Приказ МВД РФ от 30 июня 2010 г. N 477 "О ведомственном пожарном надзоре Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Приказ МВД РФ от 30 июня 2010 г. N 477
"О ведомственном пожарном надзоре Министерства внутренних дел Российской Федерации"


В целях совершенствования организации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации ведомственного пожарного надзора - приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Наставление по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Положение о ведомственной пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 3"

1.3. Инструкцию о мерах пожарной безопасности в административных зданиях подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 3).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 2"

1.4. Примерное положение об инспекциях пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (приложение N 4).

1.5. Форму статистической отчетности "Отчет о пожарах и последствиях от них, проделанной работе в области пожарной безопасности на объектах системы МВД России" - Форма "I-ВПО" (приложение N 5).

2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России организовать изучение и выполнение требований настоящего приказа.

3. Считать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России (приложение N 6).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.


Министр
генерал армии

Р. Нургалиев


Приложение N 1

к приказу МВД РФ

от 30 июня 2010 г. N 477


Наставление
по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации


I. Общие положения


1. Настоящее Наставление разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(1) и определяет порядок организации и осуществления должностными лицами ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) ведомственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах системы МВД России.

2. Основные понятия (термины), применяемые в настоящем Наставлении:

ведомственная пожарная охрана МВД России*(3) - совокупность подразделений, создаваемых МВД России в установленном порядке для осуществления деятельности в области пожарной безопасности на подведомственных объектах*(4);

ведомственный пожарный надзор МВД России - деятельность ВПО МВД России по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах и принятию мер по результатам проверки;

должностное лицо ведомственной пожарной охраны - лицо, наделенное в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением полномочиями по осуществлению ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах;

подведомственный объект - имущественный комплекс (или его части), включающий территорию, здания, сооружения, помещения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия;

предписание ВПО МВД России - документ строгой отчетности установленной формы, составленный должностным лицом ВПО МВД России и направленный (врученный) руководителю (начальнику) подведомственного объекта, содержащий мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

3. В своей деятельности ВПО МВД России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.

4. Взаимодействие ВПО МВД России с Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, межведомственными нормативными правовыми актами.


II. Основные направления деятельности и порядок организации ведомственного пожарного надзора


5. Основными направлениями осуществления ведомственного пожарного надзора является контроль за:

соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов;

соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение)*(5), капитальном ремонте подведомственных объектов;

соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов.

6. Основными формами участия подразделений ВПО МВД России в разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов являются подготовка организационно-распорядительных документов и противопожарных мероприятий, а также контроль за их выполнением.

7. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок противопожарного состояния*(6), проводимых должностными лицами ВПО МВД России.

7.1. Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа), руководителя (начальника), наделенного полномочиями по принятию решения о проведении проверок. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным в установленном порядке.

7.2. Продолжительность проверок устанавливается руководителем (начальником), принявшим решение на проведение проверки, но не более 30 календарных дней.

7.3. Проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные.

7.4. Детальная проверка - форма ведомственного пожарного надзора, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, оценке состояния и результатов деятельности подразделений в области пожарной безопасности, выработке мер по повышению ее эффективности.

При детальной проверке контролируются:

соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц ВПО МВД России;

разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, в том числе для объектов, находящихся в стадии строительства, капитального ремонта и технического перевооружения;

содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;

создание и содержание в соответствии с установленными нормами органов и подразделений ВПО МВД России;

проведение противопожарной пропаганды и обучения сотрудников мерам пожарной безопасности;

организация и содействие деятельности добровольных противопожарных формирований;

обеспечение доступа подразделений ВПО МВД России при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты.

7.5. Контрольная проверка - форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе детальной проверки. Периодичность контрольных проверок устанавливается соответствующим начальником подразделения ВПО МВД России с учетом анализа обстановки с пожарами и их последствиями, противопожарным состоянием подведомственных объектов.

7.6. Внеплановые проверки проводятся должностными лицами подразделений ВПО МВД России в случаях:

получения информации о происшедшем пожаре, наличии нарушений правил пожарной безопасности, способных привести к возникновению пожара либо создающих угрозу безопасности людей;

осложнения оперативной обстановки с пожарами;

ухудшения основных показателей работы подразделения ВПО МВД России.

7.7. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (начальника), наделенного соответствующими полномочиями.

7.8. Для организации осуществления ведомственного пожарного надзора в подразделениях ВПО МВД России составляется список подведомственных объектов (форма N 7 приложения N 1 к Наставлению) и в соответствии с ним ведется журнал учета профилактической работы (форма N 1 приложения N 1 к Наставлению).

7.9. В соответствии со списком объектов составляются и ведутся:

перечень зданий и сооружений с низкой устойчивостью при пожаре (форма N 8 приложения N 1 к Наставлению). Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно;

перечень объектов строительства и капитального ремонта (форма N 9 приложения N 1 к Наставлению). Периодичность проведения детальных проверок объектов устанавливается в зависимости от сложности объектов, с учетом календарных планов выполнения работ, сроков и темпов их проведения. Проверки указанных объектов следует, как правило, проводить в дни авторского надзора проектной организации, совместно с представителями других надзорных органов, но не реже одного раза в полугодие.

7.10. При проведении проверок особое внимание должно уделяться объектам с массовым пребыванием людей (гостиницы, общежития, учебные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения), объектам с наличием больших объемов хранения материальных ценностей (склады, базы), а также автотранспортным хозяйствам. Данные объекты закрепляются для осуществления надзора за наиболее подготовленными должностными лицами ВПО МВД России. Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно.

7.11. Детальные проверки объектов, не указанных в подпунктах 7.9 и 7.10 настоящего Наставления, проводятся один раз в два года.

7.12. Проверки проводятся должностными лицами ВПО МВД России с участием руководителей объекта или выделенных ими представителей.

7.13. Руководитель объекта (лицо, его замещающее) должен быть заблаговременно уведомлен о дате проведения проверки.

7.14. В ходе проведения проверок или после их завершения с сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками подразделений системы МВД России*(7) на объекте организуются и проводятся пожарно-тактические учения (занятия) с отработкой практических навыков по эвакуации людей, имущества, служебной документации при пожаре.

7.15. Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера, выявленные в ходе проверки, устранение которых не требует финансовых затрат, должны устраняться непосредственно в ходе проверки.

7.16. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных объектах, ВПО МВД России имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ*(8).

Данное право осуществляется путем вынесения должностным лицом ВПО МВД России постановления о приостановке работы организации (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельного вида работ*(9) (форма N 4 приложения N 1 к Наставлению), которое регистрируется в Журнале учета постановлений (форма N 6 приложения N 1 к Наставлению).

7.17. Решение о приостановке принимается должностным лицом ВПО МВД России в пределах его компетенции.

7.18. Должностное лицо ВПО МВД России, не имеющее полномочий по вынесению постановления, должно в кратчайшие сроки проинформировать вышестоящее должностное лицо ВПО МВД России для принятия им решения.

7.19. Постановление оформляется в двух экземплярах и регистрируется в Журнале учета постановлений, один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту в подразделении ВПО МВД России.

7.20. В постановлении указываются только нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно создающие угрозу возникновения пожара и безопасности людей.

7.21. При определении должностным лицом ВПО МВД России, вынесшим постановление, срока приведения его в исполнение, необходимо исходить из характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей, и возможности приступить к их устранению немедленно. За ходом устранения нарушений со стороны должностных лиц ВПО МВД России устанавливается контроль.

7.22. В случае невозможности приступить к устранению указанных нарушений непосредственно после вынесения постановления, либо неустранение их в срок, указанный в постановлении, оно приводится в исполнение немедленно, о чем составляется протокол о приведении в исполнение постановления о приостановке работы организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельных видов работ*(10) (форма N 5 приложения N 1 к Наставлению), один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту.

7.23. Протокол действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей, и внесение в постановление соответствующей записи начальника подразделения ВПО МВД России о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта.

7.24. При готовности должностных лиц объекта приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении, приведенного в исполнение, руководитель (начальник) объекта письменно обращается к начальнику подразделения ВПО МВД России, должностное лицо которого вынесло постановление с предложением разрешить приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности на приостановленном объекте с указанием времени, необходимого для устранения нарушений. После этого начальником подразделения ВПО МВД России дается письменное разрешение для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

7.25. Постановление в 10-дневный срок со дня вручения может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу ВПО МВД России. Подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления.

7.26. При невыполнении руководителем (начальником объекта) постановления должностным лицом ВПО МВД России должны быть приняты меры в установленном порядке.

8. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок указанных объектов, а также в ходе рассмотрения проектной документации.

9. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов осуществляется должностными лицами ВПО МВД России в ходе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию подведомственных объектов*(11).

9.1. Основанием для участия в работе комиссии является письменное распоряжение, приказ соответствующего должностного лица, уполномоченного создавать такую комиссию. Должностные лица ВПО МВД России участвуют в работе комиссии со стороны заказчика.

9.2. Должностное лицо ВПО МВД России при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектной документации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытаний оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

9.3. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется должностным лицом ВПО МВД России, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи) объекта.

9.4. По результатам участия в работе комиссии акт подписывается только тем должностным лицом ВПО МВД России, которое является членом комиссии.

9.5. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, должностное лицо ВПО МВД России, участвующее в работе комиссии, письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

9.6. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством объекта с нарушением требований пожарной безопасности, в том числе, изложенных в особом мнении должностного лица ВПО МВД России, участвовавшего в работе комиссии, должностное лицо ВПО МВД России должно принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

9.7. Об окончании строительства объекта и приемке его в эксплуатацию в Журнале учета профилактической работы (форма N 1 приложения N 1 к Наставлению) делается соответствующая отметка.


III. Полномочия должностных лиц и подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора


10. Полномочия подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(12), нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением.

11. Центр пожарной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации*(13) реализует свои полномочия непосредственно и через инспекции пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, должностных лиц ВПО МВД России, подразделений МВД России*(14).

12. Орган управления в пределах своей компетенции."

12.1. Осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных подразделений ВПО МВД России.

12.2. Осуществляет разработку нормативных правовых актов, нормативных документов по пожарной безопасности, определяющих порядок организации и осуществления должностными лицами ВПО МВД России ведомственного пожарного надзора.

12.3. Ведет учет пожароопасных объектов центрального аппарата МВД России, объектов подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, включая объекты строительства, капитального ремонта.

12.4. Организует и осуществляет в установленном порядке ведомственный пожарный надзор и пожарную охрану на объектах центрального аппарата и объектах подразделений, непосредственно подчиненных МВД России.

12.5. Принимает участие в инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах и проводит проверки деятельности территориальных подразделений ВПО МВД России.

12.6. Осуществляет сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора.

12.7. Информирует руководство МВД России о состоянии пожарной безопасности объектов системы МВД России.

12.8. Вносит руководству МВД России предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности.

12.9. Взаимодействует в установленном порядке с ведомственной пожарной охраной других федеральных органов исполнительной власти в целях изучения и распространения положительного опыта, новых форм и методов осуществления ведомственного пожарного надзора.

12.10. Взаимодействует с федеральными надзорными органами, уполномоченными по надзору и контролю в области пожарной безопасности, а также с лицензирующими органами, органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и Системе сертификации ГОСТ Р.

