Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 2009 г. N 355/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов" (с изменениями и дополнениями)

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 2009 г. N 355/7
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов"

С изменениями и дополнениями от:

22 апреля 2011 г., 9 февраля 2012 г.


Одной из важнейших задач органов прокуратуры на современном этапе является обеспечение исполнения законодательства в сфере размещения заказов, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективное и целевое использование бюджетных средств, предотвращение коррупции.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об увеличении количества нарушений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе прав участников предпринимательской деятельности, что лишает процедуру размещения заказов прозрачности, создает условия для злоупотреблений.

Прокурорами выявляются факты лоббирования государственными и муниципальными служащими заключения контрактов с аффилированными им коммерческими организациями. Имеют место случаи получения взяток должностными лицами государственных и муниципальных заказчиков за обеспечение победы в торгах.

Вызывают тревогу случаи неправомерного уклонения от проведения аукционов, заключения государственных и муниципальных контрактов без проведения торгов. Распространены факты незаконного заключения контрактов с единственным поставщиком, а также "дробления" заказов, позволяющих избежать конкурсных процедур.

Запросы котировок также не всегда отличаются прозрачностью. Государственные и муниципальные контракты по их итогам заключаются с одними и теми же организациями, а документы, свидетельствующие об изучении рынка товаров, отсутствуют.

С целью создания благоприятных условий для конкретных компаний и обеспечения их победы после заключения контрактов изменяются их предмет, срок исполнения и спецификация продукции. В некоторых случаях подписываются дополнительные соглашения, существенно изменяющие условия контракта, оплачиваются невыполненные работы.

Одновременно с этим органы, наделенные полномочиями по осуществлению контроля в указанной сфере, не в полной мере исполняют возложенные на них обязанности.

В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур незамедлительно принять дополнительные меры по обеспечению исполнения законодательства в сфере размещения заказов.

В рамках компетенции анализировать состояние законности и прокурорского надзора в указанной сфере.

Организовать работу по повышению эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, возникающие проблемы выносить на обсуждение координационных совещаний.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:

при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке проверять законность размещения государственных и муниципальных заказов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа и заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв;

в необходимых случаях к проверкам привлекать правоохранительные и контролирующие органы;

обеспечить действенный надзор за исполнением законов заказчиками и специализированными организациями, в том числе при формировании документации об аукционе и конкурсной документации, осуществлении процедур торгов и запроса котировок, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним;

при проведении проверок принимать меры, направленные на выявление коррупционных проявлений;

особое внимание обращать на вопросы ценообразования в процессе осуществления закупок, внесения в документацию об аукционе и конкурсную документацию сведений и условий, незаконно ограничивающих участие хозяйствующих субъектов в торгах, соблюдения прав участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов;

принимать меры по фактам завышения цен в ходе осуществления закупок и поставки некачественной продукции (товара, работ, услуг), в том числе к выявлению конечных выгодополучателей от таких нарушений;

проверять реальность исполнения принятых и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;

при проведении проверок в указанной сфере выяснять наличие аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками размещения заказов, а также иной личной заинтересованности должностных лиц заказчика (специализированной организации);

при установлении фактов взяточничества, нецелевого использования бюджетных средств, проведения процедур размещения государственного (муниципального) заказа неуполномоченным лицом и при наличии иных оснований направлять в порядке ст. 37 УПК РФ материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц;

в ходе расследования уголовных дел в сфере размещения заказов при необходимости предъявлять гражданский иск в защиту интересов государства, а также требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства при наложении ареста на имущество и денежные средства в соответствии со ст. 115 УПК РФ;

активно использовать возможности обращения в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок в сфере размещения заказов;

проверять, при наличии к тому оснований, исполнение законов территориальными органами ФАС России, межрегиональными управлениями Рособоронзаказа и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенными контрольными функциями в указанной сфере;

установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур;

незамедлительно реагировать на выявленные факты нарушений закона, принимать предусмотренные законодательством меры по их реальному устранению и привлечению к ответственности виновных лиц;

об исполнении указания докладывать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации отдельным блоком по итогам работы за год.

3. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3

4. Начальников Главного управления по надзору за следствием, управлений по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью и надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере обеспечить действенный надзор за законностью процессуальных решений, принимаемых по результатам доследственных проверок и расследования по уголовным делам о преступлениях, связанных с размещением государственных и муниципальных заказов.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры России от 9 февраля 2012 г. N 39 в пункт 5 настоящего Указания внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции принять меры по выявлению и пресечению сопряженных с коррупционной составляющей фактов нарушения федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации законности в сфере размещения государственных заказов.

6. Начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе проводить анализ судебной практики исполнения законодательства в сфере размещения заказов.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры России от 22 апреля 2011 г. N 104 в пункт 7 настоящего Указания внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить надлежащую координацию деятельности нижестоящих прокуратур на данном направлении в рамках компетенции.

8. Начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства ежегодно проводить обобщение состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры России от 22 апреля 2011 г. N 104 пункт 9 настоящего Указания изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

9. Контроль за исполнением указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

10. Указание направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.


Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Ю.Я. Чайка


Одной из важнейших задач органов прокуратуры является обеспечение исполнения законодательства в сфере размещения госзаказов.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об увеличении количества нарушений правил размещения госзаказов. Не соблюдаются права участников предпринимательской деятельности, что создает условия для злоупотреблений. Имеют место случаи получения взяток должностными лицами государственных и муниципальных заказчиков за обеспечение победы в торгах.

Наиболее распространенными остаются факты незаконного заключения контрактов с единственным поставщиком, а также "дробления" заказов, позволяющих избежать конкурсных процедур.

Для создания благоприятных условий для конкретных компаний после заключения контрактов изменяются их предмет, срок исполнения и спецификация продукции. В некоторых случаях необоснованно подписываются дополнительные соглашения, оплачиваются невыполненные работы.

В связи с этим в органах прокуратуры планируется принять ряд мер, направленных на устранение выявленных нарушений. В их числе - повышение эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, пресечение коррупционных проявлений, анализ судебной практики исполнения законодательства в сфере размещения заказов.

При проведении проверок планируется обратить внимание на процедуру ценообразования в процессе осуществления закупок, наличие аффилированности между должностными лицами заказчика и участниками торгов.


Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 2009 г. N 355/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов"


Текст указания опубликован в журнале "Законность", 2010 г., N 1


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Генеральной прокуратуры России от 9 февраля 2012 г. N 39


Приказ Генеральной прокуратуры России от 22 апреля 2011 г. N 104


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение