Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3 "Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3
"Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей"

С изменениями и дополнениями от:

2 декабря 2011 г.


В целях обеспечения в Следственном комитете Российской Федерации конституционных прав и свобод граждан при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, надлежащего процессуального контроля за соблюдением процессуальных сроков на досудебной стадии уголовного судопроизводства, единого метода продления и исчисления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, отделов и отделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (СК России), руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, их заместителям (далее - руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий, осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей.

1.1. Принимать всесторонние меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ). Установить систему упреждающего процессуального контроля, исключающую нарушения процессуальных сроков, принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений. Обеспечить надлежащий процессуальный контроль за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве и требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей.

Исключить принятие незаконных процессуальных решений и затягивание сроков предварительного расследования.

1.2. При осуществлении контроля за соблюдением процессуальных сроков, рассмотрении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания обвиняемого под стражей, строго руководствоваться требованиями, предусмотренными статьями 6.1, 10, 97-101, 108, 109, 128, 162 УПК РФ:

уголовное преследование должно осуществляться в разумный срок, при определении которого учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий руководителя следственного органа СК России и следователя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования;

обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления судопроизводства;

заключение под стражу не может быть применено в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статей 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации при отсутствии обстоятельств, установленных в пунктах 1-4 части 1 статьи 108 УПК РФ.

продление сроков содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев допускается в случаях совершения преступлений, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, и только по уголовным делам, представляющим особую сложность;

срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

1.3. Обеспечивать следственную нагрузку подчинённых следователей с учётом уровня их профессиональной подготовки и опыта работы, наличия у следователей в производстве уголовных дел, категории расследуемых преступлений, количества обвиняемых по уголовным делам и инкриминируемых им эпизодов преступной деятельности.

1.4. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия в соответствии с частью 9 статьи 109 УПК РФ исчислять с момента фактического задержания подозреваемого либо заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

1.5. При рассмотрении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания обвиняемого под стражей исходить не только из тяжести совершенных подозреваемым (обвиняемым) преступлений, но и оценивать состояние его здоровья, возраст, а также семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

При необходимости истребовать сведения или медицинские документы о состоянии здоровья подозреваемого (обвиняемого) для определения возможности применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока содержания его под стражей.

1.6. Принимать решения о даче согласия на возбуждение ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо продление срока содержания обвиняемого под стражей лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Иметь в виду, что при избрании меры пресечения в виде залога помимо движимого имущества в виде денег, ценностей, допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций может быть принято недвижимое имущество.

Учитывать, что залог может быть избран на любой стадии предварительного следствия.

Информация об изменениях:

Приказом Следственного комитета России от 2 декабря 2011 г. N 154 в пункт 1.7 настоящего приказа внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.7. Незамедлительно принимать необходимые меры реагирования при получении информации, в том числе из следственных изоляторов, об ухудшении состояния здоровья подозреваемого (обвиняемого), делающего невозможным его дальнейшее содержание под стражей. Объективно оценивать ходатайства стороны защиты об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую, которые мотивируются состоянием здоровья подозреваемого (обвиняемого).

Обеспечить неукоснительное исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

1.8. По каждому факту изменения либо отмены подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу на досудебной стадии уголовного судопроизводства проводить проверку с составлением соответствующего мотивированного заключения о законности и обоснованности ареста, копию которого не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия процессуального решения направлять в Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов - Главное военное следственное управление СК России). При выявлении нарушений одновременно информировать о мерах реагирования, принятых в отношении лиц, допустивших их.

1.9. Процессуальные сроки в период предварительного следствия исчислять в соответствии со статьей 128 УПК РФ, в месяцах и сутках, руководствуясь при этом правилами части 2 данной статьи:

срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток;

срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца (например, если лицо задержано 31 марта, то месячный срок его содержания под стражей истечет 30 апреля; если лицо задержано 31 января, то месячный срок истечет 28 (29) февраля. При последующем продлении срока содержания обвиняемого под стражей необходимо учитывать то число, которым началось непрерывное его течение).

1.10. Если при возобновлении следствия руководитель следственного органа СК России установил дату его окончания, то и в этом случае установленный дополнительный срок расследования не может превышать одного месяца.

Следует принципиально реагировать на факты необоснованного неоднократного продления срока следствия и последующего приостановления и прекращения производства по делу, рассматривать эти случаи как грубое нарушение служебной дисциплины, о чем незамедлительно информировать Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов - Главное военное следственное управление СК России).

1.11. Исключить проведение следственных действий за рамками установленного срока предварительного расследования, а также факты приостановления следствия в день его возобновления.

1.12. Обеспечить выполнение следователями требований Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 4-П "По делу о конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадии уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами граждан" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П), согласно которому срок предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей при направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения не должен быть менее 24 суток, а по делам областной (краевой, республиканской) подсудности - не менее 34 суток для последующего направления вышестоящему прокурору в порядке пункта 3 части 1 статьи 221 УПК РФ.

1.13. По уголовным делам, поступившим из иностранных государств, процессуальные сроки исчислять в соответствии с действующим российским законодательством.

1.14. При соединении нескольких уголовных дел в одно производство срок предварительного следствия определять в соответствии со статьей 153 УПК РФ.

Срок производства по соединенным уголовным делам определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

1.15. При выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении одного или нескольких обвиняемых либо неустановленных лиц срок предварительного следствия по выделенному уголовному делу исчислять согласно части 6 статьи 154 УПК РФ с момента возбуждения основного уголовного дела о том же преступлении.

При выделении в отдельное производство уголовного дела о новом преступлении или в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, срок предварительного следствия исчисляется с момента возбуждения нового уголовного дела.

1.16. При восстановлении утраченных уголовных дел в порядке, предусмотренном положениями статьи 158.1 УПК РФ, сроки предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей исчислять в соответствии с требованиями статей 109, 162 и 223 УПК РФ. В случае истечения предельного срока содержания под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению руководителя следственного органа. До принятия решения о восстановлении необходимо выполнить все возможные мероприятия по установлению местонахождения утраченного уголовного дела или его материалов, выяснить, какие по нему принимались процессуальные решения (в том числе судебные), а также получить другие данные, имеющие значение для восстановления уголовного дела.

При восстановлении прекращенного уголовного дела либо уголовного дела, по которому предварительное следствие приостановлено, принимать меры к отмене процессуальных решений. В таком случае следователь, которому поручено восстановление уголовного дела, выносит постановление о принятии его к своему производству.

1.17. В случае ошибочного исчисления срока предварительного следствия либо содержания обвиняемого под стражей исходить из фактически истекших процессуальных сроков.

1.18. Возложить на руководителей следственных органов СК России персональную ответственность за ненадлежащее качество и полноту составления следователями постановлений о возбуждении ходатайств о продлении процессуальных сроков.

Принципиально реагировать на необоснованное нарушение и продление процессуальных сроков нижестоящими руководителями следственных органов СК России, на допущенные следователями случаи неорганизованности при расследовании уголовных дел или неоднократного принятия незаконных процессуальных решений.

При установлении фактов волокиты, ущемления прав и законных интересов граждан, особенно обвиняемых, содержащихся неоправданно длительное время под стражей, принимать строгие меры дисциплинарной ответственности в отношении виновных в этом должностных лиц.

1.19. При составлении ходатайств о продлении процессуальных сроков обеспечивать исчисление срока следствия в полных месяцах независимо от количества дней в календарном месяце, при этом определять не только продолжительность, но и конкретные даты их истечения (например, до 12 месяцев, т.е. до 15 февраля 2009 г.). Не допускать случаев исчисления сроков в виде 30 суток (например, до 11 месяцев 30 суток).

Дата истечения продлеваемого срока содержания обвиняемого под стражей должна соответствовать дате истечения срока следствия по уголовному делу.

1.20. В случае дачи согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев в стадии ознакомления его и его защитника с материалами оконченного расследованием уголовного дела незамедлительно направлять в соответствующее подразделение процессуального контроля центрального аппарата СК России копию указанного ходатайства.

1.21. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а также постановление о возбуждении ходатайства перед Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем о продлении срока предварительного следствия свыше 12 месяцев представлять в центральный аппарат СК России не позднее 30 суток до истечения установленного ранее срока.

Информация об изменениях:

Приказом Следственного комитета России от 2 декабря 2011 г. N 154 настоящий приказ дополнен пунктом 1.21.1

1.21.1. Для получения согласия Председателя Следственного Комитета Российской Федерации либо его заместителя на продление процессуальных сроков свыше 12 месяцев руководителю соответствующего подразделения процессуального контроля центрального аппарата СК России обеспечить подготовку подчиненным подразделением мотивированного заключения (приложение).

В заключении указывать, кем из руководителей следственного органа изучалось уголовное дело; выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков (если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты), и какой объем работы за это время выполнен; каково количество произведенных следственных действий и подготовленных процессуальных документов за продленный срок; приводить данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, в силу которых возникла потребность в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев; указывать следственные мероприятия, проведение которых необходимо для окончания предварительного следствия; рассматривались ли ходатайства об отмене (изменении) меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с наличием у подозреваемого или обвиняемого заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, либо по другим основаниям. Проверять достоверность сведений, приведенных в обоснование продления сроков.

Мотивированное заключение о законности и обоснованности возбуждения ходатайства о продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев утверждать заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией.

1.22. Ходатайства о продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев рассматривать с предварительным изучением материалов уголовного дела:

по уголовным делам, находящимся в производстве следственных подразделений центрального аппарата СК России - на оперативных совещаниях при руководителях Главного следственного управления, Главного военного следственного управления, следственных подразделений центрального аппарата СК России по федеральным округам соответственно;

по уголовным делам, находящимся в производстве иных следственных органов СК России - на заседаниях коллегии главного следственного управления и следственного управления СК России по субъекту Российской Федерации и приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления и следственного отдела СК России.

Исключить формальный подход к проведению таких оперативных совещаний и заседаний коллегии. Учитывать практику Европейского Суда по правам человека; проверять наличие доказательств, полноту принимаемых мер по раскрытию и расследованию преступления, своевременность назначения судебных экспертиз, выполнения других следственных действий, направления поручений и запросов; выяснять конкретные причины нарушения процессуальных сроков; принимать исчерпывающие меры к их устранению.

Протокол оперативного совещания или заседания коллегии направлять должностному лицу СК России, к компетенции которого относится продление процессуальных сроков, одновременно с соответствующим ходатайством.

1.23. Постановление о возбуждении ходатайства о продлении процессуального срока должно содержать следующее:

испрашиваемый общий срок в месяцах, а если необходимо - в сутках, а также дату окончания срока;

наименование процессуального документа (постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия либо постановление о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей);

должностное положение лица, возбуждающего ходатайство;

описательную часть, в которой указывается:

дата возбуждения уголовного дела, даты возбуждения каждого из уголовных дел, если они соединены в одно производство, приостановления и возобновления производства следствия, краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства), сущность обвинения, основные доказательства виновности обвиняемого (если по делу несколько обвиняемых, то привести доказательства виновности каждого), характеризующие личность сведения, данные о мерах пресечения, даты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, сроки содержания обвиняемого под стражей с учетом предыдущих ходатайств, позиция обвиняемого по отношению к предъявленному обвинению;

даты задержания подозреваемого, домашнего ареста, принудительного нахождения в медицинском (психиатрическом) стационаре, сроки предыдущего продления содержания под стражей, дату истечения сроков содержания под стражей;

процессуальные действия, которые выполнены с момента предыдущего продления процессуального срока, причины невыполнения запланированного объема работ;

следственные действия, которые предполагается провести в ходе дальнейшего расследования;

обоснование невозможности закончить предварительное следствие либо ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в установленный срок и отсутствие оснований для изменения либо отмены меры пресечения;

резолютивную часть, в которой излагается:

существо ходатайства (перед кем возбуждается, на сколько месяцев, суток, длительность общего срока, дата окончания срока);

данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, в силу которых возникла необходимость в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев;

обоснование разумности процессуального срока, продление которого испрашивается в ходатайстве.

К постановлению также приобщаются;

справка о движении дела, в которой приводятся даты производства основных следственных действий, назначения и производства экспертиз, ознакомления с материалами уголовного дела, его направления прокурору, в суд, а при возвращении для дополнительного расследования - даты поступления надзирающему прокурору, следователю, принятия дела к производству, движения дела в связи с обжалованием, сроки, установленные для обжалования решения о возвращении дела для дополнительного расследования;

справка с изложением доказательств виновности обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (в случае. Если представляется ходатайство о продлении срока содержания под стражей нескольких обвиняемых, то справка составляется в отношении каждого из них).

1.24. В сопроводительном письме к ходатайству о продлении процессуальных сроков сообщать:

обсуждалась ли организация следствия по уголовному делу, наличие оснований для продления процессуальных сроков;

о принятых мерах, в том числе дисциплинарного воздействия в отношении виновных должностных лиц в случае несоблюдения сроков представления ходатайств, выявления фактов необоснованно длительного расследования по уголовному делу, иных нарушений процессуального законодательства;

выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление сроков, если не выполнены -информировать о мерах по их производству.

К материалам ходатайств по делам прошлых лет, впервые представляемых в центральный аппарат СК России, прикладывать копии постановлений о продлении процессуальных сроков, ранее санкционированных Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Представления, направляемые в центральный аппарат СК России, подписывать руководителю следственного органа СК России по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления либо лицу, исполняющему его обязанности.

Информация об изменениях:

Приказом Следственного комитета России от 2 декабря 2011 г. N 154 пункт 1.25 настоящего приказа изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.25. Следователям по находящимся в их производстве уголовным делам рассматривать письменные заявления подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимать решение о направлении подозреваемого или обвиняемого для медицинского освидетельствования в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения либо выносить постановление о мотивированном отказе в направлении для медицинского освидетельствования.

Направление подозреваемого или обвиняемого для медицинского освидетельствования составлять по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и незамедлительно письменно уведомлять об этом начальника места содержания под стражей, подозреваемого или обвиняемого, его законного представителя или защитника.

Направление подозреваемого или обвиняемого для медицинского освидетельствования контролировать через начальника места содержания под стражей.

Копии медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, приобщать к материалам уголовного дела.

При принятии решения об отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу контролировать исполнение постановления начальником места содержания лица под стражей.

Обеспечивать своевременное поступление в следственные изоляторы извещений о продлении сроков содержания под стражей обвиняемых и об окончании расследования.

1.26. Уделять повышенное внимание рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ жалоб участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, интересы которых затрагиваются, на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, необоснованность избранной меры пресечения либо продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей.

В случае выявления нарушений уголовно-процессуального законодательства решать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.

При судебном рассмотрении жалоб этой категории обеспечить:

своевременное представление в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность действий следственных органов СК России;

участие представителей следственных органов СК России в судебных заседаниях по их рассмотрению;

тщательное изучение материалов уголовного дела с учетом доводов заявителей;

активное отстаивание позиции следственного органа СК России в судебном заседании.

Организовать ведение учета рассмотренных судами жалоб, анализировать не реже одного раза в полугодие складывающуюся практику с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

Расследование уголовных дел, по которым поступили подобные жалобы в порядке ст. 124, 125 УПК РФ брать под личный контроль.

1.27. Неукоснительно выполнять требования части 2.1 статьи 124 УПК РФ, согласно которой в случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении должны быть указаны конкретные процессуальные действия, направленные на скорейшее окончание предварительного следствия (не допуская при этом разглашения тайны предварительного следствия), и сроки их осуществления, по истечении которых проверять выполнение этих действий.

1.28. При выявлении неправильного применения судами уголовно-процессуального законодательства при исчислении срока содержания обвиняемых под стражей безотлагательно принимать меры к обжалованию судебного решения в установленном законом порядке.

1.29. В случае возвращения уголовного дела в порядке статьи 237 УПК РФ выяснять срок содержания обвиняемых под стражей, продленный судом до принятия этого решения.

При рассмотрении вопроса о дальнейшем продлении процессуальных сроков исчислять срок содержания обвиняемого под стражей с момента поступления уголовного дела прокурору, а срок предварительного следствия - с момента принятия дела следователем к производству.

Учитывать, что в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П, неистекший срок содержания обвиняемого под стражей, в том числе установленный судом, распространяется на последующие стадии уголовного судопроизводства.

1.30. При отсутствии оснований для обжалования указаний прокурора, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК РФ, а также в случае возвращения уголовного дела судом в порядке статьи 237 УПК РФ, принимать безотлагательные меры к возбуждению ходатайства о продлении процессуальных сроков.

Руководителю следственного органа для выполнения указаний прокурора либо определения суда устанавливать срок, который не может превышать 1 месяца.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия осуществлять в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. При этом сроки следствия надлежит исчислять с учетом неистекших сроков по предыдущему ходатайству.

1.31. В целях обеспечения разумного срока уголовного судопроизводства на стадии досудебного производства регулярно заслушивать следователей на оперативных совещаниях при руководителе следственного органа СК России:

о ходе выполнения планов работы по уголовным делам;

о состоянии следствия по делам с процессуальными сроками свыше 12 месяцев,

своевременно отмечать и устранять имеющиеся недостатки.

1.32. Обеспечить надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, постоянно контролировать исполнение ими поручений по уголовным делам и принимать соответствующие меры реагирования при их некачественном исполнении. При установлении факта несвоевременного или некачественного исполнения поручений проводить заслушивания уголовных дел с участием руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

1.33. Принять меры к повышению эффективности взаимодействия следственных органов с экспертными учреждениями с целью своевременного назначения и производства в установленные сроки необходимых судебных экспертиз по расследуемым уголовным делам. При этом в каждом случае при заслушивании хода расследования уголовных дел проверять правильность и полноту назначенных экспертных исследований, фактическое наличие и своевременное направление материалов (образцов, вещественных доказательств), необходимых для производства экспертизы, в экспертное учреждение.

1.34. Не реже одного раза в полугодие проводить анализ причин продления процессуальных сроков от 6 до 12 месяцев и свыше 12 месяцев по уголовным делам, вырабатывать конкретные меры, направленные на сокращение сроков и повышение эффективности расследования преступлений. Информационно-аналитические справки по результатам проведенного анализа направлять в соответствующие подразделения процессуального контроля центрального аппарата СК России.

1.35. Включать в учебные программы повышения квалификации сотрудников следственных органов СК России вопросы обеспечения производства по уголовным делам в разумные сроки, подготовки и представления ходатайств о продлении процессуальных сроков.

2. Считать утратившими силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 28.05.2010 N 23 "Об усилении контроля за соблюдением процессуальных сроков в ходе судебного производства", указание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 22.07.2009 N 8/206 "Об организации процессуального контроля при продлении и исчислении сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей" и указание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 04.05.2010 N 6/206 "Об усилении ведомственного контроля при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности и Главное управление процессуального контроля.


Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

А.И. Бастрыкин


Подготовлены поручения по организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Необходимо исключить принятие незаконных процессуальных решений и затягивание сроков предварительного расследования.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений; свыше 6 месяцев - в тяжких и особо тяжких и только по особо сложным уголовным делам.

Следует распределять нагрузку следователей. При этом должны учитываться уровень их профподготовки, опыт работы, наличие в производстве уголовных дел и их категории, количество обвиняемых и инкриминируемых им эпизодов преступной деятельности.


Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3 "Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей"


Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Следственного комитета России от 2 декабря 2011 г. N 154

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение