Письмо Федеральной службы судебных приставов от 1 февраля 2010 г. N 12/03-1377-АП "Об итогах учений в территориальных органах ФССП России в 2009 году"

Письмо Федеральной службы судебных приставов
от 1 февраля 2010 г. N 12/03-1377-АП
"Об итогах учений в территориальных органах ФССП России в 2009 году"


В соответствии с приказом ФССП России от 30.08.2007 N 397 "Об утверждении Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов" (далее - приказ ФССП России от 30.08.2007 N 397) территориальными органами ФССП России в 2009 году проведены учения по отработке взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России и судейским сообществом в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и противодействия угрозам террористических актов в зданиях судов.

Контроль за подготовкой и проведением учений осуществлялся центральным аппаратом ФССП России при проведении комплексных и инспекционных проверок территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и целевых выездов работников Управления организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов.

В ходе проверок особое внимание обращалось на полноту и качество отработки документов, их соответствие требованиям Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов.

Наиболее полно отрабатывались документы учений в управлениях ФССП России по Алтайскому краю, по Волгоградской, Кировской и Амурской областям.

Учения, как правило, проводились под руководством главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, за исключением Управления ФССП России по Московской области, где учение проводил начальник штаба учения - начальник отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Бурмистров В.С.

Основными целями учений являлись: проверка работы и организации взаимодействия органов управления, совершенствование навыков руководящего состава в подготовке учений и управлении подразделениями судебных приставов в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов в обстановке, реально приближенной к местным условиям; совершенствование профессиональной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; исследование проблем исполнения государственной функции обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Учения проводились в зданиях судов с развертыванием пунктов управления во взаимодействии и с привлечением сил и средств территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России и ФСИН России.

Проведение учений освещалось в средствах массовой информации субъектов Российской Федерации.

При подготовке и проведении учений всесторонне анализировались возможные чрезвычайные ситуации, получен практический опыт по их предупреждению и ликвидации.

Примером надлежащей практической подготовки подразделений судебных приставов и организации взаимодействия органов управления явилось учение, проведенное Управлением ФССП России по Краснодарскому краю, где в ходе подготовки были определены тема и цели учения, вопросы взаимодействия с территориальными органами МВД России, ФСБ России, МЧС России и судейским сообществом, сроки разработки документов учения, у судебных приставов были приняты зачеты по основным предметам боевой подготовки.

Учение проводилось на базе Горячеключевского городского суда в рамках учения, проводимого антитеррористическим оперативным штабом в Краснодарском крае. Задания участникам учения совместно разрабатывали работники Управления ФССП России по Краснодарскому краю и сотрудники группы оперативного управления (далее - ГРОУ). В подготовке судебных приставов и взаимодействующих сил к предстоящим учениям непосредственное участие принимали специалисты оперативного штаба по борьбе с терроризмом в Краснодарском крае.

В учении принимали участие руководитель оперативного штаба по борьбе с терроризмом в Краснодарском крае, начальник ГРОУ, заместитель начальника ГУВД по Краснодарскому краю, заместитель начальника УФСБ России по Краснодарскому краю, заместитель начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, глава муниципального образования г. Горячий Ключ, председатель Горячеключевского городского суда, представители войсковых частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе проведения учения выполнялись практические мероприятия взаимодействующих сторон по ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, уточнялись планирующие документы по организации взаимодействия.

Проведенное учение позволило более полно отработать практические вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов с поэтапным привлечением сотрудников РОВД, МЧС, администрации района и последующим вводом приданных сил оперативного штаба по борьбе с терроризмом в Краснодарском крае.

На высоком организационном уровне проведены учения со всеми структурными подразделениями судебных приставов в Управлении ФССП России по Алтайскому краю, где они проводились по зональному принципу: 70 подразделений судебных приставов были распределены на 11 зон, в каждой из которых учение проводилось одновременно со всеми подразделениями, входящими в соответствующую зону.

В течение 2009 года в Управлении ФССП России по Алтайскому краю проведено одно учение по обеспечению исполнительных действий, а также 12 учений и 262 совместных и раздельных тренировки по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в ходе которых было произведено 1350 контрольных закладок макетов (муляжей) запрещенных предметов.

Проведение совместных учений отражалось в планах основных мероприятий территориальных органов ГУВД по Алтайскому краю, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, УФСБ России по Алтайскому краю. Учения проводились в установленные сроки с привлечением личного состава специальных подразделений и специальной техники.

При проведении учений особое внимание уделялось выполнению участниками функциональных обязанностей по предупреждению и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, организации взаимодействия с правоохранительными органами и судейским сообществом. В учениях приняло участие 2980 сотрудников взаимодействующих структур и практически все судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления ФССП России по Алтайскому краю.

Частные разборы учений на местах проводились посредниками совместно с представителями территориальных взаимодействующих структур, которыми дана оценка действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе учения, определены недостатки, составлены справки о проведении учений в отделах судебных приставов и представлены в штаб руководства учениями для проведения общего разбора учений.

При проведении общего разбора учений дана оценка каждому подразделению судебных приставов, указаны недостатки, поставлены задачи по корректировке учебных планов и проведению дополнительных занятий и тренировок, уточнен порядок взаимодействия с территориальными органами МВД России, МЧС России и ФСБ России.

О недостатках по организации взаимодействия, выявленных в ходе учения, были проинформированы начальники ГУВД по Алтайскому краю и ГУ МЧС России по Алтайскому краю. Кроме того, было подготовлено и направлено письмо в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Алтайском крае по устранению недостатков в техническом оснащении зданий судов, выявленных в ходе проведенных учений.

Учитывая большую протяженность Алтайского края, впервые инструктаж начальников отделов судебных приставов, их заместителей и представителей взаимодействующих структур проводился в системе аудиоконференцсвязи (Мамонтовская, Каменская и Кулундинская зоны).

Итоги проведенных учений были рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы.

В целом в 2009 году повысились уровень организации подготовки и качество проведения учений в территориальных органах ФССП России, вместе с тем имеют место и недостатки.

Так, в управлениях ФССП России по Забайкальскому краю, по Курганской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Нижегородской и Псковской областям учения были организованы и проведены без приема зачетов у судебных приставов по основным предметам боевой подготовки, места для отработки учебных вопросов не готовились, подготовка задания на учение осуществлялась несвоевременно, назначение посредников в подразделения судебных приставов осуществлялось без их надлежащей подготовки.

Не создавалась поучительная оперативная обстановка, требующая высокой напряженности в действиях обучаемых, проявления руководящим составом творчества и инициативы, в связи с чем в период проведения учений наращивание обстановки в управлениях ФССП России по Республике Саха (Якутия) и по Республике Тыва, а также по Белгородской, Ивановской, Кемеровской, Магаданской и Нижегородской областям охватывало не все направления деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов и не оказывало прямого воздействия на принятие обучаемыми решения.

В управлениях ФССП России по Московской и Челябинской областям, по Москве и по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре сроки проведения учений были перенесены, что свидетельствует о ненадлежащем взаимодействии территориальных органов ФССП России с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России и судебным сообществом при планировании учений.

Отчеты о проведении учений представлялись в Федеральную службу судебных приставов своевременно, но по своему содержанию не всегда соответствовали требованиям Методических рекомендаций по подготовке, проведению и оценке учений в территориальных органах ФССП России, что свидетельствует о недостаточном изучении приказа ФССП России от 30.08.2007 N 397 и указаний ФССП России от 04.08.2008 N 12/03-10122-НВ.

В отчетах об итогах проведенных учений, как правило, приводились только общие данные о проведенном учении (тема, цели, сроки проведения, состав участников) и отражался порядок его проведения (этапы, учебные вопросы, порядок и особенности их отработки). При этом не указывались основные результаты - достижение целей учения, полнота отработки учебных вопросов и краткие выводы по ним.

В оценке деятельности подразделений судебных приставов не указывались уровень подготовки, полнота выполнения поставленных задач, основные причины выявленных недостатков и меры по их устранению.

Кроме того, в отчетах не отражались исследовательские вопросы тактики действий судебных приставов, отработанные в ходе учения, и основные выводы по ним, а также выявленные при проведении учения проблемные вопросы и способы их решения.

Исследование проблем исполнения государственной функции обеспечения установленного порядка деятельности судов в ходе учения осуществлялось только в управлениях ФССП России по Краснодарскому и Ставропольскому краям, по Волгоградской и Ростовской областям.

Своевременное составление отчетов о проведении учений, глубокое изучение и качественное обобщение опыта проведенных учений свидетельствуют о высоком уровне тактико-специальной подготовки руководящего состава территориальных органов ФССП России (управления ФССП России по Алтайскому и Краснодарскому краям, по Волгоградской, Кировской и Ростовской областям). Также полные отчеты о проведенных учениях представлены управлениями ФССП России по республикам Адыгея, Марий Эл и Мордовия, по Пермскому и Приморскому краям, по Астраханской, Брянской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Новгородской, Сахалинской, Тверской и Ульяновской областям, по Еврейской автономной области.

Вместе с тем несвоевременная и некачественная подготовка документов учения и отчетов об итогах их проведения характеризует недостаточный уровень подготовки управлений ФССП России по Курганской, Ленинградской, Нижегородской и Псковской областям, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Так, в отчетах указанных территориальных органов ФССП России не отражены результаты анализа организации работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов; содержание и обоснованность принимаемых обучаемыми решений не соответствовали созданной учебной обстановке; документы планирования учений не в полной мере соответствуют требованиям Наставления по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов; организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления подразделениями имеет серьезные упущения при проведении практической работы в подчиненных подразделениях судебных приставов.

Кроме того, на начальном этапе организации проведения учений не во всех подразделениях судебных приставов проверялась профессиональная подготовка судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, не проводились контрольные стрельбы, не принимались зачеты по выполнению нормативов по физической подготовке. Задание на учение, как основной исходный документ для непосредственной подготовки к учению подразделений судебных приставов, готовилось несвоевременно и вручалось только накануне проведения учений. Так, например, в Управлении ФССП России по Московской области задание на учение было подготовлено за два дня до начала учения, но учебные вопросы были заблаговременно сообщены обучаемым. Подобные нарушения приводят к утрате смысла проведения учения в целом.

Не во всех территориальных органах ФССП России при проведении учений основные усилия сосредотачивались на отработке мероприятий по предупреждению и пресечению чрезвычайных ситуаций в зданиях судов в обстановке, реально приближенной к местным условиям, и организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Продолжается замена учений с подразделениями судебных приставов на их тренировки (управления ФССП России по Республике Башкортостан, по Московской и Омской областям, по Москве и Санкт-Петербургу), а также на командно-штабные учения, не установленные приказом ФССП России от 30.08.2007 N 397 (Управление ФССП России по Забайкальскому краю). Не всегда руководители территориальных органов ФССП России уделяют должное внимание практической подготовке малочисленных подразделений судебных приставов, полагая, что можно ограничиться только тренировками, проводимыми старшими судебными приставами. Таким образом, оценка малочисленных подразделений судебных приставов по практической готовности к обеспечению установленного порядка деятельности судов, предотвращению и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций фактически не осуществляется.

Обращаю внимание, что согласно Наставлению по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов на показных учениях не оцениваются практические действия судебных приставов и не выставляются оценки подразделениям судебных приставов. Показные учения организуются и проводятся для подготовки органов управления (руководящего состава) в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.

В целях дальнейшего совершенствования отработки практических вопросов противодействия террористическим угрозам в зданиях судов в соответствии с ранее отданными указаниями необходимо продолжить планирование проведения учений в территориальных органах ФССП России в 2010 году во всех подразделениях судебных приставов (по 50% в каждом полугодии). Учения проводить одновременно с несколькими подразделениями судебных приставов и привлекаемыми силами и средствами по общему замыслу, как единое учение, а не как совокупность учений различного масштаба. Учение завершать проведением качественного разбора с указанием степени достижения поставленных учебных и исследовательских целей, выявленных недостатков и путей их устранения, а также выставлением оценок всем принимавшим участие в учении обучаемым и подразделениям судебных приставов в целом.

Считать учение как высшую и наиболее эффективную форму подготовки подразделений судебных приставов в целом, при этом добиваться в практическом выполнении подразделениями судебных приставов всего комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях судов в соответствии с решением руководителя учения в непрерывно развивающейся оперативной обстановке.

С учетом изложенного требую:

- в системе служебной подготовки спланировать и провести занятия по изучению приказа ФССП России от 30.08.2007 N 397 и указаний ФССП России от 04.08.2008 N 12/03-10122-НВ;

- в планах работы и в планах обучения на 2010 год предусмотреть проведение учений со всеми структурными подразделениями судебных приставов;

- разработку документов учения осуществлять в строгом соответствии с Наставлением по подготовке и проведению учений и тренировок в Федеральной службе судебных приставов, своевременно доводить до обучаемых задание на учение;

- при подготовке учений предоставлять обучаемым время на подготовку, заблаговременно готовить места отработки учебных вопросов, назначать посредников в подразделения судебных приставов и проводить с ними занятия, осуществлять прием зачетов у судебных приставов по основным предметам боевой подготовки;

- при проведении учения основные усилия сосредотачивать на отработке мероприятий по предупреждению и пресечению чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- в ходе проведения учения практически проверять планы взаимодействия подразделений судебных приставов с районными отделами МВД России, территориальными подразделениями МЧС России, органами местного самоуправления, оценивать практическое выполнение мероприятий по плану учения каждым судебным приставом и подразделением судебных приставов в целом;

- после отработки всех учебных вопросов проводить разбор учения, при этом частный разбор учения проводит посредник с конкретной оценкой действий каждого судебного пристава подразделения, общий разбор проводит руководитель учения после возвращения в пункты постоянной дислокации со старшими судебными приставами, их заместителями, штабом учения и посредниками;

- отчеты (доклады) о проведении учений за полугодие и год представлять в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов к установленным срокам (15 июля и 15 января) с выставлением оценок каждому подразделению судебных приставов территориального органа ФССП России.


Директор

А.О. Парфенчиков



Подведены итоги учений в территориальных органах ФССП России в 2009 г. Даны поручения по дальнейшей работе в данной сфере.

Так, в планах работы и обучения на 2010 г. необходимо предусмотреть учения для всех структурных подразделений судебных приставов. При подготовке данных мероприятий нужно предоставлять обучаемым время на подготовку, заблаговременно готовить места отработки учебных вопросов. При проведении учений основные усилия следует сосредоточить на мероприятиях по предупреждению и пресечению ЧС, организации взаимодействия при ликвидации их последствий.

Отчеты (доклады) о проведении учений за полугодие и год представляются в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов. Это нужно сделать соответственно к 15 июля и 15 января.


Письмо Федеральной службы судебных приставов от 1 февраля 2010 г. N 12/03-1377-АП "Об итогах учений в территориальных органах ФССП России в 2009 году"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2010 г., N 4


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.