная работа включает: правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем; подготовку предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся социальной защиты сотрудников и членов их семей; осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до личного состава установленных норм довольствия.

21. Основными формами социальной работы являются: проведение проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о правах и льготах и контроль за полным доведением до личного состава положенных норм довольствия; индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам; проведение лекций, семинаров, бесед, занятий в системе служебной подготовки по социально-правовой тематике; организация вечеров вопросов и ответов; встречи с должностными лицами органов местного самоуправления по решению вопросов соблюдения прав и льгот сотрудников; работа с письмами, жалобами и заявлениями сотрудников УИС по социальным вопросам, прием посетителей.

22. Эффективность решения задач социальной работы достигается: своевременной разработкой предложений и организацией мероприятий по обеспечению социальной защиты сотрудников и членов их семей; сосредоточением и наращиванием усилий социальной работы в подразделениях, выполняющих задачи в отрыве от мест постоянной дислокации; прогнозированием развития социальной обстановки и принятием упреждающих мер по недопущению негативных ситуаций; постоянным изучением и анализом нужд и запросов личного состава, социальной обстановки в районах дислокации учреждений и органов УИС, оперативной выработкой предложений по разрешению социальных проблем; тесным взаимодействием с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями; своевременным доведением до личного состава нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты.


Культурно-досуговая работа


23. Культурно-досуговая работа - это система мероприятий, проводимых во всех видах служебно-боевой и повседневной деятельности учреждений и органов УИС по организации отдыха и воспитанию личного состава средствами культуры.

Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких моральных качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физических сил личного состава, мобилизации его на успешное решение задач.

24. Основными задачами культурно-досуговой работы являются: постоянное и всестороннее наращивание духовного и эмоционального состояния сотрудников; обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом обстановки; воспитание у личного состава верности служебному долгу и отечественным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах; снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава; поддержание в служебных коллективах здоровой морально-психологической обстановки; взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в учреждениях и органах УИС.

25. Культурно-досуговая работа включает: воспитание у личного состава средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности Конституции Российской Федерации и служебному долгу; духовную мобилизацию личного состава на успешное решение задач и неуклонное выполнение требований служебной дисциплины; приобщение сотрудников и членов их семей к национальным и общекультурным ценностям, самодеятельному творчеству.

26. Основными формами культурно-досуговой работы являются: телерадио- и киновидеофотообслуживание личного состава, обеспечение литературой и периодическими изданиями; организация выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры и искусства, агитационных и культурно-художественных бригад и других творческих коллективов; проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа личного состава; методическая работа, работа с активом учреждений и органов УИС; сбор материалов для музеев (уголков истории); выставочная работа.

27. Эффективность решения задач культурно-досуговой работы достигается: постоянной готовностью к применению сил и средств культурно-досуговой работы и их согласованным применением; четким планированием, организацией и сосредоточением основных усилий культурно-досуговой работы на приоритетных направлениях; разнообразием форм и методов культурно-досуговой работы.


Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны


28. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны - комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время для предотвращения, нейтрализации (ослабления), блокирования и устранения последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав.

Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны проводится в целях снижения опасности негативного информационного и психологического влияния на личный состав; обеспечения эффективного управления подразделениями и создания благоприятных условий для их применения; укрепления морально-психологического состояния личного состава.

Планирование, организация и ведение защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны организуются органами воспитательной работы учреждений и органов УИС при непосредственном участии руководителей оперативных и других служб учреждений и органов УИС.

Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны включает проведение соответствующих мероприятий по защите личного состава и активное противодействие силам и средствам противостоящей стороны.

29. Основными задачами защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны являются: разъяснение решений руководства страны, задач, стоящих перед учреждениями и органами УИС; анализ и прогнозирование информационной обстановки; сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-психологического влияния на личный состав с выработкой информационно-психологического воздействия противостоящей стороны, недопущение деморализации, дезинформации, морально-психологического подавления личного состава; организация профилактических мер по предупреждению распространения ложных слухов среди личного состава, недопущению возникновения массовых негативных психических реакций; пресечение слухов, тревожных высказываний и противоправных действий, направленных на снижение морально-психологического состояния личного состава.

30. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны включает: прогнозирование; предупреждение; срыв; ликвидацию последствий его воздействия.

При прогнозировании информационно-психологического воздействия противостоящей стороны анализируются: информационная и морально-психологическая обстановка в районах дислокации учреждений и органов УИС; возможности, направленность подрывной пропаганды, объекты и возможные каналы потенциального воздействия; возможный уровень психогенных потерь личного состава от пропагандистского и психологического воздействия противостоящей стороны.

Предупреждение информационно-психологического воздействия противостоящей стороны предполагает: своевременное определение начала пропагандистско-психологического воздействия, направленного на подрыв морально-психологической устойчивости личного состава; непрерывное, объективное, психологически целесообразное информирование личного состава и разъяснение ему истинных целей, задач, тематики, методов, технических средств, а также возможных последствий воздействия противостоящей стороны; надежное перекрытие каналов психологического воздействия противостоящей стороны на личный состав; назначение и организацию работы сотрудников по сбору и уничтожению пропагандистских материалов противостоящей стороны; выявление психически неустойчивых сотрудников и проведение с ними индивидуальной психопрофилактической работы; организацию системы товарищеской взаимной поддержки и психологической помощи; ознакомление личного состава с изощренными приемами и методами, используемыми противостоящей стороной в целях психологического подавления индивидуального и группового сознания личного состава; планирование мероприятий по противодействию и контрпропаганде в отношении противостоящей стороны; организацию профилактических мероприятий по предупреждению негативных действий личного состава и местного населения; наращивание материально-технической базы информационно-психологического воздействия на личный состав.

Срыв информационно-психологического воздействия противостоящей стороной на личный состав достигается: оперативным сбором, анализом и уничтожением пропагандистских материалов противостоящей стороны; решительным пресечением паники, слухов, изоляцией личного состава, подвергшегося деморализации; постоянным отслеживанием и повышением морально-психологического состояния личного состава; непрерывным информированием личного состава об изменениях обстановки.

Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противостоящей стороны предполагает: выявление сотрудников, подвергшихся деморализации; диагностику их состояния и оказание им психологической помощи; выявление причин возникновения дезорганизационных явлений среди личного состава и их устранение; привлечение к ответственности распространителей деморализующих слухов, паникеров и др.; анализ и оценку их результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны.

31. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны осуществляется: морально-психологической подготовкой личного состава; выявлением дезинформирующей информации, распространяемой противостоящей стороной; выявлением и закрытием каналов информационно-психологического воздействия; ведением постоянной информационной и разъяснительной работы в целях ликвидации последствий информационного и психологического воздействия со стороны противостоящей стороны; ограничением деятельности общественных и иных объединений и введением цензуры, в том числе средств массовой информации, в случаях, предусмотренных законодательством.

32. Эффективность защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны достигается: всесторонним учетом особенностей психологических операций противостоящей стороны, реального морально-психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки; непрерывностью и комплексностью проводимых мероприятий; учетом психологических закономерностей восприятия человеком информации; оснащенностью подразделений современными техническими средствами воспитания.


Силы и средства морально-психологического обеспечения


33. К силам и средствам МПО относятся: начальники и руководители структурных подразделений, учреждений и органов УИС, органы воспитательной работы, кадровые аппараты, психологические службы и другие структурные подразделения учреждений и органов УИС; нештатные группы информирования (актива); информационно-методические центры; средства массовой информации; наглядные средства информации (стенная печать, фотогазеты, молнии и т.д.); полиграфическое оборудование; культурно-просветительные организации; культурно-досуговые организации (культурные центры, клубы учреждений и органов УИС, музеи (уголки истории), комнаты воспитательной работы, библиотеки); стационарные и мобильные пункты психологической помощи и реабилитации; комнаты психологической разгрузки; пункты социальной и справочно-консультационной работы; уголки правовых знаний; курсы повышения квалификации (переподготовки) сотрудников органов воспитательной работы, кадровых аппаратов, психологических служб; технические средства воспитания; иные учреждения, органы, организации, объединения и должностные лица, которые в пределах своей компетенции могут нести ответственность за формирование уровня морально-психологического состояния личного состава УИС.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации в интересах МПО могут привлекаться государственные, региональные и местные средства массовой информации, полиграфическая база, культурно-досуговые организации, творческие коллективы и другие силы и средства.


Планирование и основные принципы совершенствования системы морально-психологического обеспечения


34. Планирование морально-психологического обеспечения осуществляется заблаговременно и уточняется в ходе непосредственной подготовки к решению задач.

35. Основным планирующим документом МПО является План морально-психологического обеспечения учреждения, органа УИС (структурного подразделения учреждения, органа УИС) (далее - План) (на карте (схеме) с приложением пояснительной записки).

Составными частями Плана являются планы информационно-пропагандистской работы; психологической работы; социальной работы; культурно-досуговой работы; защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны; обеспечения техническими средствами воспитания, а также другие необходимые информационно-аналитические и справочные документы.

Задачи, порядок и сроки планирования МПО определяются распоряжениями, указаниями ФСИН России и УРЛС ФСИН России.

36. В мирное время заблаговременно разработанные Планы систематически уточняются. В том случае, если обстановка потребует внесения изменений в ранее разработанные Планы, они вносятся в виде уточнений, а при необходимости отдельные их разделы или Планы в целом могут разрабатываться заново.

37. В ходе непосредственного планирования в полном объеме разрабатываются документы по различным действиям подразделений. Документы планирования МПО уточняются по мере изменения задач, состава группировок, возможностей своих и противостоящей стороны.

38. Основными принципами совершенствования системы МПО являются: централизация руководства морально-психологическим обеспечением; соответствие организационной структуры, состава и численности сил и средств МПО его целям и задачам; поддержание сил и средств МПО учреждений и органов УИС на уровне, соответствующем информационно-психологической опасности; способность к адекватному наращиванию морально-психологического воздействия на личный состав; своевременное комплектование органов воспитательной работы УИС личным составом, способным по качественным характеристикам выполнять задачи по предназначению; реализация общегражданских прав и свобод, обеспечение социального статуса, уровня жизни сотрудников, адекватного общественной значимости и специфике службы в УИС; поддержание служебной дисциплины и законности в учреждениях и органах УИС.


Организация управления морально-психологическим обеспечением


39. Управление морально-психологическим обеспечением является составной частью управления учреждениями и органами УИС и заключается в целенаправленной деятельности начальников и руководителей структурных подразделений, учреждений и органов УИС, органов воспитательной работы и других структурных подразделений учреждений и органов УИС по поддержанию готовности сил и средств МПО, подготовке к выполнению задач, повседневной деятельности и руководству ими в мирное и военное время.

Управление морально-психологическим обеспечением включает: сбор, анализ и оценку данных морально-психологической и информационной обстановки; принятие решений и планирование МПО; постановку задач; организацию и поддержание взаимодействия между учреждениями, органами УИС, структурными подразделениями учреждений и органов УИС, силами и средствами МПО; организацию мероприятий МПО и руководство ими; организацию и обеспечение устойчивой работы системы управления морально-психологическим обеспечением; организацию и осуществление контроля и оказание помощи подчиненным.

40. Все мероприятия по управлению МПО подготовки и решения задач осуществляются в комплексе.

Основой управления МПО является решение начальника учреждения, органа УИС (структурного подразделения учреждения, органа УИС).

Начальник на основе предложений своего заместителя по кадрам и воспитательной работе определяет цель, задачи и важнейшие направления сосредоточения основных усилий МПО.

Управление МПО на всех уровнях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, скрытым. Во всех случаях должна обеспечиваться необходимая степень централизации управления с предоставлением подчиненному личному составу инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач, проявляться твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь.

Начальники учреждений и органов УИС, их заместители, начальники структурных подразделений учреждений и органов УИС, их заместители несут личную ответственность за принимаемые решения, применение подчиненных сил и средств МПО и выполнение ими поставленных задач.

41. Организационно-техническую основу управления МПО составляет система управления, которая включает: органы управления МПО; пункты управления МПО; средства управления (связь).

Система управления МПО должна обладать высокой готовностью, устойчивостью и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления силами и средствами МПО.


Органы управления морально-психологическим обеспечением


42. Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения осуществляют органы воспитательной работы.

На них возлагается: обеспечение и поддержание готовности сил и средств МПО; изучение и оценка морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава; планирование и организация МПО; ведение учета сотрудников органов воспитательной работы, технических средств воспитания и запасов материальных средств, предназначенных для организации МПО; подготовка предложений по МПО; участие в планировании решения задач; разработка распоряжений по МПО; подготовка и представление донесений и сводок в вышестоящий орган управления МПО; руководство подготовкой непосредственно подчиненных сил и средств МПО; организация подготовки сотрудников органов воспитательной работы по вопросам МПО; контроль и помощь в организации МПО.

43. Заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе несет личную ответственность за планирование и организацию МПО, за морально-психологическое состояние и готовность непосредственно подчиненного ему личного состава к выполнению поставленных задач.

Он обязан: осуществлять руководство непосредственно подчиненного ему личного состава; направлять деятельность нижестоящих начальников органов воспитательной работы; своевременно готовить и докладывать начальнику учреждения, органа УИС предложения по организации МПО; планировать мероприятия МПО, организовывать и руководить реализацией выполнения Плана МПО; руководить сбором, обобщением и подготовкой выводов из анализа морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава, уровня психогенных потерь и докладывать их начальнику учреждения, органа УИС и в вышестоящий орган управления МПО, организовывать и руководить доведением полученной информации; проводить учения, тренировки и занятия по организации МПО в соответствии с планами служебной подготовки; участвовать в разработке планов комплектования органов управления МПО; осуществлять контроль за обеспечением их специальной техникой, материальными и финансовыми средствами; участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению служебной дисциплины и законности; доводить задачи по МПО до исполнителей, организовывать их выполнение; осуществлять взаимодействие с органами воспитательной работы силовых структур федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями; обеспечивать непрерывное управление силами и средствами МПО.

Заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе всегда должен быть готов доложить начальнику учреждения, органа УИС данные о морально-психологическом состоянии и уровне психогенных потерь личного состава, характере информационно-психологического воздействия противостоящей стороны на личный состав, а также предложения по организации МПО и данные о ходе выполнения проводимых мероприятий МПО.


Пункты управления морально-психологическим обеспечением и организация работы на них


44. Управление морально-психологическим обеспечением осуществляется с пунктов управления морально-психологическим обеспечением, создаваемых в общей системе пунктов управления органов, учреждений (подразделений) УИС.

Пункты управления МПО входят в состав пунктов управления органов, учреждений (подразделений) УИС и предназначены для управления силами и средствами МПО, организации мероприятий МПО, оценки морально-психологического состояния и психогенных потерь личного состава; сбора, обработки и подготовки выводов из анализа морально-психологической и информационной обстановки; организации взаимодействия с другими структурными подразделениями учреждений, органов УИС и решения других задач.

На пункте управления МПО размещаются сотрудники органов воспитательной работы во главе с заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе.

45. Пункты управления МПО оснащаются средствами связи. Сотрудники, работающие на пункте управления МПО, должны быть всесторонне подготовлены, обеспечены заранее разработанными комплектами документов, картами, схемами, справочным материалом.

46. Для качественного управления МПО создается система связи, представляющая собой совокупность узлов и линий связи, создаваемых по единому плану для решения задач МПО. Она обеспечивает передачу (прием) сообщений, документов, ведение переговоров, а также обмен данными в системе управления МПО.

С пункта управления МПО связь организуется с подчиненными и взаимодействующими органами управления МПО.


Порядок работы должностных лиц по организации морально-психологического обеспечения


47. Организация, содержание, последовательность и методы работы при планировании и организации МПО в период подготовки и решения задач определяются условиями обстановки, характером поставленных задач и установленными сроками готовности сил и средств МПО к их выполнению. Во всех случаях организация и методы работы должны обеспечить: твердое и непрерывное руководство МПО; своевременное принятие решений; полное и качественное планирование и организацию МПО, предоставление подчиненным возможно большего времени для непосредственной подготовки к выполнению задач; оперативное реагирование на изменение обстановки; наиболее эффективное использование сил и средств МПО в ходе решения задач.

48. Морально-психологическое обеспечение в ходе решения задач планируется, организуется и осуществляется на основе решения начальника учреждения, органа УИС, поставленных им задач и его указаний по МПО, распоряжений по МПО старших начальников.

В решении определяются: задачи морально-психологического обеспечения; направления сосредоточения его основных усилий; сроки готовности сил и средств морально-психологического обеспечения к выполнению поставленных задач.

49. Заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе, руководствуясь указаниями начальника учреждения, органа УИС и распоряжением по МПО вышестоящего органа УИС: уясняет задачу; оценивает обстановку; определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для подготовки сил и средств МПО; производит расчет времени; ориентирует сотрудников органов воспитательной работы, подчиненного ему личного состава о характере задач и порядке МПО, дает указания о подготовке данных, необходимых для принятия решения; оценивает обстановку; определяет замысел МПО и докладывает его начальнику учреждения, органа УИС на утверждение; принимает решение на МПО, согласовывает его с другими заинтересованными руководителями структурных подразделений учреждения, органа УИС и в установленные сроки докладывает начальнику учреждения, органа УИС на утверждение; организует постановку задач непосредственно подчиненному личному составу, планирование МПО и взаимодействие; проводит организационную работу с непосредственно подчиненным личным составом по подготовке морально-психологического обеспечения решения задач и организует всесторонний контроль и оказание помощи.

50. При оценке обстановки анализируются и определяются: морально-психологическая (социально-политическая, религиозная, криминальная) и информационная обстановка, морально-психологическое состояние личного состава; состав, состояние и возможности сил и средств МПО; степень и характер информационно-психологического воздействия противостоящей стороны на личный состав и возможности защиты; характер местности и наиболее целесообразные места для развертывания и действий сил и средств МПО; потребность и обеспеченность материальными средствами; вероятные психогенные потери; возможности по эвакуации психотравмированного личного состава и оказание ему психологической помощи и реабилитации; морально-психологическое состояние непосредственно подчиненного личного состава; условия управления МПО и наличие для этого сил и средств; организация взаимодействия.

51. На основании решения начальника учреждения, органа УИС, а также выводов из оценки морально-психологической и информационной обстановки, соотношения морально-психологического состояния личного состава и противостоящей стороны, психогенных потерь личного состава и проведенных расчетов заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе принимает решение на МПО, в котором определяет: замысел МПО; задачи силам и средствам МПО; основные мероприятия по защите и охране сил и средств МПО; организацию управления МПО; основные вопросы взаимодействия с органами воспитательной работы силовых структур федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями; порядок восстановления возможностей сил и средств МПО и другие вопросы.

Основу решения составляет замысел морально-психологического обеспечения, в котором определяются: задачи МПО; особенности морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава; задачи органов воспитательной работы; мероприятия организационной, информационно-пропагандистской, психологической, культурно-досуговой и социальной работы, а также комплекс мероприятий по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны; деятельность органов воспитательной работы по непрерывному наращиванию морально-психологического превосходства над противостоящей стороной.

При принятии решения заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе уточняет и согласовывает с другими заместителями начальника учреждения, органа УИС, начальниками структурных подразделений учреждения, органа УИС действия сил и средств МПО с действиями подчиненного им личного состава.

Решение является основой для разработки Плана морально-психологического обеспечения.

52. При определении задач МПО учитываются следующие факторы: особенности морально-психологической и информационной обстановки в субъекте Российской Федерации; количественно-качественный состав, основные цели и характер возможных действий противостоящей стороны; состав населения и социально-экономического состояния региона (местности); состав своей группировки сил, объем и характер поставленных ей задач; степень укомплектованности структурных подразделений учреждения, органа УИС и их технической оснащенности, уровень выучки личного состава, подготовка руководящего состава, уровень морально-психологического состояния личного состава; состав сил и средств МПО; важность направления (района), на котором предстоит действовать.

53. Определив задачи по МПО, заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе определяет основные вопросы взаимодействия.

При определении основ управления МПО в ходе решения задач заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе обычно определяет: место и время развертывания пунктов управления МПО; направления и порядок их перемещения; порядок управления МПО при выходе из строя пункта управления МПО; порядок управления МПО при подготовке и в ходе решения задач и ряд других вопросов.

54. На основе решения, утвержденного начальником учреждения, органа УИС, разрабатывается План морально-психологического обеспечения, основу которого составляет оперативная часть (детально разработанное решение на МПО, оформленное на карте (схеме) с приложением пояснительной записки). При необходимости могут разрабатываться планы по видам МПО; перечень основных воспитательных мероприятий; план проведения социологических исследований; план взаимодействия в интересах МПО и другие документы.

55. План морально-психологического обеспечения разрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки.

На карте (схеме) отображаются: необходимые данные о противостоящей стороне, а также о составе и возможном характере ее действий; необходимые элементы оперативного построения структурных подразделений учреждений, органа УИС; свои силы и средства МПО, взаимодействующих силовых структур федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; районы компактного проживания некоренного населения, повышенной религиозной активности, неблагополучной криминальной обстановки; районы и места расположения средств массовой информации, объектов полиграфической базы, учреждений культуры; планируемые районы активной информационно-психологической защиты; замысел МПО и другие данные.

В виде таблиц отображаются: силы и средства МПО; оценка морально-психологического состояния и психогенных потерь личного состава (указывается возле каждого подразделения).

Оперативная часть Плана МПО подписывается заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе, утверждается начальником учреждения, органа УИС.

В пояснительной записке излагаются: выводы из оценки морально-психологической и информационной обстановки (прогноз ее развития при подготовке, в ходе решения задач и после окончания), выводы из оценки морально-психологического состояния личного состава; организация и замысел МПО; цели, задачи, состав сил и средств МПО и сроки их развертывания; направления (районы) сосредоточения основных усилий МПО; замысел и мероприятия по видам МПО (информационно-пропагандистская, психологическая, социальная, культурно-досуговая работа, защита личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны, обеспечение подразделений техническими средствами воспитания), последовательность и способы их выполнения; прогноз психогенных потерь; места развертывания и порядок перемещения пунктов психологической помощи и реабилитации, социальной работы; организация взаимодействия и управления, сроки готовности и другие данные.

Пояснительная записка подписывается заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе.

Задачи подразделениям, непосредственно подчиненным органам воспитательной работы, и личному составу ставятся распоряжениями по МПО.

56. В распоряжении по морально-психологическому обеспечению указываются: выводы из оценки обстановки и прогноз ее развития при подготовке, в ходе решения и по достижении задач; задачи МПО, на которых сосредоточиваются основные усилия при подготовке и в ходе решения задач; содержание основных мероприятий по видам МПО; порядок применения сил и средств МПО и средств массовой информации, полиграфической базы, культурно-досуговых организаций; порядок организации взаимодействия в интересах МПО; организация управления МПО, место и время развертывания пункта управления МПО; время готовности к выполнению мероприятий МПО; порядок и сроки представления докладов и другие необходимые данные.

Содержание распоряжений по морально-психологическому обеспечению должно быть кратким и ясным, исключающим всякую возможность их различного толкования.

57. Доведение (постановка) задач по МПО осуществляется: выписками из распоряжений по МПО, которые доставляются специально назначенными сотрудниками или передаются по средствам связи; сигналами управления, передаваемыми по средствам связи устно с последующим документальным подтверждением.

Заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе, другие руководители органов воспитательной работы должны использовать любую возможность для постановки (уточнения) подчиненным задач лично, особенно при изменениях обстановки.

58. В интересах морально-психологического обеспечения согласовываются:

с начальниками учреждений, органов УИС, структурных подразделений учреждений, органов УИС - вопросы организации и содержание МПО в подчиненных им подразделениях; порядок обмена информацией по вопросам складывающейся морально-психологической и информационной обстановки; порядок использования сил и средств учреждений, органов УИС, структурных подразделений учреждений, органов УИС в интересах МПО; вопросы обеспечения периодической печатью и техническими средствами воспитания; организация связи при управлении МПО, перемещении сил и средств МПО; совместные действия по изучению и доведению до личного состава примеров мужества, героизма и самоотверженности;

с силовыми структурами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ФСБ России, МВД России, Минобороны России, МЧС России и др.) - вопросы (способы) предупреждения распространения панических слухов, снижающих морально-психологическое состояние личного состава и населения; проведения совместных мероприятий в подразделениях в интересах повышения бдительности, готовности к действиям в любых условиях обстановки; защиты от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны; порядок организации МПО в условиях режима военного положения; проведения совместных мероприятий по воспитанию высокой ответственности и психологической устойчивости личного состава, предназначенного для охраны и обороны важных объектов; взаимного информирования об обстановке; вопросы состояния экологии на территории района; сведения о наличии предприятий химической, атомной промышленности, крупных гидротехнических сооружений; выполнения совместных мероприятий, направленных на снижение негативного влияния последствий разрушения экологически опасных объектов в районе решения задач на морально-психологическое состояние личного состава; координации совместных действий в ходе ликвидации последствий разрушений химических и других объектов;

с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - порядок проведения совместных мероприятий по воспитанию у личного состава готовности к решению задач и патриотической работы с населением; совместного анализа морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава в местах его дислокации, районах предстоящих действий; порядок реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий и прав сотрудников УИС; использования телерадиоцентров, полиграфической и культурно-досуговой базы в целях решения задач МПО; проведения совместных культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава;

с общественными объединениями - вопросы совместного проведения мероприятий патриотической направленности, мобилизации населения на решение задач в интересах подразделений; нейтрализации негативных по отношению к личному составу УИС настроений среди населения; проведения благотворительных акций по оказанию помощи членам семей сотрудников, больным, раненым; проведения культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава;

со средствами массовой информации - порядок непрерывного информирования населения и личного состава о складывающейся в регионе обстановке, объективного освещения поставленных задач, противодействия информационно-психологическому воздействию противостоящей стороны; использования телерадиоцентров, полиграфической базы, других средств массовой информации в интересах решения задач, стоящих перед подразделениями; обеспечения личного состава печатными изданиями;

с религиозными объединениями - данные о религиозной обстановке и ее возможном влиянии на морально-психологическое состояние личного состава; организация посещений священнослужителями личного состава, проведения панихид по погибшим; совместно разрабатываются предложения по умиротворению противостоящих сторон.

59. Главной задачей заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе является практическая работа среди личного состава по контролю за выполнением поставленных задач. Работа проводится путем осуществления действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных распоряжений и оказания непосредственной помощи.

При всех методах работы в ходе подготовки к решению задач необходимо учитывать, что выработка замысла и принятие решения на МПО осуществляются по принципу "сверху вниз", а практическая работа по проверке готовности сил и средств МПО к выполнению поставленных задач и оказание практической помощи - по принципу "снизу вверх". Как правило, контроль должен носить предупредительный характер.

60. С началом и в ходе решения задач заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе обязан своевременно анализировать и оценивать данные морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния и психогенных потерь личного состава, настойчиво добиваться выполнения поставленных задач, при необходимости принимать соответствующие решения, быстро доводить их до исполнителей и организовывать выполнение. Нарушенное в ходе решения задач управление МПО должно восстанавливаться в предельно короткие сроки.


УРЛС ФСИН России


Директор Федеральной службы
исполнения наказаний
государственный советник юстиции
1 класса

Ю.И. Калинин


Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы разработаны в целях дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов воспитания работников уголовно-исполнительной системы.

Морально-психологическое обеспечение представляет собой комплекс мер по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки. Основными задачами морально-психологического обеспечения являются: информирование личного состава и разъяснение государственной политики в области безопасности, формирование у личного состава готовности и способности успешно выполнять поставленные задачи, достижение морально-психологического превосходства над противостоящей стороной, поддержание служебной дисциплины и законности, своевременное восстановление духовных и физических сил, создание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах решения задач, защита личного состава и населения от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны.

Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется в мирное время при чрезвычайных обстоятельствах, во всех видах мобилизационной и служебной подготовки, при непосредственной подготовке и решении служебных, оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Приведены основные виды, силы и средства морально-психологического обеспечения, порядок организации и управления морально-психологическим обеспечением.


Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 25 июля 2006 г. N 10/8/1-390


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2007 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение