Указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29 декабря 2008 г. N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции"

Указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29 декабря 2008 г. N 7/224
"Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции"


Проведенное в первом полугодии 2008 года обобщение работы следственных органов в сфере противодействия коррупции и обсуждение ее результатов на заседании коллегии Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет) показало необходимость создания эффективного механизма для активизации борьбы с преступлениями коррупционной направленности.

В целях обеспечения единообразного подхода к организации следственной работы и процессуального контроля в сфере противодействия коррупции, руководствуясь ст. 20.1 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ) и п. 13 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 N 1004 "Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям Главного следственного управления Следственного комитета, следственных подразделений Следственного комитета по федеральным округам, Главного управления криминалистики, Главного управления процессуального контроля, Главного организационно-инспекторского управления, военного следственного управления, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов:

1.1. Обеспечить единообразный подход к организации следственной работы и процессуального контроля при расследовании уголовных дел и проверке сообщений о преступлениях коррупционной направленности.

1.2. Свою деятельность по противодействию коррупции осуществлять в сотрудничестве и деловом взаимодействии с прокурорами, с правоохранительными органами и органами государственного контроля. Систематически проводить совместный анализ состояния коррупционной преступности, а также эффективности использования предусмотренных законом средств по ее предупреждению и пресечению.

2. Руководителям Главного следственного управления по Южному федеральному округу, следственного управления по Центральному федеральному округу и следственных отделов Следственного комитета по федеральным округам, руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов:

2.1. Рассматривать в качестве преступлений коррупционной направленности при формировании отчетности и подготовке аналитических документов преступления, предусмотренные независимо от категории должностных лиц, их совершивших, ст.ст. 285.1, 285.2, 286 и 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности), ст.ст. 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ, а также преступления, предусмотренные ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. "б" ч. 3 ст. 174, п. "б" ч. 2 ст. 174.1, ст. 183 (в случае совершения преступления путем подкупа или из корыстной заинтересованности), п. "б" ч. 3 ст. 188, ст.ст. 201, 202, 204, ч. 3 ст. 294, ст.ст. 304 и 309 (в случае совершения преступления путем подкупа) УК РФ, если они совершены лицом, замещающим: государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации; должность федеральной государственной службы Российской Федерации или государственной службы субъекта Российской Федерации; должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации или гражданской службы субъекта Российской Федерации; должность правоохранительной службы и имеющим специальное звание или классный чин; должность муниципальной службы; должность руководителя или заместителя руководителя государственного (муниципального) учреждения либо предприятия, а также хозяйственного товарищества либо общества с государственным (муниципальным) участием; должность руководителя исполнительного органа или должность в постоянно действующем руководящем органе общероссийского общественного объединения либо международной организации; должность главного редактора федерального средства массовой информации или руководителя представительства зарубежного средства массовой информации в Российской Федерации; должность нотариуса, аудитора, арбитражного управляющего или третейского судьи постоянно действующего третейского суда.

2.2. Создать межведомственные рабочие группы по координации работы в сфере противодействия коррупции и повышению эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями с участием работников прокуратуры, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов государственной власти и местного самоуправления, контролирующих органов и научных учреждений, придав их работе неформальный характер.

2.3. Взять под контроль организацию и проведение проверок в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности. Проведение таких проверок поручать наиболее опытным и квалифицированным следователям, обеспечив незамедлительный контроль законности и обоснованности принимаемых процессуальных решений.

2.4. Своевременно (не позднее 3-х суток с момента принятия решения) направлять в Главное управление процессуального контроля Следственного комитета посредством факсимильной связи информацию о возбуждении уголовных дел по фактам получения взятки (ст. 290 УК РФ); о совершении преступлений коррупционной направленности высшими должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (федеральной, межрегиональной и т.д.); о преступлениях указанной категории, получивших широкий общественный резонанс либо повлекших за собой причинение значительного ущерба государственным и общественным интересам.

2.5. Сообщать в Главное управление процессуального контроля Следственного комитета посредством факсимильной связи об отмене либо изменении ранее принятых решений по материалам проверок и уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, находящимся под контролем в Следственном комитете, а также о направлении в суд уголовных дел указанной категории и результатах их рассмотрения.

2.6. С участием следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности с обязательным составлением по каждому делу конкретного плана следственных и оперативно-розыскных мероприятий и обеспечением постоянного контроля за выполнением данного плана.

2.7. В случае прекращения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности незамедлительно принимать меры к проверке законности и обоснованности принятых решений с составлением по ее результатам заключения, утверждаемого руководителем соответствующего следственного подразделения или его заместителем.

2.8. Безотлагательно направлять в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности, и привлечении к ответственности виновных в этом должностных лиц. В случаях непринятия мер по устранению указанных в представлении нарушений инициировать перед прокурорами вопрос о возбуждении административного либо дисциплинарного производства.

2.9. В ходе предварительного расследования принимать необходимые меры к возмещению причиненного в результате совершения преступлений ущерба и поиску имущества, подлежащего конфискации, используя для этого все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством возможности.

2.10. Систематически анализировать причины отказов в возбуждении уголовных дел, прекращения уголовных дел в связи с отсутствием события или состава преступления, приостановления предварительного следствия с рассмотрением результатов на межведомственных оперативных совещаниях и заседаниях межведомственных рабочих групп. О наиболее серьезных проблемах, возникающих в правоприменительной практике либо судебных прецедентах, информировать центральный аппарат Следственного комитета для обобщения и принятия соответствующих мер реагирования.

2.11. Проводить с привлечением сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регулярные учебно-методические занятия по вопросам методики выявления преступлений коррупционной направленности и изобличения лиц, их совершивших. Практиковать приглашение для участия в занятиях судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности, государственных обвинителей и прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением федерального законодательства.

2.12. Активизировать взаимодействие со средствами массовой информации, шире освещать итоги работы в сфере реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Особое внимание необходимо акцентировать на представлении информации о количестве выявленного у привлекаемых к уголовной ответственности лиц имущества и наложенном на него аресте.

3. Главному управлению процессуального контроля Следственного комитета:

3.1. Обеспечить постоянный контроль за работой территориальных и специализированных следственных управлений в сфере противодействия коррупции. При выявлении недостатков в организации данной работы своевременно принимать меры к их устранению, осуществлять выезды в наиболее неблагополучные, с точки зрения состояния коррупционной преступности, регионы в целях оказания практической и методической помощи.

3.2. Установить контроль за расследованием уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, а также о преступлениях коррупционной направленности, имеющих широкий общественный резонанс либо совершенных высшими должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, главами органов местного самоуправления крупных населенных пунктов либо причинивших значительный ущерб интересам государства и общества.

3.3. При выявлении фактов вынесения нижестоящими следственными подразделениями необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, о приостановлении предварительного следствия незамедлительно принимать меры к отмене принятых решений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей следственных органов, допускающих принятие таких решений.

3.4. Систематически анализировать состояние следственной работы в сфере противодействия коррупции и вносить предложения о повышении ее эффективности.

4. Главному организационно-инспекторскому управлению обеспечить своевременное получение и обобщение сведений о мерах по противодействию коррупции, принятых следственными органами Следственного комитета, а также иных статистических данных и передачу их в другие подразделения центрального аппарата Следственного комитета.

5. Главному управлению криминалистики Следственного комитета и криминалистическим подразделениям следственных управлений на основе обобщения имеющейся практики разработать методику расследования преступлений коррупционной направленности и по каждому такому делу организовать криминалистическое сопровождение, с тем чтобы были приняты исчерпывающие меры к выявлению и изобличению лица, совершившего преступление.

6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Председателя Следственного комитета по направлениям деятельности и Главное организационно-инспекторское управление.

Указание направить руководителям структурных подразделений Следственного комитета, руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников и обеспечить неукоснительное исполнение.


Первый заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации -
Председатель Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса

А.И. Бастрыкин



Сообщается о необходимости создать в Следственном комитете при прокуратуре РФ эффективный механизм для активизации борьбы с преступлениями коррупционной направленности.

Предлагается обеспечить единообразный подход к организации следственной работы и процессуального контроля при расследовании уголовных дел и проверке сообщений о преступлениях коррупционной направленности. Необходимо сотрудничать с прокурорами, правоохранительными органами и органами госконтроля.

Следует создать межведомственные рабочие группы по координации работы в сфере борьбы с коррупцией. Проверки сообщений о преступлениях коррупционной направленности должны проводить наиболее опытные и квалифицированные следователи.

Также необходимо активизировать взаимодействие со СМИ.


Указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29 декабря 2008 г. N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции"


Текст указания официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.