Письмо Федеральной службы судебных приставов от 31 марта 2010 г. N 12/01-5817-АП "О практике исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в 2009 году"

Письмо Федеральной службы судебных приставов
от 31 марта 2010 г. N 12/01-5817-АП
"О практике исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в 2009 году"


Во исполнение п. 1.2 решения коллегии ФССП России "Об эффективности и качестве работы по исполнению исполнительных документов по алиментным обязательствам", объявленного приказом ФССП России от 17 декабря 2009 г. N 521, в целях обеспечения контроля по исполнительным производствам о взыскании алиментов проведен анализ работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов по алиментным обязательствам в 2009 г.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности, в 2009 г. на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось более 1 млн. 950 тыс. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.

За этот период окончено и прекращено около 931,3 тыс. исполнительных производств, фактически исполнено более 82 тыс. судебных решений, из них по 64 тыс. произведена оплата алиментов должниками в добровольном порядке.

Направлением копий исполнительных документов в организацию для удержания периодических платежей окончено более 541,9 тыс. исполнительных производств (в 2008 г. - 719,6 тыс. исполнительных производств).

В рамках взаимодействия с органами служб занятости населения субъектов Российской Федерации в 2009 г. в государственные учреждения - центры занятости населения направлено свыше 132 тыс. заявок, в результате свыше 27 тыс. должников трудоустроено (для сравнения: в 2008 г. направлено свыше 70 тыс. заявок и 17,9 тыс. должников трудоустроены).

Наибольшее количество заявок направлено управлениями ФССП России по Республике Башкортостан (7148, или 11,4% от общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде), Красноярскому краю (4936, или 8%), Челябинской области (4916, или 8,3%), Краснодарскому краю (4702, или 7%), Кемеровской области (4325, или 8,4%), Алтайскому краю (4273, или 11%).

По данным Управления ФССП России по Костромской области, в центр занятости населения направлено всего 395 заявок, или 3,3% от общего количества исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении в отчетном периоде, однако количество трудоустроенных должников составило 278, или 70,3% от количества направленных заявок.

Несмотря на то что в целом территориальными органами ФССП России в центры занятости населения субъектов Российской Федерации направлено значительное количество заявок с целью оказания содействия в трудоустройстве должников, проведенный анализ показал, что некоторыми управлениями недостаточно активно используется механизм взаимодействия с органами служб занятости населения.

Наименьшее количество заявок в центры занятости населения направлено управлениями ФССП России по Курской области (326, или 1,7%), по Москве (451, или 0,9%).

Управлением ФССП России по Республике Тыва в центры занятости населения направлено 86 заявок, при этом ни один должник не трудоустроен. Управление объясняет сложившуюся ситуацию отсутствием документов (трудовой книжки) у должников, необходимых для постановки на учет в центры занятости. Кроме того, должники не трудоустроены в связи с отсутствием рабочих мест.

Вместе с тем ссылки на указанные объективные обстоятельства не могут служить оправданием отсутствия реальных результатов.

В рамках исполнения указаний ФССП России о проведении проверок исполнения исполнительных документов в отношении работающих должников территориальными органами ФССП России в 2009 г. проведено свыше 67 тыс. проверок бухгалтерий организаций по результатам которых за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 7,7 тыс. должностных лиц, к уголовной ответственности - 63.

Так, в результате проверки бухгалтерии индивидуального предпринимателя судебным приставом-исполнителем Майкопского городского отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Адыгея в рамках оконченного исполнительного производства о взыскании алиментов установлено, что исполнительный документ администрацией утрачен. По факту утраты исполнительного документа виновное должностное лицо подвергнуто штрафу в размере 15 тыс. руб. по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

По данным Управления ФССП России по Республике Бурятия, у судебного пристава-исполнителя Закаменского районного отдела судебных приставов на исполнении находился исполнительный документ о взыскании с должника, являющегося главой МО СП "Хуртагинское", алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка и иного дохода на содержание несовершеннолетнего ребенка. Исполнительный документ направлен по месту работы в МО СП "Хуртагинское". При проверке исполнения бухгалтерией требований исполнительного документа о взыскании алиментов установлено, что главным бухгалтером в нарушение должностных обязанностей за период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. удержания из доходов должника не производились.

На основании установленных фактов 31 июля 2009 г. дознавателем Закаменского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Бурятия возбуждено уголовное дело. В результате бухгалтер указанной организации привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем представленные территориальными органами ФССП России сведения свидетельствуют о недостаточном количестве проведенных проверок бухгалтерий организаций.

Данный факт подтверждают и результаты проверок, проводимых аппаратами управлений территориальных органов ФССП России в структурных подразделениях.

Например, по информации Управления ФССП России по Республике Алтай, по результатам проверок установлены факты отсутствия реестров организаций, производящих удержания алиментов из заработной платы (доходов) должников, и планов проверок бухгалтерий этих организаций. Судебными приставами-исполнителями зачастую по собственной инициативе проверки бухгалтерий не проводятся.

Аналогичные факты выявлены в ходе проверок работниками центрального аппарата ФССП России управлений ФССП России по Московской области, Рязанской области.

В качестве положительного примера необходимо отметить применение территориальными органами ФССП России опыта управлений ФССП России по Пермскому краю и Республике Татарстан по использованию в работе памятки для бухгалтеров, удерживающих алименты.

Одним из важных направлений в работе территориальных органов ФССП России по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов является взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями.

Так, Управлением ФССП России по Кировской области в 2009 г. осуществлялись проверки бухгалтерий исправительно-трудовых учреждений. По данным Управления, в указанных учреждениях отбывают наказание более 500 должников, обязанных уплачивать алименты, из которых 50% не трудоустроены.

В связи с этим и в целях повышения эффективности взыскания алиментов с должников, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, в Управление ФСИН России по Кировской области направлена информация о проведенных проверках бухгалтерий с предложением рассмотреть вопрос о трудоустройстве осужденных, обязанных к уплате алиментов, в первоочередном порядке, а также проведении сотрудниками Управления ФСИН России по Кировской области профилактической работы с осужденными на предмет разъяснения необходимости оказания материальной помощи детям, своевременной уплаты алиментов.

В адрес государственных инспекций труда в 2009 г. направлено 690 сообщений о проведении проверок соблюдения трудового законодательства и 807 уведомлений в органы ФНС России об установлении факта выплаты заработной платы в размере ниже отраслевой. Наибольшее количество сообщений о нарушениях трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы направлено в Роструд управлениями ФССП России по Ростовской области (97), Республике Башкортостан (48), Республике Татарстан (104).

Вместе с тем 17 территориальными органами ФССП России, в частности управлениями ФССП России по Сахалинской области, Псковской области, Магаданской области, Тамбовской области и др., информация в Роструд не направлялась.

Кроме того, согласно имеющейся информации, не всеми территориальными органами ФССП России организована работа по контролю над исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России обязательств по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на взаимодействие в указанной сфере.

В части непосредственного обращения взыскания на имущество лиц, обязанных уплачивать алименты, необходимо отметить, что в 2009 г. в рамках исполнительных производств указанной категории произведено более 15 тыс. арестов имущества должников (для сравнения: в 2008 г. - более 9 тыс. арестов).

Например, судебным приставом-исполнителем Управления ФССП России по Нижегородской области по исполнительному производству о взыскании алиментов с Пустовалова А.М. в целях исполнения исполнительного документа и взыскания имеющейся задолженности в сумме 27 тыс. руб. наложен арест на имущество должника. После произведенного ареста сумма задолженности уплачена полностью. В настоящее время алименты должником выплачиваются регулярно.

По сравнению с 2008 г. увеличилось количество вынесенных постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации. В 2009 г. вынесено более 42,8 тыс. указанных постановлений, в результате взыскана задолженность по алиментам в размере более 134,4 млн.руб. (в 2008 г. - около 15 тыс., взыскано - 51,4 млн.руб.).

Установлены факты невынесения постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации при наличии оснований в рамках рассмотрения обращений граждан по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов в управлениях ФССП России по Москве, Оренбургской области, Московской области, Новосибирской области, Липецкой области и ряде других территориальных органов ФССП России.

Во всех вышеуказанных случаях для обеспечения применения мер по ограничению выезда должников потребовалось направление Федеральной службой судебных приставов повторного поручения руководителю территориального органа ФССП России.

Территориальными органами ФССП России в 2009 г. активно применялись меры уголовного воздействия по привлечению должников к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно статистическим данным, всего в производстве органов дознания ФССП России в 2009 г. находилось около 51,3 тыс. уголовных дел данной категории, из них 44,1 тыс. направлены в суд с обвинительным актом.

В целях информирования граждан о работе службы судебных приставов на официальных сайтах территориальных органов ФССП России размещается информация о порядке обращений и приема граждан.

Наряду с этим в средствах массовой информации публикуются материалы о деятельности ФССП России по взысканию алиментов.

Кроме того, во исполнение поручений ФССП России с целью привлечения внимания общественности к проблемам института семьи и социальной незащищенности детей, которые остались на попечении одного из родителей или государства, а также разъяснения населению основных положений законодательства Российской Федерации по вопросам взыскания алиментов, повышения правовой грамотности граждан территориальными органами ФССП России организована работа по проведению различных акций и размещению социальной рекламы.

Одним из индикаторов работы судебных приставов-исполнителей является количество внесенных в отношении них представлений прокуратуры.

В 2009 г. в территориальные органы ФССП России внесено 2258 представлений прокуратуры о нарушениях федерального законодательства об исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов алиментного характера.

Во исполнение п. 6.3 решения коллегии "Об эффективности и качестве работы по исполнению исполнительных документов по алиментным обязательствам" территориальными органами ФССП России проведен анализ представлений прокуратуры, обращений граждан за 2009 г. по вопросу взыскания алиментов с проведением проверок указанных в них исполнительных производств.

Анализ представленной территориальными органами ФССП России информации по представлениям прокуратуры, а также результатов проведения служебных проверок, назначенных на их основании, позволяет сделать вывод о том, что в основном нарушения законодательства связаны с бездействием судебных приставов-исполнителей, невынесением постановлений о расчете задолженности по алиментам, несвоевременным вынесением и направлением в органы внутренних дел постановлений о розыске должников.

В территориальных органах ФССП России организована работа по проведению сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исполнительные производства о взыскании алиментов в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на исполнении во всех территориальных органах ФССП России, кроме Управления ФССП России по Республике Ингушетия.

В 2009 г. наибольшее количество исполнительных производств о взыскании алиментов в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилось в управлениях ФССП России по Красноярскому краю (5,9 тыс. исполнительных производств), Кемеровской области (5,8 тыс.), Иркутской области (4,9 тыс.), Пермскому краю (3,2 тыс.), Архангельской области (2,8 тыс.), Краснодарскому краю (2,5 тыс.), Забайкальскому краю (2,4 тыс.), Алтайскому краю (1,5 тыс.).

В целях соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, территориальным органам ФССП России поручено организовать работу по взаимодействию с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Однако результаты обобщения показали, что информация об организации работы по взаимодействию с уполномоченными по правам ребенка представлена только Управлением ФССП России по Белгородской области.

Так, Управлением ФССП России по Белгородской области 30 декабря 2009 г. заключено Соглашение о взаимодействии с Уполномоченным по правам ребенка в Белгородской области. Согласно заключенному соглашению Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области информирует Управление о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних детей, разрешение которых относится к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Управление, в свою очередь, оказывает содействие Уполномоченному по правам ребенка в Белгородской области при проведении проверок по обращениям граждан, поступающих по вопросам исполнения исполнительных документов; предоставляет по запросу необходимую информацию об исполнении судебных решений, касающихся защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних детей в Белгородской области, для подготовки ежегодного и специальных докладов. Совместно разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних детей, инициируют рабочие совещания в целях решения практических задач в данной области.

По результатам обобщения итогов работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов можно сделать вывод о том, что в целом аппаратами управлений территориальных органов ФССП России проведен надлежащий анализ работы по данному направлению деятельности.

Принимая во внимание изложенное, необходимо:

продолжить системную работу по повышению эффективности исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментных платежей с учетом безусловного выполнения указаний и поручений ФССП России;

активизировать работу по организации взаимодействия с органами служб занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам трудоустройства должников. Представлять информацию об эффективности данной работы в рамках анализа практики исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов;

активизировать работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения;

обратить особое внимание на повторное привлечение должников к ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также на организацию контроля за исполнением приговоров в отношении осужденных за злостное уклонение от уплаты алиментов должников и взаимодействия с уголовно-исполнительными инспекциями Федеральной службы исполнения наказаний по данному вопросу, кроме того, на замену наказания по повторно вынесенным обвинительным приговорам по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также на организацию взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей;

продолжить работу по проведению сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами);

разработать памятки для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов), с отражением вопросов по взысканию алиментов;

организовать работу по взаимодействию с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации по мере их назначения;

при проведении проверок структурных подразделений территориальных органов ФССП России особое внимание уделять не только изучению материалов исполнительных производств, но и общей организации работы, в том числе по ведению реестров организаций, производящих удержание денежных средств из заработной платы, и проведения проверок исполнения бухгалтериями организаций исполнительных документов в отношении работающих должников, а также организации приема граждан, рассмотрения жалоб и представлений прокуратуры;

незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений по исполнительным производствам о взыскании алиментов (в том числе по жалобам и обращениям граждан, интернет-публикациям, представлениям прокуратуры), принимать меры дисциплинарной ответственности в отношении виновных должностных лиц, в том числе должностных лиц аппарата управления территориального органа, ответственных за проведение инвентаризации исполнительных производств указанной категории, а также за организацию работы по взысканию алиментов.

Предупреждаю руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации о персональной ответственности за организацию работы по принудительному взысканию алиментов.


Директор

А.О. Парфенчиков



Письмо Федеральной службы судебных приставов от 31 марта 2010 г. N 12/01-5817-АП "О практике исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в 2009 году"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2010 г., N 6


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.