Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации"

Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2
"Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации"


В целях установления единообразного порядка организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации (СК России), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее - руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий при решении задач в сфере уголовного судопроизводства сконцентрировать усилия на раскрытии каждого преступления, полном, всестороннем и объективном его расследовании, выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

1.1. При расследовании и раскрытии преступлений обеспечивать эффективное взаимодействие с органами внутренних дел, безопасности, наркоконтроля, таможни, юстиции и другими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными органами контроля, экспертными и научно-исследовательскими учреждениями.

1.2. При организации проверок сообщений о преступлениях особое внимание обращать на полное и объективное исследование обстоятельств, подтверждающих наличие признаков преступления.

В случаях, когда в материалах проверки сообщения о преступлении, подследственного следователям Следственного комитета Российской Федерации, имеются данные, указывающие на признаки иных преступлений, подследственных другим следственным органам, в указанной части материалы проверки направлять прокурору для принятия решения в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Сроки проверки сообщения о преступлении продлевать по мотивированному ходатайству следователя о необходимости её продолжения. При этом давать указания об установлении конкретных обстоятельств происшедшего, а если требуется - о привлечении к участию в проверке специалистов. Продление срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток осуществлять при наличии конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления (производство документальных проверок, ревизий, исследование документов, предметов, трупов). Не допускать принятия процессуальных решений по результатам проверки без исполнения ранее данных указаний в полном объеме, за исключением тех, которые невозможно исполнить в силу объективных причин. В каждом случае вынесения незаконного и необоснованного решения рассматривать вопрос об ответственности должностного лица, его вынесшего.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета России, утвержденную приказом Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72

1.3. Организовать в каждом следственном органе СК России четкую систему дежурства следователей, согласованного с оперативными службами и экспертными учреждениями, для их незамедлительного выезда на место происшествия, предусмотрев для этого необходимые транспортные средства.

Обеспечивать своевременность выездов следователей и следователей-криминалистов на место происшествия, квалифицированное проведение его осмотра с обязательным привлечением к данному следственному действию специалистов, своевременное назначение исследований, судебных экспертиз, предоставление в распоряжение специалистов, экспертов необходимых следственных материалов, личное присутствие следователя при проведении судебно-медицинского вскрытия трупа, применение современных технико-криминалистических и иных специальных средств, методик и научных рекомендаций для обнаружения следов преступления, установления других обстоятельств, имеющих значение для расследования и раскрытия преступления.

Лично выезжать на место убийства, совершенного без очевидцев, двух и более лиц, акта терроризма, аварии, возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, повлекших человеческие жертвы, значительные разрушения и иные тяжкие последствия, а также преступлений, имеющих большой общественный резонанс, с целью организации квалифицированного проведения первоначальных следственных действий и взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Активно применять положения ч. 1 ст. 144 УПК РФ, в соответствии с которым при проверке сообщения о преступлении следователь или руководитель следственного органа СК России вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В полном объеме использовать помощь общественности и средств массовой информации в раскрытии преступлений.

1.4. С участием следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий, с тем чтобы по каждому уголовному делу был разработан конкретный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, были своевременно выявлены и изъяты следы преступления, вещественные доказательства, установлены возможные очевидцы, свидетели.

1.5. Исключить принятие следователями решений о возбуждении уголовного дела без наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В случае признания возбуждения уголовного дела незаконным или необоснованным проводить по данному факту проверку и принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Копию постановления о возбуждении уголовного дела направлять руководителю следственного органа для формирования контрольного производства.

1.6. Обеспечивать осуществление уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в разумные сроки. При определении разумного срока уголовного судопроизводства учитывать в том числе такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий следователя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования, и общий срок предварительного расследования по делу.

1.7. Сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, а также преступлений в отношении несовершеннолетних и престарелых лиц. Бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывающих содействие криминальным структурам, вне зависимости от занимаемого ими должностного и общественного положения.

1.8. Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создавать постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагать на наиболее опытных работников. Ввести специализацию следователей по расследованию отдельных видов преступлений.

1.9. Не допускать производство следственных действий, требующих вынесения судебного решения, без его получения, кроме случаев, не терпящих отлагательства, когда:

а) необходимо реализовать меры по предотвращению, пресечению преступления, закреплению его следов;

б) фактические основания для производства указанных следственных действий появились в ходе осмотра, обыска и выемки в другом месте;

в) промедление с их производством позволит подозреваемому скрыться;

г) неотложность их проведения обусловлена обстановкой только что совершенного преступления;

д) возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия искомых объектов;

е) имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся какие-либо следственные действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.

1.10. Для производства предварительного расследования по наиболее сложным уголовным делам и предполагаемого большого объема следственных и иных процессуальных действий незамедлительно создавать следственные группы из числа наиболее квалифицированных следователей с привлечением должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Не реже одного раза в полугодие анализировать эффективность работы таких групп.

1.11. Обеспечивать соблюдение требований закона о порядке применения в отношении граждан процессуального принуждения и других мер, ограничивающих их права и свободы, а также условий реализации ими права на защиту.

1.12. Контролировать соблюдение порядка задержания подозреваемых в совершении преступлений, соответствие данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего и др., а также осуществление процессуального оформления следователем их задержания не позднее 3 часов после фактического доставления к нему подозреваемых.

1.13. При избрании меры пресечения оценивать данные о личности, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении, роде занятий такого лица, наличии у него постоянного места жительства. В этих целях заранее принимать меры к собиранию соответствующих документов.

По делам о преступлениях в сфере экономики строго руководствоваться требованиями закона, в частности ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. По делам указанной категории с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого, имущественного положения залогодателя чаще использовать в качестве меры пресечения залог. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей.

1.14. Контролировать своевременное направление поручений о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на других территориях (в том числе на территории иностранного государства), обращая внимание на их содержание, особенно международных запросов о правовой помощи по уголовным делам, которые должны иметь все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и международными договорами реквизиты.

Принимать меры к качественному исполнению поручений в установленные в них сроки.

1.15. Обеспечивать при производстве обыска, выемки и других следственных действий изъятие лишь предметов и документов, имеющих значение для дела. Не допускать изъятия без необходимости всей документации, компьютерной техники и иного имущества организации, индивидуального предпринимателя, используемого для их правомерной деятельности.

В случае невозможности возвращения им подлинников изъятой документации изготавливать и возвращать их копии.

1.16. Организовать внимательное рассмотрение ходатайств, заявленных участниками уголовного судопроизводства в ходе предварительного следствия. Учитывать, что ходатайство может быть заявлено лишь следователю, а руководителю следственного органа - только в случае, когда им уголовное дело принято к своему производству.

Обеспечивать соблюдение установленного ст. 121 УПК РФ срока рассмотрения ходатайств. Исходить из того, что днем заявления ходатайства согласно закону является день, в который оно поступило следователю либо было ему заявлено устно при условии его занесения в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

1.17. Требовать от следователей тщательной подготовки к судебным заседаниям по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного решения. Следователям заблаговременно формировать пакет необходимых документов, подтверждающих обоснованность ходатайства. Исключить формальный подход к участию в таких судебных заседаниях, аргументировано излагать суду свою позицию и при необходимости обоснованно опровергать доводы защиты.

1.18. Организовать надлежащее хранение вещественных доказательств по уголовным делам в соответствии с требованиями ст. 81, 82 УПК РФ, обеспечив их сохранность. По каждому случаю их утраты, повреждения или необоснованного возвращения владельцу проводить служебную проверку с привлечением виновных к ответственности.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете РФ, утвержденную приказом Следственного комитета России от 30 сентября 2011 г. N 142

Контролировать при прекращении уголовного дела незамедлительное возвращение изъятых материальных и иных ценностей их законным собственникам и владельцам.

1.19. Принимать необходимые меры к установлению, розыску и аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и конфискации имущества.

При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об аресте имущества, находящегося у других лиц, проверять наличие данных, свидетельствующих о том, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовано или предназначено для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованных групп, незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ (преступных организаций).

Обеспечивать контроль за арестованным имуществом, переданным на хранение собственнику или его владельцу, либо иному лицу.

В случае незаконного отчуждения либо утраты переданного на хранение имущества решать вопрос об ответственности лиц, предупрежденных об ответственности за хранение этого имущества.

1.20. В случаях, указанных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ, обеспечивать применение в отношении участников уголовного судопроизводства мер безопасности, предусмотренных ст. 18 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

В помещениях, занимаемых следственными органами, в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ создать возможности для проведения опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего.

1.21. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, контролировать направление представления в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу о принятии мер к устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона, а также исполнение и уведомление следственных органов в установленный законом срок. Исключить формальный подход к оценке принятых мер по внесенным представлениям.

Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях создания обстановки нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям.

1.22. Материалы предварительного следствия предавать гласности с соблюдением требований ч. 3 ст. 161 УПК РФ после тщательной проверки, придерживаясь четких юридических формулировок, не допуская унижения чести и достоинства лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.

По каждому случаю утечки конфиденциальной информации незамедлительно проводить проверку, виновных привлекать к установленной законом ответственности.

1.23. По уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено, не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по конкретному делу.

1.24. Уголовные дела, предварительное следствие по которым приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, по истечении сроков давности уголовного преследования, указанных в ст. 78 УК РФ, прекращать по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, только после установления этих лиц с соблюдением требований ч. 2 ст. 27 УПК РФ. При исчислении сроков давности по таким делам исходить из категории и квалификации преступлений, установленных на момент принятия решения.

1.25. В случае несогласия с принятым следователем решением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении лица (подозреваемого, обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путём применения принудительных мер воспитательного характера не утверждать его и давать письменные указания о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий, устранении выявленных нарушений закона с указанием конкретного срока исполнения.

1.26. При проверке прокурором законности постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного следствия по его запросу обеспечивать своевременное направление ему материалов уголовного дела.

Получив постановление прокурора об отмене решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного следствия с указанными материалами уголовного дела, направлять его следователю для возобновления производства по уголовному делу и проведения расследования, устанавливая срок следствия в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела следователю.

При несогласии с решением прокурора принимать меры к его обжалованию в установленном законом порядке.

1.27. При поступлении от прокурора в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, уголовного дела для производства дополнительного расследования в случае согласия с его решением с учетом мнения следователя выносить постановление об установлении срока дополнительного следствия в пределах одного месяца и передавать уголовное дело следователю для принятия к производству.

При несогласии с решением прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования принимать меры к его обжалованию в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 221 УПК РФ. Учитывать, что данное время не входит в срок предварительного следствия.

В процессе обжалования учитывать, что решение прокурора города, района и приравненного к нему военного или иного специализированного прокурора, принятое в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, обжалуется с согласия руководителя межрайонного следственного отдела, следственного отдела и следственного отделения СК России по району, городу и приравненного к нему, включая специализированные (в том числе военные), следственного подразделения СК России прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему военному или иному специализированному прокурору, а решение последнего с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации - Генеральному прокурору Российской Федерации.

Для обжалования решений прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, принятых в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 4 ст. 221 УПК РФ, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов представлять в центральный аппарат СК России материалы уголовного дела с проектом мотивированного ходатайства Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

1.28. Обеспечить предъявление обвиняемому и его защитнику по оконченному расследованием делу материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания лица под стражей, установленного чч. 2 и 3 ст. 109 УПК РФ.

В случаях, когда 30-ти суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение согласия на продление срока содержания под стражей не позднее чем за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем за 7 суток до его истечения.

1.29. Практиковать обсуждение хода и результатов расследования по конкретным уголовным делам на оперативных совещаниях с приглашением должностных лиц, осуществляющих контроль за выполнением следственных и иных процессуальных действий (решений), а также должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Исключить элементы формализма при подготовке и проведении оперативных совещаний. Лицам, участвующим в их подготовке, непосредственно изучать материалы уголовного дела, а при необходимости и материалы оперативно-розыскной деятельности.

Выносить в обязательном порядке на оперативные совещания вопросы, связанные с расследованием уголовных дел, по которым в течение 5 суток с момента возбуждения уголовного дела не установлено лицо, совершившее преступление. При этом обращать особое внимание на своевременность назначения и проведения необходимого комплекса экспертных исследований, получение данных соответствующих криминалистических учетов, выдвижение обоснованных версий.

В протоколе оперативного совещания отражать выработанные версии, предложения по раскрытию и расследованию преступления, данные следователю поручения, за которыми обеспечивать контроль.

При выявлении ненадлежащего исполнении поручений, необоснованного затягивания проверки сообщения о преступлении или предварительного следствия, недобросовестного отношения к порученной работе привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

1.30. Наиболее важные вопросы организации работы по расследованию и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений выносить на рассмотрение коллегий следственных органов СК России.

1.31. При аттестации следователей оценивать их работу по достигнутым результатам: полному и быстрому раскрытию преступлений; объективности, всесторонности и оперативности расследования; установлению всех виновных лиц и выявлению в полном объеме совершенных ими преступлений на основе строжайшего соблюдения законности; обеспечению возмещения материального ущерба; принятию мер по предупреждению правонарушений.

Использовать все средства поощрения следователей, проявивших инициативу, оперативность и профессиональное мастерство при раскрытии и расследовании убийств, терроризма, коррупционных преступлений, сложных преступлений в сфере экономики, а также других тяжких и особо тяжких преступлений.

Уделять постоянное внимание улучшению условий труда и быта следователей, их размещению в служебных помещениях, обеспечению следственных работников необходимыми средствами связи.

1.32. Организовать использование следователями современных компьютерных учетных и аналитических программ, в том числе специальных программно-технических комплексов ("АРМ следователя"). Вносить предложения по их совершенствованию.

Обеспечить доступ следователей по месту производства расследования к автоматизированным криминалистическим учетам, информационно-правовым системам, базам данных и сети Интернет.

2. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 6 "О мерах по организации предварительного следствия".

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.


Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

А.И. Бастрыкин


Закреплено, как организуется предварительное расследование в Следственном комитете России.

Так, при расследовании и раскрытии преступлений необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными органами контроля, экспертными и научно-исследовательскими учреждениями.

В частности, в каждом следственном органе необходимо организовать четкую систему дежурства следователей, согласованного с оперативными службами и экспертными учреждениями.

Копии постановлений о возбуждении уголовных дел направляют руководителю следственного органа для формирования контрольного производства.

Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений должны создаваться следственно-оперативные группы. Их деятельностью руководят наиболее опытные работники. Целесообразно ввести специализацию следователей по расследованию отдельных видов преступлений.

Аналогичный приказ Следственного комитета при прокуратуре России утратил силу.


Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации"


Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение