Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Методические рекомендации
по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"


1. Общие положения


С 15 июня 2007 г. Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ внесены изменения и дополнения в статьи 5, 37, 40, (40.1), 46, 49, 150, 151, 158, 223, (223.1), 224, 226, 319, 448 и 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Наряду с принятым ранее Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", который касается вопросов новой организации предварительного следствия в органах прокуратуры, Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ вносит существенные изменения в полномочия органов дознания, увеличивает сроки расследования по уголовным делам. Кроме того, в уголовном судопроизводстве появился новый участник процесса - начальник структурного подразделения органа дознания, на которого возлагаются функции организации и непосредственного контроля за проведением дознания, включая право самостоятельно проводить расследование по уголовному делу.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразного применения в Федеральной службе судебных приставов норм Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ.

Следует также учитывать, что ввиду отсутствия на настоящий момент разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по порядку применения изменений и дополнений уголовно-процессуального законодательства, а также недостаточной правоприменительной практики в новых условиях Методические рекомендации, возможно, не охватят все вопросы, которые могут возникать у дознавателей Федеральной службы судебных приставов в практической деятельности. В связи с этим Управлением организации дознания и административной практики ФССП России (далее - Управление) будет проводиться дальнейшая планомерная аналитическая и методическая работа с целью выработки единообразного применения норм УПК РФ, по результатам которой проблемные вопросы будут освещаться в информационных письмах и обзорах.

Для оказания практической помощи дознавателям ФССП России к Методическим рекомендациям приложены разработанные Управлением типовые бланки, которые рекомендуется использовать в работе на местах по согласованию с органами прокуратуры и судом.


2. Начальник подразделения дознания


Для осуществления надлежащего контроля за полнотой и законностью производства дознания, соблюдения процессуальных сроков законодатель ввел в статью 5 УПК РФ понятие "начальник подразделения дознания", который является новым участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Следует отметить, что полномочия начальника подразделения дознания законодателем приближены к полномочиям начальника следственного отдела, перечисленным в статье 39 УПК РФ "Начальник следственного отдела".

В соответствии с пунктом 17.1 статьи 5 УПК РФ начальником подразделения дознания является должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. К органам дознания в Федеральной службе судебных приставов относятся должностные лица - Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители и старшие судебные приставы.

В свою очередь начальником подразделения дознания в ФССП России является начальник (заместитель начальника) отдела дознания и административной практики территориальных органов ФССП России.

В соответствии с требованиями статьи 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьями 144-145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

- изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания также вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и провести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. В этом случае полномочия органа дознания возлагаются на начальника подразделения дознания в порядке, установленном ст. 41 УПК РФ.

При осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 40.1 УПК РФ, начальник подразделения дознания вправе:

1. Проверять материалы уголовного дела.

Рекомендуется еженедельное ознакомление начальника подразделения дознания с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных дознавателей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: законность, обоснованность и оперативность принятия процессуальных решений; выполнение плана расследования по уголовному делу, соблюдение сроков дознания и прав участников уголовного судопроизводства.

2. Давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры процессуального принуждения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Законодателем предусмотрено право обжалования указания начальнику органа дознания или прокурору, однако эти действия не приостанавливают его исполнение.

В целях обеспечения наиболее полного надзора и контроля, а также соблюдения процессуальных сроков начальнику подразделения дознания рекомендуется вести контрольные производства по примеру надзорных производств в органах прокуратуры. В данных контрольных производствах следует учитывать: справки о результатах проверок материалов уголовных дел, данные по ним указания, соблюдение планов расследования и иные документы процессуального контроля.


3. Уведомление о подозрении в совершении преступления


Новацией в уголовно-процессуальном законодательстве явилось наделение дознавателей полномочиями по расследованию уголовных дел, совершенных в условиях неочевидности, что требует от них проводить расследование по возбужденному уголовному делу в полном объеме, без передачи в органы предварительно следствия. Для реализации этих полномочий УПК РФ дополнен статьей 223.1 "Уведомление о подозрении в совершении преступления", которая обязывает дознавателя составлять письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, если уголовное дело возбуждено по факту, а в ходе производства дознания установлено лицо, причастное к его совершению.

Чтобы избежать ошибок на практике, следует особо отметить, что, исходя из положений статьи 46 УПК РФ, в тех случаях, когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, дополнительное составление уведомления о подозрении лица в совершении преступления не требуется.

При вручении лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель разъясняет подозреваемому его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ:

- знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

- давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК РФ;

- пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3.1 части третьей статьи 49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

- представлять доказательства;

- заявлять ходатайства и отводы;

- давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

- пользоваться помощью переводчика бесплатно;

- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

О разъяснении подозреваемому его прав составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 223.1 УПК РФ в уведомлении указывается описание преступления, место, время его совершения, а также другие обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 73 УПК РФ.

Необходимо учесть, что в правоприменительной практике встречаются случаи отказа подозреваемого от защитника по причине нехватки денежных средств на оплату его услуг. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ подобный отказ может расцениваться судом как нарушение права подозреваемого на защиту, и результаты допроса могут быть признаны судом недопустимым доказательством, не имеющим юридической силы.

В связи с этим для обеспечения права подозреваемого на защиту законодателем предусмотрено назначение защитника по поручению или с согласия подозреваемого.

Участие адвоката в уголовном деле в качестве защитника по назначению органов дознания согласно статье 51 УПК РФ возможно в следующих случаях:

- когда подозреваемый не отказался от защитника, но ни он, ни его близкие не заключили соглашения об оказании юридической помощи;

- когда подозреваемый отказался от защитника, но дознаватель с учетом особенностей личности подозреваемого и категории преступления не принял этот отказ (часть вторая статьи 52 УПК РФ).

Оплата труда адвокатов, участвующих в уголовном деле в качестве защитников по назначению органов дознания, производится за счет средств федерального бюджета. Кроме того, собрание (конференция) адвокатов может предусмотреть выплату за счет адвокатской палаты дополнительного вознаграждения (статья 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").


4. Сроки дознания


Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ увеличены сроки производства дознания, что позволит значительно снизить возможность необоснованной передачи уголовных дел из органов дознания в органы предварительного следствия и повысить его результативность. Прежде всего, это важно при расследовании тех уголовных дел, по которым возникает необходимость в назначении различного рода экспертиз, а их проведение затягивается. Однако продление законодателем срока дознания ни в коей мере не должно расцениваться как ослабление контроля и не приводить, в конечном итоге, к волоките и необоснованному вынесению ходатайств о продлении сроков расследования по уголовным делам. С другой стороны, в связи с этим повышается персональная ответственность и спрос с участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения за качество и оперативность расследования.

При вынесении дознавателем постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока расследования начальнику подразделения дознания необходимо незамедлительно проверять законность, обоснованность и своевременность данного процессуального решения.

В целях исключения фактов волокиты и нарушения требований уголовно-процессуального законодательства по уголовным делам при продлении срока дознания состояние расследования следует обсуждать на оперативных совещаниях при руководителях территориальных органов ФССП России:

- начальнике подразделения дознания - в случаях первичного продления сроков дознания на 30 суток;

- заместителе руководителя территориального органа ФССП России - заместителе главного судебного пристава субъекта Российской Федерации - при повторном обращении в органы прокуратуры для продления сроков дознания;

- руководителе территориального органа ФССП России - главном судебном приставе субъекта Российской Федерации - при последующих обращениях.

По каждому факту возбуждения ходатайства о продлении сроков дознания в течение суток в Управление организации дознания и административной практики необходимо представлять специальное донесение с приложением копии постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока дознания и заключения об обоснованности его вынесения, утвержденного руководителем территориального органа или его заместителем. В случае последующего продления сроков дознания до 6 и до 12 месяцев к специальному донесению должно прилагаться заключение об обоснованности продления процессуального срока, а при выявлении фактов нарушения законности и волокиты по уголовному делу - результаты служебной проверки.

Общий принцип работы по дознанию должен быть выстроен таким образом, чтобы организовать расследование по уголовным делам в установленный законом 30-дневный срок. Уголовные дела, по которым принимаются решения в срок свыше 30 суток, будут рассматриваться как оконченные с нарушением установленного законом срока. Случаи необоснованного возбуждения ходатайства о продлении срока дознания являются браком в работе и свидетельствуют о ненадлежащем процессуальном контроле начальника подразделения дознания за деятельностью дознавателей.

Так, ненадлежащим основанием продления сроков дознания является допущенная волокита при назначении экспертизы и иных процессуальных действий. Не является законным и обоснованным продление срока дознания в случаях розыска подозреваемого или его временного тяжелого заболевания, подтвержденного медицинским заключением.

Для соблюдения установленных законом процессуальных сроков следует, прежде всего, в полной мере использовать предусмотренные статьями 144, 145 УПК РФ полномочия органа дознания, обеспечить полноту и тщательность проверки сообщения о преступлении, учитывая тот факт, что информация о признаках преступления зачастую является неконкретной или неточной, в связи с чем может возникнуть необходимость в специальных познаниях. В целях полноты проверки сообщения о преступлении законодатель наделил орган дознания правом назначения производства документальных проверок, ревизий и привлечения для участия в них специалистов еще до возбуждения уголовного дела.

Кроме того, на стадии исполнительного производства для разъяснения возникающих вопросов, которые требуют специальных знаний, в соответствии со статьей 41 Федерального закона "Об исполнительном производстве" возможно привлечение специалистов-ревизоров, что, в свою очередь, позволяет сократить сроки проведения судебной бухгалтерской экспертизы и, соответственно, осуществлять дознание в законные сроки.

В ходе производства дознания по уголовному делу необходимо принимать исчерпывающие меры по организации предварительного расследования и своевременному вынесению процессуальных решений. Для обеспечения этого при возбуждении уголовного дела дознавателем в обязательном порядке в 2 дневный срок должен составляться подробный план расследования, с указанием сроков планируемых мероприятий и даты исполнения. План утверждается начальником подразделения дознания, который осуществляет по нему постоянный контроль.

Ходатайства о продлении срока дознания до 6 и до 12 месяцев должны возбуждаться последовательно на срок не более одного месяца каждый раз, исходя из конкретных обстоятельств уголовного дела и утвержденного плана расследования.

В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока дознания необходимо указывать:

1. Дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения дел в одно производство - даты возбуждения каждого из них, приостановления и возобновления.

2. Дату вручения подозреваемому уведомления о подозрении в совершении преступления.

3. Дату предъявления обвинения, если оно было предъявлено в порядке части 3 статьи 224 УПК РФ.

4. Дату избрания меры пресечения (если она избиралась).

5. Дату избрания иных мер процессуального принуждения (если они избирались).

6. Сведения о личности подозреваемого, обвиняемого.

7. Формулировку подозрения в совершении преступления с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, существа подозрения, места, времени совершения преступления, его способов, мотивов, целей и других обстоятельств, имеющих значение для дела.

8. Формулировку обвинения, если оно было предъявлено в порядке части третьей статьи 224 УПК РФ.

9. Перечень доказательств, подтверждающих подозрение, обвинение.

10. Причины, в силу которых дознание не может быть окончено в установленный срок, и объем предстоящей работы по делу.

11. В случаях, если срок дознания уже продлевался, в постановлении указывается об этом, а также приводится объем выполненной работы после продления процессуального срока.

При исчислении процессуальных сроков и составлении постановления о продлении срока дознания требуется учитывать следующее:

- при выделении возбужденного уголовного дела о новом преступлении или в отношении другого лица в отдельное производство срок дознания исчисляется со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела;

- при соединении нескольких уголовных дел в одно производство срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается;

- по уголовным делам, поступившим из других государств, процессуальные сроки исчисляются в соответствии с российским законодательством.

Постановление о продлении процессуальных сроков составляется в трех экземплярах: в уголовное дело, для приобщения к материалам, направляемым прокурору (в надзорное производство), и для приобщения к карточке статистического учета о движении уголовного дела.

Основываясь на требованиях пункта 7 статьи 162 УПК РФ и исходя из того, что для принятия решения прокурору необходимо время для изучения данного процессуального документа и самих материалов уголовного дела, постановления о продлении срока дознания должны быть предоставлены в следующие сроки:

- межрайонному (окружному) прокурору, прокурору города - не позднее чем за пять суток до дня истечения срока дознания;

- прокурору субъекта Российской Федерации - не позднее чем за пятнадцать суток до дня истечения срока дознания.

С целью обеспечения своевременного принятия решения и строгого соблюдения процессуальных сроков рекомендуется на местах согласовывать сроки предоставления постановления о продлении срока дознания с надзирающим прокурором, с учетом особенностей времени документооборота в конкретных органах прокуратуры.

После продления процессуального срока дознавателем незамедлительно составляется и направляется в информационный центр карточка статистического учета о движении уголовного дела (форма 3).

О продлении срока дознания в письменном виде уведомляется обвиняемый и его защитник, а также потерпевший и его представитель (пункт 8 статьи 162 УПК РФ).


5. Запрос о правовой помощи


Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ допускается продление прокурором субъекта Российской Федерации срока дознания до 12 месяцев в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (статья 453 УПК РФ).

Следует отметить, что международными договорами и уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен особый порядок направления запросов о правовой помощи.

Так, согласно пункту 4 части 3 статьи 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе взаимности органами дознания ФССП России направляется через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

При возникновении такой необходимости в ходе производства дознания по уголовному делу запрос о правовой помощи и прилагаемые к нему документы должны быть незамедлительно переданы в Управление организации дознания и административной практики ФССП России, которое является правомочным органом, для дальнейшего направления запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Содержание и форма запроса предусмотрены статьей 454 УПК РФ, согласно которой запрос о правовой помощи, направляемый в компетентные органы зарубежного государства, должен содержать:

- наименование органа, от которого исходит поручение;

- наименование зарубежного государства (например, "в компетентные органы Азербайджанской Республики");

- ссылку на соответствующую конвенцию, двусторонний договор;

- подробное описание совершенного преступления (из текста запроса должно быть видно, какое именно преступление совершено. Описываемая фабула преступления должна быть полной. Помимо этого в описательной части необходимо указывать все обстоятельства, выяснение которых содержится в просьбе о запрашиваемом действии. Если вопросы касаются каких-либо юридических лиц, в описательной части запроса должно быть указано, какое они имеют отношение к совершенному преступлению);

- дату избрания меры пресечения и иных мер процессуального принуждения (если они избирались);

- выписку из Уголовного кодекса Российской Федерации (статья, по которой возбуждено уголовное дело и которая инкриминируется подозреваемому). Текст статьи УК РФ может приводиться в запросе не полностью, а указываются лишь те части, по которым квалифицировано содеянное;

- точное указание места последней регистрации подозреваемого, свидетеля, месторасположение фирмы, банка, организации, где необходимо проведение следственных действий. В тексте запроса должны приводиться полные анкетные данные подозреваемого;

- подробное описание запрашиваемого действия (для обоснования необходимости проведения следственных действий на территории запрашиваемого государства в поручении должна содержаться ссылка на статью 73 УПК РФ. При необходимости проведения допроса обязательно указывать процессуальный статус лица, которое необходимо допросить, а также перечень вопросов, которые следует выяснить);

- необходимые приложения (постановления о производстве выемок, обысков, иные документы). Если есть необходимость в проведении выемки в какой-либо организации, фирме, банке, необходимо прикладывать соответствующее постановление (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующей санкцией прокурора либо суда);

- указание адреса, по которому ожидается ответ на запрос.

Сам запрос и каждый прилагаемый к нему документ заверяются гербовой печатью территориального органа ФССП России, направляющего процессуальный документ.

Направление запросов о правовой помощи в страны СНГ регламентируется Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

При направлении запросов о правовой помощи в страны СНГ их необходимо адресовать в компетентные органы иностранного государства, при этом особое внимание уделить правильному написанию его названия, а именно:

- Азербайджанской Республики;

- Республики Армения;

- Республики Беларусь;

- Грузии;

- Республики Казахстан;

- Кыргызской Республики;

- Республики Молдова;

- Республики Таджикистан;

- Туркменистана;

- Республики Узбекистан;

- Украины.

При направлении запросов в страны Балтии их необходимо адресовать компетентным органам:

- Латвийской Республики;

- Литовской Республики;

- Эстонской Республики.

Указанные государства являются членами Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г., а также с каждым из указанных государств Российской Федерацией заключены договоры о правовой помощи:

- договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.,

- договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.,

- договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.

Запрос о правовой помощи, направляемый компетентным органам стран СНГ и Балтии, представляется в Управление организации дознания и административной практики в трех экземплярах (без перевода) с сопроводительным письмом.

Запросы о правовой помощи в страны дальнего зарубежья представляются в Управление организации дознания и административной практики в трех экземплярах с сопроводительным письмом. Представляются также два экземпляра перевода, в которых переводчик предупреждается об ответственности за заведомо ложный перевод, а соответствие текста на иностранном языке тексту запроса на русском языке заверяется гербовой печатью инициатора поручения. Первый экземпляр поручения на русском языке и оригинал перевода, а также вторые экземпляры поручения и перевода сшиваются между собой, на оборотной стороне последнего листа скрепляются гербовой печатью с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Переводу подлежат все материалы поручения: все приложения и выписки. Перевод должен заверяться переводчиком (подпись, печать).

Кроме того, к запросам о правовой помощи, направляемым в страны Балтии и дальнего зарубежья, должны прилагаться выписки из УК РФ и УПК РФ с текстом статей, регламентирующих производство следственных действий:

- например, для допроса свидетеля - выписки из статей 56, 164, 166, 167, 189, 190 УПК РФ, статей 307, 308, 310 УК РФ.

Перед перечнем вопросов, подлежащих выяснению в ходе допроса, необходимо привести текст следующего содержания: "перед допросом прошу ознакомить свидетеля с его правами и обязанностями в соответствии со статьей 56 УПК РФ и предупредить его об ответственности в соответствии со статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, по статье 308 УК РФ - за отказ от дачи показаний и по статье 310 УК РФ - за разглашение данных предварительного следствия, если только это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны";

- для проведения выемки - выписки из статей 60, 164, 166, 167, 170, 182, 183 УПК РФ.

Выписки указанных статей прилагаются к запросу с целью снять все вопросы, которые могут возникнуть у запрашиваемой стороны при его исполнении, касающиеся правомерности проведения запрашиваемых действий, и исключить в дальнейшем возможность принятия полученных в ходе исполнения доказательств как недопустимых или полученных с нарушением закона.

Все проекты запросов о правовой помощи необходимо предварительно согласовывать с Управлением организации дознания и административной практики, для чего незамедлительно направлять по факсу или по электронной почте: ca04@fssprus.ru, в следующие сроки:

- при необходимости продления срока производства дознания до 6 месяцев - не менее чем за 15 дней до составления постановления о продлении срока дознания и предоставления его надзирающему прокурору;

- при продлении срока дознания до 12 месяцев - не менее чем за 25 дней до указанного выше срока.


Управление организации дознания
и административной практики



Федеральным законом от 6 июня 2007 года N 90-ФЗ внесены некоторые изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части полномочий органов дознания, увеличения сроков расследования по уголовным делам. В уголовном судопроизводстве появился новый участник процесса - начальник структурного подразделения органа дознания. На него возлагаются функции организации и непосредственного контроля за проведением дознания, включая право самостоятельно проводить расследование по уголовному делу.

В целях реализации указанных нововведений в ФССП России разработаны соответствующие Методические рекомендации, которыми предусмотрены, в частности, права и обязанности начальника подразделения дознания, порядок уведомления о совершении преступления, разъяснены новые сроки проведения дознания, в том числе процедура их продления. Так, допускается продление прокурором субъекта РФ срока дознания до 12 месяцев в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.


Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"


Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2007 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.