Письмо Федеральной службы судебных приставов от 11 июня 2009 г. N 12/01-8606-ТИ "О практике применения отдельных норм законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в отношении публично-правовых образований и бюджетных учреждений всех уровней"

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 11 июня 2009 г. N 12/01-8606-ТИ
"О практике применения отдельных норм законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в отношении публично-правовых образований и бюджетных учреждений всех уровней"


Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом рассмотрена апелляционная жалоба Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 по делу N А34-4758/2008, которым ранее удовлетворено заявление Управления ФССП России по Курганской области о признании незаконными действий Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана, выразившихся в возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа на администрацию г. Кургана.

Суд первой инстанции в данном случае пришел к обоснованному выводу о несоответствии действий Финансово-казначейского комитета требованиям законодательства Российской Федерации. Судом постановлено, что согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Также положениями ст. 7 указанного законодательного акта установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В силу п.п. 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению в порядке определенном положениями ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что согласно Положению о бюджетном процессе в Курганской области к бюджетным полномочиям Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана относится организация исполнения и непосредственное исполнение бюджета города в части полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Суд первой инстанции, установив, что у администрации г. Кургана отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, правомерно пришел к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафных санкций подлежит исполнению органом казначейства, и обоснованно признал действия Финансово-казначейского комитета г. Кургана по возвращению без исполнения вышеуказанного постановления незаконными. Также Арбитражным судом Курганской области учтен тот факт, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.

Таким образом, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу N А34-4758/2008 решение Арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 по делу N А34-4758/2008 оставлено без изменений, апелляционная жалоба Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана без удовлетворения.

Изложенный порядок действий судебного пристава-исполнителя соответствует положениям методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом ФССП России от 15.05.2009 N 195, и может быть использован при отстаивании интересов ФССП России при рассмотрении судами различных инстанций подобных исков.

Также изучена судебная практика, связанная с рассмотрением судами заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по возвращению без исполнения постановлений налоговых органов, вынесенных в отношении бюджетных учреждений.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа рассмотрена кассационная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2007 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2007.

Судом установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Ангарского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Иркутской области, выразившихся в возврате без исполнения постановления налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 49", и обязании устранить указанные нарушения. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2007 и постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В связи с подачей кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа постановлено, что в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав обязан принять к исполнению исполнительный документ, если тот в свою очередь соответствует требованиям предъявляемым к исполнительным документам.

Также Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"" изменена процедура исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней. В силу пп. 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению в порядке, определенном положениями ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что налоговый орган не доказал нарушения своих прав и законных интересов, а также наличие у дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 49" расчетных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А19-8902/07-Ф02-8303/07 оставлены в силе решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2007 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2007.

Изложенный порядок действий судебного пристава-исполнителя соответствует положениям методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом ФССП России от 15.05.2009 N 195, и может быть использован при отстаивании интересов ФССП России при рассмотрении судами различных инстанций подобных исков.

С учетом изложенного руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо довести до сведения работников структурных подразделений территориальных органов ФССП России вышеуказанную судебную практику для ее применения в работе.

Одновременно надлежит информировать Управление организации исполнительного производства ФССП России об имеющейся судебной практике по данному вопросу, как позитивного, так и негативного характера.

Информацию направлять по адресу электронной почты и факсимильной связью: ca_fedcontrol@fssprus.ru, (495) 621 44 04 для Абатурова Г.В. (620 64 41).

Приложение: на 8 л. в 1 экз.


Заместитель директора
Федеральной службы
судебных приставов -
заместитель главного
судебного пристава
Российской Федерации

Т.П. Игнатьева


Проанализирована судебная практика с участием органов ФССП России.

В рамках одного из дел оспаривались действия по возвращению без исполнения постановлений налоговых органов, вынесенных в отношении детсада.

Указанные действия судебного пристава-исполнителя были признаны правомерными на следующем основании. Налоговый орган не доказал нарушения своих прав и законных интересов, а также наличие у детсада расчетных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий.


Письмо Федеральной службы судебных приставов от 11 июня 2009 г. N 12/01-8606-ТИ "О практике применения отдельных норм законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в отношении публично-правовых образований и бюджетных учреждений всех уровней"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2009 г., N 5


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.