Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 28 марта 2007 г. N 10/1-836 "О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2006 году и мерах по предупреждению побегов из-под охраны"

Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 28 марта 2007 г. N 10/1-836
"О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2006 году и мерах по предупреждению побегов из-под охраны"


Реализуя требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Минюст России, ФСИН России) в части обеспечения правоприменительных функций по охране осужденных в исправительных учреждениях и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО), руководителями и другими должностными лицами управлений по федеральным округам, территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в 2006 году проведена определенная работа по совершенствованию надежности охраны и предупреждению побегов. Основные усилия в этой работе были направлены на: совершенствование системы организации работы по недопущению побегов; создание необходимой глубины охраны; оснащение объектов УИС современными техническими системами охраны и надзора; усиление контроля за службой караулов и дежурных смен; повышение уровня взаимодействия с оперативно-режимными службами, профессионального мастерства, качества обучения и воспитания личного состава.

Во исполнение требований распоряжений и указаний ФСИН России вопросы совершенствования работы по недопущению побегов регулярно рассматривались на оперативных совещаниях (коллегиях) при руководителях территориальных органов ФСИН России, принимаемые решения в большинстве своем были адекватны обстановке, конкретны по содержанию и срокам исполнения. Начальниками терорганов усилен спрос с должностных лиц за эффективность работы по недопущению побегов, в результате за истекший год 123 сотрудника аппаратов управления и руководства учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные недостатки по данному направлению деятельности. В то же время повысился спрос и с начальников территориальных управлений УИС.

В 2006 году за допущенные просчеты в вопросах недопущения побегов из-под охраны на оперативных совещаниях при директоре ФСИН России заслушаны руководители территориальных органов УИС Астраханской (А.И. Рощин), Ивановской (В.Г. Павлов), Оренбургской (А.П. Тарнавский), Калужской (В.С. Трошин), Ярославской (И.А. Мудров) областей, по итогам которых в отношении В.С. Трошина и А.И. Рощина приняты меры дисциплинарного характера. Также приказом директора ФСИН России привлечены к дисциплинарной ответственности начальник УФСИН России по Уральскому федеральному округу (С.В. Пересторонин), начальники ГУФСИН, УФСИН России по Самарской (В.С. Яковлев) и Курганской (А.В. Богданов) областям.

В основном успешно реализованы комплексные планы работы по недопущению побегов. Пересмотрена система охраны и надзора в 230 исправительных колониях и 105 СИЗО, что составляет 37,8% от их общего числа.

Продолжалась работа по усилению контроля за службой караулов и дежурных смен учреждений. В большинстве территориальных органов УИС внедрен в практику опыт ГУФСИН России по Ростовской области (В.И. Хижняк) по ежесуточному назначению оперативных групп аппаратов управления территориальных органов для внезапной проверки служебной деятельности учреждений, в том числе качества выполнения задач караулами и дежурными сменами. В целях совершенствования контроля, документирования и последующего разбора положительных и отрицательных действий начальников караулов, оперативных дежурных (ДПНСИ) по учреждениям в ряде территориальных органов внедряется опыт УФСИН России по Томской области (А.А. Сальников) по установке на рабочих местах указанных категорий сотрудников систем видеонаблюдения с выводом изображения и звукового сопровождения на мониторы у оперативного дежурного территориального органа УИС.

Переход руководителей территориальных органов, их заместителей, курирующих службу охраны, от "кабинетного" стиля работы, сосредоточение основных усилий на работе непосредственно в учреждениях, караулах и дежурных сменах позволили ряду ГУФСИН, УФСИН, ранее имевшим низкие показатели в надежности охраны, в 2006 году переломить негативную тенденцию по данному направлению деятельности и исключить побеги из-под охраны (ГУФСИН, УФСИН России по Приморскому (А.Ф. Завадский) и Хабаровскому (В.Г. Конецких) краям, Республике Бурятия (С.П. Суш), Воронежской (Н.А. Белогорцев), Калининградской (В.Г. Маленчук), Магаданской (И.П. Пилипенко), Мурманской (В.В. Гаврюшенко), Омской (Н.В. Папичев), Рязанской (А.В. Протопопов), Сахалинской (С.Л. Гавро), Смоленской (И.В. Коновалов), Ульяновской (М.В. Санкин) областям и г. Москве (В.А. Давыдов).

В истекшем году продолжалась работа по наращиванию глубины охраны объектов УИС за счет выгораживания 15-метровой полосы местности, примыкающей к ограждению внутренней запретной зоны, ее освещения и оборудования дополнительного "нулевого" рубежа обнаружения. По состоянию на 1 января 2007 года выгораживание 15-метровой полосы местности и оборудование "нулевого" рубежа обнаружения осуществлено на 98,4% от возможного. Лучше решались эти вопросы в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Адыгея (А.Т. Самогов), Карелия (А.Н. Сафонов), Мордовия (В.А. Мальков), Кемеровской (В.С. Должанцев), Ростовской (В.И. Хижняк), Рязанской (А.В. Протопопов), Саратовской (Л.Г. Шостак), Тульской (А.Г. Полбенников), Челябинской (В.С. Жидков) и другим областям.

Эффективными способами увеличения глубины охраны и комплексного использования сил и средств в работе по недопущению побегов явились организация совместного патрулирования внутренних запретных зон специалистами-кинологами из состава караула и сотрудниками дежурных смен, а также выставление дополнительных постов надзора на побегоопасных направлениях. В результате принятых мер 41 покушение на побег из-под охраны (68,3%) удалось пресечь до достижения бежавшими основного ограждения, что на 11,4% лучше аналогичных показателей 2005 года. В целом более организованно и эффективно проводилась работа по увеличению глубины охраны и комплексному использованию сил и средств в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Коми (В.М. Урявин), Красноярскому (В.К. Шаешников), Пермскому (А.Н. Соколов), Ставропольскому (М.И. Кривенко) краям, Липецкой (Ю.В. Щедрин), Ростовской (В.И. Хижняк), Ульяновской (М.В. Санкин), Челябинской (В.С. Жидков) и другим областям.

В истекшем году сохранилась положительная тенденция повышения роли кинологических подразделений в обеспечении надежности охраны объектов. При непосредственном участии специалистов-кинологов со служебными собаками предотвращено 16 (26,7%) покушений на побег, что на 33,3% лучше показателей 2005 года. С их помощью изъято двести граммов взрывчатых веществ в УФСИН России по Республике Дагестан, около двух килограммов наркотических средств - в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Башкортостан, Татарстан, Красноярскому краю, Калужской, Липецкой, Орловской, Тюменской, Челябинской областям, 53 единицы холодного оружия в УФСИН России по Калининградской и 5 - в ГУФСИН России по Челябинской областям.

В целях совершенствования подготовки сотрудников в 97,4% (аналогичный период прошлого года - 96,2%) территориальных органов полностью отработана программа служебной, боевой и физической подготовки подразделений охраны, чему в немалой степени способствовала целенаправленная работа по развитию учебно-материальной базы. Так, в 2006 году для подразделений охраны построено и оборудовано 137 новых объектов учебно-материальной базы, из них 43 учебных городка, 35 стрельбищ, 27 строевых плацев, 17 спортивных залов, 8 учебных классов, 7 тиров. Наиболее целенаправленно эта работа осуществлялась в ГУФСИН, УФСИН России по Удмуртской Республике (Г.В. Желудов), Краснодарскому (М.В. Яров), Красноярскому (В.К. Шаешников), Пермскому (А.Н. Соколов), Ставропольскому (М.И. Кривенко) краям, Владимирской (А.Ф. Ладик), Новгородской (В.М. Сидорин), Ростовской (В.И. Хижняк), Саратовской (Л.Г. Шостак) областям. Повышению уровня профессионального мастерства и распространению передового опыта службы способствовал проведенный в истекшем году смотр-конкурс на лучшего начальника караула по охране объектов уголовно-исполнительной системы. Наиболее высокие результаты показали представители УФСИН России по Республике Мордовия, Рязанской и Тамбовской областям. В командном зачете призовые места заняли УФСИН России по Центральному, Приволжскому и Южному федеральным округам.

В целом в 2006 году в результате проведенной работы количество побегов из-под охраны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) сократилось на 29,4% (с 17 до 12). В 5 раз (с 10 до 2) сократилось число групповых побегов, в 2,5 раза (с 5 до 2) - побегов из СИЗО, в 2 раза - из воспитательных колоний (с 2 до 1), не допущено побегов из тюрем и при конвоировании. Более чем вдвое (с 33 до 14) сократилось количество бежавших из-под охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Умелыми действиями караулов и дежурных смен предотвращено 60 покушений на побег из-под охраны (АППГ - 58). Для пресечения противоправных действий нарушителей личным составом караулов 26 раз применялось оружие, в том числе 3 раза - на поражение, в результате чего 4 осужденных, пытавшихся совершить побеги из учреждений УФСИН России по Удмуртской Республике, Ставропольскому краю и Курганской области, получили смертельные ранения.

Надежную охрану подведомственных объектов обеспечили 98,8% учреждений и 88,6% территориальных органов. Лучше вопросы обеспечения надежности охраны решались в территориальных органах ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу (А.И. Волох), где не было допущено побегов из-под охраны (АППГ - 2). Сократилось их количество в учреждениях УИС Центрального (с 4 до 2), Сибирского (с 3 до 2) и Дальневосточного (с 5 до 3) федеральных округов.

Наиболее инициативно и творчески осуществляли работу по недопущению побегов из-под охраны, закрепив ранее достигнутые многолетние положительные результаты по указанному направлению деятельности, в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Адыгея (А.Т. Самогов), Башкортостан (В.В. Шалыгин), Карелия (А.Н. Сафонов), Коми (В.М. Урявин), Марий Эл (М.А. Айрян), Мордовия (В.А. Мальков), Хакасия (Г.П. Бояринев), Удмуртской (Г.В. Желудов) и Чувашской (В.Б. Волков) республикам, Красноярскому (В.К. Шаешников), Пермскому (А.Н. Соколов), Ставропольскому (М.И. Кривенко) краям, Амурской (Ю.М. Герасимов), Белгородской (Ю.В. Дмитраков), Брянской (В.В. Буравцов), Владимирской (А.Ф. Ладик), Волгоградской (И.В. Сизов), Иркутской (П.В. Радченко), Кемеровской (В.С. Должанцев), Курской (И.Н. Пылев), Липецкой (Ю.В. Щедрин), Новгородской (В.М. Сидорин), Псковской (С.К. Иконников), Ростовской (В.И. Хижняк), Саратовской (Л.Г. Шостак), Свердловской (Н.Е. Ткачев), Тамбовской (А.М. Матвеев), Тверской (А.М. Савихин), Томской (А.А. Сальников), Тульской (А.Г. Полбенников), Челябинской (В.С. Жидков) областям и Еврейской автономной области (Б.Д. Королев).

Анализ побегов и покушений показал, что уровень побеговой активности оставался высоким, в сравнении с АППГ он увеличился на 3,3%. Рост отмечен в территориальных органах ФСИН России по Центральному (на 15,3%) и Южному (на 14,2%) федеральным округам.

За отчетный период 83,3% случаев попыток побега из-под охраны были предотвращены действиями караулов и дежурных смен.

Основным способом покушений на побег остается преодоление запретных зон охраняемых объектов (76,4%). Процентные показатели по остальным способам распределились следующим образом: через контрольно-пропускные пункты - 13,8%, из-под охраны временных караулов и караулов по конвоированию - 6,9%, путем временного укрытия на территории учреждений - 2,8%.

Рассмотрение динамики побеговой активности спецконтингента в контексте времени суток позволяет сделать вывод, что значительная часть (48,7%) покушений на побег приходилась на ночное время. Своего пика она достигала в период с 2 до 6 часов, когда было совершено 20 из 28 (71,4%) покушений на побег, допущенных в ночное время, и 7 из 12 (58,3%) случаев побегов от их общего числа. Благодаря предпринятым мерам число "ночных" покушений в сравнении с АППГ снизилось на 30% (с 50 до 35 случаев). В то же время отмечается рост (на 6,6%) числа покушений в дневное время суток, а также тот факт, что 4 (33,3%) побега из-под охраны допущены в период между 13 и 15 часами, то есть во время обеденных перерывов.

Допущенные побеги и покушения спецконтингента позволяют выявить следующие тенденции: основным способом их совершения остается преодоление основного ограждения; основная масса побегов продолжает совершаться в период с 0 до 6 часов, в то же время отмечается рост числа покушений на побег, совершаемых в дневное время, в период смены караулов и дежурной службы; наиболее уязвимыми в побеговом отношении направлениями являются контрольно-пропускные пункты учреждений; возрастает опасность совершения побегов из-под охраны временных караулов при лечении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В истекшем году в территориальных органах ФСИН России осужденными и лицами, содержащимися под стражей, было совершено 12 побегов, 7 из которых - путем преодоления основного ограждения, 3 - через контрольно-пропускные пункты учреждений, 1 - из-под охраны временного караула и 1 - при проведении культурно-массовых мероприятий (ВК УФСИН России по Оренбургской области).

Анализ допущенных побегов показал, что все они стали следствием серьезных недостатков в управлении и организации работы по обеспечению надежности охраны подведомственных учреждений. Руководители ряда территориальных органов и их заместители не приняли должных мер по реализации требований новой нормативной правовой базы, распоряжений и указаний ФСИН России по комплексному применению сил и средств в деятельности по профилактике побегов, созданию необходимой глубины охраны в целях своевременного выявления и пресечения покушений на побеги. Изучение хода этой работы с выездом непосредственно в территориальные органы и учреждения УИС показало, что продолжают иметь место случаи принятия решения по организации охраны без глубокой оценки и анализа обстановки, заблаговременной проработки вариантов развития ситуации в учреждениях. При этом не учитывается, не доводится до учреждений, не оформляется наглядно в караульных помещениях информация, ежемесячно направляемая ФСИН России в управления по федеральным округам и территориальные органы УИС об имевших место покушениях и побегах из-под охраны. Подобные просчеты в управленческой деятельности способствуют многократному повторению ошибок в работе по профилактике побегов. Так, в ходе проведения служебных проверок по фактам их совершения в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Астраханской (А.И. Рощин), Калужской (В.С. Трошин), Самарской (В.С. Яковлев) и Ярославской (О.В. Королев) областям были выявлены недостатки, аналогичные тем, которые стали причинами ранее допущенного побега в УФСИН России по Курганской области (А.В. Богданов).

Наиболее ярко недостатки в управленческой деятельности проявляются при организации и проведении мероприятий переходного периода. Анализ подготовки территориальных органов к осенне-зимнему периоду несения службы 2006-2007 годов показал, что руководители ГУФСИН, УФСИН России по республикам Дагестан (М.М. Даххаев), Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев), Тыва (Р.Ч.-О. Алмазов), Чеченской Республике (А.З. Ирисханов), Хабаровскому краю (В.Г. Конецких), Камчатской (В.Н. Шабанов), Новгородской (В.М. Сидорин), Омской (Н.В. Папичев), Самарской (В.С. Яковлев), Тюменской (С.П. Зарубин), Ульяновской (М.В. Санкин) областям и Ханты-Мансийскому автономному округу (В.А. Январев) организацию указанных мероприятий перепоручили своим заместителям, курирующим службу охраны, не поставив при этом конкретных задач начальникам структурных подразделений. С отклонениями от установленных требований был подготовлен приказ о планировании и организации мероприятий переходного периода в УФСИН России по Сахалинской области (С.Л. Гавро), не осуществлялась подготовка подобного приказа в УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин). В состав комиссий по проведению обследований охраняемых объектов в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Татарстан (Д.З. Хамадишин), Ставропольскому (М.И. Кривенко), Хабаровскому (В.Г. Конецких) краям, Курганской (А.В. Богданов), Магаданской (И.П. Пилипенко), Самарской (В.С. Яковлев) областям, Ямало-Ненецкому автономному округу (А.С. Замша) не включались представители оперативно-режимных и тыловых служб. Сроки проведения ряда мероприятий, особенно комиссионных обследований объектов, зачастую определялись без учета местных климатических условий, наличия запаса материальных средств, необходимых для устранения выявленных недостатков. В результате обследования организовывались и проводились с низким качеством, уязвимые в побеговом отношении участки и направления не определялись, меры по их перекрытию постами охраны, надзора, ИТСОН и караульными собаками не принимались, системы охраны и надзора не уточнялись.

Более половины (58,3%) допущенных в 2006 году побегов стали следствием неудовлетворительного проведения мероприятий переходного периода и работы по наращиванию глубины охраны на объектах учреждений.

Так, наличие серьезных недостатков в инженерном оборудовании запретных зон, расположении и конструкции наблюдательных вышек, грубейшие нарушения требований приказа Минюста России от 15 февраля 2006 г. (далее - Инструкция) о порядке подготовки личного состава к самостоятельному несению службы привели к групповому побегу осужденных из ИК N 2 УФСИН России по Калужской области (В.С. Трошин), который мог стать вооруженным. Если бы руководство УФСИН и учреждения выявило эти недостатки в переходный период, приняло меры по их устранению, побега в октябре 2006 года удалось бы избежать. Отсутствие ограждений 15-метровой полосы местности, прилегающей к внутренней запретной зоне, "нулевых" рубежей обнаружения, непринятие исчерпывающих мер по прикрытию, определенных в ходе комиссионных обследований, побегоопасных направлений дополнительными инженерно-техническими средствами охраны и надзора, постами караульных собак позволили осужденным совершить побеги из ИК N 3, 7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ИК N 2 УФСИН России по Астраханской области, ИК N 1 УФСИН России по Курганской области, ЛИУ N 4 ГУФСИН России по Самарской области, ИК N 12 УФСИН России по Ярославской области.

Серьезной проблемой остается формализм и низкая исполнительность в организации и проведении мероприятий по наращиванию глубины охраны. Формально выполнив указание о выгораживании 15-метровой полосы местности, прилегающей к внутренней запретной зоне, ряд руководителей территориальных органов и учреждений не позаботились о том, чтобы это ограждение выполняло противопобеговые функции. В результате проведенный анализ показал, что в 16,7% случаев имевших место покушений на побег данное ограждение никакого сдерживающего эффекта не имело, бежавшие преодолевали его за 2-3 секунды без дополнительных приспособлений (ГУФСИН, УФСИН России по Республике Саха (Якутия), Астраханской, Иркутской, Калужской, Камчатской, Курганской, Свердловской, Тюменской областям, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области). С нарушением сроков, установленных требованиями распоряжения ФСИН России от 4 апреля 2006 г. N 10/1-809т, осуществляется оборудование указанных ограждений и "нулевого" рубежа обнаружения в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Коми (В.М. Урявин), Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев), Ставропольскому краю (М.И. Кривенко), Ивановской (С.Н. Егоров), Оренбургской (А.П. Тарнавский), Ярославской (О.В. Королев) областям.

Формализм в выполнении требований ФСИН России по увеличению глубины охраны, сосредоточению основных усилий по пресечению побегов внутри объектов, в том числе за счет совместного патрулирования специалистами-кинологами со служебными собаками и сотрудниками дежурных смен внутренних запретных зон, перекрытия дополнительными постами надзора побегоопасных направлений привели к побегам из-под охраны в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Саха (Якутия), Курганской, Самарской областям. Не организовано совместное патрулирование внутренней запретной зоны во всех учреждениях УФСИН России по Республике Алтай (К.Г. Антонкин), в отдельных учреждениях ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике (В.А. Покотыло), Белгородской (Ю.В. Дмитраков), Брянской (В.В. Буравцов), Воронежской (Н.А. Белогорцев), Иркутской (П.В. Радченко), Камчатской (В.Н. Шабанов), Кировской (В.Ю. Таиров), Нижегородской (Ю.И. Лабутин), Новгородской (В.М. Сидорин), Мурманской (В.В. Гаврюшенко), Пензенской (А.Н. Суменков), Тамбовской (А.М. Матвеев), Томской (А.А. Сальников), Ульяновской (М.В. Санкин) областям. Выполнение в ряде учреждений ГУФСИН, УФСИН России по республикам Бурятия (С.П. Суш), Мордовия (В.А. Мальков), Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Алтайскому (А.П. Семенюк), Ставропольскому (М.И. Кривенко), Хабаровскому (В.Г. Конецких) краям, Архангельской (И.В. Болотин), Астраханской (А.И. Рощин), Ивановской (С.Н. Егоров), Калужской (В.С. Трошин), Курской (И.Н. Пылев), Нижегородской (Ю.И. Лабутин), Новосибирской (В.И. Соломатин), Оренбургской (А.П. Тарнавский), Сахалинской (С.Л. Гавро), Смоленской (И.В. Коновалов), Томской (А.А. Сальников), Тульской (А.Г. Полбенников), Читинской (Ю.А. Амаев) и Ярославской (О.В. Королев) областям функций кинолога-патрульного помощником начальника караула по кинологической службе не только не увеличило глубину охраны, но фактически ликвидировало резервную группу N 2 караула.

Абсолютным большинством руководителей территориальных органов и учреждений слабо используется потенциал кинологических подразделений в повышении эффективности и результативности оперативно-режимных и обысковых мероприятий, особенно по перекрытию каналов поступления в учреждения наркотических веществ. Только в ГУФСИН России по Красноярскому краю, Свердловской и Челябинской областям ведется планомерная работа по подготовке и использованию служебных собак для поиска наркотиков. По-прежнему имеют место факты безграмотного расположения постов караульных собак и их оборудования. В результате нарушители имеют возможность избежать контакта с собакой, что существенно затрудняет своевременное прибытие резервных групп караула, особенно на удаленные от караульного помещения участки, и пресечение побегов в пределах запретных зон объекта. Указанные недостатки наиболее характерны для ГУФСИН, УФСИН России по республикам Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Калмыкия (В.П. Богданов), Калужской (В.С. Трошин), Курганской (А.В. Богданов), Самарской (В.С. Яковлев), Ярославской (О.В. Королев) и другим областям.

В распоряжениях и указаниях ФСИН России по профилактике и предупреждению побегов особое внимание обращается на усиление контроля за службой караулов и дежурных смен. Вместе с тем в ряде территориальных органов продолжает иметь место поверхностное отношение к его организации и осуществлению. При проведении служебных проверок по фактам допущенных в 2006 году побегов в 83,3% случаев выявлены нарушения требований по организации работы оперативных групп аппаратов управления территориальных органов по осуществлению внезапных проверок деятельности учреждений, невыполнение норм должностного контроля за качеством несения службы караулами и дежурными сменами, часовыми на постах. Неизжитыми остаются случаи формального, "для галочки", подхода к проведению данной работы, когда проверка проводится в течение 15-20 минут и при этом, естественно, не выявляет никаких недостатков в организации и несении службы. Указанные недостатки наиболее характерны для ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по республикам Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Тыва (Р.Ч.-О. Алмазов), Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев), Карачаево-Черкесской Республике (В.А. Покотыло), Астраханской (А.И. Рощин), Калужской (В.С. Трошин), Курганской (А.В. Богданов), Московской (П.Н. Посмаков), Новосибирской (В.И. Соломатин), Самарской (В.С. Яковлев) и Ярославской (О.В. Королев) областям.

Несмотря на неоднократные распоряжения и указания, направленные на совершенствование работы по организации пропускного режима, не все руководители учреждений и органов УИС провели мероприятия по выполнению изложенных в них требований. Результатом такого подхода стало резкое увеличение числа побегов из-под охраны (в 3 раза), допущенных через контрольно-пропускные пункты учреждений (далее - КПП), составивших четвертую часть (25%) от всех допущенных побегов. Нарушение требований об осуществлении надзора за погрузкой и сопровождением транспортного средства на территории учреждения, о выпуске транспорта с непросматриваемым грузом только после проверки наличия осужденных на охраняемом объекте способствовали совершению группового побега из ИК N 2 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин). Неудовлетворительная организация надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в период проведения свиданий, формальная проверка документов у выходящих из учреждения посетителей, невыполнение соответствующими службами требования об оперативном прикрытии КПП в период массового прохода людей стали основными причинами побегов путем подмены из ИК N 4 УФСИН России по Республике Тыва и СИЗО N 3 ГУФСИН России по Новосибирской области. Наиболее характерными недостатками в организации и осуществлении пропускного режима, оборудовании КПП продолжают оставаться: формальное проведение внезапных проверок состояния пропускного режима; пропуск транспортных средств в сопровождении лиц, не отданных приказами начальников учреждений; несоответствие форм пропусков, разнарядок на пропуск осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, требованиям Инструкции; отсутствие приборов и приспособлений для досмотра транспортных средств и грузов, системы блокировки ворот шлюзов (контрольных площадок) и дверей КПП по пропуску людей, при срабатывании системы тревожной сигнализации (СТС). Указанные недостатки выявлены в учреждениях ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России по республикам Саха (Якутия) (Е.Ф. Белкин), Тыва (Р.Ч.-О. Алмазов), Карачаево-Черкесской (В.А. Покотыло) и Чувашской (В.Б. Волков) республикам, Архангельской (И.В. Болотин), Костромской (А.Л. Виноградов), Новосибирской (В.И. Соломатин), Псковской (С.К. Иконников), Самарской (В.С. Яковлев) и Читинской (Ю.А. Амаев) областям.

Благодаря принятию мер по исключению несанкционированного вывода осужденных и лиц, содержащихся под стражей, для проведения различного рода работ в 2006 году удалось существенно сократить число побегов из-под охраны временных караулов. Вместе с тем проблема обеспечения надежной изоляции спецконтингента, находящегося на лечении в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, остается до конца не решенной. В указанный период осужденными и лицами, содержащимися под стражей, было предпринято два покушения на совершение побегов из лечебных учреждений. В результате одного из них в ГУФСИН России по Краснодарскому краю подследственному удалось совершить побег. Недостатки, выявленные в ходе служебной проверки, становятся стандартными для подобных ситуаций. Временный караул был назначен не в полном составе, план охраны не разработан, подготовка личного состава к службе не проводилась, контроль за ее несением со стороны руководства учреждения и территориального органа не осуществлялся. Кроме того, не было выполнено требование совместного приказа Минздравсоцразвития и Минюста России от 17 октября 2005 г. N 640/190 по оборудованию палаты для лечения лица, содержащегося под стражей, комплексом инженерно-технических средств охраны.

Побеги, допущенные из ИК N 3 УФСИН России по Калужской области и из ЛИУ N 4 ГУФСИН России по Самарской области, свидетельствуют о возрастающей дерзости спецконтингента в совершении преступлений подобного рода. Вместе с тем данные факты красноречиво указывают на неудовлетворительное состояние служебной подготовки в указанных территориальных органах, в особенности на необученность сотрудников ведению огня в условиях ограниченной видимости и слабую морально-психологическую готовность к применению оружия на поражение. Между тем аналогичные недостатки характерны не только для них. Лишь наполовину (50%) выполнена программа служебной подготовки сотрудников подразделений охраны в УФСИН, ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике и Костромской области. В 17 территориальных управлениях не выполнены нормы проведения ночных стрельб, причем в ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике (В.А. Покотыло) и УФСИН России по г. Москве (В.А. Давыдов) проведено только по 2 стрельбы, в УФСИН России по Орловской области (В.А. Суровцев) - 1, а в УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев) ночные стрельбы с сотрудниками охраны не проводились совсем. Формально, без отработки вводных и нормативов, применения имитационных средств проводятся инструктивные занятия по подготовке караулов к службе в УФСИН России по Астраханской (А.И. Рощин), Костромской (А.Л. Виноградов), Курганской (А.В. Богданов), Мурманской (В.В. Гаврюшенко), Тюменской (С.П. Зарубин) и Читинской (Ю.А. Амаев) областям. Отсутствуют учебные городки для их проведения в УФСИН, ОФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания (А.Б. Купеев), Карачаево-Черкесской (В.А. Покотыло) и Чеченской (А.З. Ирисханов) республикам. Инструктивные занятия в указанных территориальных органах сводятся в лучшем случае лишь к доведению оперативной обстановки, проверке наличия личного состава караула, расстановке его по постам и отдаче приказа на службу.

В значительной части учреждений подготовка караулов к службе продолжает осуществляться без участия в ней специалистов-психологов, а их роль и место в системе обучения и воспитания личного состава продолжают оставаться неопределенными. Несмотря на то, что в территориальные органы направлена типовая инструкция психолога отдела охраны, должностные инструкции для них не разрабатываются, конкретные задачи по морально-психологическому обеспечению службы не ставятся, к проведению занятий, проверке службы, воспитательной работе психологи не привлекаются. Вместе с тем именно эта категория должностных лиц совместно с руководством учреждений и отделов охраны призвана создавать благоприятный, здоровый микроклимат в коллективах, при проведении бесед и тестирования выявлять сотрудников с депрессивным состоянием, склонных к неадекватным действиям, агрессии и суициду, давать предложения по их дальнейшему использованию на службе. Руководители ряда терорганов и учреждений не до конца понимают, что наличие в карауле, где хранится все оружие учреждения, вооруженного сотрудника, имеющего отклонения в психике, может привести к трагическим последствиям. И хотя данная проблема очевидна, некоторые отделы охраны учреждений в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Коми, Саха (Якутия), Алтайскому, Пермскому краям, Владимирской, Вологодской, Кировской, Курской, Новгородской, Свердловской областям продолжают оставаться не укомплектованными должностями психологов.

Наличие указанных проблем в морально-психологическом обеспечении службы не могло не сказаться на состоянии дел по профилактике гибели и травматизма среди личного состава подразделений охраны.

В истекшем году в территориальных органах ФСИН России при выполнении служебных задач погибли 6 сотрудников отделов охраны. В результате падения эстакады для досмотра транспортных средств и грузов в шлюзе СИЗО N 1 ГУФСИН России по Саратовской области погиб специалист-кинолог. При проведении регламентных работ, упав с основного ограждения, получил смертельное ранение младший инспектор отдела охраны тюрьмы N 2 УФСИН России по Владимирской области. Данные случаи стали возможными в результате: низкой эффективности работы по созданию безопасных условий службы сотрудников; халатного отношения должностных лиц к проведению комиссионного обследования объекта и проверок состояния пропускного режима в первом случае и к организации регламентных работ во втором случае; несоблюдения мер безопасности и личной неосторожности самих сотрудников.

Четверо (66,4%) сотрудников погибли во время несения службы, покончив жизнь самоубийством. Данные случаи допущены в учреждениях ГУФСИН, УФСИН России по Республике Татарстан, Ивановской, Кемеровской и Смоленской областям. Рост числа суицидальных явлений среди личного состава подразделений охраны вызывает особую тревогу. В 2006 году подобным образом ушли из жизни 16 человек, что составляет 23,5% от общего числа погибших сотрудников отделов охраны учреждений. Случаи самоубийства сотрудников вне службы допущены в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Коми, Марий Эл, Краснодарскому, Пермскому краям, Волгоградской, Кемеровской, Кировской, Оренбургской, Орловской, Челябинской областям. Несомненно, что в основном причины, подвигшие этих людей на столь отчаянный поступок, являются глубоко личными и связаны, как правило, с семейными неурядицами, бытовым неустройством, то есть вещами, обычно тщательно скрываемыми от чужого глаза. Вместе с тем решение о самоубийстве приходит к человеку не сразу, происходят определенные изменения в его поведении. И правильно организованная работа по психологическому обеспечению и сопровождению службы поможет выявить наличие подобных мыслей и принять необходимые меры к спасению сотрудника. В этом главная задача психологов отделов охраны.

Всего за истекший год в подразделениях охраны УИС произошло 99 случаев гибели и травматизма личного состава. Основную их массу (34,3%) составляют дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП). В результате несоблюдения скоростного режима, управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения получили травмы различной степени тяжести 34 сотрудника, из них 23 (67,6%) - несовместимые с жизнью. Гибель и ранения сотрудников в результате ДТП допущены в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Краснодарскому, Красноярскому, Пермскому, Ставропольскому краям, Брянской, Вологодской, Волгоградской областям. К числу "сезонных" относятся случаи гибели на воде. Нарушение мер безопасности, купание в нетрезвом виде и в запрещенных для этого местах явились основными причинами гибели 9 (17,3%) сотрудников в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Саха (Якутия), Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Томской областям. Сотрудники подразделений охраны стали жертвами 14 нападений, 5 (35,7%) из которых закончились летальным исходом. С признаками насильственной смерти обнаружены сотрудники отделов охраны учреждений ГУФСИН, УФСИН России по Хабаровскому краю, Архангельской, Волгоградской, Пензенской и Свердловской областям. Получили ранения в результате нападений сотрудники подразделений охраны ГУФСИН, УФСИН России по республикам Коми, Марий Эл, Брянской, Волгоградской, Мурманской, Смоленской, Иркутской областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Требую:

1. Закрепить достигнутые в 2006 году положительные результаты в работе по недопущению побегов из-под охраны. Основные усилия в 2007 году сосредоточить на: комплексном использовании сил и средств; усилении взаимодействия между службами в первую очередь оперативной, безопасности, охраны; внедрении новых технических средств охраны и надзора; повышении роли "человеческого" фактора путем совершенствования уровня профессиональной подготовки личного состава, проведения комплекса мероприятий социальной и воспитательной направленности, сохранения жизни и здоровья сотрудников.

2. Начальникам УФСИН России по федеральным округам:

2.1. Во 2-м квартале 2007 года провести учебно-методические сборы с заместителями начальников территориальных органов УИС, курирующих службы охраны и безопасности.

2.2. Принять участие в работе коллегий территориальных органов УИС, в которых были допущены побеги из-под охраны в 2006-2007 годах или имеющих низкие показатели по указанному направлению деятельности.

3. Начальникам территориальных органов ФСИН России в апреле-мае 2007 года на коллегиях рассмотреть вопрос "О состоянии и мерах совершенствования работы по недопущению побегов, выполнения комплекса мероприятий по подготовке объектов, сил и средств к выполнению задач в весенне-летний период". Копии докладов, выписки из протоколов и решений коллегии направить в Управление охраны ФСИН России к 1 июня 2007 года.

4. В срок до 1 июля 2007 года:

4.1. В целях совершенствования системы подготовки караулов и дежурных смен к службе во всех учреждениях проверить наличие и состояние учебных городков, классов служебной подготовки, кинодромов, принять меры по их оборудованию в соответствии с рекомендациями, изложенными в "Сборнике методических материалов для подразделений охраны учреждений и органов УИС" 2006 года.

4.2. Провести проверку хода подготовки к смотру-конкурсу на лучшее инженерно-техническое оборудование объектов, караульных помещений и мест несения службы сотрудниками отделов охраны, учебно-материальной и технической базы для проведения первого и второго этапов смотра-конкурса служебного мастерства на лучшего начальника караула.

4.3. В целях выполнения требований Инструкции (п.п. 108, 182) и приказа Минюста России от 13 июля 2006 г. N 252 (п.п. 4, 9) численность подразделений кинологической службы привести в соответствие с объемом задач, выполняемых по охране учреждений, патрулированию запретных зон, обеспечению режима и надзора. Исключить случаи возложения обязанностей по патрулированию внутренней запретной зоны на помощников начальников караулов по кинологической службе.

5. Принять меры по исключению случаев гибели и травматизма сотрудников при выполнении служебных задач в результате нарушения мер безопасности, в том числе при обращении с оружием. Во всех подразделениях охраны в первом полугодии 2007 года спланировать и провести комплекс мероприятий по повышению морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач в условиях осложнения обстановки, эффективному применению оружия и специальных средств.

Разработать для специалистов психологов отделов охраны должностные обязанности, в которых определить основные задачи по сохранению жизни и здоровья сотрудников, изучению их морально-психологических качеств и готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе применению оружия.

6. Быть в готовности на совещании при директоре ФСИН России по итогам 1-го полугодия доложить о проделанной работе.

7. Начальнику ГУФСИН России по Ростовской области (В.И. Хижняк) провести комплекс мероприятий по подготовке к проведению в ноябре 2007 года Всероссийского совещания с заместителями начальников УФСИН России по федеральным округам и территориальных органов УИС, курирующих вопросы охраны, конвоирования и инженерно-технического обеспечения.

Контроль за выполнением мероприятий возложить на начальника Управления охраны ФСИН России (А.К. Новиков).

8. Начальникам УФСИН России по федеральным округам и территориальных органов ФСИН России довести обзор до сотрудников в части, их касающейся, о выполнении п.п. 4-5 настоящего указания доложить до 15 июля 2007 года.


Директор
государственный
советник юстиции 1 класса

Ю.И. Калинин


Проанализировано состояние надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2006 году. В прошедшем году в учреждениях уголовно-исполнительной системы проводились мероприятия по совершенствованию системы организации работы по недопущению побегов, созданию необходимой глубины охраны, оснащению объектов УИС современными техническими системами охраны и надзора, усилению контроля за службой караулов и дежурных смен, повышению профессионального мастерства, качества обучения и воспитания личного состава.

В частности, пересмотрена система охраны и надзора в 230 исправительных колониях и 105 СИЗО, осуществлены работы по наращиванию глубины охраны объектов УИС за счет выгораживания 15-метровой полосы местности, примыкающей к ограждению внутренней запретной зоны, ее освещения и оборудования дополнительного "нулевого" рубежа обнаружения. Повышена роль кинологических подразделений в обеспечении надежности охраны объектов. Усовершенствована программа служебной, боевой и физической подготовки подразделений охраны, чему в немалой степени способствовала работа по развитию учебно-материальной базы.

В целом в 2006 году в результате проведенной работы количество побегов из-под охраны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 29,4%. Анализ побегов и покушений позволяет выявить следующие тенденции: основным способом их совершения остается преодоление основного ограждения; большинство побегов продолжает совершаться в период с 0 до 6 часов, в то же время отмечается рост числа покушений на побег, совершаемых в дневное время, в период смены караулов и дежурной службы; наиболее уязвимыми в побеговом отношении направлениями являются контрольно-пропускные пункты учреждений; возрастает опасность совершения побегов из-под охраны временных караулов при лечении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Анализ допущенных побегов показал, что все они стали следствием серьезных недостатков в управлении и организации работы по обеспечению надежности охраны подведомственных учреждений. Имеются проблемы и в морально-психологическом обеспечении службы.

В этой связи территориальным органам и учреждениям ФСИН России поручено усовершенствовать работу по недопущению побегов из-под охраны.


Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 28 марта 2007 г. N 10/1-836 "О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2006 году и мерах по предупреждению побегов из-под охраны"


Текст письма опубликован в журнале "Ведомости уголовно-исполнительной системы", 2007 г., N 5


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.