Письмо Федеральной службы судебных приставов от 19 марта 2010 г. N 12/04-4792-ВВ "Об организации процессуального контроля за принятием решений о возбуждении уголовных дел"

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 19 марта 2010 г. N 12/04-4792-ВВ
"Об организации процессуального контроля за принятием решений о возбуждении уголовных дел"


Управлением организации дознания и административной практики в соответствии с п. 5.2 Плана работы ФССП России на 1 полугодие 2010 г., утвержденного приказом ФССП России от 4 декабря 2009 г. N 501, п. 6.1 решения коллегии ФССП России "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2009 году и задачах на 2010 год", утвержденного приказом ФССП России от 05.03.2010 N 114, проведен анализ причин отмены органами прокуратуры и судами постановлений дознавателей ФССП России о возбуждении уголовного дела.

Проведенный анализ свидетельствует о недостаточном внимании заместителей руководителей территориальных органов ФССП России, курирующих вопросы дознания, к организации эффективной системы контроля за принятием обоснованных процессуальных решений.

В результате количество отмененных в 2009 г. постановлений о возбуждении уголовного дела увеличилось по сравнению с 2008 г. на 198,6% и составило, по данным государственной статистической отчетности, 639 (в 2008 г. - 214).

Наибольшее количество постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных дознавателями Федеральной службы судебных приставов, отменено надзирающими прокурорами в Республике Башкортостан (37), Республике Татарстан (29), Пермском крае (33), Владимирской (19), Кемеровской (43), Новгородской (28), Псковской (20) и Свердловской (20) областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (17).

Основными причинами отмены прокурорами и судами постановлений о возбуждении уголовного дела являются неполнота и низкое качество проведения дознавателями структурных подразделений территориальных органов ФССП России проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, нарушение ими требований уголовно-процессуального законодательства, а также отсутствие должного контроля со стороны руководителей за действиями подчиненных работников на стадии принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

Так, в Ковровском городском отделе судебных приставов ФССП России по Владимирской области надзирающим прокурором выявлен целый ряд нарушений норм уголовно-процессуального закона, допущенных дознавателем Новиковым А.К. и послуживших поводом для отмены постановления о возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ в отношении Комисаренко Д.В.

В материалах проверки на момент представления прокурору отсутствовали сведения, доказывающие злостный характер уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, не были истребованы и приобщены к материалам проверки копии трудовой книжки, документа, удостоверяющего личность. Материалы проверки представлены в беспорядочном виде, копии документов исполнительного производства не заверены надлежащим образом.

По результатам проведенной служебной проверки дознаватель Новиков А.К. уволен с государственной гражданской службы, начальник отдела - старший судебный пристав привлечен к дисциплинарной ответственности.

Заместителем прокурора Рудничного района г. Кемерово отменено постановление дознавателя межрайонного отдела судебных приставов по Рудничному и Кировскому районам Управления ФССП России по Кемеровской области о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ в отношении Яровикова С.В. в связи с грубыми нарушениями ч. 4 ст. 7 и п. 1 ч. 2 ст. 146 УПК РФ. В постановлении о возбуждении уголовного дела не указано время принятого процессуального решения, неверно указана дата вынесения судебного акта о взыскании алиментов, а также сумма задолженности Яровикова С.В.

Прокурором Дзержинского района г. Перми отменено постановление дознавателя отдела судебных приставов по Дзержинскому району Управления ФССП России по Пермскому краю о возбуждении уголовного дела в связи с тем, что в нарушение ст. 19 УК РФ уголовное дело по ст. 315 УК РФ возбуждено дознавателем в отношении юридического лица - ООО "Импульс".

Продолжают иметь место факты неправомерного возбуждения дознавателями территориальных органов ФССП России уголовных дел в отношении категорий граждан, не относящихся к подследственности ФССП России. Так, дознавателем Одинцовского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Московской области вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 312 УК РФ в отношении Амбарцумяна Е.Ж., который относится к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. После отмены постановления о возбуждении уголовного дела заместителем Одинцовского городского прокурора материал доследственной проверки в соответствии с требованиями ст. 144, 145, 151 и 152 УПК РФ направлен в Одинцовскую военную гарнизонную прокуратуру.

Вместе с тем имеют место факты отмены работниками органов прокуратуры, судами постановлений дознавателей о возбуждении уголовного дела, не основанные на уголовно-процессуальном законе и не влияющие на квалификацию общественно опасного деяния.

Так, старшим судебным приставом Ключевского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Камчатскому краю надзирающему прокурору были представлены материалы проверки, из которых следовало, что Ощепков Г.В., несмотря на неоднократные предупреждения судебного пристава-исполнителя об уголовной ответственности, выплаты на содержание ребенка на протяжении длительного времени не производил, мер к трудоустройству и постановке на учет в службу занятости не принимал. Несмотря на представленные доказательства дознания о том, что деяние Ощепкова Г.В. содержит все признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, прокурором п. Ключи дважды выносились постановления об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и материал направлялся для проведения дополнительной проверки. В качестве причины отмены прокурором указано, что довод органа дознания о нежелании Ощепкова Г.В. трудоустраиваться либо вставать на учет в службу занятости населения следует оценивать на основании ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой труд свободен, принудительный труд запрещен, следовательно, доказательства злостности уклонения от уплаты алиментов отсутствуют. При этом принципиальная позиция органов дознания ФССП России и инициирование Управлением организации дознания и административной практики ходатайства об отмене решения прокурора п. Ключи обеспечили принятие прокуратурой Усть-Камчатского района законного решения о возбуждении уголовного дела, которое после проведения дознания направлено в суд. Суд в полном объеме признал вину Ощепкова Г.В. в совершении преступления и назначил ему наказание в виде восьми месяцев исправительных работ с удержанием 10% с заработной платы. Решение суда вступило в законную силу.

Аналогичной принципиальной позиции придерживаются и другие территориальные органы ФССП России.

Так, прокуратурой Елховского района Самарской области в связи с "малозначительностью" отменено постановление дознавателя отдела судебных приставов по Елховскому району Управления ФССП России по Самарской области о возбуждении уголовного дела в отношении Стрельцовой Л.Н. по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Своевременное и обоснованное обжалование постановления заместителя прокурора Елховского района в порядке ч. 4 ст. 41 УПК РФ способствовало принятию законного решения о возбуждении уголовного дела.

В Республике Башкортостан имел место факт отмены судом постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела по ст. 315 УК РФ. В качестве причины суд указал, что, несмотря на неоднократные предупреждения должника об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, должник не был привлечен судебным приставом-исполнителем к административной ответственности. Таким образом, в действиях должника отсутствует признак злостности неисполнения судебного решения, так как судебным приставом-исполнителем не приняты все меры принудительного исполнения, одной из которых является привлечение к административной ответственности. Данное решение суда было обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан. По результатам рассмотрения дела в кассационной инстанции решение суда первой инстанции было отменено.

В целях повышения эффективности применения мер уголовно-правового воздействия, обеспечения полноты реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление, а также исключения случаев вынесения дознавателями Федеральной службы судебных приставов незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела необходимо обеспечить соблюдение следующего алгоритма действий.

1. Начальник отдела - старший судебный пристав (его заместитель, курирующий вопросы организации дознания):

согласовывает с отделом организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России возбуждение каждого уголовного дела, при необходимости представляет исчерпывающие материалы для решения вопроса о наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела;

обеспечивает взаимодействие с органами прокуратуры в рамках осуществления процессуального контроля за полнотой сбора материалов проверок, проводимых в порядке ст. 144-145 УПК РФ;

контролирует передачу постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору в день его вынесения, а в случаях принятия решения в вечернее время - на следующие сутки, а также получение информации о принятом прокурором решении в порядке и в сроки, установленные ч. 4 ст. 146 УПК РФ;

в случае признания прокурором (судом) постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным при истечении сроков проверки, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, осуществляет личный контроль за вынесением по материалу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и своевременной его отменой при возбуждении уголовного дела;

обеспечивает незамедлительное представление специального донесения о факте отмены постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела на имя руководителя территориального органа ФССП России;

в срок до пяти суток с даты вынесения органами прокуратуры (судом) решения об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела организует изучение назначенным им должностным лицом обстоятельств вынесения указанного решения, материалов проверки, а также иных имеющих значение для дела документов с составлением мотивированного заключения;

утверждает заключение и представляет его руководителю территориального органа ФССП России вместе с копиями необходимых материалов сопроводительным письмом, в котором сообщает о проведенном лично изучении результатов проверки и согласии (несогласии) с ее выводами по принятым процессуальным решениям, а также о принимаемых им в связи с этим мерах (приложение N 3 к Положению об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, утвержденному приказом ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66);

при наличии достаточных оснований, в случаях несогласия с решением прокурора о проведении дополнительной проверки или об отказе в возбуждении уголовного дела, изложенным в постановлении, инициирует обжалование дознавателем, проводившим проверку, указаний прокурора вышестоящему прокурору в соответствии с ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 124 УПК РФ;

в случаях признания судом необоснованным постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела и несогласия с данным решением, инициирует представление дознавателем, проводившим проверку, прокурору ходатайства о внесении протеста на решение суда;

принимает меры по устранению выявленных нарушений, отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и вынесению обоснованного процессуального решения по материалу проверки, проводимой в порядке ст. 144-145 УПК РФ. Утверждает план мероприятий, указанных в постановлении прокуратуры об отмене решения о возбуждении уголовного дела, обеспечивает взаимодействие дознавателей, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по ОУПДС при выполнении указанных мероприятий и контролирует установленные планом сроки выполнения;

инициирует проведение в установленном порядке служебных проверок в отношении должностных лиц структурного подразделения территориального органа ФССП России, в действиях которых усматриваются признаки дисциплинарного проступка, их заслушивание по данному вопросу на совещаниях при руководителях подразделений судебных приставов, в отделе организации дознания и административной практики, а также при курирующем заместителе руководителя и руководителе территориального органа ФССП России;

выявляет причины и условия, способствовавшие совершению выявленных нарушений, обеспечивает изучение и рассмотрение каждого факта отмены постановления о возбуждении уголовного дела на занятиях по профессиональной подготовке работников, осуществляющих процессуальную деятельность.

2. Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (его заместитель, курирующий вопросы организации дознания):

обеспечивает представление в течение одних суток с даты принятия органами прокуратуры (судом) процессуального решения об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела специального донесения по данному факту на имя курирующего вопросы дознания и административной практики заместителя директора ФССП России - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации;

в срок до пятнадцати суток с даты вынесения органами прокуратуры (судом) решения об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела организует изучение назначенным им должностным лицом обстоятельств вынесения указанного решения, материалов проверки, а также иных имеющих значение для дела документов с составлением мотивированного заключения;

утверждает заключение и представляет его в ФССП России вместе с копиями необходимых материалов сопроводительным письмом, в котором сообщает о проведенном лично изучении результатов проверки и согласии (несогласии) с ее выводами по принятым процессуальным решениям, а также о принимаемых им в связи с этим мерах (приложение N 8 к Положению об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, утвержденному приказом ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66);

при наличии достаточных оснований организует обжалование вынесенных решений об отмене постановлений дознавателя о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном главой 16 УПК РФ;

организует устранение выявленных нарушений, принятие обоснованного процессуального решения, а также заслушивание должностных лиц, допустивших брак в работе, на оперативных совещаниях, проведение служебной проверки для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.

3. Начальник отдела организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России:

по поручению руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (его заместителя курирующего вопросы организации дознания) в установленный срок организует изучение обстоятельств вынесения решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, материалов проверки, а также иных имеющих значение для дела документов с составлением мотивированного заключения;

не реже одного раза в полугодие организует обобщение и анализ причин отмены органами прокуратуры (судами) постановлений дознавателей о возбуждении уголовного дела. По результатам анализа готовит предложения руководителю территориального органа ФССП России - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, принимает меры к выявлению, изучению и распространению положительного опыта, направляет информационные письма в структурные подразделения территориального органа и УДАП.

Сроки представления в УДАП результатов обобщения и анализа устанавливаются центральным аппаратом ФССП России.


Заместитель директора
Федеральной службы судебных приставов -
заместитель главного судебного пристава
Российской Федерации

В.В. Воронин



В 2009 г. органами прокуратуры и судами было отменено 639 постановлений дознавателей ФССП России о возбуждении уголовного дела (в 2008 г. - 214).

Основные причины - низкое качество проведения необходимых проверок, нарушение уголовно-процессуального законодательства. Отсутствовал должный контроль со стороны руководителей.

В связи с этим разработан алгоритм действий, исключающий принятие незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела.


Письмо Федеральной службы судебных приставов от 19 марта 2010 г. N 12/04-4792-ВВ "Об организации процессуального контроля за принятием решений о возбуждении уголовных дел"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2010 г., N 6


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.