Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32 "О постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32
"О постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации"


В связи с изданием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановлений от 27 декабря 2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", а также от 27 декабря 2007 г. N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоение и растрате" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.

С учетом требований пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки.

В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях, должностным лицам Роспотребнадзора следует уделять особое внимание соблюдению установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также надлежащим образом выяснять вопросы, установленные статьей 29.1 Кодекса с выполнением в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии процесса.

Исключить случаи ненадлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего рассмотрения или назначения даты рассмотрения через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса, должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у должностного лица имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано должностным лицом обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается должностным лицом исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.

Должностным лицам Роспотребнадзора надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 Кодекса по каждому делу об административном правонарушении.

Имея в виду, что Кодексом допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 Кодекса оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 Кодекса случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления должностному лицу протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий (например, направления истребованных должностным лицом сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом сроков выполнения указанных в определении должностного лица процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

Также обращаем внимание на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исходя из статьи 29.6 Кодекса, при наличии названных в части 2 этой статьи оснований, возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Одновременно сообщаем, в случаях хищения имущества органов и организаций Роспотребнадзора или приобретение права на имущество органов и организаций Роспотребнадзора путем обмана или злоупотребления доверием, органам и организациям Роспотребнадзора следует осуществлять защиту своих прав не только способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и посредствам обращений в правоохранительные органы Российской Федерации с целью установления в противоправных действиях соответствующих лиц признаков составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.


Руководитель

Г.Г. Онищенко


Разъяснены отдельные вопросы, возникающие в ходе рассмотрения должностными лицами Роспотребнадзора дел об административных правонарушениях.

В частности, обращается внимание на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Возможно продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении, но не более чем на 1 месяц.

Рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, допускается при следующих условиях: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Если действующим законодательством установлены сроки совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий (например, сроки направления истребованных должностным лицом сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении. Не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных сроков выполнения указанных в определении должностного лица процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности. На такие нарушения необходимо реагировать путем направления писем.


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32 "О постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации"


Текст письма опубликован в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2008 г., N 5


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.