12.11. Выполняет иные функции в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

13. Территориальные подразделения ВПО МВД России в пределах своей компетенции:

13.1. Организуют деятельность должностных лиц ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах, включая планирование и анализ результатов этой деятельности.

13.2. Ведут учет подведомственных объектов, включая объекты строительства, капитального ремонта.

13.3. Определяют периодичность проведения контрольных проверок противопожарного состояния подведомственных объектов.

13.4. Осуществляют ведомственный пожарный надзор на подведомственных объектах в соответствии с настоящим Наставлением.

13.5. Оказывают методическую и практическую помощь пожарно-техническим комиссиям, образованным и осуществляющим свою деятельность на подведомственных объектах.

13.6. Осуществляют взаимодействие со страховыми организациями в области противопожарного страхования подведомственных объектов.

13.7. Вносят предложения в орган управления по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы осуществления ведомственного пожарного надзора.

13.8. Информируют руководство подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России о противопожарном состоянии подведомственных объектов.

13.9. Вносят руководству подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности.

13.10. Информируют в установленном порядке орган управления о состоянии работы по осуществлению ведомственного пожарного надзора.

13.11. Взаимодействуют с органами Государственной противопожарной службы в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов.


IV. Права и обязанности должностных лиц ВПО МВД России


14. Должностные лица ВПО МВД России имеют право:

14.1. Осуществлять разработку ведомственных нормативных актов, нормативных документов по пожарной безопасности, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.2. Осуществлять ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.3. Проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений подведомственных объектов, в целях контроля за соблюдением сотрудниками требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений в соответствии законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14.4. Проверять и оценивать готовность сотрудников к действиям при возникновении чрезвычайных происшествий, связанных с пожарами.

14.5. Входить для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственные объекты в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

14.6. Участвовать в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссии по приемке завершенных строительством (реконструкцией) подведомственных объектов.

14.7. Рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других подведомственных объектов при отсутствии норм и правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

14.8. Подготавливать заключения на проектную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Проектная документация на строительство объекта, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами и удостоверенная соответствующей записью ответственного лица за проект, (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом) рассмотрению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

14.9. Анализировать при рассмотрении представленной документации:

пожарную опасность объекта;

эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;

возможность спасения людей;

эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;

возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения;

возможность воздействия опасных факторов пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс.

14.10. В компетенцию должностных лиц ВПО МВД России не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.

14.11. Вручать руководителям (начальникам) подведомственных объектов предписания ВПО МВД России по устранению нарушений требований пожарной безопасности (форма N 2 приложения N 1 к Наставлению).

14.12. Участвовать в проведении служебных проверок о нарушениях требований пожарной безопасности, а также в работе комиссий по расследованию причин, условий возникновения пожаров и в выявлении лиц, причастных к их возникновению на подведомственных объектах.

14.13. Запрашивать в установленном порядке от руководителей подведомственных объектов сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях.

14.14. Проверять наличие лицензий у юридических и физических лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.15. Приостанавливать в установленном порядке полностью или частично работу отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений подразделений МВД России, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах системы МВД России.

14.16. Консультировать сотрудников по вопросам пожарной безопасности.

15. Должностные лица ВПО МВД России обязаны:

15.1. Исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами МВД России полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.2. Организовывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.3. Контролировать на подведомственных объектах выполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России по пожарной безопасности.

15.4. Знать требования нормативных правовых актов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах.

15.5. Вести в установленном порядке документы и материалы, отражающие деятельность руководителей и должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.6. Знать, вести систематизированный учет и анализировать состояние пожарной безопасности подведомственных объектов.

15.7. Учитывать потенциальную опасность выявленных нарушений для жизни, здоровья сотрудников (работников), имущества, при определении мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного пожарного надзора.

15.8. Выезжать в установленном порядке на пожары, происшедшие на подведомственных объектах, принимать участие в определении причин и условий, а также в выявлении лиц, причастных к их возникновению.

15.9. Знакомить с материалами по результатам проверки руководителя (лицо его замещающего) подведомственного объекта.

15.10. Контролировать работоспособность систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения, системы противодымной защиты) на подведомственных объектах.

15.11. Содействовать внедрению на подведомственных объектах эффективных, современных систем противопожарной защиты.

15.12. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраной.

15.13. Содействовать созданию и организации деятельности добровольной пожарной охраны на подведомственных объектах.

15.14. Проводить противопожарную пропаганду в области пожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности.

15.15. Присутствовать при проведении мероприятий по контролю, проводимых должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

15.16. Выполнять другие обязанности в соответствии с должностными инструкциями.


V. Порядок оформления результатов проверки


16. Материалы, подготовленные в ходе проверок, оформляются в соответствии с порядком ведения делопроизводства, установленного нормативными правовыми актами МВД России*(15).

17. По завершении проверки должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, готовятся документы:

по результатам детальной проверки - предписание ВПО МВД России (форма N 2 приложения N 1 к Наставлению);

по результатам контрольной проверки - в предписании ВПО МВД России по результатам детальной проверки делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении противопожарных мероприятий, предложенных ранее к исполнению.

Результаты проверки в установленном порядке доводятся до руководителя (начальника) проверяемого объекта. При выявлении в ходе контрольной проверки новых нарушений требований пожарной безопасности в установленном порядке составляется и вручается руководителю (начальнику) проверяемого объекта дополнение к предписанию ВПО МВД России по установленной форме. В случаях выявления невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных для исполнения предписаниями ВПО МВД России, должностное лицо ВПО МВД России в пределах своих полномочий должно принять меры, направленные на привлечение в установленном порядке лиц, допустивших нарушения к ответственности;

по результатам внеплановой проверки - в течение 3-дней после ее окончания готовится докладная записка на имя руководителя (начальника), принявшего решение о проведении проверки. В ней кратко отражаются результаты проверки, выводы и предложения. В необходимых случаях к докладной записке может прилагаться развернутая справка о результатах внеплановой проверки.

18. В предписание ВПО МВД России включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы в области пожарной безопасности с указанием их полного наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.

19. На существующие здания, сооружения, запроектированные и построенные распространяются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

20. При изменении функционального назначения существующих объектов, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены дополнительные мероприятия, обоснованные требованиями нормативных правовых актов, соответствующих новому назначению этих зданий, сооружений.

21. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, и согласовываются с руководителем (начальником) проверяемого объекта. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни и здоровья людей.

22. Предписание ВПО МВД России (дополнение к предписанию) составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предписания в 10-дневный срок со дня окончания проверки, вручается руководителю (начальнику) проверенного объекта под расписку, либо направляется почтой. Второй экземпляр хранится в контрольно-наблюдательном деле (форма N 10 приложения N 1 к Наставлению) подразделения ВПО МВД России.

22.1. Допускается составление и вручение предписания как в ходе, так и после завершения проверки непосредственно на объекте.

22.2. Предписание (дополнение к предписанию) регистрируется в Журнале учета предписаний подразделения ВПО МВД России (форма N 3 приложения N 1 к Наставлению).

23. О проведенных проверках (плановых, внеплановых) должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, делаются соответствующие отметки в Журнале учета профилактической работы. Допускается ведение указанного Журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала.

24. На каждый объект, в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело. Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на:

группу зданий, сооружений, в которых располагается одно подразделение;

несколько подразделений, размещенных в одном здании.

25. В контрольно-наблюдательном деле концентрируются: предписания, постановления, протоколы ВПО МВД России, распоряжения, приказы, информация о пожарах и другие материалы, отражающие состояние пожарной безопасности объекта за 5 лет.


VI. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора должностными лицами Центра пожарной безопасности МВД России


26. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора производится в ходе инспектирования, контрольных проверок деятельности органов внутренних дел и целевых выездов, посредством проверки исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России.

27. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

28. В ходе проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления ведомственного пожарного надзора, в том числе:

полнота и законность выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора;

качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности;

качество предписаний, оформляемых по результатам проверок и эффективность контроля за выполнением предложенных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

динамика оперативной обстановки с пожарами и их последствиями;

качество анализа результатов работы по осуществлению ведомственного пожарного надзора и противопожарного состояния, действенность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов;

полнота использования полномочий, предоставленных подразделениям ВПО МВД России;

порядок приостановки работы организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ;

наличие и порядок ведения служебной документации;

взаимодействие должностных лиц и подразделений ВПО МВД России с другими надзорными и контрольными органами.

29. В ходе осуществления контроля за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора, должностными лицами органа управления проводятся выборочные проверки противопожарного состояния объектов, проверяемого органа внутренних дел.

30. Одной из форм ведомственного контроля за устранением ранее выявленных недостатков, являются контрольные проверки, осуществляемые должностными лицами органа управления с выездом в органы внутренних дел в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

31. Контрольной проверке подвергаются органы внутренних дел, получившие неудовлетворительную оценку и поставленные на особый контроль по направлению деятельности "пожарная безопасность", а также органы внутренних дел, допустившие ухудшение результатов в указанной области деятельности.

32. Целевые выезды осуществляются должностными лицами органа управления в порядке, установленном МВД России:

для оказания практической помощи территориальным подразделениям ВПО МВД России по отдельным направлениям деятельности;

при возникновении чрезвычайных происшествий (пожаров) для участия в работе комиссий по установлению причины возникновения пожара, виновных лиц и условий, способствующих его возникновению;

в иных случаях, требующих неотложного реагирования.

33. Должностные лица органа управления при проверках обязаны оказывать практическую помощь подразделениям ВПО МВД России по организации и осуществлению возложенных на них задач и функций.

34. Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, установленном МВД России.


VII. Планирование, учет, анализ работы и организация контроля в подразделениях ВПО МВД России


35. Деятельность подразделений ВПО МВД России осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в подразделениях органов внутренних дел в порядке, установленном МВД России.

36. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе настоящего Наставления, анализа обстановки с пожарами, состояния пожарной безопасности подведомственных объектов, а также сезонных и местных условий.

37. Планируемые мероприятия должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, касающихся задач и функций ВПО МВД России, быть целенаправленными, четко сформулированными, максимально конкретизированными, обеспечены финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами, иметь установленные сроки выполнения и ответственных исполнителей.

38. План на очередной период должен разрабатываться с учетом результатов выполнения предыдущего плана, включать в себя незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия, определять приоритетные цели и задачи.

К плану прилагается график проверок противопожарного состояния подведомственных объектов на планируемый период.

39. Для каждого должностного лица ВПО МВД России разрабатываются и утверждаются в установленном порядке должностные инструкции, устанавливающие обязанности с учетом специализации и в соответствии с основными направлениями деятельности подразделения ВПО МВД России.

40. Все обслуживаемые объекты подлежат учету в Журнале профилактической работы и закрепляются за должностными лицами ВПО МВД России, начальником подразделения ВПО МВД России. Закрепление обслуживаемых объектов оформляется документально, приложением к должностной инструкции.

41. Результаты надзорной деятельности должны учитываться и анализироваться в подразделениях для последующего их использования в целях совершенствования организации и осуществления деятельности подразделений ВПО МВД России.

42. Анализ результатов деятельности подразделений ВПО МВД России является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

42.1. Анализ деятельности по осуществлению ведомственного пожарного надзора проводится в подразделениях ВПО МВД России ежегодно, включая следующие направления:

статистика пожаров; профилактическая работа;

состояние работы по оборудованию подведомственных объектов установками автоматической противопожарной защиты; состояние работы с кадрами.

42.2. Анализ проводится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен проводиться с учетом климатических, экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, совершенствование работы подразделений ВПО МВД России, повышение пожарной безопасности подведомственных объектов.

43. Должностные лица ВПО МВД России систематически изучают характеристику пожаров, разрабатывают и вносят в установленном порядке предложения для включения в ведомственные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты по пожарной безопасности.

44. Организация полной, точной и своевременной реализации планов возлагается на соответствующего руководителя подразделения ВПО МВД России.

45. Организация контроля за выполнением планируемых мероприятий должна носить системный характер, включающий в себя:

периодический сбор, обобщение и анализ информации о ходе и состоянии выполнения плановых мероприятий;

заслушивание отчетов исполнителей;

осуществление проверки фактического выполнения плановых мероприятий;

подведение итогов и подготовка по результатам работы за планируемый период документов для доклада руководству.

46. Ход выполнения плана рассматривается руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), утвердившим соответствующий план.


VIII. Учет пожаров и их последствий на объектах системы МВД России


47. Учет пожаров и их последствий предназначен для формирования основных показателей, характеризующих обстановку с пожарами, анализа причин и обстоятельств их возникновения и на его основе разработки мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов системы МВД России.

48. Учет пожаров, происшедших на объектах системы МВД России, осуществляется:

органом управления;

инспекциями пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;

противопожарной службой внутренних войск МВД России;

старшими инспекторами пожарной безопасности, инспекторами пожарной безопасности других подразделений системы МВД России по месту возникновения таких происшествий.

49. Учету подлежат все случаи пожаров независимо от места их возникновения и последствий.

50. Учет пожаров на боевой и другой технике, осуществляется по месту постоянной дислокации этой техники.

51. Не подлежат учету:

случаи горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;

случаи горения как результат обработки предметов огнем, теплом, или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и другие);

взрывы, вспышки и разряды статического электричества;

случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;

покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других лиц;

пожары, происшедшие на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации;

случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и другие);

погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.

52. Перечисленные в пункте 51 Наставления случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

53. Пожары регистрируются подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, в журнале учета пожаров (приложение N 2 к Наставлению).

54. На каждый пожар в течение 10 суток после его ликвидации специально назначенной руководителем подразделения комиссией составляется и направляется в орган управления один экземпляр заключения расследования обстоятельств и причины возникновения пожара*(16) по установленной форме (приложения N 3 к Наставлению), подписанный комиссией и утвержденный руководителем подразделения. Второй экземпляр остается в подразделении МВД России, на объекте которого произошел пожар.


IX. Учет пострадавших при пожаре


55. В качестве пострадавшего при пожаре считается лицо, погибшее или травмированное на пожаре.

56. В качестве погибшего при пожаре учитывается лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течение трех месяцев (90 суток) со дня происшествия от телесных повреждений (травм)*(17), полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара*(18) или в результате сопутствующих проявлений опасных факторов пожара.

57. В качестве травмированного при пожаре учитывается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара или в результате сопутствующих проявлений опасных факторов пожара*(19).

58. Учет пострадавших при пожаре лиц ведется подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, на основании сведений, предоставляемых медицинскими учреждениями.

59. Медицинские учреждения системы МВД России по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдают документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.


X. Учет материального ущерба


60. Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.

Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.

61. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.

62. Прямой ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей.

63. В прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный объектам недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу сотрудников (работников) органов внутренних дел, государственных служащих, военнослужащих и лиц гражданского персонала, ценным бумагам.

64. Учет материального ущерба ведется подразделениями, должностными лицами, указанными в пункте 48 Наставления, на основании документов бухгалтерской отчетности соответствующего подразделения МВД России, на объекте которого произошел пожар.


XI. Ответственность за учет пожаров


65. О всех случаях пожаров, происшедших на подведомственных объектах, начальники (руководители) подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России, обязаны немедленно сообщать в орган управления.

66. Ответственность за своевременность представления и достоверность оперативной информации, сведений о пожарах в установленном порядке несут начальники (руководители) подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений системы МВД России.


_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649. Далее - "Федеральный закон "О пожарной безопасности"

*(2) Далее - "МВД России"

*(3) Далее - "ВПО МВД России"

*(4) Далее - "подведомственные объемы"

*(5) Далее - "строительство"

*(6) Далее - "проверки"

*(7) Далее - "сотрудники".

*(8) Статья 12 Федерального закона "О пожарной безопасности".

*(9) Далее - "постановление"

*(10) Далее - "протокол"

*(11) Далее - "комиссия"

*(12) Далее - "Федеральный закон "О пожарной безопасности".

*(13) Далее - "орган управления".

*(14) Далее - "подразделения ВПО МВД России".

*(15) Инструкция по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987.

*(16) Далее - "заключение".

*(17) Телесное повреждение (травма) - нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

*(18) К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток, повышенная температура окружающей среды, повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода, снижение видимости в дыму.

*(19) К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся: осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества, опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара, воздействие огнетушащих веществ.


Приложение N 2

к приказу МВД РФ

от 30 июня 2010 г. N 477


Инструкция
о мерах пожарной безопасности в административных зданиях подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации


I. Общие положения


1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования пожарной безопасности в административных зданиях*(1) подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2), а также прилегающей территории и является обязательной для исполнения всеми сотрудниками, военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками подразделений МВД России*(3).

2. Все сотрудники, вновь назначенные на должности, должны проходить противопожарный инструктаж, проводимый должностными лицами ведомственной пожарной охраны МВД России или должностным лицом подразделения МВД России, на которое приказом начальника (командира) возложены эти обязанности.

3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается:

3.1. По объектам - на руководителей подразделений, размещаемых в них.

3.2. По помещениям - на должностных лиц, в установленном порядке назначенных приказом (распоряжением) ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

4. Ответственность за техническое состояние противопожарных систем возлагается на хозяйственно-эксплуатационную службу, осуществляющую техническое обслуживание объекта.

5. Сотрудники несут дисциплинарную или иную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Руководители, лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны обеспечивать своевременное выполнение норм и правил пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ведомственной пожарной охраны МВД России.


II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности


7. Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

8. Для каждого объекта приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, определяющий:

8.1. Места для курения.

8.2. Порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае пожара.

8.3. Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

8.4. Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы.

8.5. Порядок, сроки прохождения противопожарного инструктажа и определение лиц, ответственных за его проведение.

8.6. Действия сотрудников при возникновении пожара.

9. Для объектов в целях обеспечения безопасности сотрудников в случае возникновения пожара должны быть разработаны:

9.1. При единовременном нахождении на этаже более 10 человек - поэтажные планы (схемы) эвакуации сотрудников в случае пожара, которые вывешиваются на видных местах.

Кроме того, может быть предусмотрена система (установка) оповещения сотрудников о пожаре.

9.2. На объектах с массовым пребыванием сотрудников (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации сотрудников при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия сотрудников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации сотрудников, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации сотрудников.

10. Сотрудники обязаны:

10.1. Соблюдать требования правил пожарной безопасности и поддерживать противопожарный режим.

10.2. Руководствоваться требованиями пожарной безопасности (инструкциями по эксплуатации) при эксплуатации электроприборов, газовых приборов, при пользовании предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися жидкостями*(4), горючими жидкостями*(5), другими пожароопасными веществами и материалами.


III. Содержание объектов, помещений


11. Проезды, подъезды и проходы к объектам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, подступы к наружным пожарным лестницам и пожарному инвентарю должны содержаться в исправном состоянии и быть всегда свободными, а зимой очищаться от снега и льда. Территория объекта должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. Горючие отходы следует собирать на специально выделенных площадках в металлические контейнеры (ящики) и по мере их накопления вывозить.

12. Противопожарные расстояния между объектами не разрешается использовать для складирования материалов, оборудования и тары, стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

13. Территория объекта должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, а также подъездов к входам в здания.

14. Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности*(6), а также класс зон по правилам устройства электроустановок*(7), которые надлежит обозначать на дверях помещений.

15. Противопожарные системы (противодымная защита, средства пожарной автоматики, противопожарное водоснабжение) должны содержаться в исправном состоянии.

16. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

17. Обработанные (пропитанные) деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

18. Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) объектов должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

19. Двери чердачных помещений, технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания сотрудников, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть указана информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены.

20. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из объекта.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать сотрудникам, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

21. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

22. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в коридорах и помещениях объектов должны надежно крепиться к полу.

23. Мусоропроводы должны своевременно очищаться, а их клапаны иметь плотные притворы.

24. Пожароопасные работы:

24.1. На проведение всех видов огневых работ на временных местах (кроме строительных площадок) руководитель объекта обязан оформить наряд-допуск по установленной форме*(8).

24.2. Места проведения огневых работ следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведром с водой) и очищены от сгораемых веществ и материалов.


IV. При эксплуатации объектов и помещений запрещается


25. Хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ, ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газом и другие взрывопожароопасные вещества и материалы.

26. Использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для размещения производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

27. Оставлять открытыми двери технических помещений, электрощитовых и вентиляционных камер.

28. Устраивать склады горючих материалов, а также размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.

29. Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей и холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.

30. Устраивать в световых карманах коридоров служебные помещения (кабинеты).

31. Загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери эвакуационных выходов, проходы, коридоры, тамбуры и лестницы.

32. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ.

33. Устанавливать глухие металлические решетки на окнах и приямках у окон подвалов.

34. Устраивать в лестничных клетках и коридорах кладовые, а также хранить под маршами лестниц и на их площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

35. Применять на путях эвакуации горючие материалы для отделки, облицовки, окраски стен и потолков, а в лестничных клетках-ступеней и площадок.

36. Снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты.

37. Заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

38. Эксплуатировать электролампы и светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

39. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

40. Использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.


V. Содержание первичных средств пожаротушения


41. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

42. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую складку.

43. В помещениях насосных станций должна быть вывешена общая схема противопожарного водоснабжения. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение.

44. Задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспособность не реже двух раз в год, а пожарные насосы ежемесячно, с записью в журнале.

Указанное оборудование должно находиться в исправном состоянии.

45. Помещения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 и нормативными правовыми актами МВД России.

46. При выборе, размещении и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями норм пожарной безопасности.


VI. Действия при пожаре


47. Каждый сотрудник при обнаружении пожара или признаков горения (запаха гари, задымления) обязан:

47.1. Немедленно сообщить об этом по телефону "01" в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию).

47.2. Оповестить дежурного и руководителя.

47.3. Принять меры по эвакуации людей, имущества, вооружения, служебной документации, а также тушению пожара, после отключения электроэнергии, при помощи первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара допускается только в его начальной стадии, когда очаг возгорания незначителен, и к нему можно безопасно подойти без средств защиты органов дыхания на расстояние подачи огнетушащих веществ.

48. При невозможности эвакуации из помещения, изолировать его от проникновения дыма и огня (уплотнить дверные притворы влажной тканью).

49. Для защиты органов дыхания от продуктов горения использовать индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания, либо влажную ткань, закрывающую рот и нос.

50. При эвакуации запрещается пользоваться лифтами.


_____________________________

*(1) Далее - "объекты".

*(2) Далее - "МВД России".

*(3) Далее - "сотрудники".

*(4) Далее - "ЛВЖ".

*(5) Далее - "ГЖ".

*(6) Свод правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 182.

*(7) Пункт 33 правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (зарегистрирован в Минюсте России от 27 июня 2003 г., регистрационный N 4838).

*(8) Приложение N 4 к Правилам пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденным приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313.


Приложение N 3

к приказу МВД РФ

от 30 июня 2010 г. N 477


Положение
о ведомственной пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации


I. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации, реорганизации, ликвидации, условия осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации*.

2. В систему ВПО МВД России входят: Центр пожарной безопасности МВД России, инспекции пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, противопожарная служба внутренних войск МВД России, инспекции пожарной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, старшие инспектора пожарной охраны других подразделений и учреждений системы МВД России.

3. Координация деятельности ВПО МВД России осуществляется начальником Департамента тыла МВД России.

4. ВПО МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Положением.

5. Работа ВПО МВД России организуется на основе использования научных рекомендаций и передового опыта, принципов планирования, сочетания единоначалия при их обсуждении, строгого разграничения должностных обязанностей сотрудников и личной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке.

6. Порядок взаимодействия и разграничение полномочий между ВПО МВД России и Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий** регламентируется Соглашением, которое в установленном порядке заключается МВД России и МЧС России.

7. Организация, реорганизация, ликвидация подразделений, входящих в систему ВПО МВД России, осуществляются в порядке, установленном МВД России.


II. Основные задачи ВПО


8. Организация предупреждения пожаров на объектах МВД России.

9. Разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров на объектах МВД России.

10. Организация и осуществление ведомственного пожарного контроля за выполнением требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, стандартами, нормами и правилами, а также нормативными правовыми актами МВД России и МЧС России.

11. Обеспечение взаимодействия ВПО МВД России с ГПС МЧС России по вопросам пожарной безопасности на объектах МВД России.


III. Основные функции ВПО


12. Осуществление ведомственного пожарного контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объектах МВД России.

13. Контроль за техническим состоянием и обслуживанием автоматических систем противопожарной защиты. Содействие в разработке, испытании и внедрении на объектах МВД России новых эффективных средств обнаружения и тушения пожаров.

14. Организация обучения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России мерам пожарной безопасности, а также привлечение их к предупреждению и тушению пожаров.

15. Приостановка полностью или частично эксплуатации подведомственных зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей.

16. Проверка наличия у подразделений системы МВД России, осуществляющих лицензируемую деятельность в области пожарной безопасности, лицензий, предоставленных МЧС России.

17. Учет и анализ потребностей в пожарно-технической продукции, разработка предложений по ее приобретению и распределению.

18. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых для выполнения противопожарных мероприятий.

19. Изучение, обобщение и распространение передового опыта в области пожарной безопасности.

20. Организация и проведение противопожарной пропаганды.

21. Анализ и исследование пожаров, связанных с гибелью людей или причинивших значительный материальный ущерб, разработка мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов МВД России.

22. Ведение статистического учета и отчетности по пожарам и их последствиям на объектах МВД России. Представление материалов статистического учета в ГПС МЧС России.

23. Разработка и согласование с ГПС МЧС России документов предварительного планирования боевых действий.

24. Участие в организации обучения, подготовки и переподготовки сотрудников ВПО, повышении их квалификации и профессионального мастерства, координация работы по подготовке кандидатов для обучения в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля.

25. Разработка нормативных правовых актов МВД России по вопросам пожарной безопасности и согласование их с ГПС МЧС России, содействие их реализации.

26. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов МВД России.

27. Осуществление иных полномочий, отнесенных к компетенции ВПО МВД России.


_____________________________

* Далее - "ВПО МВД России" или "ВПО"

** Далее - "ГПС МЧС России"


Приложение N 4

к приказу МВД РФ

от 30 июня 2010 г. N 477


Примерное положение
об инспекциях пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации


I. Общие положения


1. Инспекции пожарной безопасности*(1) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации являются подразделениями, непосредственно подчиненными управлениям на транспорте Министерства внутренних дел по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

2. Структура, численность и штаты ИПБ утверждаются начальником управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.

3. ИПБ находятся в непосредственном подчинении заместителя начальника управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, заместителя министра внутренних дел, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, курирующего вопросы пожарной безопасности.

Методическое руководство ИПБ осуществляет Центр пожарной безопасности МВД России*(2).

4. ИПБ в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации*(3), а также настоящим Примерным положением.

5. Работа инспекций организуется на основе планирования, принципов законности, уважения прав человека, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке работы.

6. Инспекциям (сотрудникам) представляются служебные помещения, они обеспечиваются в установленном порядке нормативно-справочными материалами, пособиями и другой литературой, а также средствами организационной и электронно-вычислительной техники.

7. Реорганизация и ликвидация ИПБ осуществляются в установленном порядке.


II. Основные задачи ИПБ


8. Разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров на объектах органов внутренних дел Российской Федерации*(4).

9. Организация и осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, стандартами, нормами и правилами, а также нормативными правовыми актами МВД России и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*(5).

10. Взаимодействие с территориальными органами управления и специальными подразделениями Государственной противопожарной службы*(6) МЧС России по вопросам организации предупреждения и тушения пожаров на объектах.


III. Основные функции ИПБ


11. Организация сбора, обобщение и анализ информационного материала по вопросам пожарной безопасности, разработка профилактических мероприятий по предупреждению пожаров и повышению уровня противопожарной защиты на объектах ОВД.

12. Разработка и представление руководству ОВД планов противопожарных мероприятий объектов ОВД, осуществление контроля за их реализацией.

13. Анализ и ведение статистического учета пожаров, произошедших на объектах ОВД и последствий от них. Представление статистической отчетности в орган управления.

14. Выявление, обобщение и распространение передового опыта в области пожарной безопасности, подготовка методических материалов.

15. Анализ противопожарного состояния объектов ОВД и подготовка обзоров и информационных материалов, направленных на совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.

16. Учет и анализ потребности в автоматических системах обнаружения и тушения пожаров. Внесение предложений руководству ОВД по оборудованию объектов автоматическими системами обнаружения и тушения пожаров.

17. Учет наличия пожарной техники, оборудования на объектах ОВД, анализ потребности в них, участие в их приобретении и распределении по объектам ОВД.

Координация работы объектов ОВД по обеспечению своевременного приобретения пожарной техники, оборудования и первичных средств пожаротушения.

18. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности, программ по пожарно-техническому минимуму.

19. Проведение совещаний-семинаров по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов ОВД.

20. Обучение сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД*(7) мерам пожарной безопасности, а также их привлечение к предупреждению и тушению пожаров.

21. Разработка профилактических мероприятий по предупреждению пожаров и повышению уровня противопожарной защиты объектов ОВД.

22. Проведение смотров-конкурсов на лучшее противопожарное состояние объектов ОВД.

23. Подготовка годовых отчетов о пожарах и проделанной работе в области пожарной безопасности объектов ОВД и представление их в установленном порядке в орган управления.

24. Проверка противопожарного состояния объектов ОВД, а также соблюдения требований пожарной безопасности сотрудниками.

25. Проведение детальных обследований объектов ОВД и выдача их руководителям обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

26. Контроль за соблюдением противопожарных норм и правил при строительстве, реконструкции и техническом переоборудовании объектов ОВД.

27. Проведение совещаний и сборов сотрудников ИПБ.

28. Участие в работе рабочих комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, организация работы пожарно-технических комиссий ОВД.

29. Участие в комиссиях по расследованию причин и обстоятельств пожаров, произошедших на объектах ОВД.

30. Контроль за техническим состоянием и обслуживанием автоматических систем противопожарной защиты. Содействие в разработке, испытании и внедрении на объектах ОВД новых, эффективных средств обнаружения и тушения пожаров.

31. Организация противопожарной пропаганды на объектах ОВД.

32. Внесение руководству ОВД предложений о дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности.

33. Обучение, подготовка и переподготовка сотрудников ИПБ, повышение их квалификации, подготовка кандидатов для обучения в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля.

34. Разработка и согласование с органами управления ГПС МЧС России документов предварительного планирования боевых действий.

35. Взаимодействие с другими подразделениями ОВД.


IV. Организация и обеспечение деятельности ИПБ


36. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником ОВД.

37. Начальник инспекции по должности является старшим инспектором ведомственной пожарной охраны ОВД.

38. Сотрудники ИПБ являются инспекторами ведомственной пожарной охраны ОВД.

39. Общее руководство деятельностью ИПБ осуществляет начальник ОВД.

40. Начальник ИПБ:

40.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью ИПБ и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на инспекцию задач и функций.

40.2. Распределяет и утверждает функциональные обязанности сотрудников ИПБ, осуществляет контроль за их исполнением.

40.3. Обеспечивает подбор, расстановку и профессиональную подготовку сотрудников инспекции, соблюдение служебной дисциплины, выполнение ими функциональных обязанностей.

40.4. Организует взаимодействие с органами исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности объектов ОВД.

40.5. Вручает руководителям ОВД обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности, а в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения этих предписаний принимает меры к привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

40.6. Вносит руководству ОВД предложения о заслушивании руководителей подразделений ОВД по вопросам пожарной безопасности.

40.7. Запрашивает и получает от должностных лиц ОВД документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей.

40.8. Приостанавливает полностью или частично работу предприятий, отдельных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении зданий, сооружений и других объектов ОВД.

40.9. В установленном порядке входит в здания, сооружения и помещения ОВД в целях проверки соблюдения в них правил пожарной безопасности и реализации противопожарных мероприятий.

40.10. Принимает участие в работе комиссий по проведению служебных расследований причин и обстоятельств произошедших пожаров на объектах ОВД.

40.11. Осуществляет иные права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

41. Делопроизводство осуществляется в порядке, установленном в ОВД.


_____________________________

*(1) Далее - "Инспекция" или "ИПБ"

*(2) Далее "орган управления"

*(3) Далее "МВД России"

*(4) Далее - "ОВД"

*(5) Далее - "МЧС России"

*(6) Далее - "ГПС"

*(7) Далее - "сотрудники"


Приложение N 6

к приказу МВД РФ

от 30 июня 2010 г. N 477


Перечень
утративших силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России


1. Приказ МВД России от 28 мая 2002 г. N 505.

2. Приказ МВД России от 9 октября 2002 г. N 975.

3. Приказ МВД России от 13 мая 2003 г. N 320.

4. Приказ МВД России от 25 февраля 2004 г. N 118.

5. Приказ МВД России от 24 марта 2005 г. N 205.

6. Пункт 1 и приложение к приказу МВД России от 4 мая 2005 г. N 351.

7. Приказ МВД России от 11 мая 2007 г. N 421.




Утверждены Наставление по организации и осуществлению ведомственного пожнадзора и Положение о ведомственной пожарной охране МВД России, Инструкция о мерах пожарной безопасности в административных зданиях подразделений системы данного органа и Примерное положение об инспекциях пожарной безопасности управлений на транспорте Министерства по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по регионам. Также установлена форма Отчета о пожарах и последствиях от них, проделанной работе в области пожарной безопасности на объектах системы ведомства.

Некоторые акты указанной сферы и их отдельные предписания признаны утратившими силу. В частности, это приказы, регулировавшие вопросы ведомственной пожарной охраны Министерства, и утверждавшие Инструкцию по учету пожаров и их последствий на объектах системы ведомства.


Приказ МВД РФ от 30 июня 2010 г. N 477 "О ведомственном пожарном надзоре Министерства внутренних дел Российской Федерации"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение