Анализ практики и результатов работы по итогам 2008 года по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности и в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 30 января 2009 г. N 12/01-1166-АП)

Анализ практики и результатов работы по итогам 2008 года
по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности и в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 30 января 2009 г. N 12/01-1166-АП)


Анализ сведений о жалобах, поданных в порядке подчиненности, в соответствии с главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", показал, что активность сторон исполнительного производства и иных лиц по реализации права на обжалование действий должностных лиц ФССП России в таком порядке постепенно возрастает.

В 2008 г. в территориальные органы ФССП России поступило 15 367 жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов. Количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, физическими лицами составляет 8291 (53,9%), или более половины от общего количества жалоб данной категории, поступивших в отчетном периоде.

Во многом данное обстоятельство обусловлено большим количеством исполнительных производств, находящихся на исполнении, сторонами по которым являются физические лица. Только в отдельных территориальных органах ФССП России (например, по Республике Башкортостан - 63%, Нижегородской области - 59,2%, Республике Татарстан и Пермскому краю - 52%), право подачи жалобы в порядке подчиненности активнее реализуется юридическими лицами.

Количество поступивших жалоб на действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, составляет 9780, что практически в 2 раза превышает количество жалоб непосредственно на постановления должностных лиц службы судебных приставов (5587). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что недовольство граждан вызывает, прежде всего, недобросовестное отношение судебных приставов-исполнителей к своим обязанностям, а не конкретное процессуальное решение.

Наибольшее количество жалоб на действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов в территориальных органах ФССП России подано по исполнительным производствам о взыскании денежных средств - 5413 (55,3%) в связи с преобладанием данной категории в количественном исчислении исполнительных производств. Остальные касаются действий (бездействия) при исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов - 1105 (11,3%), исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, - 706 (7,2%), по жилищным спорам - 255 (2,6%), по трудовым спорам - 123 (1,3%), другим обстоятельствам - 2178 (22,3%).

Из 5587 поступивших в территориальные органы ФССП России жалоб на постановления должностных лиц в 2088 (37,4%) обжалуются различные постановления, вынесенные в рамках исполнительного производства. В соответствии со строкой 35 формы статистической отчетности N 6-2, утвержденной приказом Минюста России от 26.03.2008 N 73 "Об утверждении форм ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов" (далее форма N 6-2), они квалифицированы как "другие постановления".

1397 (25%) жалоб подано на постановления должностных лиц службы судебных приставов об окончании исполнительного производства.

В большинстве случаев основаниями отмены постановлений судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительных производств являлись ненадлежащая проверка имущественного положения должника, а также неисполнение требований исполнительных документов имущественного и неимущественного характера в полном объеме.

Постановление о возбуждении исполнительного производства явилось предметом обжалования по 833 (14,9%) административным жалобам. В остальных обжаловались постановления о наложении ареста на имущество должника - 649 (11,6%), об отказе в возбуждении исполнительного производства - 500 (8,9%), об отложении или отказе в совершении исполнительных действий - 75 (1,4%), о приостановлении исполнительного производства - 45, т.е. менее 1%.

Наибольшее количество жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц подано в территориальных органах ФССП России, входящих в Центральный и Приволжский федеральные округа, составив соответственно 3612 жалоб (23,5%) и 3242 (21%) от общего количества поступивших в отчетном периоде.

В Центральном федеральном округе преобладающее количество жалоб - 1529 (42,3%) подано на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Управления ФССП России по Москве.

Работа Управления ФССП России по Москве по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, требует внимания, поскольку количество обращений, поступивших в Управление ФССП России по Москве в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", составило более 55% от общего количества обращений данной категории, поступивших в 2008 г. в Центральном федеральном округе.

Большую часть жалоб в порядке подчиненности, поданных в Управление ФССП России по Москве, составляют жалобы на действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов - 1230, или 80% от общего количества.

В Приволжском федеральном округе наибольшее количество поданных в порядке подчиненности жалоб поступило в Управление ФССП России по Республике Башкортостан - 731 жалоба (22,5% от общего количества жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц, поданных в территориальные органы ФССП России Приволжского федерального округа).

По результатам рассмотрения поданных в порядке подчиненности жалоб из 15 009 постановлений должностных лиц территориальных органов ФССП России вынесено 12 213 (или 79,5% от общего количества поступивших жалоб данной категории) постановлений об отказе в удовлетворении жалоб, признании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, действий, отказа в совершении действий правомерными; 2796 (18,2%) жалоб по результатам их рассмотрения признаны обоснованными, о чем вынесены соответствующие постановления. По 528 жалобам приняты решения об отмене ранее вынесенных постановлений должностных лиц и обязании должностного лица принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Остальные решения распределились пропорционально.

Причиной отмены большинства постановлений, вынесенных должностными лицами территориальных органов ФССП России, является нарушение требований действующего законодательства к их процессуальной форме.

В центральный аппарат ФССП России в 2008 г. поступило 449 жалоб граждан и представителей юридических лиц, поданных в порядке подчиненности. Из них на постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей и старших судебных приставов 151 жалоба, которые направлены для рассмотрения в территориальные органы ФССП России. Из них большая часть - 115 (76,1%) - по взысканию денежных средств, по алиментным делам - 13, трудовым спорам - 5, жилищным спорам - 4, и 14 по другим обязательствам.

В 2008 г. в Управление организации исполнительного производства ФССП России поступило 298 жалоб граждан и представителей юридических лиц, поданных в порядке подчиненности. Из них отказано в рассмотрении по существу по 27 жалобам, отозвано 2 жалобы, направлено должностным лицам территориальных органов ФССП России, правомочным их рассматривать, - 84 и рассмотрено главным судебным приставом Российской Федерации и его заместителями 185 жалоб, из которых в настоящее время по 6 приостановлено рассмотрение.

По результатам рассмотрения отказано в удовлетворении по 87 жалобам на постановления должностных лиц территориальных органов ФССП России, признано обоснованными 90 жалоб, что составляет 50,3% от всех рассмотренных.

Таким образом, большая часть жалоб, поданных в порядке подчиненности, на постановления, действия (бездействие) главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и их заместителей обоснованна.

В 2008 г. рассмотрение 9 жалоб приостанавливалось, в том числе 1 жалоба на основании ч. 3 ст. 124 в связи с запросом у заявителя дополнительной информации и документов, имеющих значение для рассмотрения жалобы, и 8 жалоб на основании ст. 126 в связи с принятием судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления должностного лица территориального органа ФССП России. В настоящее время приостановленными в рассмотрении остаются 6 жалоб, поданных в порядке подчиненности.

При наличии достаточных оснований, в случае удовлетворения поступившей в центральный аппарат ФССП России жалобы и признания действий (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными ранее вынесенное решение отменяется и руководителю территориального органа ФССП России предписывается вынести новое решение и рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки в отношении должностного лица, допустившего нарушение.

Практика рассмотрения жалоб главным судебным приставом Российской Федерации и его заместителями выявила ряд проблемных вопросов в организации работы по рассмотрению жалоб в порядке подчиненности.

Во многих территориальных органах в порядке подчиненности жалобы рассматривают только заместители главного судебного пристава.

Различен подход к определению критериев отнесения жалобы к категории рассматриваемых в порядке подчиненности. При этом выявлены случаи необоснованного отнесения жалоб к категории рассматриваемых в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Так, при рассмотрении жалобы Косинова Д.А. на бездействие главного судебного пристава Калининградской области установлено, что жалобы этого заявителя, соответствующие всем требованиям законодательства по форме и содержанию жалоб, поданных в порядке подчиненности, рассмотрены старшим судебным приставом Ленинградского отдела Управления ФССП России по Калининградской области и главным судебным приставом Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Нередко постановления об отказе в рассмотрении жалоб выносятся в отсутствие требований заявителей о рассмотрении их в порядке подчиненности. При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" эти обращения не рассматриваются, что влечет существенное нарушение прав граждан.

В случае признания жалобы обоснованной не всегда дается последовательная оценка решениям, действиям или бездействию всех должностных лиц, начиная с судебного пристава-исполнителя.

Имеются факты отказа в рассмотрении жалоб по формальным основаниям (не полностью указанное название и адрес структурного подразделения судебных приставов и т.д.).

В случае выявления нарушений законодательства об исполнительном производстве, а также ненадлежащего рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, повлекших признание жалобы обоснованной полностью или частично, не рассматривается вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

По результатам сравнительного анализа за 2008 г. и 2007 г. значительного влияния предоставленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" полномочий по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, на поступление в Управление организации исполнительного производства и результаты рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не отмечено.

Снизилось примерно на 7% количество поступивших на рассмотрение в Управление организации исполнительного производства обращений представителей юридических лиц, рассматривающихся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", но на 25,5% увеличилось количество обращений граждан.

По информации, представленной Департаментом правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России, в 2008 г. наметилась тенденция к уменьшению количества обращений граждан. В указанный департамент Минюста России поступило чуть более 2000 обращений граждан и представителей организаций (за аналогичный период 2007 г. - 2254). Около 80% из них направлено на рассмотрение в ФССП России. Более 75% обращений составляют жалобы на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей по вопросам возмещения ущерба и вреда.

В течение 2008 г. в территориальных органах ФССП России приостанавливалось в рассмотрении 196 жалоб, поданных в порядке подчиненности, что составляет 1,3% от общего количества поступивших жалоб данной категории. Основной причиной приостановления рассмотрения жалоб послужила подача заявителями в судебные органы заявлений об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, что в свою очередь свидетельствует о некомпетентности заявителя в требованиях гл. 18 Закона. Количество приостановленных в рассмотрении жалоб по основаниям ст. 126 Закона составило 125, или 63,7%. По основаниям ст. 124 Закона приостановлена в рассмотрении 71 жалоба, или 36,3%. Частью 3 ст. 124 Закона лицу, подавшему жалобу в порядке подчиненности, предоставлено право не представлять дополнительные сведения или документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Вместе с тем следует обратить внимание, что должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе запросить необходимые сведения или документы, при этом приостановив срок рассмотрения жалобы, но не более чем на десять дней, а в случае непредставления запрошенной информации может принять решение по жалобе без учета доводов заявителя, в подтверждение которых документы не были представлены. Требования ст. 124 Закона позволяют должностным лицам Федеральной службы судебных приставов более тщательно проводить проверку и выносить адекватное решение.

Поскольку данная статья не определяет лиц, у которых должностное лицо службы судебных приставов запрашивает необходимые документы, предполагается, что такие документы могут содержаться в первую очередь в материалах исполнительного производства и, соответственно, должны запрашиваться у судебного пристава-исполнителя.

Так, 29.05.2008 в Управление ФССП России по Архангельской области обратился Соколов В.Б. с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска от 26.12.2007 об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным подп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ, - без исполнения. Исполнительное производство о взыскании денежных средств с ООО "Баско Трейд" в пользу Соколова В.Б.

Рассмотрение жалобы было приостановлено на 10 дней по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 124 Закона, в связи с запросом материалов исполнительного производства.

По итогам рассмотрения жалобы 25.06.2008 принято решение об отмене постановления нижестоящего должностного лица и его обязании принять новое решение.

В большинстве территориальных органов ФССП России активно практикуются выезды в структурные подразделения для проверки работы по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, и последующего обсуждения результатов проверок на оперативных совещаниях при руководителях территориальных органов ФССП России.

Например, в Управлении ФССП России по Республике Хакасия в рамках осуществления ведомственного контроля проведено 12 проверок в структурных подразделениях, в ходе которых изучено состояние организации приема, регистрации жалоб, поданных в порядке подчиненности, своевременность и полнота их разрешения. По нарушениям, выявленным в результате инспекционной проверки деятельности Боградского районного отдела и комплексной проверки Ширинского районного отдела, в том числе и по организации личного приема (ненадлежащее оформление журналов, недостаточный контроль за порядком рассмотрения обращений), проведены служебные проверки, по результатам которых старший судебный пристав Боградского районного отдела предупрежден о неполном служебном соответствии, старший судебный пристав Ширинского районного отдела уволен.

В Управлении ФССП России по Красноярскому краю по каждому факту признания жалобы обоснованной полностью либо частично с последующим принятием решения об отмене постановлений (полностью или частично) проводятся служебные проверки либо решается вопрос о нецелесообразности их проведения в результате активизации действий, отмене обжалуемых постановлений.

Вместе с тем, согласно статистическим данным, представленным территориальными органами ФССП России по форме 6-2, по результатам рассмотрения административных жалоб в 2008 г. вынесено 2796 (18,2%) постановлений о признании действий (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными, из них обоснованными полностью 1799. Следует также отметить, что существуют факты нарушения сроков рассмотрения жалоб данной категории, количество которых составляет 78 во всех территориальных органах ФССП России. При этом по фактам допущенных нарушений по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, привлечено к дисциплинарной ответственности в целом по Российской Федерации только 82 должностных лица службы судебных приставов.

Полномочия, предоставленные п. 5 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", руководителями территориальных органов ФССП России практически не используются либо используются крайне редко.

Данный недостаток при рассмотрении жалоб, поданных в порядке подчиненности, отмечается и территориальными органами ФССП России, в том числе Управлением ФССП России по Липецкой области, где отмечено, что при вынесении постановления о признании действий (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными начальники районных отделов судебных приставов не инициируют проведение служебных проверок для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Вместе с тем в Управлении ФССП России по Нижегородской области при проведении учебных семинаров с начальниками структурных подразделений - старшими судебными приставами неоднократно указывалось на необходимость инициирования служебных проверок при выявлении фактов нарушения законодательства.

За отчетный период в Управлении ФССП России по Нижегородской области выявлено 14 фактов нарушения сроков рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности. По всем выявленным нарушениям сроков рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, инициированы служебные проверки в отношении лиц, допустивших нарушения. В отношении начальников Нижегородского и Большемурашкинского районных отделов по результатам служебных проверок меры дисциплинарного взыскания не применялись, ограничились заслушиванием на оперативном совещании при руководителе Управления ФССП России по Нижегородской области - главном судебном приставе Нижегородской области. В отношении заместителя начальника Дзержинского межрайонного отдела служебная проверка проведена, но в связи с увольнением меры дисциплинарного воздействия также не применялись.

Информация территориальных органов ФССП России свидетельствует о том, что на сегодняшний день инструмент обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности не в полной мере оценен сторонами исполнительного производства и третьими лицами как средство защиты своих прав.

В отчетном периоде работа территориальных органов ФССП России по судебной защите интересов службы судебных приставов при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России организована в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами ФССП России от 30.05.2006 N 60 (отменен), от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов ФССП России по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России" и направлена на выполнение двух прогнозных показателей по линии Правового управления, утвержденных приказом ФССП России от 21.12.2007 N 644:

- процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (от общего количества заявлений, рассмотренных в судебном порядке) - 17%;

- процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (от общего количества исполнительных производств) - 0,020%.

Вступление с 01.02.2008 в силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" внесло в работу территориальных органов по защите интересов Федеральной службы судебных приставов ряд изменений и нововведений. В частности, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) не только судебных приставов-исполнителей, но и вышестоящих должностных лиц службы судебных приставов (старшего судебного пристава-исполнителя, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации и его заместителей).

Введение нового института обжалования действий должностных лиц ФССП России в порядке подчиненности является дополнительным инструментом урегулирования споров при ведении исполнительного производства и направлено на уменьшение количества обращений сторон исполнительного производства и третьих лиц, чьи права нарушены, в суды за защитой своих прав.

При проведении анализа степени влияния нового института обжалования действий должностных лиц ФССП России в порядке подчиненности на количество обращений сторон исполнительного производства в суды за защитой своих прав была изучена динамика: количества исполнительных производств, находящихся на исполнении; количества рассмотренных, удовлетворенных судами заявлений об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц ФССП России; количества заявлений, поданных в порядке подчиненности.

Для проведения анализа использовались статистические сведения за 2006-2008 гг. Согласно указанным сведениям наблюдается непрерывный рост как количества исполнительных производств, находящихся на исполнении, так и количества заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, подданных в суды Российской Федерации (диаграмма).


Динамика количества исполнительных производств, находящихся на исполнении, и количества рассмотренных, удовлетворенных заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России


РИСУНОК (К АНАЛИЗУ ПРАКТИКИ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ИТОГАМ 2008)

Исходя из представленной диаграммы видно, что в целом по Российской Федерации наблюдается рост количества предъявленных в суды заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России. В процентном соотношении такой рост с начала 2007 г. составил 4,5%. При этом количество удовлетворенных заявлений имеет тенденцию к снижению с 2848 по итогам 2007 г. до 2755 по итогам 2008 г. (снижение на 3,3%).

Необходимо отметить, что анализ статистических сведений свидетельствует о незначительном увеличении количества рассмотренных заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России по отношению к количеству исполнительных производств, находящихся на исполнении. Так, в 2007 г. в суды Российской Федерации предъявлялось одно заявление на 997 исполнительных производств, а по итогам 2008 г. - одно заявление на 985 исполнительных производств.

Согласно сведениям ведомственной статистической отчетности формы N 6-2 с момента вступления в законную силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ по итогам работы за 2008 г. в порядке подчиненности рассмотрено 15 009 жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФССП России, из них признаны обоснованными (в том числе частично) - 2796 (18,6%).

Предполагая, что большая часть жалоб, поданных в порядке подчиненности, могла бы быть предъявлена в суды Российской Федерации, прирост количества заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России в сравнении с 2007 г. составляет почти 48%.

Однако и к этим цифрам необходимо подходить критично, так как в них отражено общее количество жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, в том числе и рассмотренных вышестоящими должностными лицами по одному и тому же предмету спора.

Несмотря на имеющуюся тенденцию к росту количества заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в судебном порядке, полагаем, что обжалование в порядке подчиненности позволяет оперативно разрешать спорные вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, а также избегать не только судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб в судах Российской Федерации, но и сократить количество исковых требований о взыскании с ФССП России материального ущерба, причиненного действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей.

При этом необходимо отметить, что в случае неудовлетворения результатом рассмотрения должностными лицами ФССП России жалобы, поданной в порядке подчиненности, заявители используют право судебного оспаривания постановлений, действий (бездействия) указанных должностных лиц.

Таких заявлений в 2008 г. судами Российской Федерации рассмотрено - 378, из них удовлетворено - 44 (11,6%). Самое большое количество данных заявлений было рассмотрено в следующих субъектах Российской Федерации: Москве (28), Санкт-Петербурге (21), Нижегородской (16), Омской (16), Ростовской (15) и Свердловской (83) областях. Доля заявлений данной категории от общего количества заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов составляет 1%.

Вместе с тем небольшая тенденция роста количества заявлений в судебные органы обусловлена введением института административного обжалования, в результате которого своевременно устраняются допущенные нарушения прав граждан и юридических лиц без их обращения в судебные органы.

По сообщению Управления ФССП России по Республике Адыгея, от гражданки Глухаревой Н.О. поступила жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, утвержденное старшим судебным приставом. По результатам рассмотрения установлено, что судебный пристав-исполнитель не принял всех мер по установлению имущественного положения должника, в связи с чем обжалуемое взыскателем постановление было отменено постановлением руководителя Управления ФССП России по Республике Адыгея - главным судебным приставом Республики Адыгея, а исполнительное производство возобновлено. Благодаря своевременному рассмотрению поданной в порядке подчиненности жалобы взыскателем отозвана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя, поданная в суд, и гражданское дело по рассмотрению жалобы судом прекращено.

Таким образом, в перспективе реализация механизма административного обжалования должна стать эффективным средством сокращения фактов обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос вынесения большого количества постановлений об отказе в удовлетворении жалоб.

По результатам проведенного анализа установлено, что количество вынесенных в территориальных органах ФССП России постановлений об отказе в удовлетворении жалоб, поданных в порядке подчиненности, составляет 81,4% общего количества рассмотренных в отчетном периоде (из 15 009 жалоб отказано в удовлетворении 12 213).

Из отчета Управления ФССП России по Москве в 2008 г. рассмотрено 1549 жалоб в порядке подчиненности на постановления, действия (бездействие) должностных лиц. Количество вынесенных постановлений об отказе в удовлетворении жалоб, поданных в порядке подчиненности, составило 1297, или 83,7% от общего количества рассмотренных. Обоснованными признано 252 жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, что составляет 16,3% общего количества рассмотренных жалоб данной категории.

Такое положение дел свидетельствует о том, что на сегодняшний день для заявителей механизм удовлетворения своих требований посредством Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" является наиболее эффективным.

Вместе с тем статистические данные, представленные территориальными органами ФССП России по форме 6-2, не содержат сведений о количестве жалоб, в рассмотрении которых отказано. Показатель (строки 16 и 39 формы 6-2) количества постановлений об отказе в удовлетворении жалоб также включает в себя количество постановлений об отказе в рассмотрении жалоб по существу в порядке подчиненности и отозванные жалобы.

Кроме того, представляется необходимым для оценки эффективности мер, принимаемых должностными лицами службы судебных приставов различных уровней, предусмотреть в статистической форме сведения о количестве жалоб, поданных старшим судебным приставам на постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, и количестве жалоб, поданных главному судебному приставу субъекта Российской Федерации.

В этой связи в ФССП России с учетом сложившейся практики по применению положений гл. 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" проведена работа по внесению изменений в статистическую форму 6-2, утвержденную приказом Минюста России от 26.03.2008 N 73 "Об утверждении форм ведомственной статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов", результаты которой направлены в Минюст России для утверждения.

В целях выполнения п. 1.1 решения коллегии ФССП России, утвержденного приказом ФССП России от 26.12.2008 N 509, и активизации работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности, в ФССП России разработаны методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, а также образцы постановлений должностных лиц ФССП России (по форме и содержанию), принимаемых по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, и сопроводительных писем к ним, которые направлены для применения на практике в территориальные органы ФССП России.

По результатам проведенного анализа по организации работы с жалобами данной категории руководителям территориальных органов ФССП России предлагаем:

- уделять особое внимание работе с первичными жалобами, поданными на постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, в целях исключения фактов неоднократного обжалования в порядке подчиненности;

- поручить старшим судебным приставам информировать аппарат территориального органа ФССП России о признании неправомерными постановлений, действий (бездействия), отказа в совершении действий судебного пристава-исполнителя для принятия решения о проведении служебной проверки;

- руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам Российской Федерации активнее использовать полномочия, предоставленные ч. 5 ст. 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно принимать меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действие (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной ответственности, а в случае обнаружения признаков состава преступления передавать необходимые документы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении этого лица к уголовной ответственности;

- продолжить работу по организации личного приема граждан и представителей юридических лиц, с размещением на информационных стендах в территориальных органах доступной информации о времени и месте приема для обеспечения общения со сторонами исполнительного производства в диалоговом режиме, представления разъяснений действующего законодательства и образцов жалоб, подаваемых в порядке подчиненности;

- ежемесячно осуществлять проверку журналов регистрации жалоб в территориальных отделах для осуществления контроля за соблюдением сроков их рассмотрения;

- в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на обращение, прав, предусмотренных гл. 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также оказания правовой помощи населению отдаленных от центра районов использовать такую форму работы, как выездные приемы граждан, в особенности если отдел судебных приставов является межрайонным. Такие мероприятия поднимают доверие к должностным лицам службы судебных приставов.


Управление организации

исполнительного производства



Проанализированы результаты рассмотрения жалоб на постановления должностных лиц ФССП России в 2008 г.

Общее количество жалоб составило 15 367. В основном, они касались взыскания денежных средств, требований неимущественного характера, наложения ареста на имущество должника и др.

Некоторые постановления отменялись из-за нарушения требований к их процессуальной форме.

Выявлен ряд проблем в рассмотрении жалоб в порядке подчиненности и в организации личного приема граждан.

Снизился рост количества заявлений в суд. Это обусловлено введением института административного обжалования, в результате которого своевременно устраняются нарушения прав граждан и юрлиц без их обращения в судебные органы.

В связи с этим рекомендуется больше уделять внимания первичным жалобам продолжить работу по организации личного приема граждан (в том числе проводить выездные приемы), ежемесячно проверять журнал регистрации жалоб.


Анализ практики и результатов работы по итогам 2008 года по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности и в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 30 января 2009 г. N 12/01-1166-АП)


Текст обзора опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2009 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение