Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 ноября 2009 г. N 73/3-231-2009 "О результатах исполнения органами прокуратуры Российской Федерации полномочий по согласованию проведения контролирующими органами выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства"

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 ноября 2009 г. N 73/3-231-2009
"О результатах исполнения органами прокуратуры Российской Федерации полномочий по согласованию проведения контролирующими органами выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства"


Генеральная прокуратура Российской Федерации во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) с 1 мая текущего года осуществляет новые полномочия по согласованию проведения выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса.

За время действия Закона прокурорами рассмотрено более 26 тыс. заявлений контролирующих органов всех уровней о согласовании проведения выездной внеплановой проверки. При этом в 50% случаев в подобном согласовании прокурорами было отказано.

Как показывает практика, принципиальная позиция прокуроров в значительной степени способствует снижению административного давления на бизнес.

Направляю Вам для сведения подробную информацию о результатах работы прокуроров на данном направлении надзора.

Приложение: на 3 л.


Первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации

А.Э. Буксман


Информация
о результатах согласования органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства


Во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) Генеральная прокуратура Российской Федерации с 1 мая текущего года осуществляет новые полномочия по согласованию проведения выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса.

За время действия Закона прокурорами рассмотрено более 26 тыс. заявлений контролирующих органов всех уровней о согласовании проведения выездной внеплановой проверки. При этом в 50% случаев в подобном согласовании было отказано.

Так, в прокуратуру г. Москвы поступило свыше 1,5 тыс. заявлений от контролирующих органов о проведении указанных проверок. По результатам их рассмотрения в 77% случаев прокурорами отказано в согласовании проверок. Прокуратурой Краснодарского края рассмотрено около 1,2 обращений, отказано в 40% случаев. В Пермском крае из 700 рассмотренных заявлений отказано в 54% случаев; в Рязанской области - из 252 рассмотренных было отказано в согласовании в 60% случаев. Прокуратурой Республики Татарстан всего рассмотрено более 1 тыс. заявлений, отказано 57%.

Только в III квартале 2009 года прокурорами было рассмотрено около 16 тыс. заявлений органов контроля. Отказано в согласовании проведения внеплановых проверок по 8 тыс. заявлений, что составляет 51% от общего числа рассмотренных в указанный период. В Ульяновской области из 149 заявлений отказано по 93 (62%), в Томской области из 239 поступивших обращений органов контроля в 122 (51%) случаях было отказано, в Кемеровской области из 147 рассмотренных в указанный период заявлений отказано по 101 (69%), в Вологодской области - из 308 отказано по 183 (59%), в Брянской области - из 82 рассмотренных заявлений отказано по 66 (80%), в Республике Башкортостан из 295 рассмотренных было отказано по 220 (75%).

Принципиальная позиция прокуроров в значительной степени способствует снижению административного давления на бизнес.

Практика прокурорского надзора показывает, что основное количество заявлений о проведении выездных внеплановых проверок субъектов предпринимательства поступает от территориальных подразделений ряда федеральных органов исполнительной власти, в частности Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и МЧС России.

Например, в прокуратуру г. Санкт-Петербурга из 635 поступивших заявлений направлено территориальными органами МЧС России 246, Роспотребнадзора - 371, Ростехнадзора - 14, Россельхознадзора - 13, Росприроднадзора - 12. В прокуратуру Нижегородской области из 323 заявлений Роспотребнадзором направлено 133, МЧС России - 68, Ростехнадзором - 13. В Ульяновской области из 224 поступивших в органы прокуратуры заявлений 86 направлено Роспотребнадзором, МЧС России - 20. В Забайкальском крае из 269 обращений 175 (64%) поступило из Роспотребнадзора, МЧС России - 16 (6%), Росприроднадзор - 7 (3%). В Курганской области из 231 поступившего заявления Роспотребнадзором направлено 137, Россельхознадзором - 37, МЧС России - 17, Ростехнадзор - 8.

Только аппаратом прокуратуры г. Москвы из 283 рассмотренных заявлений Россельхознадзором направлено 50 заявлений, Ростехнадзором и Росприроднадзором - по 9 заявлений, Росздравнадзором - 5.

Этими же органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) получено и наибольшее количество отказов в согласовании выездных внеплановых проверок.

Прокурорами на местах в полном объеме используется весь спектр оснований для отказов в проведении проверок, предоставленный Законом. Налаженный на этом направлении мониторинг показал, что основными причинами отказов послужили отсутствие оснований для их проведения, несоответствие предмета проверки полномочиям обращающегося в прокуратуру органа контроля, а также различные нарушения при оформлении документов, подтверждающих основания проведения проверок.

Имеются единичные факты обжалования решений прокуроров в суд. Так государственной инспекцией строительного надзора Ярославской области было обжаловано решение прокурора об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки. При этом решением Кировского районного суда г. Ярославля в удовлетворении жалобы было отказано, действия прокурора признаны законными и обоснованными.

Центральным районным судом г. Читы прекращено производство по делу об обжаловании решения прокурора об отказе в согласовании проведения проверки в связи отказом управления Роспотребнадзора от исковых требований.

В ходе мониторинга правоприменительной практики установлены факты вмешательства органов милиции в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, вуалируя контрольные мероприятия под оперативно-розыскные.

Прокуратурой Балтийского района г. Калининграда выявлены факты грубейшего нарушения требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" со стороны ОБЭП ОВД Балтийского района при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя Сердюк Н.В. в связи с поступившей информации об осуществлении им торговли алкогольной продукцией без соответствующей лицензии.

Подобные нарушения установлены прокуратурами Республики Дагестан, Республики Хакасия, Волгоградской, Омской и Саратовской областей, а также ряда иных субъектов Российской Федерации.

Также прокурорами выявляются факты проведения внеплановых проверок контролирующими органами без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствии законных оснований.

Прокуратурой Ростовской области дважды отказано Южному управлению Ространснадзора в проведении проверки ООО "Экспресс" в части выполнения требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, контроль за исполнением которого осуществляется милицией и таможенными органами.

Без согласования с органами прокуратуры отделом Россельхознадзора по Саратовской области проведены незаконные контрольные мероприятия в отношении ООО "Фрегат" по соблюдению правил пожарной безопасности. Прокуратурой области руководителю территориального управления названного ведомства внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, решения о привлечении к административной ответственности предпринимателя опротестованы. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Некоторые органы контроля пытаются не учитывать новых требований закона и работать по-старому. Несмотря на отказы органов прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики в согласовании внеплановых выездных проверок в отношении 13 субъектов малого предпринимательства, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике такие проверки предпринимателей были незаконно проведены.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации по многочисленным нарушениям требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей руководителю Роспотребнадзора было внесено представление об устранении нарушений законодательства в деятельности управления.

По результатам его рассмотрения руководитель управления освобождена от занимаемой должности, а ее заместитель приказом руководителя Службы привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, по факту превышения должностных полномочий заместителем руководителя Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике Данилиным Е.Ю. следственным управлением следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В настоящее время в соответствии с постановлением городского суда г. Черкесска он отстранен от занимаемой должности.

Вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля являются приоритетными для органов прокуратуры и находятся на постоянном контроле.


С 1 мая 2009 г. выездные внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса согласовываются с органами прокуратуры.

Сообщается о результатах работы прокуроров по данному направлению деятельности.

Всего в прокуратуру поступило более 26 тыс. заявлений контролирующих органов. При этом в 50% случаев в согласовании проверок было отказано.

Основные причины отказов - отсутствие оснований для проведения проверок, несоответствие предмета проверки полномочиям обратившегося органа контроля, а также различные нарушения при оформлении документов, подтверждающих основания проверок.

Были выявлены факты вмешательства органов милиции в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Так, контрольные мероприятия выдавались за оперативно-розыскные.

Некоторые проверки проводились без согласования. В связи с превышением полномочий соответствующие лица отстранены от занимаемых должностей. По этим фактам возбуждены уголовные дела.

В заключении отмечается, что вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля являются приоритетными для органов прокуратуры и находятся на постоянном контроле.


Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 ноября 2009 г. N 73/3-231-2009 "О результатах исполнения органами прокуратуры Российской Федерации полномочий по согласованию проведения контролирующими органами выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства"


Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Internet (http://www.roszdravnadzor.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.